программа элективного курса "Химия и окружающий мир человека"
элективный курс по химии (11 класс) по теме
Элективный курс "Химия и окружающий мир человека". Программа и тематическое планирование для 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elekt.kurs_.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 108 СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г.УФА
ПРОГРАММА
Элективного курса для 11 класса
« Химия и окружающий мир человека »
Составила : Карманова С.А.
Учитель химии СОШ № 108
У Ф А - 2008
- Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов . Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ ,окружающих нас в быту.
Данный курс расширяет кругозор учащихся, представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира ,дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Программа способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения , дает возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в программе , позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания ,а также развивать их творческие способности.
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах в окружающем мире и их действии на организм.
Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Разнообразный историко-искусствоведческий материал создает базу для интеграции этого курса с историей , географией , литературой.
2. Цели курса :
- Дать ученику возможность лучше познакомиться с предметом , его содержанием и характерными видами деятельности.
- Помочь ученику в выборе будущего профиля обучения.
- Развить интерес к изучению химии, биологии, разделов медицины.
- Дать ученику возможность реализовать свои творческие способности ,
Имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
- Дать ученику возможность оценить свои способности и возможности в
Изучении данного предмета , вызвать интерес к живому организму.
6. Продолжить формировать общеучебные умения и навыки планировать
работу и поэтапно осуществлять ее, работать с дополнительной литера-
турой ,навыки эксперимента, умение проводить презентацию своего
проекта, идей.
7. Формировать знания и умения, которые пригодятся в повседневной жизни,
воспитание общей культуры , воспитание экологической культуры.
3. Учебно – тематический план
№ | ТЕМЫ | Кол-во часов | Виды деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Химические элементы в организме человека. | 5 | Лекция,работа с таблицами | |
Макроэлементы. Сложные вещества. Вода. Биологическая активность микроэлементов. Роль элементов ,электролитов и воды для организма человека. Участие кислорода в окислении органических веществ .Отрицательное влияние избытка кислорода ,разрушение серосодержащих белков,мембран и накопление пироксидов в организме.Кислородный токсикоз. | 1 1 1 2 | |||
2. | Химия и питание человека. | 4 | ||
Жиры.белки и углеводы. Их значение и превращения в организме. Витамины, как незаменимая часть пищевого рациона. Минеральные вещества. Основные принципы рационального питания . Пищевая аллергия, причины и способы лечения. | 1 1 1 1 | Лекции Работа с таблицами, практические работы и лаб.опыты. | ||
3. | Химия и косметические препараты . | 4 | ||
Препараты декоративной косметики : строение состав и применение. Зубные пасты как средства ухода за зубами. Химический состав паст и их действие. Дезодоранты: состав, действие, влияние на озоновый слой. Моющие средства : их свойства и функции. Мыло, СМС . Моющие средства и окружающая среда. | 1 1
1
1
| Лекции ,работа с таблицами , практические и лабораторные опыты. Реферативная работа. | ||
4. | Лекарства и яды. | 2 | ||
Яды : природные и синтетические, легенды, механизм действия. Лекарственные средства : свойства и функции. Классификация, история открытия, виды и механизм действия. | 1 | Рефераты | ||
5. | Минеральные ресурсы : благородные металлы и драгоценные камни. | 3 | ||
Благородные металлы : происхождение, разновидности, применение. Драгоценные камни :легенды, виды и Применение. Планеты и самоцветы. | 1 1 1 | Работа с таблицами ,справочной литературой ,рефераты | ||
6. | Химия и автомобиль . | 4 | ||
Автомобиль как комплекс различных веществ и материалов. Горюче-смазочные материалы. Основные виды топлива. Автомобильные жидкости ( охлаждающие, тормозные, моющие). Источники электроэнергии (виды и работа аккумуляторов). Экологические проблемы и способы их решения. | 1 1 1 1 | Лекции Работа со справочной литературой Практические и лабораторные опыты | ||
7. | Удобрения и плодородие почвы. | 4 | ||
Классификация удобрений. Органические и минеральные удобрения ,виды и значение. Химические средства защиты растений. Экологические проблемы ,связанные с использованием удобрений и пестицидов. Распознавание минеральных удобрений. | 1 1 1 1 | Лекции Работа со справочниками Практические и лаб. опыты, рефераты | ||
8. | Химия окружающей среды . | 2 | ||
Химия природных вод. Химия тропосферы. | 1 1 | Лекции Работа со справочниками Рефераты. | ||
9. | Химический практикум . | 5 | ||
Качественный анализ органический веществ в продуктах питания. Обнаружение белка в молоке и биологическом материале. Осаждение белков крови. Обнаружение ионов металлов в костной ткани. Обнаружение катионов биологических сред. Обнаружение анионов – компонентов биологических сред. | 1 1 2 1 | Определение С,Н Азота в углеводах Белках,жирах Получение безбелковой крови Обнаружение ионов кальция,магния,калия,железа Обнаружение сульфатов,хлоридов,карбонатов,фосфатов | ||
10. | Защита проектов по теме : « Биологические и химические функции некоторых веществ в живом организме «. « Физиологическая роль химического элемента». | 2 | Защита рефератов учащимися | |
Итого : 35 часов |
План работы над проектом :
- Определение темы
- Подбор материала по теме
- Проведение эксперимента , обработка материала, оформление работы
- Отчет о работе в форме презентации проекта.
