Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
учебно-методический материал по химии по теме

Башарина Любовь Ивановна

Предварительный просмотр:

«Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»

                                                             

Разработала:

преподаватель химии  Башарина Л.И.

Департамент Образования  города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

Колледж сферы услуг № 3

Методическая разработка

урока по химии

тема урока:


                                              Цели урока:

1.Обучающая: Классифицировать ранее изученные полимеры.

Рассмотреть   строение, свойства и методы синтеза синтетических полимеров. Показать их значение в природе и жизни человека.

Используя химию высокомолекулярных соединений, повторить реакции полимеризации и поликонденсации как важнейшее свойство непредельных и функциональных соединений.

2.Развивающая:  Развивать у обучающихся познавательный интерес, наблюдательность. Развивать практический интерес к изучению свойств полимеров. Развивать умение делать выводы и применять полученные знания при изучении спецпредметов.

3.Воспитательная: Формирование научного мировоззрения, творческой активности и ответственности. Сформировать понимание народнохозяйственного значения полимеров  в жизни человека, а также важности охраны окружающей среды.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер и компьютерная презентация «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений», компьютерный диск, коллекции каучуков и синтетических волокон, экран.

На каждый стол: опорный конспект (заполняется по ходу урока),  раздаточный материал «Природные и химические полимеры», учебник «Органическая химия» автора Цветкова Л.А.

 Тип урока: Урок изложения нового материала.

  Вид урока: Урок - лекция

  Место проведения: кабинет химии.

  Методическая цель: Повышение активности, познавательной деятельности обучающихся при изучении  химии.


Ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный  момент.

 (1-2мин.)

   


 Сообщение темы урока, плана и задач урока.

   

       План урока:

1.Определение «полимер» и

    основные понятия химии ВМС.

2. Методы синтеза полимеров.

3. Классификация полимеров.

4. Структура полимеров.

5. Химические свойства полимеров.

6. Применение полимеров.  

7. Синтетические полимеры в быту и

     здоровье человека.

 8. Полимеры и  охрана окружающей среды.  


Основная часть.

Изучение новой темы.


1.Определение «полимер» и

    основные понятия химии ВМС.


2. Методы синтеза полимеров.



3. Классификация полимеров.



4. Структура полимеров.




5. Химические свойства полимеров.




6. Применение полимеров.  



7. Синтетические полимеры в быту и

     здоровье человека.



8. Полимеры и  охрана окружающей среды.  



Вывод по уроку:

ВМС широко распространены в природе и используются человеком в повседневной жизни, народном хозяйстве. Такое широкое применение основано на их особых свойствах. Они помогли заменить многие природные вещества.

 


Домашнее задание: учить лекцию и 46 параграф учебника.





Обучающиеся готовятся к уроку.

На парте тетрадь и учебник.

Дежурный сдает рапорт.


Запись темы и номера урока в тетради.      



Слайд №4















Слайд №5

Лекция - беседа


Слайд №6



Слайд №7

обучающиеся записывают

содержание слайда

Слайд № 8-10




Слайд № 11-12




Слайд № 15



обучающиеся записывают

Слайд №16



Слайд №17-20




обучающиеся формулируют вывод и записывают









обучающиеся записывают

задание в тетради








Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тема урока:

Слайд 2

Цели урока: 1.Обучающая: Классифицировать ранее изученные полимеры. Рассмотреть строение, свойства и методы синтеза синтетических полимеров. Показать их значение в природе и жизни человека. Используя химию высокомолекулярных соединений, повторить реакции полимеризации и поликонденсации как важнейшее свойство непредельных и функциональных соединений. 2.Развивающая Развивать у учащихся познавательный интерес, наблюдательность. Развивать практический интерес к изучению свойств полимеров. Развивать умение делать выводы и применять полученные знания при изучении спецпредметов. 3.Воспитательная: Формирование научного мировоззрения, творческой активности и ответственности. Сформировать понимание народнохозяйственного значения полимеров в жизни человека, а также важности охраны окружающей среды.

Слайд 3

Тип урока : Урок изложения нового материала. Вид урока : Урок - лекция Место проведения : кабинет химии. Методическая цель : Повышение активности познавательной деятельности учащихся при изучении химии . Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер и компьютерная презентация «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений», компьютерный диск, коллекции каучуков и синтетических волокон, экран. На каждый стол: опорный конспект (заполняется по ходу урока), раздаточный материал «Природные и химические полимеры», учебник «Органическая химия» автора Цветкова Л.А.

Слайд 4

План урока: Определение «полимер» и основные понятия химии ВМС. 2. Методы синтеза полимеров. 3. Классификация полимеров. 4. Структура полимеров. 5. Химические свойства полимеров. 5. Применение полимеров. 6. Полимеры и охрана окружающей среды. 7. Синтетические полимеры в быту и здоровье человека.

Слайд 5

Высокомолекулярные соединения (ВМС) – это соединения, имеющие относительную молекулярную массу больше 10 тыс. Большинство (ВМС) – полимеры. Полимерами называют вещества, молекулы которых состоят из множества повторяющихся структурных звеньев, соединённых между собой химическими связями. Мономер - низкомолекулярное вещество, из которого синтезирован полимер. Структурное звено - многократно повторяющиеся группы атомов. Степень полимеризации - число молекул мономера, соединённых в макромолекулу полимера. (с греч. «макрос» – большой, длинный.) Средняя молекулярная масса полимера - это среднее значение, от которого масса отдельных молекул имеет большое отклонение. Средняя молекулярная масса полимера рассчитывается по формуле: М полимера = М мономера * n , где n - степень полимеризации. Определение «полимер» и основные понятия химии ВМС. (Записать в конспект определения: ВМС, полимер, мономер, степень полимеризации, структурное звено и молекулярная масса полимера .)

