Урок развития речи. Айвазовский 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Костючек Ольга Владимировна

                 Урок развития речи в 7 классе.

                 Сочинение по картине И. Айвазовского «Чёрное море» .  Море без конца и края…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 7 классе.

Сочинение по картине И. Айвазовского «Чёрное море»

Море без конца и края…

                                  М. Сеспель

Цели:

Образовательная – закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами, обучение составлению текста-описания.

Воспитательная – расширение  лексики по теме «Живопись»; знакомство с творчеством И. Айвазовского;

Развивающая – развитие  познавательного интереса к русскому языку,    умения анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои   высказывания.

 Оборудование (презентация):

  • репродукции картин И.Айвазовского «Чёрное море»,  «Девятый вал»;
  • портрет художника;
  • дидактический материал (упражнения для подготовки к  сочинению);
  • репродукция картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Ход урока:

                                              Эпиграф:

                       … На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан  

                       беспредельный, не бурный, не колыхающийся, суровый,  

                       бесконечный, а небо, если возможно, ещё бесконечнее. Это

                       одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю.

                                                                                                     И.Крамской

1.Слово учителя с элементами беседы.

           Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину. Мы говорим: красками пишут, карандашами – рисуют.

               Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

              Живопись – живописать (т.е. писать жизнь) – живописец.

Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором живём. Живопись помогает увидеть мир зоркими глазами художника. И наши глаза от этого становятся зорче.

  •  Как называют картины с изображением природы? ( Пейзаж).

Пейзажи мы встречаем на картинах и портретах, но часто художники пишут только природу. Это пейзажисты.

  •  Назовите имена известных вам пейзажистов (Юон, Левитан, Куинджи, Шишкин и др.)                                  

Каждый пейзажист выбирает то, что ему по душе. И.К.Айвазовский всю  жизнь писал море. Он поднял на большую высоту мариниану. Художник, пишущий море, - маринист (лат. маринус – морской).

  •  Послушаем сообщение (ученика) об И.К.Айвазовском.

2.Рассказ ученика о  живописце с использованием портрета художника и репродукций его картин.

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900)

       Сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря. Родители не имели средств, чтобы дать образование сыну. Помог в этом градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Человек мягкий и простой в обращении, тонкий знаток искусств, он оценил огромный талант мальчика и позаботился о его будущем.

       В 1831 году он определяет мальчика в симферопольскую гимназию, а для занятий искусством нанял ему учителя – художника из Италии. Уже тогда было ясно, что Айвазовский – художник моря. Целые дни до позднего вечера проводил он на берегу. Часто знакомые рыбаки брали его собой в море, там он наблюдал, как оно меняется. То спокойное умиротворённое, то вдруг оно запенится волнами. «Совсем как человек, думал он, - у людей ведь тоже неожиданно меняется настроение».

       Вскоре Айвазовский – студент Санкт-Петербургской Академии Художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью. Основная  тема картин – морской пейзаж.  К 25 годам приобрёл европейскую славу, в 27 – живописец Главного Морского штаба; в 29 – профессор. Написал около 6 тыс. картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академии разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посещал его мастерскую. В 31 (1848) поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал «Девятый вал» (1850). Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на обломки корабля с горсткой людей.  Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивительным искусством передана тончайшими оттенками цвета.

Айвазовский. «Девятый вал»

      Художник часто писал по памяти и мог создать картину за 2 часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных  холстах, сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь оставался  верен романтическому идеалу прекрасной одухотворённой природы.

    Айвазовский  обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античными драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Петербурге.

    Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.

    Лучшая коллекция произведений художника принадлежит картинной галерее Феодосии, носящий его имя.

  • «Облака над морем» (1835),
  • «Штиль» (1837),
  • «Буря на Чёрном море» (1845),
  • «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).

3.Работа над картиной И.Айвазовского «Чёрное море»

1)Работа с дидактическим материалом.

  • Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова.

Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. –  

              Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.

1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря.

2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны моря. 4) Позднее  его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)

  • Объясните расстановку знаков препинания.

          Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Грозная сила наполняет зрителя мужеством и уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В. Носокину.)

  • Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий.

           Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин художника. Первоначально она называлась «на Чёрном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Чёрного моря включающ… в себя многие его отличительные черты.

            Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущ… от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.

            Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержан… красочная гамма построен… на сочетании тёплых серых тонов неба и глубокого зелёно-синего цвета воды.

(Н. Барсамов.)

  • Из упражнений выписываются наиболее яркие, необходимые для сочинения слова и словосочетания.
  • Бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды;
  • пенистые гребни высоких волн;
  • суровая стихия;
  • внешнее состояние природы;
  • образ Чёрного моря, волны движутся гряда за грядой;
  • величавый строй картины;
  • суровая простота содержания;
  • сочетание тёплых серых тонов и глубокого зелёно-синего цвета.

2) Детальное рассматривание картины.

Беседа.

  •  Что мы видим на картине?

  Одну половину картины занимает небо, другую - волнующаяся вода. Несмотря на это, картина  смотрится с напряжённым вниманием. Грандиозность бескрайней шири.

  • Какими показаны волны?

Действия начинаются(щиеся), вздымаются(щиеся), рассыпаются(щиеся) брызгами.

Цвет – синие, зеленоватые, голубые, сиреневые; то почти серебристо-белые, то почти чёрные.

Признаки – пенистые(гребни волн), лёгкие и тяжёлые.

  • Но художник показывает не только форму и цвет волн, но и бег облаков. Каково небо?

Покрыто облаками; бесконечное, низкое, мрачное, отражение неба в море. Зловещее небо с разорванными грозовыми тучами беспрерывно меняющее цвет: от светло-серого до мрачно-чёрного тона.

  • Что мы видим  на горизонте?

Крошечный парус, исчезающий вдали, на горизонте; подчёркивается поэтическая тоска одиночества ( «Парус» Лермонтова), указывает на присутствие человека; борьба человека со стихией.

3) Чтение стихов о море М. Сеспеля, М.Ю. Лермонтова.

   1. М. Сеспель              

       К морю                        

Море без конца и края,

Чернь и зелень перекат!

Взвой, фонтанами играя,

Смело бейся в берега!

Люб душе огненнокрылой

Гул борьбы – шуми, вскипай!

Дай порадоваться силой

Ей, зовущей в новый край.

Море, море, всей громадой

За волной бросай волну

С гневом, блеском, светом ада –

На утёсы, в вышину!

Зло, раскатисто на кручи

За волной волну бросай,

Голосом борьбы могучим

В небе тучи сотрясай!

  (пер. П. Панченко)

4) Работа над составлением плана сочинения

«Море без конца и края…»

   1. И.Айвазовский – певец моря.

   2. «Чёрное море» - одна из лучших картин Айвазовского:

       а) беспредельный океан;

       б) пенистые гребни волн;

       в) бесконечное небо;

       г) настроение, которое создает картина

    3.  Оценка картины художником И. Крамским.

5). Работа над сочинением (демонстрируется репродукция картины Рылова А.А. «В голубом просторе» и зачитывается текст-описание картины).

 Рылов  Аркадий  Александрович (1870 – 1939) – пейзажист ( «Зелёный шум» (1904), « В голубом просторе» (1918)

В голубом просторе

     Это – море! Какое оно большое! А над ним такое же большое небо.    

      Бегут по морю синие волны. Ветер торопит волны, наполняет белые паруса корабля. Белый снег лежит на бурых скалах. В просторном голубом небе плывут белые облака. А между морем и небом, широко раскинув сильные крылья, летят большие синие птицы.

       Какая простая картина – небо, вода, земля. Но как долго можно её рассматривать. Быстрые волны. Снег. Голубое небо. Всё знакомо – и всё видим, словно в первый раз. Это потому, что небо, землю, воду показал нам художник.

       Как много воздуха! Дышится легко. Художник подарил нам не только море и небо. Он подарил нам бодрость, силу.

      Ветром полны паруса. Корабль плывёт к неведомым берегам.

      Свободные, сильные птицы летят вперёд, вперёд!

5. Задание на дом. Закончить сочинение.



Предварительный просмотр:

Дидактический  материал.

Карточка 1

  • Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова.

Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. –  

              Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.

1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря.

2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны моря. 4) Позднее  его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)

Карточка 2.

  • Объясните расстановку знаков препинания.

          Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Грозная сила наполняет зрителя мужеством и уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В. Носокину.)

Карточка 3

  • Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий.

           Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин художника. Первоначально она называлась «на Чёрном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Чёрного моря включающ… в себя многие его отличительные черты.

            Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущ… от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.

            Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержан… красочная гамма построен… на сочетании тёплых серых тонов неба и глубокого зелёно-синего цвета воды.

(Н. Барсамов.)

Карточка 1

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900)

       Сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря. Родители не имели средств, чтобы дать образование сыну. Помог в этом градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Человек мягкий и простой в обращении, тонкий знаток искусств, он оценил огромный талант мальчика и позаботился о его будущем.

       В 1831 году он определяет мальчика в симферопольскую гимназию, а для занятий искусством нанял ему учителя – художника из Италии. Уже тогда было ясно, что Айвазовский – художник моря. Целые дни до позднего вечера проводил он на берегу. Часто знакомые рыбаки брали его собой в море, там он наблюдал, как оно меняется. То спокойное умиротворённое, то вдруг оно запенится волнами. «Совсем как человек, думал он, - у людей ведь тоже неожиданно меняется настроение».

       Вскоре Айвазовский – студент Санкт-Петербургской Академии Художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью. Основная  тема картин – морской пейзаж.  К 25 годам приобрёл европейскую славу, в 27 – живописец Главного Морского штаба; в 29 – профессор. Написал около 6 тыс. картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академии разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посещал его мастерскую. В 31 (1848) поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал «Девятый вал» (1850). Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на обломки корабля с горсткой людей.  Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивительным искусством передана тончайшими оттенками цвета.

Айвазовский. «Девятый вал»

      Художник часто писал по памяти и мог создать картину за 2 часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных  холстах, сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь оставался  верен романтическому идеалу прекрасной одухотворённой природы.

    Айвазовский  обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античными драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Петербурге.

    Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.

    Лучшая коллекция произведений художника принадлежит картинной галерее Феодосии, носящий его имя.

  • «Облака над морем» (1835),
  • «Штиль» (1837),
  • «Буря на Чёрном море» (1845),
  • «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи в 7 классе Учитель русского языка и литературы МОУ г.Мурманска СОШ № 26 Костючек О.В.

Слайд 2

Море без конца и края… М. Сеспель … На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, не колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, ещё бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. И.Крамской

Слайд 3

Цели: Образовательная – закрепление навыков постановки знаков препинания предложениях с причастными оборотами, обучение составлению текста-описания. Воспитательная - расширение лексики по теме «Живопись»; знакомство с творчеством И. Айвазовского; Развивающая - развитие познавательного интереса к русскому языку, умения анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.

Слайд 4

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900) Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841) Имя при рождении: Оганес Айвазян Հովհաննես Այվազյան Дата рождения: 17 (29) июля 1817 Место рождения: Феодосия (Крым) Дата смерти: 19 апреля (2 мая) 1900 (82 года) Жанр: художник-маринист, коллекционер

Слайд 5

Айвазовский. «Девятый вал»

Слайд 6

И.Айвазовский «Чёрное море»

Слайд 7

Картина И. Айвазовского «Море. Лунная ночь»

Слайд 8

Лучшая коллекция произведений художника принадлежит картинной галерее Феодосии, носящий его имя. «Облака над морем» (1835), «Штиль» (1837), «Буря на Чёрном море» (1845), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).

Слайд 9

Лунная ночь Серая тишина расстилается в воздухе. Лишь волны с легким шумом рассыпаются о берег, переливаясь в призрачных лучах бледного, путающегося в облаках солнца. К горизонту скользит одинокий парусник. Кажется, он вот-вот заденет низкие лохматые облака тонкой мачтой, туча разорвется и на кораблик обрушится ледяной дождь разлуки, водяные струйки серебряными кинжалами рассекут ткань паруса, капля за каплей зальют днище водой, и судно навсегда погрузится в пучину. Но ничего не происходит. Тучи уползают выше, парусник, покачиваясь на волнах, движется дальше, сквозь тьму и мрак. Его догонит солнце. Слабое, бледное, очень далёкое солнце пойдет за ним по пятам, оставляя на беспокойной поверхности моря светящиеся следы. И тьма расступится. Расползутся в стороны лохматые неповоротливые тучи, пытаясь скрыться от света, а в море за тучами погонятся волны, ища укрытия от обжигающе белого солнца. Парусник исчезнет. За ним уйдет и солнце, но его следы — блики на волнах — останутся.

