Айвазовский гений!
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)
Айвазовский гений (урок-лекция, презентация урока, знакомство с творчеством, для детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация урока | 2.55 МБ |
план конспект. послайдовое описание, | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок-лекция на тему:
Айвазовский гений
Кривенок Надежда Владимировна
Преподаватель I категории
Цель:
Познакомить с творчеством Айвазовского.
Задачи:
- развивать интерес к учебной деятельности,
- формировать у обучающихся ориентиры для самостоятельного изучения живописи знаменитых художников
- развивать эстетическое мироощущение и совершенствовать целостное восприятие через знакомство с творчеством художников
- прививать эстетический вкус
- воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала, умение восхищаться ценностями культурного наследия.
Вид урока: урок-лекция
Межпредметные связи:
- География (моря, написанные художником, города и страны, в которых побывал И.К.Айвазовский).
- История (исторические события, изображаемые художником).
- Изобразительное искусство (стиль живописи – марина, картины И.К.Айвазовского).
- Литература (Чтение стихов, написанных по картинам художника и о его жизни)
Оборудование: компьютер, телевизор, кликер для презентаций.
Зрительный ряд: презентация.
Методы и формы обучения:
Словесные методы (Рассказ, беседа).
Наглядные методы (показ презентации)
План урока-лекции
I. Организационная часть урока.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Изучение нового материала
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Ход урока-лекции
I. Организационная часть урока.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого художника. (Включаю презентацию, на фоне мелодии 9 вал – минус, Любэ)
III. Изучение нового материала
Слайд - 1 (Описание каждого слайда – рассказ)
Магия моря – вот жизни стихия.
Природа – художнику дар вдохновенья.
Вместили, внушили глубины морские
Фантазии, мысли, кистям наставленье.
Из памяти льётся сюжет на холсты.
Успешность картины?..
Всё – вздор, пустота.
Лишь путь к совершенству – полёт для мечты.
Свет Солнца, зов Моря – тут Бог, красота.
Великий маринист Иван Константинович Айвазовский годы жизни (1817-1900)
Слайд - 2
Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. Дом художника, где он жил в детстве, стоял на возвышении, откуда была видна даль моря. Оно да еще небо над ними и стали теми главными впечатлениями, что определили жизненную судьбу будущего художника. Море, то ласковое, то грозное, с бесконечно набегающими на берег волнами, меняющее цвет от прозрачного бирюзового на недвижной поверхности во время штиля до густой черноты в штормовые дни, - притягивало, манило к себе. Оно было всегда рядом, и мальчику не надоедало следить за его движением и жизнью.
Слайд - 3
По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. Лодки и баркасы рыбаков, уходившие в море, а потом возвращавшиеся с уловом к берегу, радостно встречавшие их семьи и вся городская детвора – вот те впечатления, которые отзовутся позже в его картинах.
Первые детские рисунки художника не сохранились. Не могли сохраниться. Они были… на песке! Ранним утром мальчик мчался к морю. Там, стоя на песчаном пляже, он впервые увидел в море алые паруса. Первые лучи солнца будто вынырнули из толщи воды и пронизали насквозь паруса корабля на горизонте. И они стали ярко-алые. Это видение потрясло воображение мальчика. Он тут же бросился рисовать картину на песке. Но через мгновение волны смыли его рисунок. Мальчик бросился в город и начал рисовать паруса по памяти. Углем. На белых стенах домов, на заборах. Другого бы наказали и надолго отбили желание рисовать. Айвазовскому повезло. Сам губернатор Таврического края одобрил его рисунки и даже подарил краски, кисти и маленькую палитру.
Слайд - 4
Первые морские этюды художник написал еще до Академии художеств, поступив в Академию он продолжает писать море и некоторые из них были премированы. Крым, в котором он прожил два года, накладывает отпечаток на творчество: теперь это не просто морские этюды, а картины-баталии. В 1840 году Айвазовский уезжает за границу, где настолько плодотворно трудится, так ярко раскрывает свой талант, что награждается золотой медалью французской художественной академии и становится кавалером Ордена Почетного легиона.
Слайд - 5,6
В 1844 году Айвазовский возвращается в Россию и становится академиком. Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского «Этюд воздуха над морем» сразу же получила хвалебные отзывы критики.
Про необычную красоту моря, смелое наложение мазков и не слыханная колоритная гамма. Никто ранее из русских художников так правдоподобно не отражал в своих картинах.
Слайд - 7
Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования.
Слайд - 8,9
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
Слайд - 10,11
Море стало основной темой творчества русского романтика Ивана Айвазовского. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.
Слайд - 12
Роскошные волны с пеной увлекают и затягивают, заставляя следовать замыслу художника. Могущество мироздания Айвазовский видел в морской стихии, избегая изображать людей. Крым предстает на его полотнах то загадочным, то тревожным, то бунтующим, то умиротворенным.
Слайд - 13
Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом обрушивающим гигантские пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющий корабли.
Слайд - 14
– Девятый вал
Шумит, грохочет, стонет море.
Творца безбрежный вечный зов.
Одним мгновеньем – счастье, горе –
разверзся мир, и снят покров.
