программа элективного курса "Химия окружающей среды"
элективный курс по химии (10 класс) на тему
Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_okr_sredy.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСА
«ХИМИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Автор: Павлова С.С.
Учитель химии
Возраст учащихся: 15 – 16 лет
Срок реализации: 1 год
Кемерово
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей современного образования в области естественных наук является установление тех сложных связей, которые существуют в системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества.
Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основные задачи курса:
1. Способствовать формированию знаний об окружающей среде как целостной системе с множеством сбалансированных связей, нарушение которых усиливает экологическую проблему.
2. Вызвать профессиональный интерес к основным аспектам охраны окружающей среды – технико-экономическому, экологическому и социально-политическому.
3. Обеспечить системой знаний, которые убеждали бы учащихся, что химия не является «губителем всего живого», а составляет неотъемлемую часть процесса развития цивилизации.
4. Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своего края.
На изучение курса отводится 34 часа.
Курс рассчитан для учащихся 9 классов. Значительное место в настоящем курсе уделяется реализации межпредметных связей, особое внимание уделяется изучению (там, где возможно) процессов, протекающих в живой природе.
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов и проведение лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические занятия рассчитаны на доступные способы оценки пищевых продуктов и ряда качеств воды, используемой на бытовые и промышленные нужды, с точки зрения методик, материального обеспечения и возможностей использования в общеобразовательной школе. При необходимости они могут быть заменены другими работами. Программой также предусмотрено проведение практикума по решению задач. В конце программы приводятся примерные темы рефератов и рекомендуемая литература.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов |
I. | Введение | 3 |
II. | Химия биосферы | 4 |
III. | Химия атмосферы | 6 |
IV. | Химия гидросферы | 9 |
V. | Химия литосферы | 7 |
VI. | Хемосфера | 3 |
VIII. | Семинар «Стратегия выживания» (подведение итогов) | 2 |
ИТОГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (3 ч.)
Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей среды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их роли в биосфере, проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе.
Химия биосферы (4 ч.)
Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический синтез. Его основные стадии.
Биогеохимические процессы. Антропогенные нарушения биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические последствия, вызванные этими нарушениями.
Демонстрация
Схемы круговорота в природе углерода, серы азота.
Химия атмосферы (6 ч.)
Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона.
Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог. Парниковый эффект. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха Мурманской области. Охрана атмосферы.
Демонстрация
Круговорот кислорода в природе.
Химия гидросферы (9 ч.)
Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов.
Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы
Проблемы загрязнения вод Мурманской области.
Практические работы
1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность и т.д.
2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния.
3. Определение общего содержания примесей.
Химия литосферы (7 ч.)
Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояние природных ресурсов России. Проблема рециркуляции элементов в земной коре.
Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной переработки . Проблемы переработки мусора.
Демонстрация
Минералы и горные породы.
Практические работы
1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах.
2.Определение кислотности почв.
Хемосфера (3 ч.)
Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды.
Семинар (подведение итогов) (2 ч.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
После изучения данного элективного курса учащиеся должны
1. Знать:
– биогеохимические циклы элементов;
– вещества – загрязнители окружающей среды;
– стандарты качества среды;
– химические процессы, происходящие в воздухе, почве и воде;
– антропогенное влияние, нарушающее замкнутость циклов;
– состояние природной среды региона.
2. Уметь:
– проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и промышленных нужд, пищевых продуктов, почвы;
– решать расчетные задачи с экологическим содержанием;
– составлять схемы круговорота углерода, серы, азота и кислорода в природе;
– работать в группе;
– работать с дополнительной литературой;
– писать рефераты, придерживаясь определенной структуры
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА (ОБЪЕМ 34 Ч.)
№ п/п | Раздел | Название темы | Кол-во часов |
I. | Введение 3 | 1. Предмет химии окружающей среды. | 1 |
2.Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе | 1 | ||
3.Решение расчетных задач с экологическим содержанием | 1 | ||
II. | Химия биосферы 4 | 4. Роль биосферы в химии Земли | 1 |
5. Биогеохимические процессы | 2 | ||
6.Решение расчетных задач с экологическим содержанием | 1 | ||
III. | Химия атмосфер 6 | 7. Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней | 1 |
8. Химия атмосферного озона. | 1 | ||
9. Основные источники загрязнения атмосферы | 1 | ||
10. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха Кемеровской области | 1 | ||
11.Охрана атмосферы | 1 | ||
12. Решение расчетных задач с экологическим содержанием | 1 | ||
IV. | Химия гидросферы 9 | 13. Физико-химические свойства воды | 1 |
14.Роль воды в круговороте веществ в природе | 1 | ||
15. Химия и охрана гидросферы | 1 | ||
16-17. Физико-химическая характеристика природных вод Кемеровской области | 2 | ||
18. Проблемы загрязнения вод Кемеровской области | 1 | ||
Практические работы: 19.Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность | 1 | ||
20. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния | 1 | ||
21.Определение общего содержания примесей. | 1 | ||
22. Решение расчетных задач с экологическим содержанием | 1 | ||
V. | Химия литосферы 7 | 23. Ресурсы Земли | 1 |
24-25. Охрана литосферы. Загрязнение почв отходами промышленной переработки. | 2 | ||
26.Проблемы переработки мусора | 1 | ||
Практические работы 27. Определение нитратного азота в овощах и фруктах | 1 | ||
28.Определение кислотности почв. | 1 | ||
29. Решение расчетных задач с экологическим содержанием | 1 | ||
VI. | Хемосфера 3 | 30. Токсичные вещества хемосферы. | 1 |
31.Стандарты качества среды. | 1 | ||
32. Решение расчетных задач с экологическим содержанием | 1 | ||
VIII. | Семинар «Стратегия выживания» (подведение итогов) | 2 | |
ИТОГО | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Абрамов, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов / С.И. Абрамов. – М.: Наука, 1987. – 218 с.
Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда / Б.Т. Величковский. – М.: Новая школа, 1997. – 186 с.
Гудернап, Р. Загрязнение воздушной среды / Р. Гудернап. – М.: Мир, 1979. – 218 с. – 200 с.
Кутырин, И.М. Охрана воздуха и промышленных вод от загрязнения / И.М. Кутырин. – М.: Наука, 1980. – 87 с.
Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Новиков. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 320 с.
Охрана окружающей среды / под ред. С.А. Брылова. – М.: Высшая школа, 1986. – 272 с.
Перельман, А.И. Геохимия природных вод / А.И. Перельман. – М.: Наука, 1982. – 154 с.
Сапрыкин, Ф.Я. Геохимия воды / Ф.Я. Сапрыкин. – М.: Наука, 1984. – 231 с.
Химия окружающей среды / под ред. Дж.О.М. Бокреса. – М.: Химия, 1982. – 236 с.
Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов. – М.: Просвещение, 1995. – 305 с.
Дополнительная
Беспамятной, Г.П. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: справочник / Г.П. Беспамятной, Ю.А. Кротов. – Л.: Химия, 1985. – 110 с.
Бородавченко, Н.Н. Охрана водных ресурсов / Н.Н. Бородавченко и др. – М.: Мир, 1979. – 247 с.
Василенко, В.Н. Мониторинг загрязнения снежного покрова / В.Н. Василенко. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 181 с.
Гаврилов, В.П. Кладовая океана / В.П. Гаврилов. – М.: Наука, 1983. – 168 с.
Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Очкин, А.В. Химия защищает природу: книга для внеклассного чтения / А.В. Овечкин, Г.Н. Фадеев. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.
Посохов, С.П. Общая гидрогеохимия / С.П. Посохов. – Л.: Недра, 1975. – 208 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы рефератов
1. Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой компонентами экосистемы.
2. Биогеохимические циклы элементов в экосистемах.
3. Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на Земле.
4. Антропогенный фактор в природе.
5. Проблемы энергетики и окружающая среда.
6. Вещества – загрязнители окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества среды.
7. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства.
8. Проблемы «кислотных дождей». Фотохимический смог.
9. Защита атмосферы от промышленных загрязнений.
10. Экологические ловушки (монооксид углерода, источники радиации и др.).
11. Химические элементы – токсиканты атмосферы и воды.
12. Гидрологический цикл в природе.
13. Физико-химические методы очистки сточных вод.
14. Химические методы очистки сточных вод.
15. Биохимические методы очистки сточных вод.
16. Проблема рационального водопотребления в Мурманской области.
17. Природные ресурсы. Проблема рециркуляции химических элементов литосферы.
18. Модель промышленной экосистемы.
19. Пестициды с низкой экологической нагрузкой.
20. Химические источники пищи.
21. Кладовая океана.
22. Современные проблемы утилизации мусора.
23. Металлизация биосферы, ее последствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Интернет- среда обучения" 9 класс
Переход к профильному обучению определяет необходимость активизации предпрофильной подготовки школьников. В связи с этим большое значение приобретает всемирная сеть Интернет – как среда, имеющая огром...
Программа кружка «Химия окружающей среды» для 5 класса.
Данная программа кружка «Химия окружающей среды» предназначена для учащихся 5 классов. Она позволяет учащимся реализовать свой интерес к наук...
Программа элективного курса "Окружающий мир" для 7 класса
Программа элективного курса предназначена для 7 класса, с элементами по экологическому образованию. Рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю....
Элективный курс "Окружающая среда и человек"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...
Авторская инновационная учебная программ "Человек и окружающая среда"
В РФ проблема экологической безопасности становится всё более и более актуальной. Несмотря на общий спад промышленного производства, практически не изменились сложившиеся тенденции...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ» для 8-9 классов
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»для 8-9 классов...
Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"
"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /...