Интегрированный урок по технологии и ИЗО в 6 классе на тему: « Ночное уличное освещение»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Освещение ночных улиц поселков и городов, автобанов, парков, площадей и мн. др. позволяет ученикам решить несколько задач на уроке, какие должны быть фонарные столбы, как часто и как правильно их надо устанавливать. Кто отвечает за качество света и кто оплачивает ночное освещение? Одним из немаловажных вопросов решается на уроке - это эстетическая часть фонарных столбов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroknochnoe_ulichnoe_osveshchenie_6klass_skladannaya_da.docx | 53.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по технологии и ИЗО в 6 классе на тему: « Ночное уличное освещение»
Разработал учитель ИЗО и технологии: Складанная Дина Алексеевна, учитель МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района
Тип урока | Усвоение новых знаний | ||||||||
Структура урока | Комбинированная | ||||||||
Цель урока | Выполнение чертежей малых архитектурных форм: фонарных столбов. | ||||||||
Цели деятельности учителя | Объяснение поэтапного выполнения графической работы. Развитие интереса учащихся к графической и финансовой грамотности. Ознакомление с историей возникновения искусственного света и освещения улиц, парков и городов. Воспитание и привитие вкуса к профессии архитектора, дизайнера и электрика. | ||||||||
Задачи урока | 1.Обучающие. Изучить последовательное выполнение чертежа фонарных столбов. Показать метапредметную взаимосвязь предметов черчение и ИЗО на примере выполнения малых архитектурных форм, а именно фонарных столбов. 2.Развивающие. Развить дизайнерские навыки при выполнении архитектурных чертежей. 3.Воспитывающие. Воспитать художественный вкус в дизайнерском замысле малых архитектурных форм. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные ууд | Метапредметные ууд | Личностные ууд | |||||||
• понимать роль технического прогресса в современном мире; • иметь представление о единстве нескольких профессий и учебных предметах при изучении данной темы: • выполнять творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть определенным художественным материалом; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности на уроке и на кружковых занятиях по предметам Изо и технологии. | Познавательные: • определять цель, проблему в учебной деятельности. Регулятивные: • планировать деятельность в учебной ситуации; • работать по плану, сверяясь с целью; • планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности. Коммуникативные: • участвовать в диалоге; сотрудничать с учителем, контролировать свои действия и поступки в ходе урока, соучаствовать в решении творческих задач
| • понимать значение образовательного и практического усвоения новых знаний и понятий; • вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам; • вырабатывать свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности: • пользоваться предоставленным материалом, преобразуя и переосмысляя творческое задание в индивидуальном размышлении или в групповом обсуждении для лучшего достижения цели (выполнения задания, согласно теме урока). | |||||||
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративные. Формы обучения: фронтальная и индивидуальная | ||||||||
Образовательные ресурсы | Интернет ресурсы. Учебник по черчению, авт. Ботвинников. | ||||||||
Оборудование | Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, состоящий из фрагментов фонарного столба для выполнения графической работы на альбомном листе формата А-4, простые и цветные карандаши, гелевые ручки, световые планшеты, линейки длиной 30 см, треугольники, удлинители и соответствующие шнуры. | ||||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Просмотр презентации «Ночное уличное освещение», готовые чертежи с фонарными столбами. | ||||||||
Основные понятия и термины | Архитектура. Дизайн. Интерьер. Сквер. Бульвар. Ландшафт. Малые архитектурные формы. Антикоррозионное покрытие. | ||||||||