Слайд 6

Основные способы получения полимеров (методы синтеза) Реакция полимеризации - это химический процесс соединения мономера в макромолекулу полимера. Реакция поликонденсации -- это химический процесс соединения исходных молекул мономера в макромолекулу полимера, идущий с образованием побочного продукта (воды). n СН 2 = СН 2 n (- СН 2 – СН 2 -) этилен полиэтилен n С 6 Н 12 О 6 (-С 6 Н 10 О 5 -) n + n Н 2 О глюкоза крахмал

Слайд 7

Классификация полимеров Природные полимеры Синтетические полимеры Неорганические полимеры Органические полимеры (биополимеры) (пластическая сера, чёрный и красный фосфор, силикаты, селен, карбин,асбест) (каучук, крахмал, целлюлоза, белки, нуклеиновые кислоты) Пластмассы (полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид) Волокна Каучук (бутадиеновый, дивиниловый) природные волокна (хлопок, шерсть, лён) Искусственные полимеры (полученные из природных полимеров ацетатное и вискозное волокно) химические волокна (капрон, лавсан, капрон,нейлон) Химические полимеры

Слайд 8

На свойства полимеров большое влияние оказывает регулярность. Регулярность – строгая последовательность соединения исходных молекул мономеров в макромолекуле полимера. Строение полимеров Стереорегулярное - Нестереорегулярное в макромолекуле полимера структурные звенья чередуются в цепи в определённом порядке полимеры с произвольным чередованием структурных звеньев различной пространственной конфигурации Значение стереорегулярности: обеспечивает каучукам эластичность, способность выдерживать многократные деформации. Стереорегулярное и нестереорегулярное строение полимеров

Слайд 9

А) линейная Скрученная (каучуки) Б)разветвлённая (Крахмал, полиэтилен высокого давления) В) пространственная (резина, феноло-формальдегидные смолы, кварц) Классификация по строению полимера (схемы полимеров):

Слайд 10

Участок кристаллического строения Участок аморфного строения

Слайд 11

(бакелит, карболит.) Термопластичные полимеры - при нагревании размягчаются, а при охлаждении занимает определённую форму. Процесс обратим (полиэтилен, полипропилен, полистирол, капрон.) Классификация полимеров по отношению к нагреванию Термореактивные полимеры - при нагревании размягчаются, а затем становятся неплавкие и нерастворимые. Не имеют определённой температуры кипения и плавления

Слайд 12

Растворение полимеров Гидрофильные полимеры - растворяются или сильно набухают в воде. ( желе, полисахариды, полиакриламид) Гидрофобные полимеры – в воде не растворяются, в качестве растворителей используют : бензин, бензол, ацетон, спирт. (резина, карболит)

Слайд 13

Химическая стойкость по отношению к кислотам и щелочам Полиэтилен, поливинилхлорид, полипропилен и другие полимеры не взаимодействуют с растворами кислот, щелочей, окислителей.

Слайд 14

Вспененные полимеры – это полимеры, которые содержат газ в пустотах (сотах) по всему объёму материала Пенополистирольные пенопласты - упаковочные стаканчики для супов и каш быстрого приготовления. пеноуретановые пенопласты – автомобильные сиденья. Хлеб и пирожное поднимаются благодаря биохимическому (дрожжевому) вспениванию .

Слайд 15

Синтетические полимеры в быту и здоровье человека Значёк «ресайклинга» –изделие получено из вторичного сырья или поддаётся переработке. Возможны варианты рекомендаций : «только для сыпучих продуктов» «для холодных непищевых продуктов» «для пищевых продуктов» «для холодной воды» написана температура «-40+100» RE S Y

Слайд 16

Полимеры и охрана окружающей среды

Слайд 17

Решение проблемы: Вторичное использование отходов Широкое использование природных полимеров: поллулэн из крахмала (-30 до+100) разложение в почве в течение 9 мес. Синтез пластиков, разрушающихся под действием света, бактерий и воды.

Слайд 18

«Чистый город – чистая страна – чистая планета!»

Слайд 19

Наградой за наш труд станет чистый воздух лесов и полей, зелень лугов и рощ, прозрачная вода озёр и рек и мирное небо над головой.

Слайд 20

Дороже этого нет ничего на Земле !

Слайд 21

Вывод по уроку Вывод по уроку : ВМС широко распространены в природе и используются человеком в повседневной жизни, народном хозяйстве. Такое широкое применение основано на их особых свойствах. Они помогли заменить многие природные вещества. Домашнее задание : учить лекцию и 46 параграф учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Медиа Урока "Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)"

Конспект медиа урока "Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)", 11 класс...

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Методическая разработка урока по химии "Железо и его соединения"""

Общая характеристика железа.. Производство  стали на Оскольском электро-металлургическом комбинате....

разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока контроля предметных знаний по химии в 8 классе по теме "Соединения химических элементов"

Разработка содержит мультимедийную презентацию и технологическую карту урока. Рассчитана на УМК Габриеляна. Урок позволяет диагностировать уровень усвоения по теме, учитель (по желанию) проводит или н...

Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"

Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"...