Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
методическая разработка по литературе на тему
Вид урока: урок художественного восприятия.
Форма урока: урок-беседа.
Методы обучения:
словесные (эвристическая беседа),
проблемный.
Оборудование:
Распечатка повести О.Ждана «Гений».
Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.
Цели урока:
На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.
Разграничить понятия бездушный и бездуховный,гений,гениальность.
Анализ отдельных эпизодов повести “ Гений ”.
Практика работы со словарными статьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_povesti_olega_zhdana.docx | 16.82 КБ |
konspekt_uroka_po_povesti_olega_zhdana.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ повести Олега Ждана «Гений».
В журнале «Наш современник»,№12, 2011 прочитала повесть Олега Ждана «Гений». Ждан (Пушкин) Олег Алексеевич родился 05.01.1938 в Смоленске в семье учителей. Окончил историко-географический факультет Могилевского педагогического института (1960), Литинститут (1969), Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве (1978). Работал слесарем, инженером-диспетчером в Караганде и Братске (1961-63), редактором на Белорусском телевидении (1972-73) и студии «Беларусьфильм» (1973-76), заведующим отделом общественной жизни и культуры в журнале «Нёман». Член СП СССР (1983). Живет в Минске. Печатается как прозаик с 1963.
Главный герой повести «Гений»- Тришка, художник- самоучка двадцатипяти лет с седой козлиной бородой, походка у него смешная ,слишком широкие для своего роста делал шаги, который так и подписывался «Тришка»,объясняя это тем, что его мать –подкидыш, он и вовсе незаконнорожденный «...в детстве страдал затяжными насморками, приучился шмыгать носом даже ,если здоров. Позже мерзкая привычка исчезла и возвращалась только когда работал».Тришка был поздний ребенок, Мать его родила в сорок лет: «Да и не могла не родить. Он жил во мне давно, лет уж... не знаю, всегда. Знала, какой он ,как ест –пьет ,на горшке сидит...Все знала. Оставалось выпустить на божий свет. Это ведь я преступление совершила б, если бы...Не перед людьми, нет. Им все равно ,перед Богом.» Любила его безумно, каждый его выверт объясняла по-своему: все сводила к гениальности, которую заметила, как только забеременела им ,Тришенькой .Сразу почувствовала жадность к цвету, к краскам, часами могла глядеть на синее небо, на восход -закат..
Родился он с «вывихом», а правильнее – зародился. Не художества Тришеньки были тому причиною, совсем иное: если просили нарисовать кошку, изображал собаку, если собаку- кота .Еще в детстве, когда брат матери из Салехарда подарил пачку денег ,Тришка никогда не видел мать такой обрадованной, благодарной ,он решил ночью перерубить кадыкастое дядькино горло кухонной сечкой ,однако не смог отыскать ее в потемках , и только деньги достал из-под белья в шкафу, засунул перед отъездом в его чемодан.
Учился он неважно: во-первых, неинтересно ему там было, все ж таки не обыкновенный мальчик, может, и гениальный, а во-вторых, лупили его там все кому не лень. В десятом классе и вовсе перестал ходить в школу, выдали справку. Когда его одноклассники к экзаменам готовились ,лежал на диване и разглядывал дорогие альбомы репродукций, на покупку которых давала ему деньги мать. «А как не дать? Может окупится ,как вы думаете? Мальчик-то гениальный, это само собой. Вот ,например, через год сдал экзамены на аттестат зрелости экстерном -разве не гениальность? После школы он пытался поступить в художественное училище, но провалился с треском. Служил в стройбате, где над ним «хорошо» поиздевались за то, что ростом не вышел и силы не накопил. Выжить ему помогла ненависть ,которую он приобрел еще в детстве .Демобилизовавшись, устроился на завод. Работал обрубщиком, формовщиком, подсобником, грузчиком…, но нигде у него не получалось. Решили выгнать, но узнав, что он рисует- оставили: «…лучше платить дармоеду зарплату дежурного слесаря , чем рисковать жизнью своей или его.» Ему поручили написать портреты передовиков. Тришка решил эту работу по-своему : писать не так как раньше – «с карточки «на века» важными и надутыми, ведь у каждого передовика на то своя причина, почему он им стал : кто-то от жадности, кто-то от молодости и избытка сил, кто-то от стремлений угодить начальству…» Непростая задача стояла перед ним, но он справился с ней так, что после просмотра портретов комиссией ,его попросили покинуть завод . «Люди не выносят о себе правды особенно, если это правда- для всех. Не терпят о себе чужого суждения.. Они хотят казаться моложе, красивее, удачливее. веселее, глупее , чем они есть.» «Сочувствовать надо ,а ты издеваешься над людьми ,-говорил ему приятель –предатель .-Человек заслуживает уважения и сочувствия».В ответ на это Тришка расхохотался: «Человек заслуживает?...За что его Тришку травили в школе ,забивали в армии? За зло? Нет ,за малый рост, узкие плечи ,за вечный насморк ,кривые зубы ,прыщи на носу ,за то ,что уши оттопырены больше, чем у других. Уважения?»
