Главные вкладки
Урок-лекция "Айвазовский гений!"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)
Айвазовский гений (урок-лекция, презентация урока, знакомство с творчеством, для детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.55 МБ |
![]() | 23.54 КБ |
![]() | 462.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок-лекция на тему:
Айвазовский гений
Кривенок Надежда Владимировна
Преподаватель I категории
Цель:
Познакомить с творчеством Айвазовского.
Задачи:
- развивать интерес к учебной деятельности,
- формировать у обучающихся ориентиры для самостоятельного изучения живописи знаменитых художников
- развивать эстетическое мироощущение и совершенствовать целостное восприятие через знакомство с творчеством художников
- прививать эстетический вкус
- воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала, умение восхищаться ценностями культурного наследия.
Вид урока: урок-лекция
Межпредметные связи:
- География (моря, написанные художником, города и страны, в которых побывал И.К.Айвазовский).
- История (исторические события, изображаемые художником).
- Изобразительное искусство (стиль живописи – марина, картины И.К.Айвазовского).
- Литература (Чтение стихов, написанных по картинам художника и о его жизни)
Оборудование: компьютер, телевизор, кликер для презентаций.
Зрительный ряд: презентация.
Методы и формы обучения:
Словесные методы (Рассказ, беседа).
Наглядные методы (показ презентации)
План урока-лекции
I. Организационная часть урока.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Изучение нового материала
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Ход урока-лекции
I. Организационная часть урока.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого художника. (Включаю презентацию, на фоне мелодии 9 вал – минус, Любэ)
III. Изучение нового материала
Слайд - 1 (Описание каждого слайда – рассказ)
Магия моря – вот жизни стихия.
Природа – художнику дар вдохновенья.
Вместили, внушили глубины морские
Фантазии, мысли, кистям наставленье.
Из памяти льётся сюжет на холсты.
Успешность картины?..
Всё – вздор, пустота.
Лишь путь к совершенству – полёт для мечты.
Свет Солнца, зов Моря – тут Бог, красота.
Великий маринист Иван Константинович Айвазовский годы жизни (1817-1900)
Слайд - 2
Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. Дом художника, где он жил в детстве, стоял на возвышении, откуда была видна даль моря. Оно да еще небо над ними и стали теми главными впечатлениями, что определили жизненную судьбу будущего художника. Море, то ласковое, то грозное, с бесконечно набегающими на берег волнами, меняющее цвет от прозрачного бирюзового на недвижной поверхности во время штиля до густой черноты в штормовые дни, - притягивало, манило к себе. Оно было всегда рядом, и мальчику не надоедало следить за его движением и жизнью.
Слайд - 3
По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. Лодки и баркасы рыбаков, уходившие в море, а потом возвращавшиеся с уловом к берегу, радостно встречавшие их семьи и вся городская детвора – вот те впечатления, которые отзовутся позже в его картинах.
Первые детские рисунки художника не сохранились. Не могли сохраниться. Они были… на песке! Ранним утром мальчик мчался к морю. Там, стоя на песчаном пляже, он впервые увидел в море алые паруса. Первые лучи солнца будто вынырнули из толщи воды и пронизали насквозь паруса корабля на горизонте. И они стали ярко-алые. Это видение потрясло воображение мальчика. Он тут же бросился рисовать картину на песке. Но через мгновение волны смыли его рисунок. Мальчик бросился в город и начал рисовать паруса по памяти. Углем. На белых стенах домов, на заборах. Другого бы наказали и надолго отбили желание рисовать. Айвазовскому повезло. Сам губернатор Таврического края одобрил его рисунки и даже подарил краски, кисти и маленькую палитру.
Слайд - 4
Первые морские этюды художник написал еще до Академии художеств, поступив в Академию он продолжает писать море и некоторые из них были премированы. Крым, в котором он прожил два года, накладывает отпечаток на творчество: теперь это не просто морские этюды, а картины-баталии. В 1840 году Айвазовский уезжает за границу, где настолько плодотворно трудится, так ярко раскрывает свой талант, что награждается золотой медалью французской художественной академии и становится кавалером Ордена Почетного легиона.
Слайд - 5,6
В 1844 году Айвазовский возвращается в Россию и становится академиком. Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского «Этюд воздуха над морем» сразу же получила хвалебные отзывы критики.
Про необычную красоту моря, смелое наложение мазков и не слыханная колоритная гамма. Никто ранее из русских художников так правдоподобно не отражал в своих картинах.
Слайд - 7
Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования.
Слайд - 8,9
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
Слайд - 10,11
Море стало основной темой творчества русского романтика Ивана Айвазовского. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.
Слайд - 12
Роскошные волны с пеной увлекают и затягивают, заставляя следовать замыслу художника. Могущество мироздания Айвазовский видел в морской стихии, избегая изображать людей. Крым предстает на его полотнах то загадочным, то тревожным, то бунтующим, то умиротворенным.
Слайд - 13
Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом обрушивающим гигантские пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющий корабли.
Слайд - 14
– Девятый вал
Шумит, грохочет, стонет море.
Творца безбрежный вечный зов.
Одним мгновеньем – счастье, горе –
разверзся мир, и снят покров.
Моей души мятежной буря
омоет прах земных грехов?
Чарует ужас смерти.
Будет исправлен путь? Мирских оков,
щетиня разум, тонут мысли…
Есть в вихре шквала луч надежд?
Нельзя избегнуть этой пытки,
и бредом жить пустых побед.
Елеем пить кошмары тлена
душа не смеет – видит суть;
уже не выйду я из плена,
шумит мне шторм: Закончен путь!..
И снова Небо, снова волны
швыряют. Кровь бежит из ран.
Тоскует сердце: Тьмою полный,
очистить уж не в силах… Храм
разбит в душе грехом забвенья…
Молись! Удар волны последний…
Слайд - 15
-- Море. Коктебель. Закат –
Море. Коктебель. Закат…
Луч прощальный солнце дарит.
Детство чудное назад
Не воротишь. В светлой дали
Небо провожает день.
Ветер волнами играет.
Лодки сонной стынет тень.
Мой кораблик уплывает
В ночь, где бури, грозы, шторм,
Жизни путь нелёгкий долгий,
Поиск истины и форм,
Наслажденье музой вольной.
Родины любимой свет
Неразлучен с жизни краской.
С кистью встречу вечность, смерть
По пути к мечте прекрасной.
Слайд - 16
Александр Айвазовский, единственный из внуков, носящий фамилию столь знаменитого деда, посвятил стихотворение Ивану Константиновичу Айвазовскому. Оно так и называется «Художнику-маринисту И. К. Айвазовскому» и до революции было опубликовано в журнале «Нива»:
Ревело море… Вал седой
О скалы с шумом разбивался,
И с ветром вой его сливался,
Грозя несчастьем и бедой.
Утихло море…
Даль манила
Простором, негой, тишиной…
Но и под стихнувшей волной
Таилась дремлющая сила…
Слайд - 17-29
На фоне 9 вал песня Любэ (просмотр картин)
Слайд - 30
Полотно «Среди волн» было написано художником в 1898 году, когда ему был уже 81 год, за 10 дней! Это просто поражает воображение, потому что это самая большая картина Айвазовского. Ее размер 2м85см на 4м29 см. Она была одной из самых любимых картин самого художника.
Слайд - 31
Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос.
В течение дня художник почти закончил работу. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма, в которых четко просматривались обломки мачт и рей, летящих в воздухе от произведенного взрыва. Контурно была обозначена и лодка греческих повстанцев, удаляющаяся от корабля, а на заднем плане — гористый остров с виднеющимися у подножия гор зданиями города. Окончательное завершение полотна несколько уставший художник отложил на завтрашний день.
Последняя работа выдающегося феодосийца Ивана Айвазовского – «Взрыв корабля»– осталась незаконченной. Он начал писать ее 18 апреля 1900 года.
Слайд - 32
Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.
Слайд - 33
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского – один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 года. После смерти художника в 1900 году картинная галерея, согласно завещанию, перешла во владение города. В 1921 г. галерея была национализирована, в 1922 году – включена в сеть государственных музеев страны.
Слайд - 35 - 38
На слайдах
Слайд - 39
Насчитывается, примерно, 94 музея и частные собрания коллекционеров из Цюриха, Лондона, Нью-Йорка, где хранятся картины Ивана Константиновича Айвазовского.
Стены его мастерской были красные – цвет энергии и активности, возможно, именно этим объясняется поразительная работоспособность гениального живописца.
Слайд – 1
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Сегодня мы с вами познакомились с творчеством знаменитого художника, назовите его -
В каком направлении он работал? Как его назвать? -
Какую картину вы можете назвать, из запомнящихся, или которую вы знаете, или видели в музее?
Сколько картин написал художник?
А еще как итог хочу прочитать вам стихотворение, которое я сама создала, навеянное его творчеством.
(стихотворение «Он морем жил и морем восхищался», Кривенок Н.В.)
Молодцы, вы все сегодня внимательно слушали и работали на уроке. (Поставленная мною цель урока достигнута).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Нижнеудинская районная детская школа искусств»
Нижнеудинская РДШИ
Методическая разработка урока по
изобразительному искусству на тему:
«Айвазовский – Гений!»
в рамках «Культура для школьников»
Кривенок Надежда Владимировна
Преподаватель I категории
Нижнеудинск, 2025
Содержание
- Аннотация
- Основная часть
- Заключение
- Информационные источники
- Приложения
Аннотация. В 2019 году был успешно запущен проект «Культура для школьников» и реализуется во всех регионах страны. Он направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие, а также на повышение культурной грамотности подрастающего поколения. Потребность в приобщении учащихся к современным теоретическим знаниям в области изобразительного искусства актуальна в силу ряда причин - история искусства поможет повысить эрудицию, художественный вкус. Культура просто крайне необходима современному человеку для развития. Время не стоит на месте, человечество тоже развивается и двигается, придумывает что-то новое и современное. Именно культура способна объединить, обобщить новшества, достижения человечества для передачи их будущим потомкам. Именно через культуру осуществляется связь между поколениями и совершенствуется развитие общества. Неоценим вклад, который вносит культура в каждого человека, живущего в современном обществе.
Основная задача детских художественных школ и школ искусств - формирование творческой личности обучающихся. Преподаватели в доступной форме рассказывают учащимся также общеобразовательных учреждений о великих представителях Мировой и Российской культуры, чтобы пробудить в них интерес к самостоятельной творческой деятельности.
В ДШИ проводятся уроки-лекции по истории искусств, которые способствуют передаче фундаментальных знаний и формированию базовых представлений о художниках, развивают навыки слушания и концентрации учащихся. Такие уроки полезны подрастающему поколению и не только.
Во время лекции дети слушают и усваивают информацию, запоминают зрительные показы презентации, учатся фокусироваться на главных моментах и выделять ключевые идеи. Эти навыки являются важными для успешного продолжения обучения и будут полезными в дальнейшем обучении.
Лекционная форма уроков способствует развитию аналитического и критического мышления. Она помогает детям анализировать и оценивать представленную информацию, формулировать свои собственные выводы и аргументировать свои точки зрения. Эти навыки являются неотъемлемой частью образования и помогают учащимся стать самостоятельными мыслителями. Во время лекции дети имеют возможность задавать вопросы, обсуждать представленную информацию и взаимодействовать с одноклассниками и преподавателем. Это помогает развить у них навыки общения, выражения своих мыслей и идей, а также учиться слушать и уважать точки зрения других людей.
Чтобы лекции были нескучными, что может привести к потере внимания учащихся, преподаватели вносят существенный вклад в интересность лекции, используют артикуляцию, интонацию, мимику и жесты. Изложение материала, может сопровождаться показом мультимедиа, демонстрированием опыта (эксперимента) и даже этюдов или поэзии...
Для детей они должны проходит в более доступной и сокращённой форме.
Основная часть
Технологическая карта учебного занятия Преподаватель I категории: Кривенок Надежда Владимировна
Тема: | Урок-лекция “Айвазовский гений” | |
Программа: | Дополнительная предпрофессиональная программа «живопись» 8 (9) лет | |
ОУ, класс, возраст | 7-18+ | |
Место проведения занятия; в системе занятий по теме № (виду деятельности, жанру) | «Нижнеудинская РДШИ» Филиал «Мельничная ДШИ» | |
Тип занятия | Изучение нового материала | |
Цель: | Познакомить с творчеством Айвазовского И. К. | |
Задачи: | ||
Обучающие |
| |
Развивающие |
| |
Воспитательные |
восхищаться ценностями культурного наследия. | |
Планируемые (ожидаемые) результаты: | ||
Предметные: знания, умения | Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные | Личностные |
Знания о художнике и его творческом пути | Коммуникативные: взаимодействие с классом и педагогом. | Умение слушать и актуализировать знания |
Побуждать детей вести дискуссию по теме из полученных знаний. Регулятивные: умение слушать. Умение анализировать информацию. Познавательные: развивать умение мыслить критически, воспринимать информацию и создавать свое мнение. Побуждать детей использовать свои исследовательские навыки в будущем. | Пробуждение познавательного интереса Формировать эмоциональную восприимчивость. Развивать коммуникативные навыки Развивать творческое мышление | |
Принципы обучения, реализуемые на занятии: | Принцип научности Принцип соответствия возрасту и доступности обучения Принцип связи с жизнью Принцип последовательности и систематичности Принцип рефлексии | |
Методы обучения: | ||
- по источнику получения знаний | Словесный: лекция, беседа Наглядный: демонстрация Практический: нет | |
- по характеру познавательной деятельности | Продуктивная | |
Методы контроля | Наблюдение | |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная | |
Продолжительность занятия | 40 минут | |
Оснащение занятия: | ||
Оборудование | компьютер, телевизор, кликер для презентаций. | |
Зрительный ряд | презентация | |
Литературный ряд | Стихотворение “Девятый вал” Владимир Кольчугин |
Стихотворение “Магия моря..” Владимир Кольчугин Стихотворение “ Он морем жил и морем восхищался” Кривенок Н. В | |
Музыкальный ряд | Любэ - 9 вал Любэ - 9 вал (минус) |
Материалы | нет |
Ход учебного занятия | |||
Этап усвоен ия | Этап занятия (время на проведение этапа) | Содержание урока Деятельность учителя* (дословное словесное описание деятельности учителя в прямой речи)/учебное задание | Практическая деятельность детей. Выполняемые действия Предполагаемые ответы |
I | 1.Организационный момент (1-2 мин) Дидактическая задача: Учебная задача: Методы обучения: Контрольно-оценочный компонент: | Содержание учебной задачи 1: - Здравствуйте Прошу рассаживайтесь по местам. | - Здравствуйте |
II | 2.Подготовительная часть. Завязка. Постановка цели занятия/Проблемный выход на тему занятия (3-5 мин). Дидактическая задача: Рассказать обучающимся о теме занятия. | Содержание учебной задачи 2: - Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого художника. (Включаю презентацию, на фоне мелодии 9 вал – минус, Любэ) Магия моря – вот жизни стихия. Природа – художнику дар вдохновенья. Вместили, внушили глубины морские Фантазии, мысли, кистям наставленье. Из памяти льётся сюжет на холсты. Успешность картины?.. Всё – вздор, пустота. Лишь путь к совершенству – полёт для мечты. | Учащиеся погружаются в атмосферу урока |
Замотивировать обучающихся к изучению нового материала Учебная задача2: Уметь слушать Методы обучения: Лекция Контрольно-оценочный компонент: отсутствует | Свет Солнца, зов Моря – тут Бог, красота. | ||
III | 3.Основная часть. Изучение нового материала. Дидактическая задача3: Развивать умение слушать и воспринимать информацию Держать интерес обучающихся к своему уроку. Учебная задача3: Учиться слушать и воспринимать информацию Анализировать информацию Методы обучения: словесные методы: Лекция наглядные методы: презентация Организация деятельности обучающихся: слушают. Анализируют | Содержание учебной задачи3:
будившей его воображение. Дом художника, где он жил в детстве, стоял на возвышении, откуда была видна даль моря. Оно, да еще небо над ними и стали теми главными впечатлениями, что определили жизненную судьбу будущего художника. Море, то ласковое, то грозное, с бесконечно набегающими на берег волнами, меняющее цвет от прозрачного бирюзового на недвижной поверхности во время штиля до густой черноты в штормовые дни, - притягивало, манило к себе. Оно было всегда рядом, и мальчику не надоедало следить за его движением и жизнью.
корабли Черноморского флота. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. Лодки и баркасы рыбаков, уходившие в море, а потом возвращавшиеся с уловом к берегу, радостно | Учащиеся слушают лекцию педагога |
Контрольно-оценочный компонент: нет | встречавшие их семьи и вся городская детвора – вот те впечатления, которые отзовутся позже в его картинах.
Первые лучи солнца будто вынырнули из толщи воды и пронизали насквозь паруса корабля на горизонте. И они стали ярко-алые. Это видение потрясло воображение мальчика. Он тут же бросился рисовать картину на песке. Но через мгновение волны смыли его рисунок. Мальчик бросился в город и начал рисовать паруса по памяти. Углем. На белых стенах домов, на заборах. Другого бы наказали и надолго отбили желание рисовать. Айвазовскому повезло. Сам губернатор Таврического края одобрил его рисунки и даже подарил краски, кисти и маленькую палитру.
премированы. Крым, в котором он прожил два года, накладывает отпечаток на творчество: теперь это не просто морские этюды, а картины-баталии. В 1840 году Айвазовский уезжает за границу, где настолько плодотворно трудится, так ярко раскрывает свой талант, что награждается золотой медалью французской художественной академии и становится кавалером Ордена Почетного легиона.
становится академиком. Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина |
Айвазовского «Этюд воздуха над морем» сразу же получила хвалебные отзывы критики.
ранее из русских художников так правдоподобно не отражал в своих картинах.
развития его дарования.
разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
романтика Ивана Айвазовского. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.
|
Могущество мироздания Айвазовский видел в морской стихии, избегая изображать людей. Крым предстает на его полотнах то загадочным, то тревожным, то бунтующим, то умиротворенным. - Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом обрушивающим гигантские пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющий корабли. – Девятый вал Шумит, грохочет, стонет море. Творца безбрежный вечный зов. Одним мгновеньем – счастье, горе – разверзся мир, и снят покров. Моей души мятежной буря омоет прах земных грехов? Чарует ужас смерти. Будет исправлен путь? Мирских оков, щетиня разум, тонут мысли… Есть в вихре шквала луч надежд? Нельзя избегнуть этой пытки, и бредом жить пустых побед. Елеем пить кошмары тлена душа не смеет – видит суть; уже не выйду я из плена, шумит мне шторм: Закончен путь!.. И снова Небо, снова волны швыряют. Кровь бежит из ран. Тоскует сердце: Тьмою полный, очистить уж не в силах… Храм разбит в душе грехом забвенья… |
Молись! Удар волны последний… -- Море. Коктебель. Закат – Море. Коктебель. Закат… Луч прощальный солнце дарит. Детство чудное назад Не воротишь. В светлой дали Небо провожает день. Ветер волнами играет. Лодки сонной стынет тень. Мой кораблик уплывает В ночь, где бури, грозы, шторм, Жизни путь нелёгкий долгий, Поиск истины и форм, Наслажденье музой вольной. Родины, любимой, свет Неразлучен с жизни краской. С кистью встречу вечность, смерть По пути к мечте прекрасной. - Александр Айвазовский, единственный из внуков, носящий фамилию столь знаменитого деда, посвятил стихотворение Ивану Константиновичу Айвазовскому. Оно так и называется «Художнику- маринисту И. К. Айвазовскому» и до революции было опубликовано в журнале «Нива»: Ревело море… Вал седой О скалы с шумом разбивался, И с ветром вой его сливался, Грозя несчастьем и бедой. Утихло море… Даль манила Простором, негой, тишиной… Но и под стихнувшей волной |
Таилась дремлющая сила…
корабль у острова Хиос.
объятый пламенем и клубами дыма, в которых четко просматривались обломки мачт и рей, летящих в воздухе от произведенного взрыва. Контурно была обозначена и лодка греческих повстанцев, удаляющаяся от корабля, а на заднем плане — гористый остров с виднеющимися у подножия гор зданиями города. Окончательное завершение полотна несколько уставший художник отложил на завтрашний день.
незаконченной. Он начал писать ее 18 апреля 1900 года.
художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из-под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, |
уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского – один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 года. После смерти художника в 1900 году картинная галерея, согласно завещанию, перешла во владение города. В 1921 г. галерея была национализирована, в 1922 году – включена в сеть государственных музеев страны.
собрания коллекционеров из Цюриха, Лондона, Нью- Йорка, где хранятся картины Ивана Константиновича Айвазовского.
поразительная работоспособность гениального живописца. | |||
IV | Заключительная часть. Эстетическая оценка индивидуальной работы. Подведение итога занятия (2-3 мин) Дидактическая задача4: придать логическую завершенность занятию. Учебная задача4: | Содержание учебной задачи 4:
Вся жизнь художника прошла у моря, Он восхищался им, в нем черпал вдохновенье. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
Актуализировать полученные знания посредством ответами на вопросы Методы обучения: беседа Организация деятельности обучающихся: диалог Контрольно-оценочный компонент: самоконтроль, устная оценка похвала. | Сюжеты сами появлялися без спора, И он творил шедевры, как вело мгновенье. Ещё мальчонка, гуляя по песку у моря Вдоль шумных берегов, оглядывал просторы, И рисовал там мачты, корабли и волны, Но каждый раз смывало в море. Он не отчаивался, нет, напрасно, Нашедши уголек, к домам, заборам побежал Где снова рисовал он море, пусть не в красках, Но плыли парусники, корабли и волны бились о причал. Не долго он так рисовал - как в сказке - Творение мальца сам первый Николай заметил, И подарил ему бумагу, краски Его мечта уже сбылась! Такою щедростью отмечен! И вскоре эти корабли и с шумом бьющиеся волны, Опять плывут иль тонут, ломая мачты, флаги... Что в памяти его легко осталось, сюжеты полны Он поместил всё на белый лист бумаги. А академию художества окончил он когда, Великий моренист картины маслом пишет, |
Где снова корабли, и снова волны, и камни, и причал... Все та же Муза направляет, ему сюжеты ищет. "Гроза", есть "Тиш и гладь", а вот "9 вал" — Творения, всемирные картины, И «буря в море», «крым», и «перевал» Их знают все, картины знамениты в мире. За много лет он написал картин шесть тысяч боле, Где мы встречаем умиротворенье спокойствие и штиль на берегах и в море — миры там так живые. Оценено творенье! Мы видим, как волна качает шлюпки, иль обломки кораблей Есть шторм и слышен шум бушующего моря, И крики чаек, и зов тонущих моряков - тех, кто в беде — В его картинах полно жизни и страстей, и горя. Но он писал не только море, нет Есть и портреты, и дома, и горы, но море — главный инструмент. Его мы и запомним вскоре! Его шедевры - волнения, безмерной красоты! Переживаем жизнь с героями картины, |
Где становясь невольно участником судьбы, Что нам сулит итог бурлящейся пучины! И каждый раз великим нетерпеньем Рассматривая творчество всей этой буйной красоты Мы восхищаемся его твореньем Мы будем помнить вечно - я и ты! И сколько б ни было нам лет, мы будем помнить бесконечно! Чье море столь пленит сердечно! Он гениальный человек! - Молодцы, вы все сегодня внимательно слушали и работали на уроке. |
Помощь учителю:
План урока-лекции
I. Организационная часть урока.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Изучение нового материала
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Ход урока-лекции
I. Организационная часть урока.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого художника. (Включаю презентацию, на фоне мелодии 9 вал – минус, Любэ)
III. Изучение нового материала
Слайд - 1 (Описание каждого слайда – рассказ)
Магия моря – вот жизни стихия.
Природа – художнику дар вдохновенья.
Вместили, внушили глубины морские
Фантазии, мысли, кистям наставленье.
Из памяти льётся сюжет на холсты.
Успешность картины?..
Всё – вздор, пустота.
Лишь путь к совершенству – полёт для мечты.
Свет Солнца, зов Моря – тут Бог, красота.
Великий маринист Иван Константинович Айвазовский годы жизни (1817-1900)
Слайд - 2
Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. Дом художника, где он жил в детстве, стоял на возвышении, откуда была видна даль моря. Оно да еще небо над ними и стали теми главными впечатлениями, что определили жизненную судьбу будущего художника. Море, то ласковое, то грозное, с бесконечно набегающими на берег волнами, меняющее цвет от прозрачного бирюзового на недвижной поверхности во время штиля до густой черноты в штормовые дни, - притягивало, манило к себе. Оно было всегда рядом, и мальчику не надоедало следить за его движением и жизнью.
Слайд - 3
По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. Лодки и баркасы рыбаков, уходившие в море, а потом возвращавшиеся с уловом к берегу, радостно встречавшие их семьи и вся городская детвора – вот те впечатления, которые отзовутся позже в его картинах.
Первые детские рисунки художника не сохранились. Не могли сохраниться. Они были… на песке! Ранним утром мальчик мчался к морю. Там, стоя на песчаном пляже, он впервые увидел в море алые паруса. Первые лучи солнца будто вынырнули из толщи воды и пронизали насквозь паруса корабля на горизонте. И они стали ярко-алые. Это видение потрясло воображение мальчика. Он тут же бросился рисовать картину на песке. Но через мгновение волны смыли его рисунок. Мальчик бросился в город и начал рисовать паруса по памяти. Углем. На белых стенах домов, на заборах. Другого бы наказали и надолго отбили желание рисовать. Айвазовскому повезло. Сам губернатор Таврического края одобрил его рисунки и даже подарил краски, кисти и маленькую палитру.
Слайд - 4
Первые морские этюды художник написал еще до Академии художеств, поступив в Академию он продолжает писать море и некоторые из них были премированы. Крым, в котором он прожил два года, накладывает отпечаток на творчество: теперь это не просто морские этюды, а картины-баталии. В 1840 году Айвазовский уезжает за границу, где настолько плодотворно трудится, так ярко раскрывает свой талант, что награждается золотой медалью французской художественной академии и становится кавалером Ордена Почетного легиона.
Слайд - 5,6
В 1844 году Айвазовский возвращается в Россию и становится академиком. Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского «Этюд воздуха над морем» сразу же получила хвалебные отзывы критики.
Про необычную красоту моря, смелое наложение мазков и не слыханная колоритная гамма. Никто ранее из русских художников так правдоподобно не отражал в своих картинах.
Слайд - 7
Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования.
Слайд - 8,9
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
Слайд - 10,11
Море стало основной темой творчества русского романтика Ивана Айвазовского. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.
Слайд - 12
Роскошные волны с пеной увлекают и затягивают, заставляя следовать замыслу художника. Могущество мироздания Айвазовский видел в морской стихии, избегая изображать людей. Крым предстает на его полотнах то загадочным, то тревожным, то бунтующим, то умиротворенным.
Слайд - 13
Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом обрушивающим гигантские пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющий корабли.