Организационная структура (сценарий урока) | |||||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляе-мая деятельность учащихся | Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме-жуточ-ный конт-роль | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Укомплектованность рабочего стола, обеспечение каждого ученика раздаточным материалом. | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, а это – наполняемость ученических столов раздаточным материалом: альбомный лист, два листа с вариантами фонарных столбов и фонарных светильников и материалом, необходимым для выполнения практического задания: линейка 30 см, простой карандаш, гелевая ручка, ластик, треугольник, офицерская линейка и циркуль, рабочая тетрадь. На доске прописывается дата, крепятся два пейзажа дневной и ночной. Урок состоит из двух частей: теории и практики (графической работы). | Учащиеся наполняют свой стол: Лист писчей бумаги, альбомный лист для рисования формата А-4, простые карандаши , ластик, гелевая ручка черного цвета, ножницы. Раздаточный материал в файлах. | Фронтальная, индивиду-альная | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и учебные цели. | Проверка рабочих столов уч-ся, наполненных необходимым материалом согласно списка, оговоренного учителем. | |||
II. Изучение нового материала | Беседа. | Учитель: Современный взгляд на мир, он какой? Ко многому мы привыкаем в настоящей жизни настолько, что кажется все, что окружает нас сегодня, было всегда. Всегда были автомобили, всегда были асфальтированные дороги и мы всегда беспрепятственно перемещались по этим дорогам и днем и ночью. Всегда ли так было? Может это все мы имеем благодаря техническому прогрессу? Ученики: Так было не всегда. Раньше не у всех были машины, гаджеты, не везде были хорошие асфальтированные дороги. Учитель: Правильно. Обратите свое внимание на суточное освещение Земли. Днем светит какой природный источник? Ученики: Солнце. Учитель: А ночью наша Земля освещается каким-нибудь природным источником? Ученики: Луной и звездами. Учитель: Может ли Луна так же как солнце освещать постоянно Землю в ночное время? Ученики: Нет, Луна светит слабо и свет у нее не яркий Учитель: Почему? Ученики: Потому что Луну освещается Солнцем, и только потом от Луны к нам приходит отражение солнечного света. Учитель: Художники часто изображают дневные пейзажи, реже вечерние пейзажи и еще реже – ночные. Для примера рассмотрим картины И.И.Шишкина «Рожь» и «Дубовая роща». Может в картинах и не видно солнца, но зато теплые его лучи видны на стволах деревьев и на поле с рожью. Ночные пейзажи есть у Архипа Куинжи на полотне «Лунная ночь на Днепре» и еще работа Ивана Айвазовского «Лунная ночь». На картинах изображена полная Луна с лунной дорожкой на воде и земле. Мы знаем, что Луна часто меняет свой образ и ее последовательное изменение на небе со стороны Земли можно объяснить. Кто-нибудь знает названия фаз Луны? Ученики: Полнолуние, старая Луна, растущая Луна. Учитель: Предлагается ученикам вклеить таблицу с лунными фазами и с их названиями в тетрадь. В таблице видно, что Луна, в какие-то ночные периоды видна на небе, а в какие-то не видна, а ночью освещение людям необходимо. Даже тогда, когда Луна светит, то этого света недостаточно для полноценной жизни и работы землян в темное время суток. На Руси постоянным светом была горящая печь, чтобы древесные угли использовались как спички для зажигания свечей перед образами, чтобы засыпать в утюг угли для глажки, а так же растопить на утро печь. Учитель: Обратите внимание на пустынную ночную улицу. Уютно ли человеку находится на ней в темное время суток? Может даже опасно? Ученики: Да, могут напасть хулиганы или грабители на одинокого человека. Можно за что-нибудь зацепиться и упасть, пораниться. На тебя может наехать машина и травмировать. Учитель: Для того, чтобы в темноте было не безопасно передвигаться людям по дорогам, придумали световозвращающиеся элементы и аксессуары. Для того, чтобы светились эти элементы, нужен свет. Свет нужен и для хорошей видимости. О чем, как вы думаете, будет наш урок, и какая тема обозначилась из нашей беседы? Ученики: Ночное освещение? Ночные фонари? Учитель: Вы все правы! Тема урока так и называется: «Ночное уличное освещение».
