Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
методическая разработка по химии на тему
Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания об однородных и неоднородных смесях, и вырабатываются умения и навыки по разделению неоднородных (гетерогенных) смесей на компоненты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока.
УЧИТЕЛЬ: Шарапова Лариса Игоревна
КЛАСС: 7
ПРЕДМЕТ: химия
ТЕМА УРОКА: «Разделение неоднородных смесей»».
МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: урок по учебному плану.
ТИП УРОКА: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов.
ВИД УРОКА: деловая игра, урок-практикум.
ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ:
- для учителя: компьютер, мультимедийный проектор и презентация Microsoft PowerPoint
-для учащихся: а) лист самоанализа и самооценки обучающегося, лист с рефлексией;
б) лист с лабораторным отчетом, в) лабораторный штатив, химические стаканы, фильтр, ножницы, стеклянная трубочка, магнит.
Реактивы для учащихся: песок, вода, сера, железные стружки.
Цель урока: Продолжить формировать и совершенствовать знания по теме «Чистые вещества и смеси», выработать умения и навыки по применению в новых условиях, а также развивать познавательные интересы учащихся и воспитывать у них отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности.
Задачи урока:
1) закрепить знания учащихся по теме «Чистые вещества и смеси», проверить умения отличать однородные и неоднородные смеси и практически осуществлять разделение неоднородной (гетерогенной) смеси на компоненты;
2) развивать умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
3) воспитание коммуникативных качеств в процессе группового взаимодействия, аккуратности и культуры труда.
Ход урока.
I этап. Организация начала урока.
Используемые цифровые ресурсы: нет.
Учитель приветствует учащихся, создает психологическую атмосферу урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Используемые цифровые ресурсы: нет.
Учитель сообщает учащимся тему, цели и задачи урока.(Слайд 1,2)
Цель урока: Продолжить формировать и совершенствовать знания по теме «Чистые вещества и смеси», выработать умения и навыки по применению в новых условиях, а также развивать познавательные интересы учащихся и воспитывать у них отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности.
Задачи урока:
1) закрепить знания учащихся по теме «Чистые вещества и смеси», проверить умения отличать однородные и неоднородные смеси и практически осуществлять разделение неоднородной (гетерогенной) смеси на компоненты;
2) развивать умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
3) воспитание коммуникативных качеств в процессе группового взаимодействия, аккуратности и культуры труда.
Учитель зачитывает эпиграф урока: (Слайд 3)
Нет на карте белых пятен,
Вся Земля давно открыта,
Очень трудно жить на свете,
В наше время без открытий.
Учитель: Ребята, представьте дома у вас в сахар случайно попали крошки пробки. Каким образом вы разделите эту смесь?
Затем учитель говорит учащимся о том, что на столе у каждого лежит лист самоанализа и самооценки обучающегося, который вы заполните в конце урока или в ходе его.
Учащиеся записывают фамилия, имя на листе самоанализа и самооценки.
III этап. Определение границ (возможностей) применения данных знаний.
Используемые цифровые ресурсы:
- «Интерактивное задание «Смеси» (№131525)»;
- «Интерактивное задание «Смеси в природе (№131526)».
Фронтальный опрос. (Слайд 4,5)
- Что называется смесями?
- Какие смеси вы знаете?
- Какие смеси называются однородными?
- Какие смеси называются неоднородными?
- Что такое декантация?
- Что называется очисткой вещества?
- Что называется разделением смеси?
- Какими способами можно разделить неоднородные смеси?
Упражнения на усвоение и закрепления навыков и умений:
А) Определите тип смеси. (Слайд 6)
Б) Выполнение интерактивных заданий:
- «Интерактивное задание «Смеси» (№131525)»; (Слайд 7)
- «Интерактивное задание «Смеси в природе» (№131526)»;
Учащиеся работают с интерактивными заданиями. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.
В) Игра «Крестики - нолики . (Слайд 8, 9)
Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «Крестики-нолики».
Выигрышный путь составляет смесь:
Сок | Спирт | Серебро |
Кровь | Воздух | Фосфор |
Золото | Глина | Лимонад |
Ответ: сок, воздух, лимонад.
IV этап. Физическая минутка для глаз.
Закрыть глаза, сильно зажмурить и быстро поморгать. Затем открыть и посмотреть, не поворачивая головы налево, направо, вверх, вниз, в окно.
V этап. Актуализация опорных знаний учащихся и их корректировка,
Используемые цифровые ресурсы: «Интерактивное задание «Меры предосторожности при работе в лаборатории» (№125013)».
Учитель: Я. думаю, что вы все хорошо знаете правила по технике безопасности и не допустите того, что произошло с некоторыми учениками.
(Выходят три учащихся в рваной одежде, у мальчика, нарисована ладонь без одного пальца).
- Сценка «Жертвы безответственности». (Слайд 10, 11)
Жертва щелочи
Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.
Жертва кислоты
Попробовать на вкус решил я кислоту.
Глядь, языка уж нет во рту!
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.
Жертва любопытства
Сунул палец я в пробирку,
Вместо пальца – просто дырка.
