ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Народные ремёсла»
рабочая программа на тему

Лукьяненко Лариса Александровна

Рабочая программа "Народные ремесла", возраст детей 8-9 лет срок реализации 2года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_remyosla.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Пуровский Дом детского творчества»

Обсуждена на заседании                                                          методического совета                                            МОУ ДОД «Пуровский Дом

детского  творчества»

Протокол №1 от

«___»_____________  ______г.                                                      

                                                     

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД

«Пуровский    Дом детского творчества»

_____________________Г. Н. Канищева                                                                               «___»____________     ______г.                                                                                                                  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Народные ремёсла»

Возраст детей: 8-9 лет

Срок реализации: 2 года

   

                                                                       Автор-составитель:

                                                                       Лукьяненко Лариса Александровна,    

                                                                       педагог дополнительного образования

                                                             

                                               

г. Тарко-Сале

 2016 г.

Пояснительная записка

        Ставшая ныне неотложной задача нравственного возрождения человека может быть решена только на прочном фундаменте национальной культуры. В художественном творчестве народов, в его обычаях, обрядах,  традициях, в народном декоративно-прикладном искусстве много важных и интересных   педагогических мыслей. Народная культура открывает новые возможности   воспитательного воздействия и нравственного здоровья детей.

        Ребенок становится полноправным представителем человеческой общности только тогда, когда овладеет в той или иной мере человеческой культурой - ценностями, нормами, способами действия и общения, эталонами и способами оценивания и самооценки.

 Направленность программы: художественно – эстетическая

Актуальность программы: - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту.   Интерес к традициям народного воспитания обосновывается  тем, что концентрируется не только на художественных ценностях, созданных народом, но и на осмыслении тех  переживаний человека, нации, которые отражают опыт борьбы со злом, кодекс человеческой чести и достоинства, его идеалы.

Отличительная особенность программы: приобщение учащихся к художественной культуре, народному творчеству.

.Педагогическая целесообразность: программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно – прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся.

Адресат программы: Возраст учащихся 8 – 9 лет.

Объем программы:

п\п

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в год

1-й год обучения

1

1

9

2-й год обучения

1

1

9

Формы организации образовательного процесса: занятия проводятся в группе от10 человек. Основной метод проведения занятий – практические работы.

Срок освоения программы: 

Освоение программы рассчитано на 2 года. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Каникулы с 1 января по 8 января и с 31 июня по 31 августа.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

   Обращение к народной культуре построено с учетом народного земледельческого календаря и связанных с ним праздников и обрядов: Параскева-Пятница, Рождество Христово, Святки, Христово Воскресенье, Масленица, Красная горка, «Капусные вечерки», «Посиделки» и др.  

 Цели: Проникновение в тайны народного творчества через познание жизни предков и современников.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с различными видами декоративно прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемами работы ими.

Развивающие:  формирование у младших школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков, умение выразить свое собственное отношение к искусству и действительности.

Воспитывающие: воспитывать внимание, аккуратность, прививать навыки работы в группе и доброжелательное отношение  друг к другу.

      Материал занятий ориентирован на младших школьников с учетом психолого-возрастных особенностей детей данного возраста. Установлено, что дети этого возраста способны продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Поэтому занятие предполагает несколько частей, объединенных общей темой.        

        После окончания  курса воспитанники с учетом возможностей, способностей и интересов по желанию продолжают обучение в объединениях декоративно-прикладного творчества и изобразительного творчества.

         Формы контроля знаний учащихся – это выставки поделок, проводимые в конце каждой темы.  Результатом реализации программы является возрождение народных традиций.

           Это объединение знакомит детей с прекрасным миром народного искусства, который несет  в себе многовековые представления о красоте и гармонии, а также формирует практические трудовые навыки, творческую активность, воспитывает художественный вкус.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Сроки

Количество часов

1.

Осенины

«Земля кормилица в узоре вышитом»

сентябрь.

1

2.

Покров

октябрь

1

3.

Параскева-Пятница

ноябрь

1

4.

Новый год

декабрь

1

5.

Рождество

январь

1

6.

Сретенье

февраль

1

7.

Широкая масленица

март

1

8.

Пасха

апрель

1

9.

Красная горка

май

1

                                                                                     Всего:

9 часов

Содержание

1. Осенины. «Земля кормилица в узоре вышитом»

Тема: изготовление аппликации геометрического орнамента по мотивам Ивановской вышивки.

Задачи урока: ознакомить с орнаментами Ивановской вышивки, научить способам изготовления аппликации из бумаги

Материалы: картон, ножницы, клей

Результат: аппликация геометрического орнамента.

2.Октябрь. Покров.

Тема. Изготовление куклы-оберега

Задачи урока:  научить детей изготавливать куклу-оберег, рассказать какую роль она играла в жизни наших предков.