| Воспринимают новый материал, участвуя в беседе, просматривая зрительный ряд на интерактивной доске, на которой демонстрируется презентация с перелистыванием файлов по мере устного пояснения материала. Слушая учителя, поясняющего новый материал, делают записи новых слов, вклеивают поясняющие карточки. Вступают в беседу и анализируют изученный материал. Высказывают свое отношение к разным ситуациям, предложенных учителем. Сравнивают и обсуждают устный материал, зачитываются с карточек дополнительный материал учащимися Проводится блиц опрос о полученной информации для закрепления предварительных знаний на уроке. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: новые знания о создании искусственного света, история его создания, классификация по различным направлениям. Понимают значение и последовательность предстоящей работы. Коммуникативные: формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, с учителем в процессе образовательной деятельности. Личностные: вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности и успешности, выполняя предложенный алгоритм действий учителем. | Изучают творческое задание, полученное на уроке, используя раздаточный материал- файлы с готовыми шаблонами и заготовками, требующие выполнения сборочного чертежа из разных фрагментов и частей фонарного столба, доработки для дополнительных эффектов для выразительных скомбинированных фонарей для ночного освещения дорог, площадей, улиц и др. строительных объектов. | |||
III. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания | Беседа. Обсуждение. | Учитель: Искусственный свет и его создатели. Первую лампочку создали Томас Эдисон и Александр Ладыгин. Лампочки работают от электрического тока. Ток может быть постоянным и переменным. Отец переменного тока Никола Тесла, а Томас Эдисон создатель постоянного тока. Современное освещение работает на переменном токе. Назовите современные лампочки, как они называются? Ученики: лампы накаливания, светодиодные, галогеновые, люминесцентные и др. Существуют светящиеся провода: электролюминесцентные, неоновые, холодный неон. Учитель: Техническое освещение улиц, дорог, площадей используется для того, чтобы сделать безопасным движение на определенной территории в темное время суток. Так появились фонарные столбы для одностороннего или двухстороннего освещения. Высота фонарного столба зависит от его функционального использования, если он декоративный, то невысокий (даже напольный), а если установлены осветительные столбы вдоль дорог, то в зависимости от ширины проезжей части их высота варьируется от 9 до 12 метров. Как подсчитать расстояние между столбами. Примерный расчет можно сделать по такой формуле. Допустим, ширина дороги оставляет 6 метров, а устанавливаются консольные светильники Ziverd на столбы высотой 9 метров. Формула достаточно простая: F = L*K*π/N, где F – искомое расстояние в метрах. L – яркость дорожного покрытия. Рассчитываемая дорога относится к классу В3, для которой яркость покрытия равна 0,6 кд/м.кв. K – коэффициент накаливания, который для светодиодного прибора равен 1. π = 3,14. N – коэффициент светового потока, который составит 0,05. Расчет уличного освещения светодиодными светильниками с числовыми данными: F = 0,6*1*3,14/0,05 = 37,68. Таким образом, фонари нужно устанавливать каждые 37,68 метра. Такие размеры с установкой на этом расстоянии фонарных столбов подходят для нашего поселка. Я провела самостоятельный расчет и вы мне поможете в вычислениях. От столба к столбу я выполнила 50 шагов. Мой шаг равняется 70 см. Посчитайте расстояние по этим данным. Ученики: Перемножили к-во шагом и длину шага, в итоге получилось расстояние - 50Х 70 = 3500 см или это 35 метров. Из этого следует, что наши расчеты близки к расчетам по формуле. Фонарные столбы – это малые архитектурные формы. К ним относятся различные остановки, цветочницы, урны, фонтаны , павильоны и т. д. Ученики дополняют этот список из домашнего задания. (Им было предложено найти перечень объектов, относящихся к малым архитектурным особенностям). Дополнения следующего порядка: павильоны и беседки, вазоны, садовая мебель, перголы и трельяжи. Учитель: Из каких материалов чаще всего выполняются малые архитектурные формы, а в нашем случае это фонарные столбы? Ученики: Из металла изготавливают уличные фонари, а так же оригинальные беседки, мостики, арки. Все они отличаются долговечностью и прочностью. Учитель: Обработка металлических конструкций необходима из-за ее коррозии. Еще вопрос, а какие еще вы знаете фонари или фонарики? Ученики: Туристический, тактический, аварийный, для подводного плавания, шахтёрский, железнодорожный, электродинамический, фонари на батарейках и на аккумуляторах, налобный светодиодный фонарь. Учитель: Оплата и обслуживание уличного освещения по закону возлагается на администрацию города. Ее представители договариваются с энергоснабжающей компанией, а она проводит на территорию электричество.
