Урок-проект "Водород: знакомый и незнакомый" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Урок предназначен систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka_vodorod_znakomyy_i_neznakomyy._9_klass.doc | 144 КБ |
prezentaciya_k_uroku_vodorod_znakomyy_i_neznakomyy._9_klass.pptx | 485.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
«Водород: знакомый и незнакомый»
Учитель химии
МОУ «СОШ № 56»
Ленинский район
город Саратов
Мясникова Л.Ю.
2011 г.
Урок-проект «Водород: знакомый и незнакомый»
Эпиграф к уроку:
И если вчера человечество благоговело перед новым видом энергии - электричеством, а позавчера перед паровым котлом, то сегодня мы управляем реакцией распада атомного ядра, а завтра будем управлять реакцией синтеза ядер - создадим земные солнца!
Д.И.Щербаков.
Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и о простом веществе на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.
Задачи урока.
- Образовательные: систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять реакции замещения; закрепить понятия “простое вещество” и “сложное вещество”, умение обращения с приборами для получения и собирания газов.
- Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
- Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Методы: беседа, сопоставительный анализ, элементы игры, рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент.
Форма урока: Урок-проект по изучению нового материала, лабораторные опыты.
Оборудование и реактивы:
- газовый прибор,
- лабораторный штатив,
- широкий сосуд с водой,
- пробирки,
- спиртовка,
- лучинка,
- мультимедийный проектор
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
- Получают знания о строении, свойствах и значении водорода на Земле и во Вселенной.
- Получают представление о распространенности водорода в природе.
- Приобретают знания о физических свойствах водорода.
- Знакомятся с важнейшими областями применения водорода.
- Приобретают умение объяснить причину опасности работы с водородом.
- Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием.
Ход урока:
I. Организационный момент(2 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок химии, его будет вести совершенно новый для вас учитель. Меня зовут Мясникова Лариса Юрьевна, и я работаю учителем химии в СОШ № 56.
- Сегодня на уроке, мы продолжим знакомство с неметаллами. И начнем это знакомство с самым первым элементом Периодической системы. Что это за элемент? (Водород)
II. Основная часть (30 мин.)
Цель нашего урока-проекта – знакомство с водородом как с элементом и веществом. Для достижения этой цели – мы будем работать над учебным проектом, который я назвала так «Водород: знакомый и незнакомый».(Слайд)
Как вы думаете, на какие вопросы нам необходимо ответить, что бы достигнуть цели проекта? (Слайд)
- История открытия элемента
- Нахождение в природе
- Строение атома и молекулы
- Получение
- Физические и химические свойства
- Применение
Для работы над проектом нам надо разделиться на три группы: (Слайд)
1 группа - «Теоретики»
2 группа – «Исследователи-экспериментаторы»
3 группа – «Практики»
Работать в группах вы будете по карточкам-инструкциям, в которых подобраны задания посильные каждому из вас. Каждому члену группы необходимо выбрать одно из заданий, над которым вы будете работать в течение 5-7 минут, а затем познакомить всех остальных учащихся с результатами вашей работы.
Карточка-инструкция для «Теоретиков»:
- Определить положение водорода в Периодической системе химических элементов.(1 ученик)
- Зарисовать строение атома водорода и указать возможные степени окисления. (1 ученик)
- Зарисовать строение молекулы водорода и указать тип химической связи. (1 ученик)
- Используя дополнительную литературу, подготовить краткий рассказ о нахождении химического элемента водорода в природе.(2-3 ученика)
- Используя дополнительную литературу, подготовить краткий рассказ об истории открытия водорода. (2-3 ученика)
Карточка-инструкция для «Исследователей-экспериментаторов»:
- Используя материал учебника – стр. 98-100 и инструкцию по выполнению опыта «Получение, собирание и распознавание водорода», познакомиться с лабораторными способами получения водорода и под руководством учителя продемонстрировать данный опыт. (2-3 ученика)
- Выяснить, какими способами можно собирать водород и почему.(1 ученик)
- Выяснить, каким способом можно доказать наличие водорода в сосуде. (1 ученик)
- Выяснить с какими веществами водород проявляет восстановительные свойства – проиллюстрировать уравнениями реакций. (2-3 ученика)
- Выяснить с какими веществами водород проявляет окислительные свойства – проиллюстрировать уравнениями реакций. (1-2 ученика)
Инструкция по проведению опыта
«Получение, собирание и распознавание водорода»
1. Используя рисунок 43 стр. 99 подберите необходимое лабораторное оборудование и реактивы из представленных на лабораторном столе.
