Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"
методическая разработка (химия, 8 класс) на тему
Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepen_okisleniya_na_konkurs.pptx | 178.11 КБ |
stepen_okisleniya_elementov.docx | 32.16 КБ |
universalnaya_kartochka.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знать: Э лементы с постоянной степенью окисления; Э лементы, высшая степень окисления которых не равна номеру группы, в которой они находятся периодической системе; Соединения водорода и кислорода, в которых эти элементы имеют не характерные для них степени окисления.
Уметь Определять степени окисления элемента по его положению в периодической системе; Определять степени окисления элементов по формуле; Составлять формулы бинарных соединений по степени окисления; Называть бинарные соединения.
Степень окисления(СО) – это условный заряд атомов, найденный и для ковалентных полярных соединений, как для ионных .
Постоянная степень окисления Металлы (+) +1 Li, Na, K, Rb, Cs, Ag +2 Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn +3 Al Неметаллы (-) -1 F -2 O
Переменная степень окисления Металлы (+) +1, +2 Cu, Hg +2, +3 Fe, Co, Ni +2, +3, +6 Cr, Mo Неметаллы (-) -1, +1 H -4, +2, +4 C, Si -3, +3, +5 N, P, As -1, +1, +3, +5, +7 Cl, Br, I -2, +4, +6 S, Se, Te
Кислород в соединении со фтором имеет положительную СО Например: O +2 F 2 -1 Водород , соединяясь с металлами проявляет отрицательную СО Например: K +1 H -1 Ca +2 H -1 Запомни
Неметаллы могут иметь Высшую положительную СО = N группы Низшую отрицательную СО находят по формуле ( N группы элемента - 8) Промежуточную СО
Низшая отрица-тельная СО Промежуточная СО Высшая положи-тельная СО -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 N Н 3 N 2 Н 4 N Н 2 ОН N 2 N 2 О N О N 2 О 3 N О 2 N 2 О 5 Например: элемент азот может иметь следующие степени окисления
Любая формула - электронейтральна , поэтому алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле =0 степени окисления записывают над символами элементов со знаком «+» или «-» перед их величинами.
Как узнать какой элемент в соединении проявляет СО отрицательную? F, O, N, Cl, Br, S, P, C, H, Si, Al, Mg, Ca, Na, Cs х.э. стоящий в ряду левее проявляет (-) СО, а правее – (+) СО N 2 +5 O 5 -2 H 3 +1 N -3 Металлы во всех сложных соединениях имеют только положительные степени окисления.
В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равны зарядам ионов Например: Na + Cl - степень окисления натрия равна +1 , хлора = -1 K 2 + O 2- степень окисления калия = +1 , кислорода = -2 .
В соединениях с ковалентной неполярной связью степень окисления =0 Например: О 2 0 , Р 0 , Н 2 0 , С 0
В соединениях с ковалентной полярной свя з ью степень окисления элемента – это условный заряд его атома в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов, то есть рассматривать ковалентные полярные связи как ионные связи. Например: H : Cl считают, что общая электронная пара полностью переходит к атому хлора (ЭО Cl >ЭО H ), то есть связь становится ионной H + Cl - , следовательно степень окисления водорода +1 , а хлора -1. H +1 Cl -1
Правила составления формул химических соединений 1. Если СО химических элементов, входящих в состав соединений, одинаковы, то индексы не ставятся. C +2 O -2 , Cu +2 O -2 , H +1 Cl -1
2. Если СО одного х.э. делится на СО другого х.э., то значение большей СО делим на значение меньшей и ставим полученное число возле х.э. с меньшей СО S +6 O -2 6:2=3 → S +6 O 3 -2
3. Если значения СО не делятся друг на друга, ставим их в виде индексов «крест- накрест» Al +3 O -2 →Al 2 +3 O 3 -2
Определение степени окисления элементов Al 2 O 3 Ca 3 N 2 K 2 S P 2 O 5 C а O As 2 O 3 Al 2 +3 O 3 -2 Ca 3 +2 N 2 -3 K 2 +1 S -2 P 2 +5 O 5 -2 C а + 2 O -2 As 2 +3 O 3 -2
Номенклатура бинарных соединений Первое слово + В корне слова от 3 до 5 букв латинского названия электроотрицательно-го х.э. + суффикс « ид » Второе слово русское название электроположительно-го х.э. в родительном падеже (с указанием СО, если она переменная)
Химические элементы Корень слов Нитр огениум Бром ум Гидр огениум Окс игениум Силиц иум Сульф ур Карб онеум Фтор ум Хлор ум N Br H O Si S C F Cl
Назовите бинарные соединения CO 2 оксид углерода (IV) FeCl 3 хлорид железа (III) SnCl 4 хлорид олова (IV) AlJ 3 иодид алюминия Оксид углерода (IV) Хлорид железа (III) Хлорид олова (IV) Иодид алюминия
Составление формул соединений по названию Запишите формулы: 1.Оксидов марганца ( II ),( III ),( IV ),( VII ); 2.Нитридов: Na, Ca, Al 3.гидрида бария, хлорида сурьмы( V ), сульфида алюминия, хлоридов фосфора ( III ),( V ) Проверка: 1. MnO, Mn 2 O 3 , MnO 2 , Mn 2 O 7 2. Na 3 N, Ca 3 N 2 , AlN 3. BaH 2 , SbCl 5 , Al 2 S 3 , PCl 3 , PCl 5
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме Одно ключевое слово (словосочетание), определяющее содержание синквейна Степень окисления Несколько прилагательных, характеризующих данное слово Положительная, отрицательная Несколько глаголов, показывающие действия понятия Таит секреты, объединяет, помогает Короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение Важная характеристика состояния атома в молекуле Одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием Формула Рефлексия
Предварительный просмотр:
Семенова Любовь Леонидовна
учитель химии МОУ «Волоколамская средняя школа №3»
Урок разработан с использованием технологии мультимедиа, что дает возможность осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала, самоконтроль, самокоррекцию, визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране. В ходе урока учащиеся обучаются критическому мышлению, умению организовывать свою деятельность, анализировать результаты работы.
Тема урока: Степень окисления элементов (8 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной поддержкой
Цели урока:
1.Сформулировать понятие о степени окисления. Научить находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. Познакомить с началами номенклатуры химических соединений.
2. Воспитание положительного отношения к знаниям.
3. Развитие аналитического, критического мышления.
Средства обучения: компьютер, проектор.
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, самостоятельная работа
Ход урока:
Рассказ с демонстрацией слайдов, беседа, просмотр слайдов с комментариями учителя.
- Вступительное слово учителя:
Степень окисления является важной характеристикой состояния атома в молекуле.
Знать:
- элементы с постоянной степенью окисления;
- элементы, высшая валентность которых не равна номеру группы, в которой они находятся периодической системе;
- Соединения водорода и кислорода, в которых эти элементы имеют не характерные для них степени окисления. (Слайд №2)
Уметь:
- определять степени окисления элемента по его положению в периодической системе;
- определять степени окисления элементов по формуле;
- составлять формулы бинарных соединений по степени окисления; Называть бинарные соединения. (Слайд №3)
- Изучение нового материала.
1. Понятие о степени окисления (СО) (слайд № 4)
2. Элементы с постоянной СО (слайд №5)
3. Элементы с переменной СО (слайд №6)
4. Нетипичные СО водорода и кислорода (слайд №7)
5. Определение СО неметаллов (слайд №8)
Неметаллы могут иметь
(+) (-)
Высшую положительную СО = N группы Низшую отрицательную СО находят по формуле
(N группы элемента - 8)
Промежуточную СО
Например: Элемент азот может иметь следующие степени окисления (слайд №9)
Низшая отрицательную СО | Промежуточная СО | Высшая положительная СО | ||||||
-3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
NН3 | N2 Н4 | NН2ОН | N2 | N2О | NО | N2О3 | NО2 | N2О5 |
6. Любая формула является электронейтральной, поэтому алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле =0. Степени окисления записывают над символами элементов со знаком «+» или « - » перед их величинами. (Слайд №10)
7. Как узнать какой элемент в соединении проявляет отрицательную СО?
Металлы во всех сложных соединениях имеют только положительные степени окисления. (Слайд №11)
8. В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равны зарядам ионов.
Например:
Na+ Cl- степень окисления натрия равна +1, хлора = -1
K2+O2- степень окисления калия = +1, кислорода = -2. (слайд №12)
9. В соединениях с ковалентной неполярной связью степень окисления =0
Например: О20, Р0, Н20, С0 (слайд № 13)
10. В соединениях с ковалентной полярной связью степень окисления элемента – это условный заряд его атома в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов, то есть рассматривать ковалентные полярные связи как ионные связи.
Например: H :Cl считают, что общая электронная пара полностью переходит к атому хлора (ЭО Cl >ЭО H), то есть связь становится ионной H+Cl- , следовательно степень окисления водорода +1, а хлора -1. H+1 Cl-1 (слайд №14)
11. Правила составления формул химических соединений (слайд №14,15,16,17)
12. Упражнения в определении степени окисления (Слайд №18)
13. Номенклатура бинарных соединений. (Слайд №19)
Первое слово | + | второе слово |
В корне слова от 3 до 5 букв латинского названия электроотрицательного химического элемента + суффикс «ид» | + | русское название электроположительного химического элемента в родительном падеже (с указанием СО, если она переменная) |
(Слайд №20)
Химические элементы | Корень слова |
N | Нитрогениум |
Br | Бромум |
H | Гидрогениум |
O | Оксигениум |
Si | Силициум |
S | Сульфур |
C | Карбонеум |
F | Фторум |
Cl | Хлорум |
14. Упражнения в названии химических соединений. (Слайд №21)
15. Составление формул соединений по названию. (Слайд №22)
- Домашнее задание: §17, упражнения 1-3 (с.90)
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия (составление синквейна)
Литература:
- Габриелян О.С.. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2009г.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2002г.
- Егоров А.С., Шацкая К.П. и др. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для учащихся медицинских лицеев, медико-биологических классов и классов с углубленным изучением химии.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
Предварительный просмотр:
Универсальная карточка
проверки знаний 8-9 классы
1.а) сравнить вещества:
1) O u C; 2) Na* u O 3) H u F 4) Fe (III) u Cl
б) составить формулы бинарных соединений
в) дать характеристику элемента*
2. а) назвать вещества:
1. BaO, 2.H2O, 3. H2SiO3, 4. BaCl2, 5. AgNO3, 6. Na2SO3, 7. NaOH,
8. Cl2O5, 9. Ca(OH)2, 10. Al2O3, 11. HNO3, 12. HNO2, 13. HMnO4, 14. ZnSO4, 15. O2
б) определить степень окисления элементов в формуле №8
в) определить класс веществ под № 2, 3, 4, 7
г) определить вид химической связи и тип кристаллических решеток в подчеркнутых веществах
д) описать химические свойства вещества под №9
е) найти относительную молекулярную массу вещества под №13
ж) вычислить массовые доли элементов по формуле в веществе под №11
з) вычислить количество вещества под №1, если его масса равна 20г
и) вычислить объем вещества под № 15, если количество вещества равно 2 моль
к) вычислить число молекул вещества под №5, если количество вещества равно 5кмоль
3. указать тип химической реакции
а) Zn + O2 → Zn O
б) Al(OH)3→Al2O3 + H2O
в) Mg + HCl → Mg Cl2 + H2↑
г) Ba(OH)2 + HNO3 → Ba(NO3)2 + H2O
д) Ca(OH)2 + H2 SO4 → Ca SO4 + H2O
е) Fe + Cu Cl2 → Cu + FeCl2
ж) SO2+ O2↔ SO3
з) H2 + Cl2 →HCl
и) Cu + HNO3 → Cu(NO3)2+NO↑ + H2O
4. составить ионные уравнения к схемам (г, д, е)
5. расставить коэффициенты методом подбора в схемах (а-з)
6. расставить коэффициенты методом электронного баланса в схеме (и)
7. определить при каких условиях химическое равновесие реакции (ж) сместится вправо.
8. вычислить массы растворяемого вещества и растворителя в растворе массой 200г с массовой долей растворенного вещества 15%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)
Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна
Календарно- тематическое планирование по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна....
Календарно- тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна.
Календарно-тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
Календарно-тематическое планирование курса химии 8 класса по программе О. С. Габриеляна (ФГОС)
Календарно - тематическое планирование 8 класс (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование уроков химии по ФГОС по программе О.С.Габриеляна
Календарно-тематическое планирование уроков химии по ФГОС по программе О.С.Габриеляна...
Календарно-тематическое планирование уроков химии по ФГОС по программе О.С.Габриеляна 2019-2020 уч. год
Календарно-тематическое планирование уроков химии по ФГОС по программе О.С.Габриеляна 2019-2020 год...