Урок по теме "Эскиз орнамента по мотивам вышивки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Эскиз орнамента по мотивам вышивки».
Тема: « Эскиз орнамента по мотивам вышивки».
Тип: формирование новых знаний
Цели:
Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, интерес детей к изображению орнамента в русском искусстве, дисциплинированность, настойчивость, аккуратность в работе с цветными карандашами и красками, самоконтроль на каждом этапе выполнения работы;⎫
Развитие духовно-нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства; развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность;⎫
Стимулирование познавательного интереса, жизненно необходимой потребности самостоятельного общения с искусством; осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история).⎫
Задачи:
1. Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».
2. Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
3. Формирование опыта эмоционально-ценностной и творческой деятельности через погружение каждого в атмосферу рождения мысли, выражения чувства, ощущения творческого вдохновения.
4. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
5. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества. 6. Оздоровительная работа: физкультпауза. Подведение итогов: рефлексия.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя: рисунки орнамента, таблица элементов орнамента, аппликационный материал для доски, иллюстрации по мотивам вышивки
Для учащихся: альбомы, клеёнки, художественные материалы, учебники по ИЗО 5 класс.
План урока:
1. Организация начала урока.
2. Повторение ранее изученного.
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Объяснение нового материала. Беседа о вышивке как виде народного творчества.
5. Физкультурная пауза
6. Постановка художественной задачи.
7. Практическая работа учащихся.
8. Подведение итогов. Мини- выставка работ.
9. Выдача домашнего задания.
10. Рефлексия. Уборка рабочего места.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
- Я рада приветствовать вас, ребята! Пожалуйста, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. Мы начинаем!
2. Повторение ранее изученного. - Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с одного пушкинского суждения: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости »
Образованный человек должен знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой является. Культура – это память.
Память и опыт который передаётся от поколений через предметы быта. Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству.
Сегодня мы рассмотрим образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки, узнаем их символическое значение. - А теперь давайте вспомним:
-Что мы изучали на прошлых уроках? С какими предметами быта вы уже познакомились?
( прялка, полотенце, посуда )
- Как украшались эти предметы ?
( резьбой и росписью )
3.Изложение нового материала. Человек хотел жить в гармонии с природой, потому как понимал, что полностью от неё зависит. И чтобы чувствовать себя защищённым, чтобы силы природы были к нему благосклонны, окружал себя древними образами. Украшая и предметы быта.
- Вы сказали, что изделия из дерева украшались резьбой и росписью..
- А как украшались изделия из ткани ? (вышивкой)
- Правильно. Спасибо вам за хорошие ответы.
3(1). Сообщение темы и целей.
- Мы с вами на предыдущих уроках много говорили о символах. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить об оберегах и некоторых символах, с которыми мы уже познакомились. В русской вышивки встречается знак, несущий в себе символику солнца, - солярный знак. А какие ещё знаки-символы вы уже знаете? (Ответы детей) – Правильно. Это знаки воды, плодородия, дома и др.
- Как вы думаете, о чём на уроке пойдёт речь? (Ответы детей)
- А вы хотели бы узнать, что такое «вышивка», «орнамент»?
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме декоративного искусства. А также попробуем сами создать свой орнамент по мотивам вышивки. Я вам желаю удачи для выполнения работы.
4. Объяснение нового материала. – Вышивка была самым распространённым видом русского народного искусства. Для неё не нужны были разные приспособления, а холст, нитки и игла. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние вечера крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи. В узорах они воплощали свои представления о жизни, природе, мечты о лучшей доле. «На вид орнамент не приметен Но он столетия живёт, Не зря его на белом свете Народ издревле бережёт. Быть может , нитками зигзаги В узоры вышиты не зря, И мы с тобою видим знаки Славянского календаря.» . ( Б. Дубович. ) Что значит слово «орнамент» ( от лат. – украшение ) – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Давйте рассмотрим некоторые из них;
Русский орнамент– имеет обобщённые декоративные формы. Птицы, кони, цветы не похожие на своих природных собратьев .В русском орнаменте декоративные элементы выражали чувства мысли и интересы земледельца. Русский орнамент – разнообразен в зависимости от природных областей. Цветовая гамма: красный и белый (цвет огня, солнца, .белый – чистоты)
В северном орнаменте чаще всего изображали , снежинки, клюкву, рыбу, оленей. В цветовом решении – присутствуют белые, голубые, золотистые оттенки. В орнаменте центральных областей преобладают мотивы пышных цветов, солнце, птицы, тигры и барсы. В цвете- красные, синие, жёлтые, чёрные и зелёные оттенки.
- Что вы можете сказать о национальном марийском орнаменте? (Ответы детей)
Орнамент разделяют на три вида; растительный, животный, геометрический (мотивы)
Давайте посмотрим, то что я принесла на урок а точнее книгу о марийском орнаменте. В национальном музее им Е.Евсеева вы тоже можете увидеть разные экспонаты с марийской вышивкой и познакомится с другими видами орнамента. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты .В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов могут состоять фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены )
5. Закрепление.
- Давайте же подведём итог всему сказанному. Какие орнаменты вам запомнились? ( русский орнамент, северный орнамент, орнамент центральных областей, национальный марийский орнамент )
Физкультпауза: встать, потянуться, руки на пояс наклоны, повороты в стороны, похлопали в ладоши. улыбнуться.
6.Постановка художественной задачи.
- Давайте сегодня мы с вами попробуем разработать используя виды народного орнамента свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров и декоративных элементов. Работаем цветными карандашами и красками Также вы можете воспользоваться помощью учебника в составлении своего узора.
- Как вы считаете, для выполнения нашей работы как нам лучше расположить лист? (горизантально)
Поэтапное выполнение рисунка орнамента показать на доске (учителю)
7. Практическая работа учащихся.
Использование технологии активного обучения:
1.Горизонтальное расположение листа.
2. Наметить ширину полоски. Разделить на четыре части полоску..
3. Показать детали орнамента.(любого)
4. Прорисовывание через кальку. Повторение элементов.
5. Окончательное создание орнамента .
8. Итог урока. Выставка работ учащихся.
- Как вам кажется, удалось ли вам передать мотив своего орнамента ? Какие разные и красивые получились у вас орнаменты ! В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.
- Что сегодня нового для себя открыли на уроке?
В заключение урока послушайте что нужно будет сделать дома.
9. Выдача домашнего задания.
Предложить познакомиться с русскими народными праздниками, их символическим значением в жизни наших предков . По желанию приготовить выступление к следующему уроку.
10. Рефлексия
Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Перед вами символы. Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них.
Понравилось на уроке – улыбающееся лицо;
Равнодушен от урока – не улыбающееся лицо;
Не понравилось на уроке – недовольное лицо.
Учитель просит поднять детей то лицо, которое соответствует их настроению после урока.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Цель урока:познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное ...
« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Урок " Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».Урок является комбинированны...
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Презентация используется на уроке изо в 5 классе. Тема урока "Русская народная вышивка"....
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом
Урок "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс...
Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....