2. Изучите материал учебника стр. 98-99 по получению и сбору водорода.
3. Познакомьтесь с правилами получения, собирания и распознавания водорода в соответствии с техникой безопасности:
- Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность.
- В пробирку положите несколько гранул цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты.
- Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку.
- Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
- Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. (Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом – «гремучий газ».)
4. Выполните опыт под руководством учителя.
Карточка-инструкция для «Практиков»:
Используя рисунок 46 стр.101, заполнить таблицу «Применение водорода» (ученики работают всей группой)
№ п/п | Свойства водорода | Применение |
1 | Горит с выделением большого количества теплоты | |
2 | Реагирует с неметаллами | |
3 | Реагирует с оксидами металлов | |
4 | Легкий газ (из истории) |
Идет работа в группах 5-7 минут.
А теперь давайте посмотрим, как вы справились с предложенными вам заданиями. Всем группам я буду помогать по мере необходимости.
Письменно у доски:
1 задание «Теоретики» – Зарисовать строение атома водорода и указать его возможные степени окисления. (Запись на доске)
2 задание «Теоретики» – Зарисовать строение молекулы водорода и указать тип химической связи. (Запись на доске)
Молекула водорода двухатомная – Н2. Н• + •Н → Н : Н или Н – Н. Атомы связаны одной электронной парой. Связь в молекуле одинарная, ковалентная неполярная.
3 задание «Исследователи» - Написать уравнения реакций, характеризующие восстановительные свойства водорода.(2 ученика) (Запись на доске)
4 задание «Исследователи» - Написать уравнения реакций, характеризующие окислительные свойства водорода. (Запись на доске)
Устные ответы групп:
Работа группы теоретиков «Теоретики»:
- Рассказать об истории открытия водорода.(2 мин.) (Слайд)
- Впервые этот газ в чистом виде выделил 240 лет назад английский химик Генри Кавендиш. Свойства полученного им газа были настолько удивительны, что ученый принял его за легендарный «флогистон», «теплород» — вещество, по канонам науки того времени определявшее температуру тел. Он прекрасно горел (а огонь считался почти чистым флогистоном), был необычайно легок, в 15 раз легче воздуха, хорошо впитывался металлами и так далее. Однако другой великий химик, француз Антуан-Лоран Лавуазье, уже в 1787 году доказал, что полученное Кавендишем вещество — вполне обычный, хотя и очень интересный химический элемент. Свое название он получил оттого, что при горении давал не дым, сажу и копоть, а воду.
- Рассказать о нахождении водорода в природе.(2 мин.) (Слайд)
- Водород широко распространен в природе — содержится в воде, во всех органических соединениях, в свободном виде — в некоторых природных газах. Содержание его в земной коре достигает 0,15% ее массы (с учетом гидросферы — 1%). В космосе водород является самым распространенным элементом. Солнце более чем наполовину состоит из водорода.
- Рассказать о положении водорода в периодической системе.(1 мин.) (Слайд)
- Водород имеет 1 порядковый номер, находится в 1 малом периоде, 1 группе главной подгруппе, Аr =1. Однако химический элемент водород занимает место и в 7 группе главной подгруппе.
- Почему водород поместили и в 1 группу главную подгруппу и в 7 группу главную подгруппу Периодической системе?
- Это связано с тем, водород, вступая в химические реакции способен как щелочные металлы отдавать 1 электрон, проявляя степень окисления +1 и присоединять 1 электрон как галогены, проявляя степень окисления -1.
Разбор 1 и 2 задания у доски. (Запись в тетрадь) (3-5 мин.)