Материалы: лоскут тканей, ножницы, иголки с ниткой.

Результат: законченное изделие кукла-обережка.

3. Ноябрь Параскева-Пятница.

Тема. Изготовление туесочка из бумаги в стиле бересты.

Задачи урока: научить детей простейшему переплетению в народном стиле.

Материалы: цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш, клей.

Результат: готовый своеобразный туесок из бумаги.

4.  Декабрь. Новый год.

Тема. Изготовление Рождественской звезды.

Задачи урока: приобщить детей к культуре своего народа.

Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, линейка, карандаш, клей.

Результат: изготовленная звезда.

5.  Январь. Рождество.

Тема.  Изготовление «святочных» масок.

Задачи урока: научить детей изготовлению масок, развить творческую фантазию.

Материалы: картон, ножницы, карандаши.

Результат: маска из картона.

6. Февраль. Сретенье.

Тема. Оригами. «Жаворонки».

Задачи урока: научить детей из обыкновенного листа бумаги, без клея, сделать различные фигурки птиц.

Материалы: бумага(цветная или белая), карандаш, ножницы.

Результат: бумажный «жаворонок ».

7.  Март. Широкая Масленица.

Тема. Изготовление чучела Масленицы.

Задачи урока: научить детей делать чучело  из соломы или же из ниток: сшить чехол из ткани для чучела, набить его соломой, одеть его в платье и лапти.

Материалы: лоскутки, нитки, иголка, ножницы, солома.

Результат: готовое чучело.

Домашнее задание: сделать самостоятельно лапти по уроку плетения из бересты.

8. Апрель.  Пасха.

Тема. Изготовление картинок из яичной скорлупы.

Задачи урока: научить детей образному мышлению, видеть в кусочках приклеенной скорлупы фантастические образы. Приклеить скорлупу так, чтобы появилось дерево, цветок, животное...

Материалы: картон, клей, скорлупа, краски.

Результат: готовая картина.

9. Май. Красная горка.

Символ весенней красоты.

Тема: Изготовление бумажных букетов (цветов).

Задачи урока: научить детей изготавливать из белой или цветной бумаги цветы: ромашку, мак, веточку сирени.

Материалы: бумага, ножницы, клей, карандаш.

Результат: готовый цветок.

Учебно-тематический план

2 год обучения

Тема

Сроки

Количество часов

1.

Изготовление основы кукол «Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы».

Сентябрь.

Октябрь.

2

2.

Изготовление рубахи.

Ноябрь.

Декабрь.

Январь.

3

3.

Изготовление передника для «Бабушки» и штанов для «Дедушки».

Февраль.

1

4.

Изготовление передника и штанов.

Март

1

5.

Оформление головы

Апрель.

1

6.

Итоговое занятие. Выставка кукол Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы».

Май.

1

                                                                                   Всего:

9

Содержание

 «Кукла в русском костюме».

«Дедушка-прибауточник и Бабушка-сказочница».

Сентябрь.

Тема: Изготовление основы кукол «Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы».

Задачи урока: научить детей пользоваться шаблонами, аккуратно вырезать из ткани и шить швом «вперед иголка» (сметочный шов).

Ход урока: сложить ткань, обрисовать шаблон туловища и головы на ткани, обрисовать прибавку на швы 0,5 см. И прошить по контуру сметочным швом.

Материалы: белая ткань 30х40см., ножницы, карандаш, белые нитки № 40, 50, тонкая игла.

Октябрь.

Тема: Изготовление основы кукол Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы».

Задачи урока: научить детей шить швом «назад иголку», следить за аккуратностью выполнения шва, закреплением ниток в начале и конце работы. Ход урока. Детали (туловище и голову) прошить швом «назад иголку», оставив не прошитые места для выворота (по линии горловины). Нарезать ножницами в прямых и острых углах по линии шва, вывернуть прошитые детали и набить их ватой.

Материалы: детали основы кукол, нитки, иголки, ножницы, вата.

Ноябрь.

Тема: Изготовление рубахи.

Задачи урока: выкроить по шаблону рубаху с прибавкой на швы, нашить на оплечье рубахи аппликацию из ярких кусочков ситца или тесьмы или вышить по рисунку крестом и швом «вперед иголку»

Ход урока. Свернуть ткань вдвое и выкроить по шаблону рубаху. Завернуть ткань и нашить на рукава рубахи аппликацию или вышить орнамент ( по желанию).

Материалы: белая ткань на рубаху, кусочки яркого ситца, кусочки тесьмы, нитки, ножницы, игла, нитки для вышивки.

Декабрь.

Тема: Изготовление рубахи.

Задачи: оформить низ рубахи и её горловину.

