Урок по теме "Эскиз орнамента по мотивам вышивки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

План-конспект урока с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Эскиз  орнамента  по мотивам вышивки».

Тема: « Эскиз  орнамента  по мотивам вышивки». 
Тип:  формирование новых знаний
Цели:
 Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, интерес детей к изображению орнамента   в русском искусстве, дисциплинированность, настойчивость,  аккуратность  в  работе с цветными карандашами и красками, самоконтроль на каждом этапе выполнения работы;

 Развитие духовно-нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства; развивать  графические умения и навыки,   глазомер,  зрительную  память,  мышление, образные  представления,  фантазию,  творческое  воображение, наблюдательность;

 Стимулирование познавательного интереса, жизненно необходимой потребности самостоятельного общения с искусством; осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история).

Задачи:
1.  Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать  понятие  «орнамент».
2.  Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя  различные материалы.
3. Формирование опыта эмоционально-ценностной и творческой деятельности через погружение каждого в атмосферу рождения мысли, выражения чувства, ощущения творческого вдохновения.
4.  Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
5. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества.  6. Оздоровительная работа: физкультпауза. Подведение  итогов:  рефлексия.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя: рисунки орнамента, таблица элементов орнамента, аппликационный материал для доски, иллюстрации по мотивам вышивки
Для учащихся: альбомы, клеёнки, художественные материалы, учебники по ИЗО 5 класс.
План урока:
1. Организация начала урока.
2. Повторение ранее изученного.
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Объяснение нового материала. Беседа о вышивке как виде народного творчества.
5. Физкультурная пауза
6.  Постановка художественной задачи.
7. Практическая работа учащихся.
8. Подведение итогов. Мини- выставка работ.
9. Выдача домашнего задания.
10. Рефлексия. Уборка рабочего места.
Ход  урока.
1. Организация  начала  урока.
 - Я рада приветствовать вас, ребята! Пожалуйста, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий. Мы начинаем!
2. Повторение ранее изученного. -  Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с одного пушкинского суждения: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости » 

 Образованный человек должен знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой является. Культура – это память.
Память  и  опыт который передаётся от поколений через предметы быта. Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству.
Сегодня мы рассмотрим образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки, узнаем их символическое значение.                                                                                                                - А теперь давайте вспомним:
-Что мы изучали на прошлых уроках? С какими предметами быта вы уже познакомились?
(  прялка,  полотенце,  посуда )
- Как украшались эти предметы ?
(  резьбой   и   росписью )
3.Изложение нового материала.   Человек хотел жить в гармонии с природой, потому как понимал, что полностью от неё зависит. И  чтобы чувствовать себя защищённым, чтобы силы природы были к нему благосклонны, окружал себя древними образами. Украшая и  предметы быта.
- Вы сказали, что изделия из дерева украшались резьбой и росписью..
 -  А как украшались изделия из ткани ?  (вышивкой)
 - Правильно. Спасибо вам за хорошие ответы.
3(1). Сообщение  темы  и  целей.
 - Мы с вами на предыдущих уроках много говорили
о символах. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить об оберегах и некоторых символах, с  которыми  мы уже познакомились. В русской вышивки встречается знак, несущий в себе символику солнца, - солярный знак.                                                А какие ещё знаки-символы вы уже знаете? (Ответы детей) – Правильно. Это знаки воды, плодородия, дома и др.

 - Как вы думаете, о чём  на уроке пойдёт речь? (Ответы детей)
- А вы хотели бы узнать, что такое «вышивка», «орнамент»?
  - Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме декоративного искусства. А также попробуем сами создать свой орнамент по мотивам вышивки. Я вам желаю удачи для выполнения работы.
4. Объяснение нового материала. – Вышивка  была самым распространённым видом русского народного искусства. Для неё не нужны были разные приспособления, а холст, нитки и игла. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние вечера крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи.                                                    В узорах они воплощали свои представления о жизни, природе, мечты о лучшей доле.         «На вид орнамент не приметен                                                                                                       Но он  столетия живёт,                                                                                                                      Не зря его на белом свете                                                                                                        Народ издревле бережёт.                                                                                                                          Быть может , нитками зигзаги                                                                                                             В узоры вышиты не зря,                                                                                                                      И мы с тобою видим знаки                                                                                                        Славянского календаря.»                                                                                                                 .   ( Б. Дубович. )                                                                                                                                      Что значит слово «орнамент» ( от лат. – украшение ) – узор, в котором  сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.    Давйте рассмотрим некоторые из них;                                              

