ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЖИВОПИСИ. Разработка урока изобразительного искусства в 7 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Цели урока:
- создать условия для формирования у учащихся представлений о роли монументального искусства в создании исторической памяти народа и в народном самосознании;
- способствовать развитию у учащихся умений рассуждать об особенностях героических образов в скульптуре, живописи, о художественных средствах выразительности, узнавать наиболее значимые произведения искусства.
Задачи
- формировать знания о монументальной искусстве;
- развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию;
- совершенствовать навыки работы над эскизом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ООШ»
АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЖИВОПИСИ
Разработка урока изобразительного искусства в 7 классе
на Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы»
в номинации «Лучший урок изобразительного искусства»
Выполнил: Батршин Надир Шарипович,
учитель изобразительного искусства
КУЛЛЕ-КИМИ
2019 год
Тема: Великая Отечественная война в монументальном искусстве и в живописи.
Цели урока:
- создать условия для формирования у учащихся представлений о роли монументального искусства в создании исторической памяти народа и в народном самосознании;
- способствовать развитию у учащихся умений рассуждать об особенностях героических образов в скульптуре, живописи, о художественных средствах выразительности, узнавать наиболее значимые произведения искусства.
Задачи
- формировать знания о монументальной искусстве;
- развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию;
- совершенствовать навыки работы над эскизом.
Планируемые результаты
Личностные:
Осознать свои интересы, опыт и знания; проявлять интерес к новому виду деятельности; уметь использовать образный язык изобразительного искусства.
Предметные:
Научиться: обобщать полученные знания; называть и узнавать наиболее значимые произведения искусства, их авторов.
Познакомиться с произведениями монументального искусства, архитектурного оформления, живописи, литературы.
Метапредметные:
Познавательные: формулировать проблему урока: работать по плану, сверяясь с целью, делать выводы; самостоятельно создать алгоритм действий при работе над эскизом;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач, выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы
Ход урока
- Слово учителя.
9 мая 2020 года вся наша страна будет отмечать 75-летие Великой Победы над фашизмом. Для нас Великая Отечественная война 1941-45 годов – это история, история нашей Родины, наших родных и близких. И занимает она исключительно важное место в судьбе каждого из нас. 1418 дней и ночей советский народ вел освободительную войну. Защитники не хотели, чтобы страна, в которой они родились, где живут их родные и близкие, где растут их дети — их Родина, находилась в рабстве у жестоких захватчиков — фашистов. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек… Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, книгам и рассказам фронтовиков.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы, написаны картины, поставлены монументы, памятники.
Благодаря писателям, художникам, скульпторам, композиторам и всем тем, кто не безразличен к истории страны, народ хранит имена и события тех суровых испытаний, выпавших на долю наших предков. Сегодня мы увидим, что она хранится не только в музейных экспонатах, в словах и нотах. Она живет в камне и бронзе.
- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Примерные ответы учащихся: о памятниках, монументах, посвященных Великой Отечественной войне.
- Какие цели и задачи поставим?
Примерные ответы учащихся: Познакомиться с информацией об известных мемориальных ансамблях страны
- Поставим еще одну цель: приобрести практический опыт по созданию эскиза скульптурного памятника. На мой взгляд, это будет интересное занятие для вас. А кому, вы узнаете в ходе урока.
На уроке « Лепка фигуры человека» мы с вами познакомились понятием « скульптура» давайте вспомним, что такое скульптура, какая она бывает, из каких материалов создается?
Примерные ответы учащихся: Скульптура (лат. –вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму(высоту, ширину и глубину), ваяние, пластика. Выполняется она из твердых и пластических материалов. Главные жанры скульптуры – портрет и анималистический жанр. Скульптура делится на два основных вида – на круглый и рельеф.
С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни – это мемориальные ансамбли, монументы, памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов.
Познакомимся понятиями мемориальный ансамбль, монумент, монументальная скульптура на примере знаменитого ансамбля «Мамаев курган» скульптора Евгения Викторовича Вучетича, который по праву считается художественно-монументальной летописью Великой Отечественной войны. Ансамбль находится в городе-герое Волгоград. Сооружен в честь героям Сталинградской битвы. Это сложная многофигурная композиция состоит из декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – «Стоящего насмерть», «Скорбящей матери» и «Матери-Родины». Семь тысяч бойцов сражались на Мамаевом кургане и остались здесь навечно. Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана.
Слайд 2.
Мемориальный ансамбль – несколько монументальных произведений, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом.
Слайд 3
Монумент (от лат. monumentum — памятник) - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц в виде однофигурных или многофигурных скульптурных композиций в архитектурном оформлении.
Слайд 4
Монументальная скульптура - это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника)
Слайд 5 Скульптура «Скорбящяя мать».
Новые понятия коротко запишем в тетради.
Слайд 6
- Известный мемориал в Трептов-парке в Берлине был открыт 8 мая 1949 г., куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Скульптор Евгений Викторович Вучетич изобразил советского воина - освободителя с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат. Все пространство было расчленено на три комплекса. Основной комплекс состоит из партера братских могил, саркофагов и главного монумента «Воину-Освободителю». Автор подчеркивает разные оттенки состояния своих героев. Стоящий солдат только что вышел из беспощадной схватки с врагом. Другие солдаты скорбят по погибшим, полны гнева к врагу.
Слайд 7-8
- И в столице нашей республики Казани имеются такие памятные места. Какие монументы, памятники героям войны вы знаете? Где они находятся?
Беседа. Примерные ответы учащихся: Это мемориальный ансамбль «Парк Победы», скульптурный ансамбль на Кремлевской площади поэту Мусе Джалилю, памятник погибшему солдату около парка им. М. Горького.
Слово учителя.