Ход урока. Вырезать из белой ткани полоску и пришить к горловине, оформить ее вышивкой или тесьмой. Раскроить оборку к низу рубахи. Верхний край оборки собрать в сборку мелким швом «вперед иголку» и пришить к низу рубахи. Нижний край оборки подвернуть и по сгибу прошить «потайным швом» -  это для «Бабушки-сказочницы». Мальчики просто подворачивают низ рубахи и по сгибу прошивают вышивкой, для «Дедушки-сказочника».

Материалы: кусочки ткани, тесьма на отделку горловины, нитки, ножницы, игла.

Январь.

Тема: Изготовление рубахи.

Задачи урока: прошить боковые швы рубахи, оформить рукава.

Ход урока. Сшить боковые стороны рубахи швом «назад иголку». Рубаху вывернуть, отутюжить и надеть на туловище куклы. Концы рукавов собрать на сборки и прикрепить к рукам куклы. Низ рукавов оформить манжетой с вышивкой.

Материалы: ножницы, нитки, иголка.

        

Февраль.

Тема: Изготовление передника для «Бабушки» и штанов для «Дедушки».

Ход урока. Раскроить по шаблонам детали передника и штанов. Передник оформить тесьмой и вышивкой. Нижний край оборки прошить «потайным швом». Верхний край оборки собрать на сборки и соединить с низом передника. Соединить детали штанов швом «вперед иголку» и прошить швом «назад иголку».

Материалы: кусочки ткани на передник и штаны, нитки, иголка, ножницы.

Март

Тема: Изготовление передника и штанов.

Ход урока. Пришить пояс к штанам, подогнуть низ и прошить «потайным швом». Выкроить по шаблону ремень-пояс и оформить его вышивкой. Прикрепить поверх рубахи (у дедушки). Раскроить кокетку передника по шаблону. Верхний край подола передника собрать в сборку, сметать с нижним краем кокетки и прошить швом «назад иголку». Прошить плечевые швы. Горловину и линию проймы оформить тесьмой или вышивкой крестом. Передник надеть на куклу, стороны кокетки соединить на спине.

Материалы: Кусочки ткани, тесьма, нитки, ножницы.

Апрель.

Тема: Оформить голову куклам:  прикрепить волосы, заплести косы, надеть платок  -  «Бабушке»; закрепить волосы на голове и лице (борода и усы) - «Дедушке». Нарисовать и вышить им лицо.

Материалы: кусочки ткани для волос и бороды, иголки, ножницы, ткань на лапти.

Провести итоговое занятие с выставкой кукол. Лучшие работы отметить.

        

Май.

Итоговое занятие. Выставка кукол Дедушки-прибауточника» и «Бабушки-сказочницы».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Конншева Н.М. Чудесная мастерская. Учебное пособие по художественному труду
  2. Короткова М.В. Культура повседневности, история костюма, М.: Владос, 2002.
  3. Костомаров И., Забелин И. О жизни, быте и нравах русского народа, М.: «Просвещение», 1996.
  4. Круглый год.  Русский земледельческий календарь, Москва, «Правда», 1991.
  5. Кружок изготовления  сувениров. М.: Просвещение, 1990.
  6. Народный месяцеслов. М.:«Современник». 1992.
  7. Науменко Г.М. Фольклорная азбука, учебное пособие для начальной школы, М., 1996.
  8. Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия, Москва, 1994.
  9. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю М. 1997.
  10. Рожкова П. Радоница. Русский народный календарь, М., «Дружба народов» 1997.
  11. Русский народ,  М.: Терра, 1996.
  12. Рыбаков Б. Народный календарь. Свердловск, 1980.
  13. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII-XIX вв. М.: Владос, 1998
  14. Семенова М. Славяне. С-Пб, 1997.
  15. Терешенко А. Быт русского народа. Москва, 1997
  16. Фольклор в школе, Нижний Тагил, 1993.
  17. Хрестоматия по истории русской культуры XI-XVII вв , М.: Владос, 1998.

Журналы (подписка):

  1. Народное творчество
  2. Начальная школа
  3. Школа и производство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа художественно-эстетической направленности "Народное творчество"

Рабочая программа студии "Народное творчество" влючает в себя работу с берестой, мхом, корой и другими природными материалами. программа расчитана на детей от 7 до 17 лет....

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...

Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Тесты для  детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...

Рабочая программа дополнительного курса художественно-эстетического направления «Комнатное цветоводство» в 5,6,7,8 классах

Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу и выращиванию растений в домах; развития у детей любви к живой природе, эст...

программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"

Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Фед...

Программа дополнительного образования кружка художественно-эстетического направления « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» для обучающихся 5-9 классов

    Программа    курса    по   выбору    «Народные  промыслы»    предусматривает  непосредственное...