Работа группы «Исследователей» - демонстрация опыта «Получение водорода» в результате взаимодействия цинка с соляной кислотой, собирание водорода «методом вытеснения воды» и доказательство наличия водорода в сосуде. (Запись уравнений на доске.) (5 мин.) (Слайд)
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
2H2 + O2 = 2H2O – смесь водорода с кислородом в объемном отношении 2:1 называют «гремучим газом»
Физические свойства водорода:
- бесцветный газ
- без запаха
- почти нерастворим в воде
- в 14,5 раз легче воздуха.
Промышленные способы получения водорода (Слайд):
Водород получают конверсией водяных паров с углем или метаном:
С + H2O = СО + H2
СН4 + H2O = СО + 3H2
Какими еще свойствами обладает водород? (Проверка уравнений реакций записанных на доске 3 и 4 задания) (5 мин.)
Восстановительные свойства водорода:
- Горит в кислороде
2H2 + O2 = 2H2O
- Реагирует с другими неметаллами
N2 +3H2 ↔2NH3
Cl2 + H2 = 2HCl
- Реагирует с оксидами металлов
СuO + H2 = Cu + H2O
Окислительные свойства:
Реагируют со щелочными и щелочноземельными металлами с образованием гидридов
2Na + H2 = 2NaH
Са + H2 = СаH2
Давайте посмотрим видеофрагмент «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)». (2 мин.)
Как вы думаете, где эту реакцию можно использовать?
- В металлургии для восстановления металлов из оксидов.
III. Закрепление (10 мин)
Работа группы «Практиков» (Слайд)
Какие из изученных свойств водорода можно использовать, и каким образом? (Проверка таблицы) (3 мин.)
№ п/п | Свойства водорода | Применение |
1 | Горит с выделением большого количества теплоты | В качестве топлива |
2 | Реагирует с неметаллами | Производство важных веществ: аммиака, хлороводорода и др. |
3 | Реагирует с оксидами металлов | В металлургии |
Работа с контрольными вопросами (Слайд)
- Какой элемент характеризуется наибольшей распространенностью во Вселенной?
- Кто впервые выделил водород в чистом виде?
- Охарактеризуйте химические свойства водорода.
- Что называют гремучим газом?
- Какие соединения водород образует с активными металлами?
- Оксиды, каких элементов восстанавливаются до металлов водородом?
- Каковы способы получения водорода в промышленности?
- Как получают водород в лаборатории?
- Перечислите основные области применения водорода.
Рефлексия. (Слайд)
Что мы узнали о водороде?
Справились с поставленными целями и задачами урока?
IV. Подведение итогов, выставление оценок и домашнее задание
§ 17 выучить, письменно упражнения № 3-5. (Слайд)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Знакомство с водородом как элементом и веществом Рассматриваемые вопросы: История открытия элемента Строение атома и молекулы Получение Физические и химические свойства Применение
Рабочие группы: 1 группа – «Теоретики» 2 группа – «Исследователи» 3 группа – «Практики»
История открытия Впервые этот газ в чистом виде выделил 240 лет назад английский химик Генри Кавендиш. Свойства полученного им газа были настолько удивительны, что ученый принял его за легендарный «флогистон», «теплород» — вещество, по канонам науки того времени определявшее температуру тел. Он прекрасно горел (а огонь считался почти чистым флогистоном), был необычайно легок, в 15 раз легче воздуха, хорошо впитывался металлами.
Другой великий химик, француз Антуан-Лоран Лавуазье, уже в 1787 году доказал, что полученное Кавендишем вещество — вполне обычный, хотя и очень интересный химический элемент. Свое название он получил оттого, что при горении давал не дым, сажу и копоть, а воду. История открытия
Водород в природе : Водород широко распространен в природе — содержится в воде, во всех органических соединениях, в свободном виде — в некоторых природных газах. Содержание его в земной коре достигает 0,15% ее массы (с учетом гидросферы — 1%). Водород составляет половину массы Солнца.
Водород самый распространенный элемент во вселенной
Общая характеристика: Порядковый номер 1 1 малый период I группа главная подгруппа Ar =1 Электронная конфигурация 1 S 1 В одних условиях водород проявляет металлические свойства - отдает электрон, как щелочные металлы В других — неметаллические свойства - принимает электрон, как галогены.