Слайд - 14
– Девятый вал
Шумит, грохочет, стонет море.
Творца безбрежный вечный зов.
Одним мгновеньем – счастье, горе –
разверзся мир, и снят покров.
Моей души мятежной буря
омоет прах земных грехов?
Чарует ужас смерти.
Будет исправлен путь? Мирских оков,
щетиня разум, тонут мысли…
Есть в вихре шквала луч надежд?
Нельзя избегнуть этой пытки,
и бредом жить пустых побед.
Елеем пить кошмары тлена
душа не смеет – видит суть;
уже не выйду я из плена,
шумит мне шторм: Закончен путь!..
И снова Небо, снова волны
швыряют. Кровь бежит из ран.
Тоскует сердце: Тьмою полный,
очистить уж не в силах… Храм
разбит в душе грехом забвенья…
Молись! Удар волны последний…
Слайд - 15
-- Море. Коктебель. Закат –
Море. Коктебель. Закат…
Луч прощальный солнце дарит.
Детство чудное назад
Не воротишь. В светлой дали
Небо провожает день.
Ветер волнами играет.
Лодки сонной стынет тень.
Мой кораблик уплывает
В ночь, где бури, грозы, шторм,
Жизни путь нелёгкий долгий,
Поиск истины и форм,
Наслажденье музой вольной.
Родины любимой свет
Неразлучен с жизни краской.
С кистью встречу вечность, смерть
По пути к мечте прекрасной.
Слайд - 16
Александр Айвазовский, единственный из внуков, носящий фамилию столь знаменитого деда, посвятил стихотворение Ивану Константиновичу Айвазовскому. Оно так и называется «Художнику-маринисту И. К. Айвазовскому» и до революции было опубликовано в журнале «Нива»:
Ревело море… Вал седой
О скалы с шумом разбивался,
И с ветром вой его сливался,
Грозя несчастьем и бедой.
Утихло море…
Даль манила
Простором, негой, тишиной…
Но и под стихнувшей волной
Таилась дремлющая сила…
Слайд - 17-29
На фоне песня «9 вал» гр. «Любэ» (просмотр картин)
Слайд - 30
Полотно «Среди волн» было написано художником в 1898 году, когда ему был уже 81 год, за 10 дней! Это просто поражает воображение, потому что это самая большая картина Айвазовского. Ее размер 2м85см на 4м29 см. Она была одной из самых любимых картин самого художника.
Слайд - 31
Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос.
В течение дня художник почти закончил работу. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма, в которых четко просматривались обломки мачт и рей, летящих в воздухе от произведенного взрыва. Контурно была обозначена и лодка греческих повстанцев, удаляющаяся от корабля, а на заднем плане — гористый остров с виднеющимися у подножия гор зданиями города. Окончательное завершение полотна несколько уставший художник отложил на завтрашний день.
Последняя работа выдающегося феодосийца Ивана Айвазовского – «Взрыв корабля»– осталась незаконченной. Он начал писать ее 18 апреля 1900 года.
Слайд - 32
Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.
Слайд - 33
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского – один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 года. После смерти художника в 1900 году картинная галерея, согласно завещанию, перешла во владение города. В 1921 г. галерея была национализирована, в 1922 году – включена в сеть государственных музеев страны.
Слайд - 35 - 38
На слайдах
Слайд - 39
Насчитывается, примерно, 94 музея и частные собрания коллекционеров из Цюриха, Лондона, Нью-Йорка, где хранятся картины Ивана Константиновича Айвазовского.
Стены его мастерской были красные – цвет энергии и активности, возможно, именно этим объясняется поразительная работоспособность гениального живописца.
Слайд – 1
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Сегодня мы с вами познакомились с творчеством знаменитого художника, назовите его -
В каком направлении он работал? Как его назвать? -
Какую картину вы можете назвать, из запомнящихся, или которую вы знаете, или видели в музее?
Сколько картин написал художник?
А еще как итог хочу прочитать вам стихотворение, которое я сама создала, навеянное его творчеством.
«Он морем жил и морем восхищался»
Кривенок Н.В.
Вся жизнь художника прошла у моря,
Он восхищался им, в нем черпал вдохновенье.
Сюжеты сами появлялися без спора,
И он творил шедевры, как вело мгновенье.
Ещё мальчонка, гуляя по песку у моря
Вдоль шумных берегов, оглядывал просторы,
И рисовал там мачты, корабли и волны,
Но каждый раз смывало в море.
Он не отчаивался, нет, напрасно,
Нашедши уголек, к домам, заборам побежал
Где снова рисовал он море, пусть не в красках,
Но плыли парусники, корабли и волны бились о причал.