Слайд 9 Хочу познакомить вас с одним необычным произведением монументального искусства, памятником - А. Т. Твардовскому и его литературному герою Василию Тёркину из поэмы «Василий Теркин» в городе Смоленск. Памятник был создан местным скульптором А.Г. Сергеевым, который за свою работу был удостоен звания Почетного гражданина. Торжественное открытие памятника состоялось накануне 50-летия Великой Победы — 2 мая 1995 года. Памятник отлит из бронзы. Это единственный памятник, изображающий автора и вымышленного героя вместе.
Образ Теркина запечатлен еще на картине М. Ю. Непринцева «Отдых после боя», в которой живописными средствами талантливо передана идея духовного единства народа в годы военных испытаний. В центре изображен литературный герой Твардовского Василий Теркин.
Вы пока не знакомы с поэмой Твардовского. Но попробуем догадаться, о каком солдате он писал? Для этого внимательно рассмотрим памятник А. Г. Сергеева и картину М. Ю. Непринцева. Смогли ли эти произведения искусства раскрыть характер знаменитого Теркина?
Беседа. Примерные ответы учащихся: в обоих произведениях видим славного товарища, человека, не унывающего в любых обстоятельствах.
Беседующие Александр Твардовский и Василий Теркин смотрятся как живые, заинтересованные друг в друге собеседники. Понятна усталость фронтового поэта: на плечах шинель, на боку – планшетка. В ней, вероятно, новые материалы с передовой и новые стихи. А тот с гармошкой. Он – неунывающий, сильный, оптимистичный и непобедимый русский солдат.
- А теперь приступим к выполнению практической части урока. Попробуем создать эскиз необычного памятника. Памятника собакам-санитарам во время войны. Почему именно собакам? Мне вспомнился рассказ одного ветерана, как его раненного с поля боя вытащила собака. Тогда он дал слово, что если придет живой с войны, то всю жизнь будет держать у себя собаку. Слово он сдержал, у них всегда во дворе жила собака. Этот случай доказывает, какую важную роль играли собаки во время войны ради победы. Собаки воевали наравне с людьми. Есть такая примерная статистика, что на всех фронтах было использовано 68 тысяч служебных собак. Они вывезли с передовой около 700 тысяч раненых, уничтожили или подбили 300 танков противника, отыскали четыре миллиона мин и взрывных устройств.
И художник Непринцев, и скульптор Сергеев при создании своих произведений руководствовались поэмой А. Твардовского «Василий Теркин». Мы тоже создадим эскиз на основе литературного произведения. Предлагаю вам замечательное стихотворение Сергея Ерошенко «В память о собаках войны»
Сколько сказано слов.
Может чья-нибудь муза устала
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны…
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках-бойцах,
Защищавших нас в годы войны!
Стёрлись в памяти клички.
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
Не знаем совсем ничего.
Лишь седой ветеран
Ещё помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащившую
С поля боя когда- то его!
Связки мин и гранат
Разносили собаки под танки.
Защищая страну
И солдат от нависшей беды.
После боя бойцы
Хоронили собачьи останки.
Только нет там теперь
Ни холма, ни креста, ни звезды!
Батальон окружён,
Ни еды, ни снарядов, ни связи.
Свистопляска вокруг
И осколков и пуль круговерть.
С донесением псы
Пробирались и близили праздник.
Всем, даруя свободу,
А себе, зачастую, лишь смерть.
И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
Воевали они
Без присяги, но всё ж с обязательством
Вместе с Армией Красной
Уничтожить фашистский Берлин.
И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня
Мы минуту молчанья стоим.
То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой
Будут скромной наградой и им!
Какой образ собаки создал автор?
Примерные ответы учащихся: крепкие, сильные, умные, преданные… автор призывает хранить память о них: И когда в майский день/ На могилы приходим святые/И святое храня
Мы минуту молчанья стоим./То пускай эта дань/И огонь, и цветы полевые/ Будут памятью светлой/ Будут скромной наградой и им!
- Чтобы вы могли лучше представить, как выглядели эти собаки, рассмотрим репродукции картин о собаках-санитарах художника Комарова А.Н. (репродукции на партах)
Беседа по картинам, ответы учащихся.
Сейчас в группах попробуем создать эскиз памятника собакам-санитарам.
Работа в группах. Защита эскизов.
Заключение.
Учитель: Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.
Домашняя работа. На основе эскизов попробуйте сделать макет памятника из бумаги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Монумент ( от лат. monumentum — памятник) - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц в виде однофигурных или многофигурных скульптурных композиций в архитектурном оформлении
Мемориальный ансамбль несколько монументальных произведений, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом
Монументальная скульптура это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника)
На площади расположена фигура скорбящей матери, на руках которой покоится погибший воин. Его лицо накрыто боевым знаменем — символом последних воинских почестей. Голова женщины склонена, она оплакивает погибшего, а вместе с ним и всех, кто отдал свои жизни ради победы. В этом монументе объединён образ всех женщин, у которых война отняла сыновей, мужей, отцов, братьев. У основания монумента располагается небольшой бассейн — озеро слёз. Рядом с фигурой скорбящей матери, под ветвями плакучей ивы, находится могила неизвестного солдата.
М емориал в Трептов -парке в Берлине Г лавный монумент «Воину-Освободителю»
ПАРК ПОБЕДЫ В КАЗАНИ
Памятник герою-поэту Мусе Джалилю Памятник погибшему солдату
П амятник А. Т. Твардовскому и его литературному герою Василию Тёркину Автор А. Г. Сергеев «Отдых после боя» Автор М. Ю. Непринцев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс
Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»
Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...
Презентация к уроку Великая Отечественная война в монументальной скульптуре и музыке
Презентация предназначена для метапредметного урока по ИЗО и музыке в 6 классе...