      Русский орнамент– имеет обобщённые декоративные формы.                                      Птицы, кони, цветы не похожие на своих природных собратьев .В русском орнаменте декоративные элементы выражали чувства мысли  и интересы земледельца.                  Русский орнамент – разнообразен в зависимости от природных областей.                  Цветовая гамма: красный и белый  (цвет огня, солнца, .белый – чистоты)                                  
      
В северном орнаменте  чаще всего изображали , снежинки, клюкву, рыбу, оленей.           В цветовом решении – присутствуют   белые,  голубые,   золотистые оттенки.                                                                                                                                                 В орнаменте центральных областей преобладают мотивы пышных цветов, солнце, птицы, тигры и барсы. В цвете- красные, синие, жёлтые, чёрные и зелёные оттенки.    
 - Что вы можете сказать
о национальном марийском орнаменте? (Ответы детей)
      
Орнамент разделяют на три вида; растительный, животный, геометрический (мотивы)
      
Давайте посмотрим, то что я принесла на урок а точнее книгу о марийском орнаменте. В национальном музее им  Е.Евсеева вы тоже можете увидеть разные экспонаты с марийской вышивкой и познакомится с  другими видами орнамента.                                   У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы  и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты .В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов могут состоять фигуры людей, зверей и птиц, изображения  растений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены )                        
5. Закрепление.
 - Давайте же подведём итог всему сказанному. Какие орнаменты вам запомнились?  (
русский орнамент, северный орнамент, орнамент центральных областей, национальный марийский орнамент )
Физкультпауза: встать, потянуться, руки на пояс наклоны, повороты  в стороны, похлопали в ладоши. улыбнуться.
6.Постановка художественной задачи.
 - Давайте сегодня мы с вами попробуем разработать используя виды народного орнамента свой
орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров и декоративных элементов. Работаем цветными карандашами и красками Также вы можете воспользоваться помощью учебника в составлении своего узора.
 - Как вы считаете, для выполнения нашей работы как нам лучше расположить лист? (горизантально)
Поэтапное выполнение рисунка
орнамента показать на доске (учителю)
7. Практическая  работа  учащихся.
Использование  технологии  активного  обучения:
1.Горизонтальное  расположение  листа.
2. Наметить ширину полоски. Разделить на четыре части полоску..
3. Показать детали орнамента.(любого)
4. Прорисовывание через кальку. Повторение  элементов.
5. Окончательное создание
 орнамента .
8.  Итог  урока.  Выставка  работ  учащихся.
- Как вам кажется, удалось ли вам передать мотив своего орнамента ? Какие разные и красивые получились у вас орнаменты ! В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.
-  Что сегодня нового для себя открыли на уроке?
В заключение урока послушайте что нужно будет сделать дома.


9. Выдача  домашнего  задания.
Предложить познакомиться с  русскими народными праздниками, их символическим значением в жизни наших предков . По желанию приготовить выступление к следующему уроку.
10. Рефлексия
        Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Перед вами  символы. Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них.
Понравилось на уроке – улыбающееся лицо;
Равнодушен от урока – не улыбающееся лицо;
Не понравилось на уроке – недовольное лицо.

Учитель просит поднять детей то лицо, которое соответствует их настроению после урока.
Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Цель урока:познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное ...

« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Урок " Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».Урок является комбинированны...

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Презентация используется  на уроке изо в 5 классе. Тема урока "Русская народная вышивка"....

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом

Урок "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....