ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Народные ремёсла»
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Народные ремесла", возраст детей 8-9 лет срок реализации 2года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_remyosla.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Пуровский Дом детского творчества»
Обсуждена на заседании методического совета МОУ ДОД «Пуровский Дом детского творчества» Протокол №1 от «___»_____________ ______г.
| Утверждаю: Директор МОУ ДОД «Пуровский Дом детского творчества» _____________________Г. Н. Канищева «___»____________ ______г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Народные ремёсла»
Возраст детей: 8-9 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Лукьяненко Лариса Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Тарко-Сале
2016 г.
Пояснительная записка
Ставшая ныне неотложной задача нравственного возрождения человека может быть решена только на прочном фундаменте национальной культуры. В художественном творчестве народов, в его обычаях, обрядах, традициях, в народном декоративно-прикладном искусстве много важных и интересных педагогических мыслей. Народная культура открывает новые возможности воспитательного воздействия и нравственного здоровья детей.
Ребенок становится полноправным представителем человеческой общности только тогда, когда овладеет в той или иной мере человеческой культурой - ценностями, нормами, способами действия и общения, эталонами и способами оценивания и самооценки.
Направленность программы: художественно – эстетическая
Актуальность программы: - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Интерес к традициям народного воспитания обосновывается тем, что концентрируется не только на художественных ценностях, созданных народом, но и на осмыслении тех переживаний человека, нации, которые отражают опыт борьбы со злом, кодекс человеческой чести и достоинства, его идеалы.
Отличительная особенность программы: приобщение учащихся к художественной культуре, народному творчеству.
.Педагогическая целесообразность: программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно – прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся.
Адресат программы: Возраст учащихся 8 – 9 лет.
Объем программы:
№ п\п | Год обучения | Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
1-й год обучения | 1 | 1 | 9 | |
2-й год обучения | 1 | 1 | 9 |
Формы организации образовательного процесса: занятия проводятся в группе от10 человек. Основной метод проведения занятий – практические работы.
Срок освоения программы:
Освоение программы рассчитано на 2 года. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.
Каникулы с 1 января по 8 января и с 31 июня по 31 августа.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Обращение к народной культуре построено с учетом народного земледельческого календаря и связанных с ним праздников и обрядов: Параскева-Пятница, Рождество Христово, Святки, Христово Воскресенье, Масленица, Красная горка, «Капусные вечерки», «Посиделки» и др.
Цели: Проникновение в тайны народного творчества через познание жизни предков и современников.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с различными видами декоративно прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемами работы ими.
Развивающие: формирование у младших школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков, умение выразить свое собственное отношение к искусству и действительности.
Воспитывающие: воспитывать внимание, аккуратность, прививать навыки работы в группе и доброжелательное отношение друг к другу.
Материал занятий ориентирован на младших школьников с учетом психолого-возрастных особенностей детей данного возраста. Установлено, что дети этого возраста способны продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Поэтому занятие предполагает несколько частей, объединенных общей темой.
После окончания курса воспитанники с учетом возможностей, способностей и интересов по желанию продолжают обучение в объединениях декоративно-прикладного творчества и изобразительного творчества.
Формы контроля знаний учащихся – это выставки поделок, проводимые в конце каждой темы. Результатом реализации программы является возрождение народных традиций.
Это объединение знакомит детей с прекрасным миром народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии, а также формирует практические трудовые навыки, творческую активность, воспитывает художественный вкус.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Сроки | Количество часов |
1. | Осенины «Земля кормилица в узоре вышитом» | сентябрь. | 1 |
2. | Покров | октябрь | 1 |
3. | Параскева-Пятница | ноябрь | 1 |
4. | Новый год | декабрь | 1 |
5. | Рождество | январь | 1 |
6. | Сретенье | февраль | 1 |
7. | Широкая масленица | март | 1 |
8. | Пасха | апрель | 1 |
9. | Красная горка | май | 1 |
Всего: | 9 часов |
Содержание
1. Осенины. «Земля кормилица в узоре вышитом»
Тема: изготовление аппликации геометрического орнамента по мотивам Ивановской вышивки.
Задачи урока: ознакомить с орнаментами Ивановской вышивки, научить способам изготовления аппликации из бумаги
Материалы: картон, ножницы, клей
Результат: аппликация геометрического орнамента.
2.Октябрь. Покров.
Тема. Изготовление куклы-оберега
Задачи урока: научить детей изготавливать куклу-оберег, рассказать какую роль она играла в жизни наших предков.
Материалы: лоскут тканей, ножницы, иголки с ниткой.