Моей души мятежной буря
омоет прах земных грехов?
Чарует ужас смерти.
Будет исправлен путь? Мирских оков,
щетиня разум, тонут мысли…
Есть в вихре шквала луч надежд?
Нельзя избегнуть этой пытки,
и бредом жить пустых побед.
Елеем пить кошмары тлена
душа не смеет – видит суть;
уже не выйду я из плена,
шумит мне шторм: Закончен путь!..
И снова Небо, снова волны
швыряют. Кровь бежит из ран.
Тоскует сердце: Тьмою полный,
очистить уж не в силах… Храм
разбит в душе грехом забвенья…
Молись! Удар волны последний…
Слайд - 15
-- Море. Коктебель. Закат –
Море. Коктебель. Закат…
Луч прощальный солнце дарит.
Детство чудное назад
Не воротишь. В светлой дали
Небо провожает день.
Ветер волнами играет.
Лодки сонной стынет тень.
Мой кораблик уплывает
В ночь, где бури, грозы, шторм,
Жизни путь нелёгкий долгий,
Поиск истины и форм,
Наслажденье музой вольной.
Родины любимой свет
Неразлучен с жизни краской.
С кистью встречу вечность, смерть
По пути к мечте прекрасной.
Слайд - 16
Александр Айвазовский, единственный из внуков, носящий фамилию столь знаменитого деда, посвятил стихотворение Ивану Константиновичу Айвазовскому. Оно так и называется «Художнику-маринисту И. К. Айвазовскому» и до революции было опубликовано в журнале «Нива»:
Ревело море… Вал седой
О скалы с шумом разбивался,
И с ветром вой его сливался,
Грозя несчастьем и бедой.
Утихло море…
Даль манила
Простором, негой, тишиной…
Но и под стихнувшей волной
Таилась дремлющая сила…
Слайд - 17-29
На фоне 9 вал песня Любэ (просмотр картин)
Слайд - 30
Полотно «Среди волн» было написано художником в 1898 году, когда ему был уже 81 год, за 10 дней! Это просто поражает воображение, потому что это самая большая картина Айвазовского. Ее размер 2м85см на 4м29 см. Она была одной из самых любимых картин самого художника.
Слайд - 31
Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос.
В течение дня художник почти закончил работу. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма, в которых четко просматривались обломки мачт и рей, летящих в воздухе от произведенного взрыва. Контурно была обозначена и лодка греческих повстанцев, удаляющаяся от корабля, а на заднем плане — гористый остров с виднеющимися у подножия гор зданиями города. Окончательное завершение полотна несколько уставший художник отложил на завтрашний день.
Последняя работа выдающегося феодосийца Ивана Айвазовского – «Взрыв корабля»– осталась незаконченной. Он начал писать ее 18 апреля 1900 года.
Слайд - 32
Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.
Слайд - 33
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского – один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 года. После смерти художника в 1900 году картинная галерея, согласно завещанию, перешла во владение города. В 1921 г. галерея была национализирована, в 1922 году – включена в сеть государственных музеев страны.
Слайд - 35 - 38
На слайдах
Слайд - 39
Насчитывается, примерно, 94 музея и частные собрания коллекционеров из Цюриха, Лондона, Нью-Йорка, где хранятся картины Ивана Константиновича Айвазовского.
Стены его мастерской были красные – цвет энергии и активности, возможно, именно этим объясняется поразительная работоспособность гениального живописца.
Слайд – 1
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Сегодня мы с вами познакомились с творчеством знаменитого художника, назовите его -
В каком направлении он работал? Как его назвать? -
Какую картину вы можете назвать, из запомнящихся, или которую вы знаете, или видели в музее?
Сколько картин написал художник?
А еще как итог хочу прочитать вам стихотворение, которое я сама создала, навеянное его творчеством.
(стихотворение «Он морем жил и морем восхищался», Кривенок Н.В.)
Молодцы, вы все сегодня внимательно слушали и работали на уроке. (Поставленная мною цель урока достигнута).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение – описание природных явлений по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал».
Описание картины ,, Девятый вал"...
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Изложение на тему "Творчество И.К. Айвазовского"
ИЗЛОЖЕНИЕ (2 часа) в специальной коррекционной школе- интернат 8 вида.Тема: Творчество И.К. Айвазовского.Цель: Познакомить с творчеством Ивана Константиновича Айвазовского.Задачи: Подготов...
Лекция-беседа "Айвазовский И.К"
Цикл бесед о русской живописи...
7 знаменитых картин Ивана Айвазовского
29 июля 1817 года родился художник Иван Айвазовский. Сейчас, когда ценность картины легко измерить её ценой, Айвазовского можно смело назвать одним из самых значимых российских живописцев. Взгля...
Урок развития речи. Айвазовский 7 класс
Урок развития речи в 7 классе. Сочинение по картине И. Айвазовского «Чёрное м...
Проявления генов в развитии. Плейотропное действие гена.
Проявление одного и того же гена может очень сильно изменяться у разных организмов. Это обусловлено, главным образом, влиянием генотипа данного организма и условиями внешней среды в которой протекает ...