Урок химии в 10 классе "Арены"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Урок по теме "Арены"  проходил на муниципальном уровне. На уроке применялись информационно-коммуникационные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Otkrytyy_urok_10_klass.docx326.28 КБ
Office presentation icon prezentaciya_himiya.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:

ТОГОУ «Жердевская общеобразовательная школа – интернат среднего общего(полного) образования»

Урок-презентация по химии на тему

 «Ароматические углеводороды»

В 10 классе

Учитель: Л.В. Реховская

2010 год

Цель урока:

 изучить последний класс углеводородов-арены.

Задачи:

-сформировать представление об электронном строении бензола

-познакомиться с номенклатурой и изомерией аренов

-изучить физические и химические свойства аренов на примере бензола

-рассмотреть способы получения аренов и их применение

Оборудование:

компьютер, экран, сводная таблица по углеводородам, раздаточный материал, флаконы с дихлофосом, освежителем воздуха, натуральные благовония, ванилин, нафталин, красители.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Изучение нового материала.

Здравствуйте , ребята и уважаемые гости. Сегодня мы проводим очередной урок по теме «Углеводороды».

Среди 18 миллионов  известных  на сегодняшний день органических  соединений немного найдётся таких, которые повлияли бы на развитие органической химии сильнее, чем вот эти органические соединения и их производные.

(Показ  благовоний, дихлофоса, ванилина, красителей, нафталина, освежителя воздуха).

О каких же веществах сегодня пойдёт речь?

А речь сегодня пойдёт об ароматических углеводородах. (1 слайд презентации). Запишите тему урока «Ароматические углеводороды».

Цель и задачи урока (2 слайд).

План изучения нового материала (3 слайд).

  1. История открытия бензола (4 слайд).

 Гениальные люди- это метеориты, призванные сгореть, дабы озарить свой век.

Наполеон I

                                                

Открыть бензол , как это бывает нередко помог случай. Начиная с 10-х годов XIX века в Лондоне для освещения улиц в фонарях стали использовтьсветильный газ. Его получали путём сухой перегонки каменногоугля и хранили под давлением в герметических сосудах. При этом в сосудах накапливалась жидкость , особенно обильно в холдную погоду. Майкл Фарадей начал изучать её и 18 мая 1825 года выделил соединение двууглеродистого водорода и приписал ему неверную формулу С2Н. Истинную же формулу установили уже после того, как удалось определить его молекулярную массу.

 Давайте,ребята , мы сейчас самостоятельно выведем молекулярную формулу вещества,которое обнаружил Майкл Фарадей в светильном газе. Задачи на определение МФ ежегодно бывают в олимпиадных заданиях, а также в Кимах при сдачеЕГЭ. Итак , к доске пойдут 2 учащихся для решения задач.

(на столах учащихся лежат заготовки с алгоритмом  решения данных задач,он же появляется на экране- 5 слайд).

Задача №1.

Плотность паров данного вещества по воздуху 2,69. Массовая доля углерода- 92,3%, водорода- 7,7%. Определите молекулярную формулу вещества.

Задача №2.

Плотность паров этого вещества 3,482г/л. Его пиролиз дал 6 г сажи и 5,6л водорода. Выведите формулу этого вещества.

При решении этих задач учащиеся выводят формулу бензола-С6Н6.

 Итак, формула вещества, обнаруженного Майклом Фарадеем-С6Н6. Это основной представитель ароматических углеводородов. Его ещё называют обезьяньим бензолом, так как формула бензола предстала немецкому учёному Августу Кекуле во сне в виде шести обезьян , соединившихся друг с другом в виде математической фигуры-шестигранника. 27 января 1865 года –это дата рождения молекулы бензола(6 слайд).

  1. Строение бензола.

                                        Бензол-один,

                                        структур-множество.

Общая формула ароматических углеводородов-СnН2n-6

Ароматические углеводороды делятся  на две группы:

одноядерные и многоядерные.

.

 Мы сегодня  будем изучать данный класс углеводородов на примере бензола. Что вы можете сказать о молекуле  бензола? Возьмите заготовку №1и дайте возможные сведения. (Ответы учащихся)

Молекула бензола -плоская , симметричная энергетически выгодная структура , в которой существуют, кроме 6 сигма связей делокализованное по всей молекуле 6 пи-электронное облако или единая пи-электронная система. Таким образом, в бензоле химические связи не одинарные, не двойные, а полуторные, промежуточные по своему характеру.

3.Изомерия.

Для аренов характерна изомерия положения нескольких заместителей.

                      4.Номенклатура .

Возьмите заготовку №2.

Согласно плану , приводится пример составления форулы 1-метил,4-этилбензола(на доске).

5.Физические свойства.

Просмотр видеороликов.

Вы посмотрели видеоролики . Возьмите заготовку № 3 и сформулируйте основные физические свойства бензола.

(ответы учащихся)

Бензол- бесцветная жидкость, практически нерастворима в воде, с ароматным запахом, но пары бензола ядовиты, температура кипения=+80,10С, температура плавления=+5,50С, легче воды, поэтому не смешивается с ней, перегоняется при кипячении.

6.Химические свойства.

                                                     Наука-полководец,

                                                     а практика-солдаты.

                                                                         Леонардо да Винчи.

Молекулярная формула бензола С6Н6 . Как вы считаете, молекула бензола является насыщенной или ненасыщенной?

(Ненасыщенной-ответ  учащихся).

Следовательно, бензол, как и  все непредельные углеводороды должен обесцвечивать раствор перманганата калия и бромной воды. Давайте посмотрим видеоролики.

Какой вывод вы можете сделать?

Так как бензол не обесцвечивает раствор перманганата калия и бромной воды, это говорит о насыщенности. Так какими же свойствами обладает бензол?

Внимание , на экран.

№1

№2

Возьмите заготовку №4 и давайте посмотрим, какие  химические свойства бензола мы ещё не назвали?

 (записи уравнений реакций на доске)

7. Получение.

                                                   Всё новое - хорошо забытое старое.

Какие реакции мы встречали в ходе изучения углеводородов, в результате которых получался бы бензол?

(ответы учащихся)

А) Дегидрирование циклогексана

Б) Ароматизация алканов

В) Тримеризация ацетилена

(уравнения реакций учащиеся записывают на доске)

Г) Реакция Вюрца(объяснение с записью уравнения реакции на доске).

8. Применение.

                                                     Скажи мне что-нибудь,

                                                     я хочу тебя увидеть.

                                                                           Сократ.

Выступления учащихся с применением схем-рисунков.

II. Закрепление.

Выполнение тестового задания.

После выполнения тестового задания, учащиеся обмениваются работами и проверяют друг  у друга, согласно  ответам на экране.

Выставление оценок по тестовым заданиям.

III. Домашнее задание.

Параграф 16  (в. 1,3,6, задача №6)

Не в количестве знаний заключается  образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

         А.Дистереег

IV. Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...