- Блиц опрос по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Учитель: А сейчас я проверю, как вы знаете правила безопасности при работе в лаборатории.
Выполнение интерактивного задания. «Меры предосторожности при работе в лаборатории» (№125013). (Слайд 12)
Учащиеся работают с интерактивным заданием. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.
VI этап. Пробное применение знаний.
Использование цифровых образовательных ресурсов. «Интерактивное задание. Применение способов разделения смесей в быту и промышленности» (№131510)».
Оперирование знаниями в новых ситуациях (познавательные задачи).
Учитель: Ребята, а сейчас вы попробуете показать ваши знания при выполнении
интерактивного задания. « Применение способов разделения смесей в быту и промышленности» (№131510)». (Слайд 13)
Учащиеся работают с интерактивным заданием. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.
VII этап. Упражнения по образцу и в подобных условиях с целью выработки умений безошибочного применения заданий.
Лабораторная работа. (Слайд 14. 15) «Разделение неоднородных смесей».
- Подготовка к восприятию.
Учитель: Ребята! Давайте попробуем вместе заглянуть в мир профессий! Представьте, что вы работаете на химическом производстве. Для этого учащиеся делятся на пять групп – химические лаборатории. В каждой лаборатории выбрали по одному главному лаборанту и выбрали инженера по технике безопасности, который будет следить за соблюдением техники безопасности при проведении опытов.
У каждой лаборатории есть лабораторный журнал, в котором вы будете записывать свои наблюдения и делать соответствующие выводы.
Каждой группе выдаются технологические карты (лабораторные журналы).
2) Проведение лабораторной работы.
Технологическая карта
Лаборанты:_____________________________________________________________________
(Ф.И)
Название опыта | Что делали | Что наблюдали |
1.Разделение смеси серы и железа с помощью магнита | ||
2.Разделение смеси серы и железа с помощью отстаивания | ||
3.Разделение смеси песка и воды фильтрованием |
VIII этап. Выполнение нестандартных заданий.
Использование цифровых образовательных ресурсов.
Электронное пособие «Химия 8-11 классы. Виртуальная лаборатория» «Лабораторные работы. Оборудование лаборатории». Итоговый тест.-1,2,3 вопросы теста, на знание оборудования для нагревания веществ.
По окончании практической работы учитель предлагает ребятам сделать вывод о способах разделения неоднородных смесей.
Осуществление индивидуального опроса – выполнение индивидуальных заданий у компьютера.
Учитель предлагает учащимся вопросы 1,2,3 из итогового теста на знание оборудования для нагревания веществ. Электронное пособие «Химия 8-11 классы. Виртуальная лаборатория». «Лабораторные работы. Оборудование лаборатории».
- Выберите оборудование, используемое в химической лаборатории для нагревания и выпаривания.
- Обозначьте составные части лабораторного штатива, переместив название на соответствующие позиции.
- Обозначьте приборы, используемые в химической лаборатории для нагревания и выпаривания, переместив названия на соответствующие позиции.
Ребята по одному работают за компьютером, отвечая на вопросы из итогового теста.
I X этап. Подведение итогов урока. Рефлексия. ( Слайд 17)
Использование цифровых ресурсов: нет.
Учитель отмечает лучшие лаборатории, в которых слаженно велась работа. Учащиеся рассказывают, чему научились на этом уроке. Инженер по технике безопасности подводит итоги, как соблюдались правила по технике безопасности при проведении опытов.
Рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Выберите нужную букву: А) Получил прочные знания, усвоил весь материал. Б) Усвоил материал частично. В) Мало что понял, необходимо ещё поработать. Вставьте смайлик настроения: Хорошо, безразлично, скучно.
Сдайте листы самоанализа и самооценки. | Заполняют листы самоанализа и самооценки. |
X этап. Домашнее задание: ( Слайд 18)
Использование цифровых ресурсов: нет.
Для всех:
Параграф 10.
Выполнить презентацию по желанию «Процесс фильтрования в быту, в технике и
в природе».
Используемая литература:
- «Введение в химию. Вещества. 7 класс.» Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. остроумов, С.А. Сладков - 4-е издание исправленное и дополненное,- Москва: «Сиринъ према», 2008.
- Программа курса «Введение в химию. Вещества.» для 7 класса общеобразовательных учреждений / И.Г. Остроумов, О.С. Габриелян- М.: «Сиринъпрема», 2006.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
- «Интерактивное задание «Смеси» (№131525)»;
- «Интерактивное задание «Смеси в природе» (№131526)»;
- «Интерактивное задание «Меры предосторожности при работе в лаборатории» (№125013)».
4) «Интерактивное задание. Применение способов разделения смесей в быту и
Промышленности» (№131510)».
5) Электронное пособие «Химия 8-11 классы. Виртуальная лаборатория». «Лабораторные
работы. Оборудование лаборатории». Итоговый тест.-1,2,3 вопросы теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"
В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"
Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»
Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения"
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения". Урок разработан к УМК О.С. Габриелян и соответствует Федеральным государственным образовательны...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса
Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"...