Молекула водорода Молекула водорода состоит из двух атомов - H 2 Ковалентная неполярная связь Н:Н
Получение водорода в лаборатории Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O смесь водорода с кислородом в объемном отношении 2:1 называют «гремучим газом»
Физические свойства водорода Бесцветный газ Без запаха Почти нерастворим в воде В 14,5 раз легче воздуха
Промышленные способы получения водорода Водород получают конверсией водяных паров с углем или метаном H 2 O + C ⇄ H 2 + CO CH 4 + H 2 O ⇄ CO + 3H 2
Восстановительные свойства водорода Горит в кислороде 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O Реагирует с другими неметаллами N 2 +3 H 2 ↔2 NH 3 Реагирует с оксидами металлов С uO + H 2 = Cu + H 2 O
Взаимодействие водорода с оксидом меди ( II )
Окислительные свойства водорода Реагируют со щелочными и щелочноземельными металлами с образованием гидридов 2Na + H 2 = 2NaH Са + H 2 = Са H 2
Применение водорода
Применение водорода Применение Свойства водорода Горит с выделением большого количества теплоты Реагирует с неметаллами Реагирует с оксидами металлов Легкий газ (из истории) В качестве топлива Производство важных веществ: аммиака, хлороводорода и др. Применение в металлургии ?
Применение Наработав в достаточном количестве этот легкий газ, люди сначала приспособили его для воздушных полетов. В этом качестве первый элемент Таблицы Менделеева применяли вплоть до 1937 года, когда в воздухе сгорел крупнейший в мире, в два футбольных поля размером, заполненный водородом немецкий дирижабль «Гинденбург». Катастрофа унесла жизни 36 человек, и на таком использовании водорода был поставлен крест. С тех пор аэростаты заправляют исключительно гелием. Гелий — газ, увы, более плотный, но зато негорючий. .
Водородная энергетика: миф или реальность? В недалёком будущем основным источником получения энергии станет реакция горения водорода, и водородная энергетика вытеснит традиционные источники получения энергии (уголь, нефть и др.). При этом предполагается, что для получения водорода в больших масштабах можно будет использовать электролиз воды. В 1979 году компания BMW выпустила первый автомобиль, вполне успешно ездивший на водороде, при этом не взрывавшийся и выпускавший из выхлопной трубы водяной пар. В эпоху усиливающейся борьбы с вредными выхлопами машина была воспринята как вызов автомобильному рынку.
Контрольные вопросы: Какой элемент характеризуется наибольшей распространенностью во Вселенной? Кто впервые выделил водород в чистом виде? Охарактеризуйте химические свойства водорода. Что называют гремучим газом? Какие соединения водород образует с активными металлами ? Оксиды каких элементов восстанавливаются водородом? Каковы способы получения водорода в промышленности ? Как получают водород в лаборатории? Перечислите основные области применения водорода.
Что мы узнали о водороде? Положение в ПС и строение атома История открытия Нахождение в природе Физические, химические свойства Применение Строение молекулы и получение
Домашнее задание §17 выучить Письменно упражнения № 3-5 Используя дополнительную литературу, найти как можно больше химических реакций промышленного и лабораторного способов получения водорода. Повторить тему «Изотопы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗИЦИРОВАНИЕ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В ДМШ И ДШИ. 10 УРОКОВ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЗНАКОМЫХ МЕЛОДИЙ
Цель методических рекомендаций – усилить роль творческого начала в воспитании юного музыканта, пробудить и развить творческую фантазию ученика, активизировать его творческие способности.За...
Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма". Учащиеся знакомятся с эстетическими принципами романтизма, выдающимися художниками Франции, Испании, Германии
Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма" знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя...
Урок во 2 классе на тему: "Давай знакомится"
Урок во 2 классе на тему: "Давай знакомится"...
Самоанализ урока географиив 7 классе "Знакомая незнакомка Южная Америка"
На данном уроке можно выделить основные условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочета...
презентация к уроку химии в 10-м классе "Муравьиная кислота - знакомая и незнакомая"
Интересная презентация...
Методическая разработка урока геометрии "Знакомьтесь - геометрия" 7 класс
Технологическая карта вводного урока по геометрии в 7 классе, математический диктант на понимание, карточка для рефлексии...