Результат: законченное изделие кукла-обережка.
3. Ноябрь Параскева-Пятница.
Тема. Изготовление туесочка из бумаги в стиле бересты.
Задачи урока: научить детей простейшему переплетению в народном стиле.
Материалы: цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш, клей.
Результат: готовый своеобразный туесок из бумаги.
4. Декабрь. Новый год.
Тема. Изготовление Рождественской звезды.
Задачи урока: приобщить детей к культуре своего народа.
Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, линейка, карандаш, клей.
Результат: изготовленная звезда.
5. Январь. Рождество.
Тема. Изготовление «святочных» масок.
Задачи урока: научить детей изготовлению масок, развить творческую фантазию.
Материалы: картон, ножницы, карандаши.
Результат: маска из картона.
6. Февраль. Сретенье.
Тема. Оригами. «Жаворонки».
Задачи урока: научить детей из обыкновенного листа бумаги, без клея, сделать различные фигурки птиц.
Материалы: бумага(цветная или белая), карандаш, ножницы.
Результат: бумажный «жаворонок ».
7. Март. Широкая Масленица.
Тема. Изготовление чучела Масленицы.
Задачи урока: научить детей делать чучело из соломы или же из ниток: сшить чехол из ткани для чучела, набить его соломой, одеть его в платье и лапти.
Материалы: лоскутки, нитки, иголка, ножницы, солома.
Результат: готовое чучело.
Домашнее задание: сделать самостоятельно лапти по уроку плетения из бересты.
8. Апрель. Пасха.
Тема. Изготовление картинок из яичной скорлупы.
Задачи урока: научить детей образному мышлению, видеть в кусочках приклеенной скорлупы фантастические образы. Приклеить скорлупу так, чтобы появилось дерево, цветок, животное...
Материалы: картон, клей, скорлупа, краски.
Результат: готовая картина.
9. Май. Красная горка.
Символ весенней красоты.
Тема: Изготовление бумажных букетов (цветов).
Задачи урока: научить детей изготавливать из белой или цветной бумаги цветы: ромашку, мак, веточку сирени.
Материалы: бумага, ножницы, клей, карандаш.
Результат: готовый цветок.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Тема | Сроки | Количество часов |
1. | Изготовление основы кукол «Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы». | Сентябрь. Октябрь. | 2 |
2. | Изготовление рубахи. | Ноябрь. Декабрь. Январь. | 3 |
3. | Изготовление передника для «Бабушки» и штанов для «Дедушки». | Февраль. | 1 |
4. | Изготовление передника и штанов. | Март | 1 |
5. | Оформление головы | Апрель. | 1 |
6. | Итоговое занятие. Выставка кукол Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы». | Май. | 1 |
Всего: | 9 |
Содержание
«Кукла в русском костюме».
«Дедушка-прибауточник и Бабушка-сказочница».
Сентябрь.
Тема: Изготовление основы кукол «Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы».
Задачи урока: научить детей пользоваться шаблонами, аккуратно вырезать из ткани и шить швом «вперед иголка» (сметочный шов).
Ход урока: сложить ткань, обрисовать шаблон туловища и головы на ткани, обрисовать прибавку на швы 0,5 см. И прошить по контуру сметочным швом.
Материалы: белая ткань 30х40см., ножницы, карандаш, белые нитки № 40, 50, тонкая игла.
Октябрь.
Тема: Изготовление основы кукол Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы».
Задачи урока: научить детей шить швом «назад иголку», следить за аккуратностью выполнения шва, закреплением ниток в начале и конце работы. Ход урока. Детали (туловище и голову) прошить швом «назад иголку», оставив не прошитые места для выворота (по линии горловины). Нарезать ножницами в прямых и острых углах по линии шва, вывернуть прошитые детали и набить их ватой.
Материалы: детали основы кукол, нитки, иголки, ножницы, вата.
Ноябрь.
Тема: Изготовление рубахи.
Задачи урока: выкроить по шаблону рубаху с прибавкой на швы, нашить на оплечье рубахи аппликацию из ярких кусочков ситца или тесьмы или вышить по рисунку крестом и швом «вперед иголку»
Ход урока. Свернуть ткань вдвое и выкроить по шаблону рубаху. Завернуть ткань и нашить на рукава рубахи аппликацию или вышить орнамент ( по желанию).
Материалы: белая ткань на рубаху, кусочки яркого ситца, кусочки тесьмы, нитки, ножницы, игла, нитки для вышивки.
Декабрь.
Тема: Изготовление рубахи.
Задачи: оформить низ рубахи и её горловину.