4. Содержание изучаемого курса.
Тема 1. « Химические элементы в организме человека»
Все живые организмы на Земле , в том числе и человек, находятся в тесном контакте с окружающей средой. Пищевые продукты и питьевая вода. Количество химических элементов в организме человека. Макро и микроэлементы. Ионы металлов. Соли металлов .Гемоглобин крови. Свойства серебра и его солей. Ионная асимметрия. Биологическая роль ионов лития и рубидия. Гликозиды. Участие кислорода в окислении органических веществ. Кислород в медицине. Отрицательное влияние избытка кислорода, разрушение серосодержащих белков. Кислородный токсикоз. Озон : свойства, применение.
Тема 2. « Химия и питание человека»
Основные химические вещества пищи : белки, жиры, углеводы. Жиры как основной источник энергии. Строение и физические свойства. Химические свойства. Пищевая и биологическая ценность жиров. Углеводы как основная часть пищевого рациона. Пищевая и биологическая ценность углеводов. Белки – основа жизни. Строение, физические и химические свойства. Витамины как незаменимая часть пищевого рациона. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Минеральные вещества. Основные принципы рационального питания. Пищевая аллергия: причины, способы лечения.
Тема 3. « Химия и косметические средства»
Зубные пасты как основные средства ухода за зубами. Основные виды паст и их действие. Химический состав паст. Дезодоранты : состав, действие, влияние на озоновый слой. Препараты декоративной косметики : строение, состав, применение. Косметические пудры. Лаки для ногтей. Душистые вещества. Химия причесок. Рекомендации по использованию некоторых косметических средств. Моющие средства: их свойства и функции. Основные компоненты различных сортов мыла. Процесс производства мыла. Получение мыла в лаборатории. Синтетические моющие средства и отличия их от мыла. Оптические и химические отбеливатели. Энзимы, пенообразователи, смягчители. Моющие средства и окружающая среда.
Тема 4. « Лекарства и яды »
Яды: природные и синтетические, легенды, механизм действия.
Лекарственные средства : свойства и функции. Классификация лекарственных средств. Болеутоляющие, снотворные, антибактериальные,сердечно-сосудистые, средства, влияющие на органы пищеварения. Антибиотики : история открытия, виды и механизм действия. Многоликие алкалоиды. Наркотические вещества и их влияние на организм.
Тема 5. « Минеральные ресурсы : благородные металлы и драгоценные камни»
Благородные металлы: происхождение, разновидности, применение. Драгоценные камни : легенды, виды, применение. Разновидности кварца, горный хрусталь, аметист. Изумруд. Аквамарин. Корунд: сапфир и рубин. Арагонит: жемчуг и кораллы. Планеты и самоцветы. Влияние драгоценных камней на здоровье человека.
Тема 6. « Химия и автомобиль».
Автомобиль, как комплекс различных веществ и материалов. Металлы автомобиля, неметаллы автомобиля. Материалы шин, стекло. Горюче-смазочные материалы. Основные виды топлива. Машинные масла. Автомобильные жидкости; охлаждающие жидкости, тормозные жидкости, моющие жидкости. Источники электроэнергии. Экология и автомобиль. Компоненты бензина. Работа и виды аккумулятора.
Тема 7. « Удобрения и плодородие почвы».
Почвенный покров Земли. Образование почвенного покрова, химический состав почвы. Классификация удобрений; органические и минеральные, их состав и влияние. Химические средства защиты растений, классификация, способы использования. Экологические проблемы, связанные с использованием удобрений и пестицидов.
Тема 8. «Химия окружающей среды».
Сущность и направление охраны окружающей среды. Состав атмосферы. Наземная среда. Океаны. Водные ресурсы и качество воды. Химия природных вод. Глобальные изменения и их последствия. Ресурсосберегающие технологии. Влияние кислотных дождей. Озоновый слой. Смоги. Проблема металлизации атмосферы.