Учитель: Перед тем как приступить к выполнению творческого задания сделаем зарядку для хорошей осанки тела и для зрения. Учащиеся встают в проходе парт. Упражнение 1. Руки скользят вдоль тела и поднимаются вверх, потянутся вместе с руками на носочках, задержать паузу и плавно опуститься на полную ступню с опусканием рук. Упражнение 2.Руки на талии, закручивание тела влево и вправо. Упражнение 3. Руки на талии, попеременное вращение плечами вперед и назад. Упражнение 4. Закрыть ладонями глаза, на счет 5 открыть. Упражнение 5. Поморгать глазами часто – часто и перенести взгляд на углы противолежащей стены по часовой стрелке. Упражнение 6. Диагонально и вертикально провести глазами по поверхности стены, описывая восьмерку, предположительно представляя, что точки находятся по углам стены и в центре. | Зрительное изучение демонстрации презентации с файлами по теме. Слушая учителя, поясняющего новый материал, делают записи новых слов, вклеивают поясняющие карточки. Вступают в беседу и анализируют изученный материал. Высказывают свое отношение к разным ситуациям, предложенных учителем. Сравнивают и обсуждают устный материал, зачитываются с карточек дополнительный материал учащимися Проводится блиц опрос о полученной информации для закрепления предварительных знаний на уроке. Выполняются расчеты в рабочей тетради и приводятся сравнительные характеристики в расчетах. Ведется определение материалов, из которых изготавливаются фонарные столбы. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: познают разнообразный мир ночного освещения, различают по его использованию в разных ситуациях и обстоятельствах, классифицируют его на праздничный, повседневный и декоративный. Сравнивают природные источники света с искусственным. Выполняют расчеты высоты и расстояния между установкой фонарных столбов на проезжей части улиц. Коммуникативные: обмениваются мнениями и советами, умеют слушать друг друга; определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; Личностные: понимают свою роль на уроке, формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. | При устных ответах и в рассуждениях уч-ся оценивают степень их осведомленности в понятии малых архитектурных форм, их присутствие в черте населенного пункта. | |||
IV. Практи-ческая часть работы. | Творческая деятельность | Задание на уроке: Вычертить фонарный столб в уменьшенном масштабе 100: 1. Рабочий стол наполнен всем необходимым материалом и чертежными инструментами. Учитель сообщает учащимся этапы выполнение графической работы. Чертеж фонарного столба составляется из объединения двух его частей. Первая – нижняя часть- изображена на раздаточном листе, а это чертеж из трех вариантов фонарных столбов. Ученик сам выбирает понравившийся вариант, включает световой планшет и размещает на нем раздаточный материал и накладывает сверху для копирования рабочий лист с нанесенной по центру осью симметрии; а) совмещает оси симметрии на раздаточном листе с осью симметрии на рабочем листе; б) определяет высоту фонарного столба на чертеже, смещение вверх или вниз, закрепление листов скрепками и вычерчивание выбранного образца путем копирования простым карандашом под линейку. в) последовательное построение изделия от нижнего основания до определенной высоты; г) работа с карточками – заданиями, на которых изображена верхняя часть фонарного столба из пяти вариантов. Учащиеся самостоятельно дочерчивают верх фонарного столба, с учетом той выбранной конфигурации, которая есть в задании; д) уточнение и сверка правильности графических элементов чертежа; е) наведение контуров изделия основными линиями гелевой ручкой черного цвета под линейку; к) заполняется основная надпись, где графа «Наименование» вписывается «Фонарный столб», масштаб чертежа указать в соответствующей графе 100:1, в графе «Материал» вписывается «Чугун», а остальные графы заполняются стандартно; л) теневое оформление фонарей на чертеже с затушовкой правой части фонарных столбов, учитывая, что свет падает с левого верхнего угла листа; м) выполнение выносных, размерных линий и выставление размеров фонарного столба; н) проверка качества работы, заполнение основной надписи; о) сдать работу на проверку; | Дети изучают новое металлическое изделие как одну из малых архитектурных форм. Находят интересные решения по созданию своего представления будущего осветительного ночного столба, но не как бесформенного «бревна», а даже наоборот, превращая его в оригинальное графическое изображение, приближая форму к идеальной существующей конструкции.