Не уважал Тришка и мать свою, которая каждому ,кто пожелает расскажет всю жизнь от беременности до нынешних дней , о гениальности своего Тришеньки, которая сдав в скупку свой единственный ,девичий еще, золотой перстенек, купила ему зимние на меху ботинки Как- то мать попросила его написать что-нибудь простое и …хорошее -он плюнул ей в лицо ,она утерлась и продолжила : «…пишут же другие ,неталантливые, и получается».Он плюнул снова, а она заплакав ,стала вымаливать у него прощения . «Предательства не прощают… Он не просился на свет. Она его родила и потому не имеет права жаловаться на судьбу.»
Не уважает Тришка и Лену-библиотекаршу ,которая так же как и его мать видит в нем гения и любит его своей девичьей любовью ,отдав ему самое дорогое, что у нее было -девственность. Она готова ему как и мать безропотно прислуживать ,не получая ничего в замен: ни любви ,ни тепла ,ни ласки.
Вопреки всем представлениям о женской красоте притягивала его Уля –работница блинной. Но нарисовал ее в извращенной позе и захихикал от собственного унижения – так все оказалось понятно и просто. Захотел закрутить с ней роман ,но после посещения ими ресторана «Колос», ущипнул ее сначала за один сосок, затем –другой. Получив затрещину ,и, окрестившись козлом паршивым, он понял, что обладание женщиной не для него. Так же страстно и навязчиво хотел иметь когда-то друга ,пока не понял , друзей не бывает. Еще в школе у него был приятель ,который любил рисовать экзотических животных .Принес первого сентября альбом. Тришка ,улучив момент, подрисовал всем животным по гигантскому фаллосу- учительница впала в истерику, ну а приятель впервые предал его .Впоследствии приятель-предатель говорил ему : «Тебе придется мириться с жизнью. У тебя нет программы. Непонятно, с кем воюешь и ради чего».Но для Тришки только чувство- программа гения, доверие ,которое он испытывал к самому себе.
Но вот оно прозрение -Тришка написал картину, где человек достоин сочувствия. Он заложил в нее не только ненависть ,но и добро. На выставке картин Тришке делали комплименты ,но он давно их не слушал: он понял , что слабость, которую всегда чувствовал в душе ,победила. От этой слабости и пытался объединить и примирить ненависть и любовь. А если примирит ,то и примириться . И еще понял: не было никакой гениальности. Был маленький невезучий человечек ,мечтавший выцарапаться из нищеты и безвестности, спасти свою ничтожную, но единственную жизнь.
Повесть «Гений» показывает , как родные люди сами воспитывают злобных гениев своей безумной любовью, навязыванием гениальности. Как эти гении живут и мучаются ,при этом мучая окружающих их людей, в непонятом для них человеческом обществе, мучаются, не осознавая и не видя выхода из сложившейся ситуации. Не понимают , почему общество не признает за ними гениальность.
Гениальность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности,
высоко духовно-нравственное начало, которых не было у нашего героя. Гениальность определяется практическим воплощением врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом ,а не отдельными людьми.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.
Форма урока: урок-беседа.
Методы обучения:
словесные (эвристическая беседа),
проблемный.
Оборудование:
Распечатка повести О.Ждана «Гений».
Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.
Цели урока:
На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.