Слайд 11

Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова. Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. – Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.

Слайд 12

1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря. 2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны моря. 4) Позднее его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)

Слайд 13

Объясните расстановку знаков препинания. Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Грозная сила наполняет зрителя мужеством и уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В.Носокину.)

Слайд 14

Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий. Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин художника. Первоначально она называлась «на Чёрном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Чёрного моря включающ… в себя многие его отличительные черты.

Слайд 15

Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий. Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущ… от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.

Слайд 16

Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий. Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержан… красочная гамма построен… на сочетании тёплых серых тонов неба и глубокого зелёно-синего цвета воды. (Н. Барсамов.)

Слайд 17

Слова и словосочетания. Бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды; пенистые гребни высоких волн; суровая стихия; внешнее состояние природы; образ Чёрного моря, волны движутся гряда за грядой; величавый строй картины; суровая простота содержания; сочетание тёплых серых тонов и глубокого зелёно-синего цвета.

Слайд 18

Работа над картиной И.Айвазовского «Чёрное море»

Слайд 19

- Что мы видим на картине? Одну половину картины занимает небо, другую - волнующаяся вода. Несмотря на это, картина смотрится с напряжённым вниманием. Грандиозность бескрайней шири. - Какими показаны волны? Действия – начинаются(щиеся), вздымаются(щиеся), рассыпаются(щиеся) брызгами. Цвет – синие, зеленоватые, голубые, сиреневые; то почти серебристо-белые, то почти чёрные. Признаки – пенистые(гребни волн), лёгкие и тяжёлые.

Слайд 21

- Но художник показывает не только форму и цвет волн, но и бег облаков. Каково небо? Покрыто облаками; бесконечное, низкое, мрачное, отражение неба в море. Зловещее небо с разорванными грозовыми тучами беспрерывно меняющее цвет: от светло-серого до мрачно-чёрного тона. - Что мы видим на горизонте? Крошечный парус, исчезающий вдали, на горизонте; подчёркивается поэтическая тоска одиночества ( «Парус» Лермонтова), указывает на присутствие человека; борьба человека со стихией.

Слайд 22

План сочинения «Море без конца и края…» 1. И.Айвазовский – певец моря. 2. «Чёрное море» - одна из лучших картин Айвазовского: а) беспредельный океан; б) пенистые гребни волн; в) бесконечное небо; г) настроение, которое создает картина 3. Оценка картины художником И. Крамским.

Слайд 23

Рылов А.А. «В голубом просторе»

Слайд 24

Рылов Аркадий Александрович (1870 – 1939) – пейзажист ( «Зелёный шум» (1904), « В голубом просторе» (1918)

Слайд 25

В голубом просторе Это – море! Какое оно большое! А над ним такое же большое небо. Бегут по морю синие волны. Ветер торопит волны, наполняет белые паруса корабля. Белый снег лежит на бурых скалах. В просторном голубом небе плывут белые облака. А между морем и небом, широко раскинув сильные крылья, летят большие синие птицы. Какая простая картина – небо, вода, земля. Но как долго можно её рассматривать. Быстрые волны. Снег. Голубое небо. Всё знакомо – и всё видим, словно в первый раз. Это потому, что небо, землю, воду показал нам художник. Как много воздуха! Дышится легко. Художник подарил нам не только море и небо. Он подарил нам бодрость, силу. Ветром полны паруса. Корабль плывёт к неведомым берегам. Свободные, сильные птицы летят вперёд, вперёд!

Слайд 27

Задание на дом : Закончить сочинение.

Слайд 28

К морю К морю Море без конца и края, Чернь и зелень перекат! Взвой, фонтанами играя, Смело бейся в берега! Люб душе огненнокрылой Гул борьбы – шуми, вскипай! Дай порадоваться силой Ей, зовущей в новый край.

Слайд 29

Море, море, всей громадой За волной бросай волну С гневом, блеском, светом ада – На утёсы, в вышину! Зло, раскатисто на кручи За волной волну бросай, Голосом борьбы могучим В небе тучи сотрясай! (пер. П. Панченко)

Слайд 30

Спасибо за урок и удачи в работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....