Тема 9. «Химический практикум».
- Качественный анализ органических веществ в продуктах питания.
(определение жиров, белков, углеводов ).
- Обнаружения белка в молоке и биологическом материале.
- Осаждение белков крови.
- Обнаружение ионов металлов в костной ткани. Обнаружение катионов биологических сред.
- Обнаружение анионов – компонентов биологических сред.
Тема 10. « Защита проектов».
- Биологические и химические функции некоторых веществ в живом организме.
- Физиологическая роль химического элемента.
- Раскрытие темы предполагает соответствие содержания реферата заявленной теме;
- Научность-проблема должна быть раскрыта с приведением научных фактов;
- Наглядность - используются различные графики, рисунки, диаграммы, фотографии;
- Оригинальность-присутствие творческих моментов в выступлении;
- Участие всей группы в презентации проектов.
Список литературы :
- Химическая энциклопедия.Т.1.М.1988.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.
- Астафуров В.И. Основы химического анализа.М.;Просвещение,1992.
- Макаров К.А. Химия и медицина.М.; Просвещение,1981.
- Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества.Л.;1982.
- Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. М.; Просвещение,1976.
- Электронная энциклопедия «Кругосвет»,2003.
- Мир химии. СПб, М. М-Экспресс,1995.
- Макарычев К.А. Химия и здоровье. Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы. М.; Просвещение,1985.
- Бабич Л.В.,Бализин С.А. Практикум по неорганической химии.М.; Просвещение,1999.
- Кузьменко И.Е. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.;1999.
Информационное обеспечение курса :
СD 1. Электронная энциклопедия « Кругосвет», 2003.
- Большая электронная энциклопедия, 2005.
- Сайты в Интернете.
МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 108 СОВЕТСКОГО РАЙОНА г.УФА
ПРОГРАММА
Элективного курса для 10 класса
« Решение расчетных задач по химии
с экологическим содержанием»
Составила : Карманова С.А.
Учитель химии СОШ № 108
Уфа - 2008
Пояснительная записка :
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов физико-математического направления, которые имеют больший объем знаний по химии элементов, на базе которого будут решаться и составляться задачи.
Курс « Решение расчетных задач с экологическим содержанием» разделен на блоки. Каждый блок начинается с теоретического введения.
Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы. Решение сложных задач - интересный и творческий процесс, способствующий самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации. В курсе предполагается использовать следующие методы : фронтальный разбор способов решения новых типовых задач, и индивидуальное самостоятельное решение задач, коллективное обсуждение наиболее сложных и нестандартных задач, решение расчетно – практических задач , составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса планируется защита творческих проектов.
Цели элективного курса :
- Через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия «химии» окружающей среды;
- выявить возможность посильного участия учащихся в охране окружающей среды ;
- Способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах ;
- Помочь сформулировать представления о характере профессионального труда .
Задачи курса :
- Углубить знания учащихся по химии и экологии, научить их методически правильно и эффективно решать расчетные задачи:
- Через решение задач дать возможность реализовать и развивать свой интерес к химии;
- Развивать готовность и способность учащихся осваивать программу химии на повышенном уровне;
- Выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта , способствование созданию основы профессиональной подготовки ;
- Развитие определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием;
- Создать условия для подготовки к ЭГЕ по химии.
Результаты по окончании курса :
- уметь производить расчеты по химическим формулам
- производить расчеты массовой доли растворенного вещества
- производить вычисления состава растворов
- рассчитывать относительную плотность газовой смеси
- производить вычисления по уравнениям
- определять состав смеси
- подбирать и составлять оригинальные задачи
- вычислять объемные отношения газов
- массы продуктов реакций
- выполнять творческие задания.