Разграничить понятия бездушный и бездуховный,гений,гениальность.
Анализ отдельных эпизодов повести “ Гений ”.
Практика работы со словарными статьями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).
2. Актуализация новой темы.
Слово учителя:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Олега Ждана «Гений».. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку :
« Евреи учат: «чем больше думаешь о себе, тем меньше тебя любят». Таджики того же мнения: «самовлюбленный становится нелюбимым» |
-Истинная любовь не признает фальши. Это подчеркивают предостерегающие изречения.
Что же сделать, чтоб избежать потери любви?
-Беречь, конечно. Без испытаний все равно не обойтись. Как шутят шведы, «золото испытывают огнем, женщину – золотом, а мужчину – женщиной». Встречайтесь с настоящей любовью, берегите ее и не теряйте!
-Как вы понимаете любовь в широком смысле этого слова?
Скажите, где можно найти определение данного слова?
(В толковом словаре. )
3.Словарная работа.
Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.
(В широком смысле любовь — это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям.)
-Запишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.
1)Задание 2-м ученикам:
Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.
2)Задание классу:
Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.
Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.
Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:
Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.
Бездушный –
1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.
2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.
? Как вы думаете, почему для Ждана бездушность опаснее бездуховности?
(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим. )
- Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть Олега Ждана «Гений».
Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.
(Вопрос открывается на доске. )
Запишите тему урока:
Тема человеческой души в повести Олега Ждана «Гений».
4. Основная часть.
I.Слово учителя:
Повесть Олега Ждана «Гений» напечатана в журнале «Наш современник»,№12, 2011.Автора интересует духовный кризис современной России, трагическая атмосфера бездуховности в обществе.
В современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.
Все это прослеживается и в повести “Гений”.
II. Работа с текстом.
Обратим внимание на название повести.
- Кто такой гений?
Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений. (Дени Дидро)
(Работа со словарем)
(.Гениальность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности, высоко духовно-нравственное начало, которых не было у нашего героя. Гениальность определяется практическим воплощением врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом,а не отдельными людьми.)
-Да, действительно, повесть посвящена главному герою Тришке-гению. Соответствует ли он определению «гений»?
-Опишите внешность героя(его лицо, одежду, манеру поведения)Подтвердите свой ответ строчками из текста.
-Расскажите о жизни Тришке, чем занимался.
-В каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер Тришки? (Ответ подтвердить цитатами из текста.)
-Расскажите о его взаимоотношениях с другими персонажами.
-Что , по-вашему, послужило толчком для создания этого произведения? Как автор относится к своему герою?
-Что , по-вашему ,является кульминацией этого произведения?
-В чем ,по-вашему ,главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
-Как вы думаете ,как сложится судьба Тришки в будущем?
-Так какова основная мысль повести Олега Ждана «Гений»?
-Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?
5. Выводы.
-Соответствует ли эпиграф нашему уроку?
Что же случилось в мире? Почему рождаются и проживают рядом с нами свою жизнь «тришки» Почему люди теряют свою душу?
-
-Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души., актуальна ли сегодня тема бездушия?
5. Домашнее задание.
Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация А.И.Куприн. Анализ повести "Гранатовый браслет"
Презентация составлена по материалам повести "Гранатовый браслет", проанализирована система образов,включены их ключевые выражения и слова, даны ответы на вопросы "Какой вид...
Анализ повести "Бэла"
Конспект урока по литературе...
Распутин Валентин. Анализ повести "Последний срок".
Презентация посвящена 75-летию со дня рождения русского писателя Валентина Распутина. Работа представляет собой анализ повести "Последнийсрок". Выделяются проблемы, поднятые автором....
Схема анализа повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"
Поэтапный анализ повести через внутренние ощущения героев....
Вопросы и задания для анализа повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Вопросы и задания для анализа повести Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба". Вопросы рассортированы по главам. Материал можно использовать на уроках, в качестве домашнего задания, при обучении выр...
М.Е. Салтыков-Щедрин - наш современник (Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Открытый урок по литературе в 7 классе с презентацией...
"Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь»". Евдокимов Олег Валериевич
Открытый урок в 10 классе по теме "Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь&ra...