Ход урока. Вырезать из белой ткани полоску и пришить к горловине, оформить ее вышивкой или тесьмой. Раскроить оборку к низу рубахи. Верхний край оборки собрать в сборку мелким швом «вперед иголку» и пришить к низу рубахи. Нижний край оборки подвернуть и по сгибу прошить «потайным швом» - это для «Бабушки-сказочницы». Мальчики просто подворачивают низ рубахи и по сгибу прошивают вышивкой, для «Дедушки-сказочника».
Материалы: кусочки ткани, тесьма на отделку горловины, нитки, ножницы, игла.
Январь.
Тема: Изготовление рубахи.
Задачи урока: прошить боковые швы рубахи, оформить рукава.
Ход урока. Сшить боковые стороны рубахи швом «назад иголку». Рубаху вывернуть, отутюжить и надеть на туловище куклы. Концы рукавов собрать на сборки и прикрепить к рукам куклы. Низ рукавов оформить манжетой с вышивкой.
Материалы: ножницы, нитки, иголка.
Февраль.
Тема: Изготовление передника для «Бабушки» и штанов для «Дедушки».
Ход урока. Раскроить по шаблонам детали передника и штанов. Передник оформить тесьмой и вышивкой. Нижний край оборки прошить «потайным швом». Верхний край оборки собрать на сборки и соединить с низом передника. Соединить детали штанов швом «вперед иголку» и прошить швом «назад иголку».
Материалы: кусочки ткани на передник и штаны, нитки, иголка, ножницы.
Март
Тема: Изготовление передника и штанов.
Ход урока. Пришить пояс к штанам, подогнуть низ и прошить «потайным швом». Выкроить по шаблону ремень-пояс и оформить его вышивкой. Прикрепить поверх рубахи (у дедушки). Раскроить кокетку передника по шаблону. Верхний край подола передника собрать в сборку, сметать с нижним краем кокетки и прошить швом «назад иголку». Прошить плечевые швы. Горловину и линию проймы оформить тесьмой или вышивкой крестом. Передник надеть на куклу, стороны кокетки соединить на спине.
Материалы: Кусочки ткани, тесьма, нитки, ножницы.
Апрель.
Тема: Оформить голову куклам: прикрепить волосы, заплести косы, надеть платок - «Бабушке»; закрепить волосы на голове и лице (борода и усы) - «Дедушке». Нарисовать и вышить им лицо.
Материалы: кусочки ткани для волос и бороды, иголки, ножницы, ткань на лапти.
Провести итоговое занятие с выставкой кукол. Лучшие работы отметить.
Май.
Итоговое занятие. Выставка кукол Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы».
ЛИТЕРАТУРА:
- Конншева Н.М. Чудесная мастерская. Учебное пособие по художественному труду
- Короткова М.В. Культура повседневности, история костюма, М.: Владос, 2002.
- Костомаров И., Забелин И. О жизни, быте и нравах русского народа, М.: «Просвещение», 1996.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь, Москва, «Правда», 1991.
- Кружок изготовления сувениров. М.: Просвещение, 1990.
- Народный месяцеслов. М.:«Современник». 1992.
- Науменко Г.М. Фольклорная азбука, учебное пособие для начальной школы, М., 1996.
- Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия, Москва, 1994.
- Панфилов В.В. По старому русскому обычаю М. 1997.
- Рожкова П. Радоница. Русский народный календарь, М., «Дружба народов» 1997.
- Русский народ, М.: Терра, 1996.
- Рыбаков Б. Народный календарь. Свердловск, 1980.
- Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII-XIX вв. М.: Владос, 1998
- Семенова М. Славяне. С-Пб, 1997.
- Терешенко А. Быт русского народа. Москва, 1997
- Фольклор в школе, Нижний Тагил, 1993.
- Хрестоматия по истории русской культуры XI-XVII вв , М.: Владос, 1998.
Журналы (подписка):
- Народное творчество
- Начальная школа
- Школа и производство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа художественно-эстетической направленности "Народное творчество"
Рабочая программа студии "Народное творчество" влючает в себя работу с берестой, мхом, корой и другими природными материалами. программа расчитана на детей от 7 до 17 лет....
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»
Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...
Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Тесты для детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...
Рабочая программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» в 5,6,7,8 классах
Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу и выращиванию растений в домах; развития у детей любви к живой природе, эст...
программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"
Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Фед...
Программа дополнительного образования кружка художественно-эстетического направления « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» для обучающихся 5-9 классов
Программа курса по выбору «Народные промыслы» предусматривает непосредственное...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Программа по дополнтельному образованию...