Учебно-тематический план
№ | Т Е М А | Количество часов | Виды деятельности |
2 | 3 | 4 | |
1 | Расчеты по химическим формулам | 8 | |
Основные законы и понятия химии Вычисления с использованием физических величин и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси. Массовая доля элемента. Массовая доля вещества. Мольная доля вещества. Вычисления с использованием физических величин ( количества вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа, массовая доля) . | 1 2 2 1 2 | лекция Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Кузьменко Н.Е. Сборник задач и упражнений по химии. | |
2 | Растворы . | 10 | |
Массовая доля растворенного вещества. Правило смешения растворов. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. Молярная концентрация растворов. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной концентрации. Расчетно-практические задачи на приготовление кристаллогидрата и воды. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов при разбавлении. Растворимость веществ. Насыщенные растворы. Массовая доля вещества в насыщенном растворе. Решение задач на растворимость. | 2 1 1 1 1 1 1 2 | Решение задач по учебнику Кузьменко Н.Е. Начала химии, современный курс для поступающих в ВУЗы. Химический практикум , выполнение практических работ. Решение расчетных задач | |
3 | Вычисления по химическим уравнениям . | 11 | Решение задач |
Закон объемных отношений газообразных веществ. Вычисления объемных отношений газов. Задачи, связанные с вычислением массовой доли вещества в образовавшемся растворе. Вычисление массы ( объема, количества ) вещества продукта реакции . Вычисление массы (объема , количества вещества) , если одно из веществ дано в избытке. Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами . Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом . | 1 1 2 2 2 1 1 | ||
4. | Решение задач повышенной сложности. | 5 | |
Решение задач на примеси. Решение задач на выход продукта реакции. Практическая работа по определению % выхода вещества. Решение задач на избыток вещества. Расчеты по термохимическим уравнениям и нахождению теплового эффекта реакции. | 1 1 1 1 1 | Семенов И.Н. Решение задач повышенной сложности . Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для ВУЗов. Практическая работа | |
5. | Защита творческих проектов . | 1 | Составление оригинальных задач. |
Итого : | 35 часов | ||
ПРОГРАММА.
1. Расчеты по химическим формулам.
Основные понятия и законы химии .Количество вещества. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Число структурных единиц. Молярный объем газа. Относительная плотность газа. Массовая доля элемента. Массовая доля вещества. Мольная доля вещества. Средняя молекулярная масса смеси газов. Массовая доля газов в газовой смеси. Вычисления с использованием физических величин ( количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа , массовая доля ) и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси. Определение состава газовых смесей.
2. Растворы.
Массовая доля растворенного вещества . Правило смешения. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. Молярная концентрация. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной концентрации из чистого растворенного вещества и воды, кристаллогидрата и воды , другого раствора и воды. Растворимость веществ. Насыщенные растворы. Массовая доля вещества в насыщенном растворе. Решение задач на растворимость.
3. Вычисления по химическим уравнениям.
Закон объемных отношений газообразных веществ . Вычисление объемных отношений газов. Задачи, связанные с вычислением массовой доли вещества в образовавшемся растворе. Вычисление массы ( объема , количества вещества ) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом.
4. Решение задач повышенной сложности.
Решение задач на примеси. Определение % выхода продукта реакции от теоретически возможного. Вычисление массы продукта реакции, если одно из веществ взято в избытке. Вычисления по термохимическим уравнениям. Определение теплового эффекта реакции.
5. Защита творческих проектов.
Составление оригинальных задач и решение олимпиадных заданий.
Методическое обеспечение курса .
- Литература для учителя и учащихся.
- Система творческих заданий .
- Наглядные пособия и лабораторной оборудование для выполнения практических и исследовательских работ.
Литература :
- Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. – Химия, 1984.
- Глинка Н.Л. Общая химия. Химия, 1974.
- Гудкова А.С. 500 задач по химии. – Просвещение, 1977.
- Кузьменко Н.Е. Сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. –М . Оникс 21 век 2001.
- Кузьменко Н.Е. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы . М. Дрофа, 1999.
- Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс . Оникс 21 век .2004.
- Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. М. , Аркти 1999.
- Семенов И.Н. Задачи повышенной сложности по химии ( для абитуриентов ). Л. . 1991.
- Штремплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии 8-11 кл. Просвещение, 2000 .
- Аликберова Л.Ю. Сведения об экологии в химических задачах. Химия в школе. 2000 № 6 .
- Грамм – Осипова В.Н. Расчетные задачи с экологическим содержанием. Химия в школе . 2000 № 7 .
- Кузнецов В.В. Химические основы экологического материала . Соровский образовательный журнал. 1999 № 1.
- Химия и общество. Мир, 1995.
- Сайты в интернете .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"
Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...
программа элективного курса для 11 класса Человек и сферы его деятельности (предмет обществознание)
программа элективного курса "Человек и сферы его деятельности" содержит: титульный лист, пояснительную записку, ситемно-деятельностную основу, целит по уровням усвоения, календарно-тематический план, ...
Рабочая программа элективного курса "От клетки до человека"
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания в понимании биологических закономерностей, присущих живым орга...
Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...
программа элективного курса "Химия окружающей среды"
Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веще...
Программа элективного курса «Комнатные растения - спутники человека»
К познанию природы, которая окружает каждого человека и интуитивно, и сознательно стремится каждый, в том числе и ребенок - как дошкольного, так и школьного возраста. Однако в реальной жизни не всегда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса
Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...