Рабочая программа элективного курса "От клетки до человека"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к ГИА, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся данным предметом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ot_kletki_do_cheloveka.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса по биологии «От клетки до человека»
(9 класс)
Красильниковой Ларисы Ильиничны, учителяхимии и биологии первой квалификационной категории
Томская область,
Г.Стрежевой,
МОУ «СОШ№7»
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по биологии «От клетки до человека» составлена на основании следующих документов: Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии(приложение к Приказу Министерства образования России от 19.05.1998г № 1236) и Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004г № 1089).
Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки и получить дополнительные знания, расширяющие кругозор, а также удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Дает возможность учащимся закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ОГЭ для тренировки. Учащимся, проявляющих интерес к предмету, помогает лучше понять предмет и в дальнейшем правильно выбрать профессию.
Данный курс рассчитан на 17 часов, с расчетом по 2 часа в неделю в течении одной четверти.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к ГИА, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся данным предметом.
Основная концепция курса:
- Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
- Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
- Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
- Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
- Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Устройство светового микроскопа;
- Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
- Сходство и различие растительной и животной клеток;
- Признаки биологических объектов: живых организмов;
- Сущность биологических процессов;
- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных;
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в литературе отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их.
- Работать со световым микроскопом и препаратами;
Ожидаемые результаты обучения
1.Расширение и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ОГЭ
3.Развить и усилить интерес к предмету.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, решение биологических задач.
Контролирующие материалы
1.Тестирование
2.Выполнение и защита практических работ.
Содержание курса
Тема 1. Неклеточные формы жизни. Вирусы. (1 ч).
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.
Практическая работа. Изучение строения животной клетки.
Тема 2. Прокариоты. Бактерии. (1 ч).
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
Практическая работа. Изучение строения бактериальной клетки.
Тема 3. Царство Грибы. Лишайники. (2 ч).
Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйстве.
Практическая работа. Сравнение грибов с растениями и животными.
Тема 4. Основные отделы царства растений. (4 ч).
Общая характеристика водорослей. Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные.
Покрытосеменные.
Тестовая проверочная работа.
Тема 5. Царство Животные. (6 ч).
Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Тип Хордовые.
Демонстрация учебных фильмов.
Тема 6 Организм человека. (3ч).
Организма человека. Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки.
Практическая работа. Исследование рефлекторных реакций человека.
Итого – 17 часов
Методические рекомендации.
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения практических работ являются отчеты с выводами, рисунками.
Основной акцент при изучении вопросов курса направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик – ученик, ученик – учитель.
Календарно - тематическое планирование занятий элективного курса по биологии в 9 классе
№ | № | Тема занятия | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Требования к уровню подготовки учащихся | Количество часов |
I | 1 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. (1 ч) | Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. | Называть значение вирусов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение вирусов. | 1 |
II | 2 | Прокариоты. Бактерии. (1 ч) | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. | Выделять особенности строения бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий. | 1 |
Практическая работа. Изучение строения бактериальной клетки. | Выполнение практической работы. Изучение строения бактериальной клетки. | ||||
III | Царство Грибы. Лишайники. (2 ч) | ||||
3 | Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология. | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. | 1 | ||
Практическая работа. Сравнение грибов с растениями и животными. | Выполнение практической работы. Сравнение грибов с растениями и животными. | ||||
4 | Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйстве. | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах. | 1 | ||
IV | Основные отделы царства растений. (4 ч) | ||||
5 | Общая характеристика водорослей. | Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. | 1 | ||
6 | Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. | Давать определение термину высшие растения. Описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере мхов и зелёных водорослей. | 1 | ||
7 | Семенные растения. Голосеменные. | Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать процесс размножение сосны. Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. | 1 | ||
8 | Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. | Давать определение термину покрытосеменные растения. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать строение цветкового растения. Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: - покрытосеменные и голосеменные растения; - однодольные и двудольные растения. | 1 | ||
Тестовая проверочная работа. | Выполнение тестовой проверочной работы. | ||||
V | Царство Животные. (6 ч) | ||||
9 | Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополостные. | Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации животных. Распознавать по рисункам, микропрепаратам и описывать органоиды простейших. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что клетка является самостоятельным организмом. Называть признаки типа Кишечнополостные. Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. Называть образ жизни гидры. Распознавать строение гидры. Перечислять значение различных клеток. | 1 | ||
10 | Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. | Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать червей. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Называть меры защиты от паразитических червей Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль червей в природе и в жизни человека. Сравнивать свободноживущих и паразитических червей. | 1 | ||
11 | Тип Моллюски. | Распознавать и описывать животных типа моллюски. Выделять особенности строения и функций моллюсков. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | 1 | ||
12 | Тип Членистоногие.. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять роль членистоногих в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания, образу жизни. | 1 | ||
13 | Тип Хордовые. | Распознавать животных типа Хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения хордовых. Доказывать усложнение в строении . | 2 | ||
VI | Человек | ||||
14 | Организм человека | Знать: взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма; уровни организации организма; нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. | 1 | ||
15 | Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки. | строения тканей согласно выполняемым функциями; взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма; уровни организации организма | 2 | ||
Практическая работа. Исследование рефлекторных реакций человека. | Выполнение практической работы. Исследование рефлекторных реакций человека. | ||||
ИТОГО | 17 |
Литература для учителя:
- Г.И. Лернер. «Сборник заданий по биологии для сдачи ГИА» - М, 2014г.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / под ред. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2016.
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2016.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2016 .
- Петросова Р.А.Биология 9 класс. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2011.- (Готовимся к ГИА)
- Рохлов В.С. практикум по анатомии и физиологии человека.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"
Современная биология – комплексная наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях на различных уровнях организации. Клеточный и тканевый – это те уровни, кото...
Рабочая программа элективного курса по химии «Человек в едином мире» 10 класс
Рабочая программа элективного курса «Человек в едином мире» для 10б класса составлена на основе авторской программы И.М. Титовой «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», рекомендован...
рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"
Рабочая программа элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» доктора биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургс...
Рабочая программа элективного курса "Экология и человек"
Программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани"
Спецкурс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 11 классов для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение спецкурса поможет в выборе жизненного п...
Рабочие программы элективного курса "Клетки и ткани"
Данные рабочие прпо курсу «Клетки и ткани » для 10 класса создана на основе Программы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы эл...
Рабочая программа Элективного курса «Экология современного человека» 8 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа по экологии человека...