Урок развития речи. Айвазовский 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок развития речи в 7 классе.
Сочинение по картине И. Айвазовского «Чёрное море» . Море без конца и края…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_ayvazovskogo_chyornoe_more.docx | 24.41 КБ |
didakticheskiy_material.docx | 15.88 КБ |
sochinenie_ayvazovskiy_chyornoe_more.ppt | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 7 классе.
Сочинение по картине И. Айвазовского «Чёрное море»
Море без конца и края…
М. Сеспель
Цели:
Образовательная – закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами, обучение составлению текста-описания.
Воспитательная – расширение лексики по теме «Живопись»; знакомство с творчеством И. Айвазовского;
Развивающая – развитие познавательного интереса к русскому языку, умения анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.
Оборудование (презентация):
- репродукции картин И.Айвазовского «Чёрное море», «Девятый вал»;
- портрет художника;
- дидактический материал (упражнения для подготовки к сочинению);
- репродукция картины А.А.Рылова «В голубом просторе».
Ход урока:
Эпиграф:
… На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан
беспредельный, не бурный, не колыхающийся, суровый,
бесконечный, а небо, если возможно, ещё бесконечнее. Это
одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю.
И.Крамской
1.Слово учителя с элементами беседы.
Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину. Мы говорим: красками пишут, карандашами – рисуют.
Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.
Живопись – живописать (т.е. писать жизнь) – живописец.
Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором живём. Живопись помогает увидеть мир зоркими глазами художника. И наши глаза от этого становятся зорче.
- Как называют картины с изображением природы? ( Пейзаж).
Пейзажи мы встречаем на картинах и портретах, но часто художники пишут только природу. Это пейзажисты.
- Назовите имена известных вам пейзажистов (Юон, Левитан, Куинджи, Шишкин и др.)
Каждый пейзажист выбирает то, что ему по душе. И.К.Айвазовский всю жизнь писал море. Он поднял на большую высоту мариниану. Художник, пишущий море, - маринист (лат. маринус – морской).
- Послушаем сообщение (ученика) об И.К.Айвазовском.
2.Рассказ ученика о живописце с использованием портрета художника и репродукций его картин.
ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900)
Сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря. Родители не имели средств, чтобы дать образование сыну. Помог в этом градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Человек мягкий и простой в обращении, тонкий знаток искусств, он оценил огромный талант мальчика и позаботился о его будущем.
В 1831 году он определяет мальчика в симферопольскую гимназию, а для занятий искусством нанял ему учителя – художника из Италии. Уже тогда было ясно, что Айвазовский – художник моря. Целые дни до позднего вечера проводил он на берегу. Часто знакомые рыбаки брали его собой в море, там он наблюдал, как оно меняется. То спокойное умиротворённое, то вдруг оно запенится волнами. «Совсем как человек, думал он, - у людей ведь тоже неожиданно меняется настроение».
Вскоре Айвазовский – студент Санкт-Петербургской Академии Художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью. Основная тема картин – морской пейзаж. К 25 годам приобрёл европейскую славу, в 27 – живописец Главного Морского штаба; в 29 – профессор. Написал около 6 тыс. картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академии разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посещал его мастерскую. В 31 (1848) поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал «Девятый вал» (1850). Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на обломки корабля с горсткой людей. Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивительным искусством передана тончайшими оттенками цвета.
Айвазовский. «Девятый вал»
Художник часто писал по памяти и мог создать картину за 2 часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных холстах, сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь оставался верен романтическому идеалу прекрасной одухотворённой природы.
Айвазовский обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античными драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Петербурге.
Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.
Лучшая коллекция произведений художника принадлежит картинной галерее Феодосии, носящий его имя.
- «Облака над морем» (1835),
- «Штиль» (1837),
- «Буря на Чёрном море» (1845),
- «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
3.Работа над картиной И.Айвазовского «Чёрное море»
1)Работа с дидактическим материалом.
- Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова.
Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. –
Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.
1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря.
2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны моря. 4) Позднее его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)
- Объясните расстановку знаков препинания.
Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Грозная сила наполняет зрителя мужеством и уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В. Носокину.)
- Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий.
Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин художника. Первоначально она называлась «на Чёрном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Чёрного моря включающ… в себя многие его отличительные черты.
Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущ… от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.
Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержан… красочная гамма построен… на сочетании тёплых серых тонов неба и глубокого зелёно-синего цвета воды.
(Н. Барсамов.)
- Из упражнений выписываются наиболее яркие, необходимые для сочинения слова и словосочетания.
- Бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды;
- пенистые гребни высоких волн;
- суровая стихия;
- внешнее состояние природы;
- образ Чёрного моря, волны движутся гряда за грядой;
- величавый строй картины;
- суровая простота содержания;
- сочетание тёплых серых тонов и глубокого зелёно-синего цвета.
2) Детальное рассматривание картины.
Беседа.
- Что мы видим на картине?
Одну половину картины занимает небо, другую - волнующаяся вода. Несмотря на это, картина смотрится с напряжённым вниманием. Грандиозность бескрайней шири.
- Какими показаны волны?
Действия – начинаются(щиеся), вздымаются(щиеся), рассыпаются(щиеся) брызгами.
Цвет – синие, зеленоватые, голубые, сиреневые; то почти серебристо-белые, то почти чёрные.
Признаки – пенистые(гребни волн), лёгкие и тяжёлые.
- Но художник показывает не только форму и цвет волн, но и бег облаков. Каково небо?
Покрыто облаками; бесконечное, низкое, мрачное, отражение неба в море. Зловещее небо с разорванными грозовыми тучами беспрерывно меняющее цвет: от светло-серого до мрачно-чёрного тона.
- Что мы видим на горизонте?
Крошечный парус, исчезающий вдали, на горизонте; подчёркивается поэтическая тоска одиночества ( «Парус» Лермонтова), указывает на присутствие человека; борьба человека со стихией.
3) Чтение стихов о море М. Сеспеля, М.Ю. Лермонтова.
1. М. Сеспель
К морю
Море без конца и края,
Чернь и зелень перекат!
Взвой, фонтанами играя,
Смело бейся в берега!
Люб душе огненнокрылой
Гул борьбы – шуми, вскипай!
Дай порадоваться силой
Ей, зовущей в новый край.
Море, море, всей громадой
За волной бросай волну
С гневом, блеском, светом ада –
На утёсы, в вышину!
Зло, раскатисто на кручи
За волной волну бросай,
Голосом борьбы могучим
В небе тучи сотрясай!
(пер. П. Панченко)
4) Работа над составлением плана сочинения
«Море без конца и края…»
1. И.Айвазовский – певец моря.
2. «Чёрное море» - одна из лучших картин Айвазовского:
а) беспредельный океан;
б) пенистые гребни волн;
в) бесконечное небо;
г) настроение, которое создает картина
3. Оценка картины художником И. Крамским.
5). Работа над сочинением (демонстрируется репродукция картины Рылова А.А. «В голубом просторе» и зачитывается текст-описание картины).
Рылов Аркадий Александрович (1870 – 1939) – пейзажист ( «Зелёный шум» (1904), « В голубом просторе» (1918)
В голубом просторе
Это – море! Какое оно большое! А над ним такое же большое небо.
Бегут по морю синие волны. Ветер торопит волны, наполняет белые паруса корабля. Белый снег лежит на бурых скалах. В просторном голубом небе плывут белые облака. А между морем и небом, широко раскинув сильные крылья, летят большие синие птицы.
Какая простая картина – небо, вода, земля. Но как долго можно её рассматривать. Быстрые волны. Снег. Голубое небо. Всё знакомо – и всё видим, словно в первый раз. Это потому, что небо, землю, воду показал нам художник.
Как много воздуха! Дышится легко. Художник подарил нам не только море и небо. Он подарил нам бодрость, силу.
Ветром полны паруса. Корабль плывёт к неведомым берегам.
Свободные, сильные птицы летят вперёд, вперёд!
5. Задание на дом. Закончить сочинение.
Предварительный просмотр:
Дидактический материал.
Карточка 1
- Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова.
Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. –
Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.
1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря.
2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны моря. 4) Позднее его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)
Карточка 2.
- Объясните расстановку знаков препинания.
Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Грозная сила наполняет зрителя мужеством и уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В. Носокину.)
Карточка 3
- Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий.
Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин художника. Первоначально она называлась «на Чёрном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Чёрного моря включающ… в себя многие его отличительные черты.
Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущ… от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.
Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержан… красочная гамма построен… на сочетании тёплых серых тонов неба и глубокого зелёно-синего цвета воды.
(Н. Барсамов.)
Карточка 1
ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900)
Сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря. Родители не имели средств, чтобы дать образование сыну. Помог в этом градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Человек мягкий и простой в обращении, тонкий знаток искусств, он оценил огромный талант мальчика и позаботился о его будущем.
В 1831 году он определяет мальчика в симферопольскую гимназию, а для занятий искусством нанял ему учителя – художника из Италии. Уже тогда было ясно, что Айвазовский – художник моря. Целые дни до позднего вечера проводил он на берегу. Часто знакомые рыбаки брали его собой в море, там он наблюдал, как оно меняется. То спокойное умиротворённое, то вдруг оно запенится волнами. «Совсем как человек, думал он, - у людей ведь тоже неожиданно меняется настроение».
Вскоре Айвазовский – студент Санкт-Петербургской Академии Художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью. Основная тема картин – морской пейзаж. К 25 годам приобрёл европейскую славу, в 27 – живописец Главного Морского штаба; в 29 – профессор. Написал около 6 тыс. картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академии разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посещал его мастерскую. В 31 (1848) поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал «Девятый вал» (1850). Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на обломки корабля с горсткой людей. Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивительным искусством передана тончайшими оттенками цвета.
Айвазовский. «Девятый вал»
Художник часто писал по памяти и мог создать картину за 2 часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных холстах, сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь оставался верен романтическому идеалу прекрасной одухотворённой природы.
Айвазовский обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античными драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Петербурге.
Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.
Лучшая коллекция произведений художника принадлежит картинной галерее Феодосии, носящий его имя.
- «Облака над морем» (1835),
- «Штиль» (1837),
- «Буря на Чёрном море» (1845),
- «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Море без конца и края… М. Сеспель … На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, не колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, ещё бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. И.Крамской
Цели: Образовательная – закрепление навыков постановки знаков препинания предложениях с причастными оборотами, обучение составлению текста-описания. Воспитательная - расширение лексики по теме «Живопись»; знакомство с творчеством И. Айвазовского; Развивающая - развитие познавательного интереса к русскому языку, умения анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.
ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900) Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841) Имя при рождении: Оганес Айвазян Հովհաննես Այվազյան Дата рождения: 17 (29) июля 1817 Место рождения: Феодосия (Крым) Дата смерти: 19 апреля (2 мая) 1900 (82 года) Жанр: художник-маринист, коллекционер
Айвазовский. «Девятый вал»
И.Айвазовский «Чёрное море»
Картина И. Айвазовского «Море. Лунная ночь»
Лучшая коллекция произведений художника принадлежит картинной галерее Феодосии, носящий его имя. «Облака над морем» (1835), «Штиль» (1837), «Буря на Чёрном море» (1845), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
Лунная ночь Серая тишина расстилается в воздухе. Лишь волны с легким шумом рассыпаются о берег, переливаясь в призрачных лучах бледного, путающегося в облаках солнца. К горизонту скользит одинокий парусник. Кажется, он вот-вот заденет низкие лохматые облака тонкой мачтой, туча разорвется и на кораблик обрушится ледяной дождь разлуки, водяные струйки серебряными кинжалами рассекут ткань паруса, капля за каплей зальют днище водой, и судно навсегда погрузится в пучину. Но ничего не происходит. Тучи уползают выше, парусник, покачиваясь на волнах, движется дальше, сквозь тьму и мрак. Его догонит солнце. Слабое, бледное, очень далёкое солнце пойдет за ним по пятам, оставляя на беспокойной поверхности моря светящиеся следы. И тьма расступится. Расползутся в стороны лохматые неповоротливые тучи, пытаясь скрыться от света, а в море за тучами погонятся волны, ища укрытия от обжигающе белого солнца. Парусник исчезнет. За ним уйдет и солнце, но его следы — блики на волнах — останутся.
Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова. Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. – Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.
1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря. 2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны моря. 4) Позднее его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)
Объясните расстановку знаков препинания. Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Грозная сила наполняет зрителя мужеством и уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В.Носокину.)
Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий. Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин художника. Первоначально она называлась «на Чёрном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Чёрного моря включающ… в себя многие его отличительные черты.
Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий. Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущ… от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.
Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий. Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержан… красочная гамма построен… на сочетании тёплых серых тонов неба и глубокого зелёно-синего цвета воды. (Н. Барсамов.)
Слова и словосочетания. Бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды; пенистые гребни высоких волн; суровая стихия; внешнее состояние природы; образ Чёрного моря, волны движутся гряда за грядой; величавый строй картины; суровая простота содержания; сочетание тёплых серых тонов и глубокого зелёно-синего цвета.
Работа над картиной И.Айвазовского «Чёрное море»
- Что мы видим на картине? Одну половину картины занимает небо, другую - волнующаяся вода. Несмотря на это, картина смотрится с напряжённым вниманием. Грандиозность бескрайней шири. - Какими показаны волны? Действия – начинаются(щиеся), вздымаются(щиеся), рассыпаются(щиеся) брызгами. Цвет – синие, зеленоватые, голубые, сиреневые; то почти серебристо-белые, то почти чёрные. Признаки – пенистые(гребни волн), лёгкие и тяжёлые.
- Но художник показывает не только форму и цвет волн, но и бег облаков. Каково небо? Покрыто облаками; бесконечное, низкое, мрачное, отражение неба в море. Зловещее небо с разорванными грозовыми тучами беспрерывно меняющее цвет: от светло-серого до мрачно-чёрного тона. - Что мы видим на горизонте? Крошечный парус, исчезающий вдали, на горизонте; подчёркивается поэтическая тоска одиночества ( «Парус» Лермонтова), указывает на присутствие человека; борьба человека со стихией.
План сочинения «Море без конца и края…» 1. И.Айвазовский – певец моря. 2. «Чёрное море» - одна из лучших картин Айвазовского: а) беспредельный океан; б) пенистые гребни волн; в) бесконечное небо; г) настроение, которое создает картина 3. Оценка картины художником И. Крамским.
Рылов А.А. «В голубом просторе»
Рылов Аркадий Александрович (1870 – 1939) – пейзажист ( «Зелёный шум» (1904), « В голубом просторе» (1918)
В голубом просторе Это – море! Какое оно большое! А над ним такое же большое небо. Бегут по морю синие волны. Ветер торопит волны, наполняет белые паруса корабля. Белый снег лежит на бурых скалах. В просторном голубом небе плывут белые облака. А между морем и небом, широко раскинув сильные крылья, летят большие синие птицы. Какая простая картина – небо, вода, земля. Но как долго можно её рассматривать. Быстрые волны. Снег. Голубое небо. Всё знакомо – и всё видим, словно в первый раз. Это потому, что небо, землю, воду показал нам художник. Как много воздуха! Дышится легко. Художник подарил нам не только море и небо. Он подарил нам бодрость, силу. Ветром полны паруса. Корабль плывёт к неведомым берегам. Свободные, сильные птицы летят вперёд, вперёд!
Задание на дом : Закончить сочинение.
К морю К морю Море без конца и края, Чернь и зелень перекат! Взвой, фонтанами играя, Смело бейся в берега! Люб душе огненнокрылой Гул борьбы – шуми, вскипай! Дай порадоваться силой Ей, зовущей в новый край.
Море, море, всей громадой За волной бросай волну С гневом, блеском, светом ада – На утёсы, в вышину! Зло, раскатисто на кручи За волной волну бросай, Голосом борьбы могучим В небе тучи сотрясай! (пер. П. Панченко)
Спасибо за урок и удачи в работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....