Не долго он так рисовал - как в сказке -
Творение мальца сам первый Николай заметил,
И подарил ему бумагу, краски
Его мечта уже сбылась! Такою щедростью отмечен!
И вскоре эти корабли и с шумом бьющиеся волны,
Опять плывут иль тонут, ломая мачты, флаги...
Что в памяти его легко осталось, сюжеты полны -
Он поместил всё- всё на белый лист бумаги.
А академию художества окончил он когда,
Великий маринист картины маслом пишет,
Где снова корабли, и снова волны, и камни, и причал...
Все та же Муза направляет, ему сюжеты ищет.
"Гроза", есть "Тиш и гладь", а вот "9 вал" —
Творения, всемирные картины,
И «Буря в море», «Крым», и «Перевал»
Их знают все, картины знамениты в мире.
За много лет он написал картин шесть тысяч боле,
Где мы встречаем умиротворенье
спокойствие и штиль на берегах и в море
— миры там так живые. Оценено творенье!
Мы видим, как волна качает шлюпки, иль обломки кораблей
Есть шторм и слышен шум бушующего моря,
И крики чаек, и зов тонущих моряков - тех, кто в беде -
В его картинах полно жизни и страстей, и горя.
Но он писал не только море, нет
Есть и портреты, и дома, и горы,
но море - главный инструмент.
Его мы и запомним вскоре!.
Его шедевры - волнения, безмерной красоты!
Переживаем жизнь с героями картины,
Где становясь невольно участником судьбы,
Что нам сулит итог бурлящейся пучины!
И каждый раз с великим нетерпеньем,
Рассматривая творчество всей этой буйной красоты,
Мы восхищаемся его твореньем
Мы будем помнить вечно - я и ты!
И сколько б ни было нам лет,
мы будем помнить бесконечно!
Чье море столь пленит сердечно!
Он гениальный человек!
Спасибо за внимание!
Заключение.
Занятия по изучению изобразительного искусства в рамках «Культура для школьников» являются эффективным средством приобщения школьников к изучению Мировой и Российской культуры, так как они пробуждают умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствуют воспитанию культуры, чувств, развитию художественно-эстетического вкуса.
Информационные источники
- Айвазовский и великие русские маринисты. Каталог выставки Издательство Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки; М. 2016
- Александров Виктор «История русского искусства»
- Дмитриенко А.Ф. Айвазовский Иван Константинович
- Иван Константинович Айвазовский. Издательство "Искусство", Москва, 1965 год.
- Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
- История искусства. Библиотека школьника. Минск: Литература, 1997г.
- Мамонтова Наталья Николаевна; Иван Айвазовский. "Малая серия искусств". Художник - его жизнь, искусство, творчество, живопись.; Арт-Родник; М. 2021
- Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф. С. – М.: Издательский дом «Искусство», 2002
- http://aivazovsky.narod.ru
- http://www.agniart.ru
- https://dzen.ru/a/ZSeLb3qKjhX4Tsu8
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/morskoj-pejzazh-zhanr-izobrazitelnogo-iskusstva
- https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/zhivopis-ee-vidy-i-istoriya-vozniknoveniya
- https://www.culture.ru/persons/8258/ivan-aivazovskii
Приложения
слайд1слайд2слайд3слайд4слайд5слайд6слайд7слайд8слайд9слайд10слайд11слайд12слайд13слайд14слайд15слайд16слайд17слайд18слайд19слайд20слайд21слайд22слайд23слайд24слайд25слайд26слайд27слайд28слайд29слайд30слайд31слайд32слайд33слайд34слайд35слайд36слайд37слайд38слайд39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение – описание природных явлений по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал».
Описание картины ,, Девятый вал"...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Изложение на тему "Творчество И.К. Айвазовского"
ИЗЛОЖЕНИЕ (2 часа) в специальной коррекционной школе- интернат 8 вида.Тема: Творчество И.К. Айвазовского.Цель: Познакомить с творчеством Ивана Константиновича Айвазовского.Задачи: Подготов...
7 знаменитых картин Ивана Айвазовского
29 июля 1817 года родился художник Иван Айвазовский. Сейчас, когда ценность картины легко измерить её ценой, Айвазовского можно смело назвать одним из самых значимых российских живописцев. Взгля...

Урок развития речи. Айвазовский 7 класс
Урок развития речи в 7 классе. Сочинение по картине И. Айвазовского «Чёрное м...
Проявления генов в развитии. Плейотропное действие гена.
Проявление одного и того же гена может очень сильно изменяться у разных организмов. Это обусловлено, главным образом, влиянием генотипа данного организма и условиями внешней среды в которой протекает ...