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные: понимают и усваивают новый материал, выполняют практическое задание из пошаговых действий, создают творческие работы с опорой на собственное чувство вкуса и меры, а также умеют владеть различными навыками графического черчения. Личностные: осознают целостность действий в достижении цели и многообразие взглядов. Проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии; выбирают средства достижения цели. Решают возникающие проблемы по мере их появления в ходе работы путем согласования с учителем, повторения новой темы, используя метод мозгового штурма. Личностные: выполняют практическую часть задания на уроке в определенной последовательности. | Подготовка рабочего стола для выполнения графической работы. Размещение и крепление на световом планшете чистый альбомный лист с раздаточным листом, где изображены варианты фонарных столбов на выбор. Перечерчивание одной из форм и использование второго раздаточного листа с верхней частью их фонарных светильников. . | |||
V. Итог урока. Рефлек-сия | Обсуждение творческой деятельности и урока в целом. | Организуется обсуждение по готовым работам. Главная цель достигнута: чертежи фонарных столбов выполнены. Метапредметная связь таких дисциплин как «Технология», «Черчение» и «ИЗО» прослеживалась в период выполнения графической работы. Рефлексия: 1.Что побудило человечество придумать искусственное освещение? 2.Что появилось вначале искусственный свет или лампочка накаливания? 3.Есть ли ночное освещение у транспорта? 4.Какое ночное освещение есть у нас в поселке? 5.Назовите профессии, которые необходимы для осуществления освещения улиц. Итог урока: 1. На графических чертежах, что мы изобразили? 2. Где устанавливаются фонарные столбы и с какой целью? 3. Какой материал используется для изготовления фонарных столбов? 4. Кто обслуживает ночное освещение улиц, площадей, парков? | Учащиеся рассматривают выполненные работы, обмениваются впечатлениями и опытом. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока. Находят взаимосвязь некоторых учебных дисциплин и предметов при изучении темы «Ночное уличное освещение». Узнали виды профессий, связанных с установкой и с обслуживанием ночного уличного освещения. | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для присутствующих по коммуникации речевые высказывания. Регулятивные: Закрепляют полученные знания и навыки. Активно участвуют в итоговом опросе, закрепляя изученный материал на уроке. Личностные: учатся критически осмысливать творческий процесс; адекватно оценивать и контролировать свои эмоции, знания. Анализируют действия на уроке. | Если чертеж готов, то работа сдается учителю как архивный материал, который может понадобится как зрительный набор по изучению данной темы в последующие года. Уборка рабочего стола, отключение световых планшетов, возвращение их на свои места. | |||
Домашнее задание: Составить силуэтный эскиз фонарного столба по принципу аппликации из цветной бумаги черного цвета с наклеиванием эскиза на белый альбомный лист. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»
Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...
Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"
Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....
Презентация к уроку "Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе по теме"Донская земля"
Данная презентация является дополнением к интегрированному уроку чтения и музыки в 8 классе по теме " Донская земля"...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Методическая разработка урока интегрированного урока по физической культуре в 8 классе на тему "Физика на службе физической культуры"
Методическая разработка составлена полностью с требованиями ФГОС основного образования,интегрированный урок эффективен в освоении упражнений и запоминании и правельном применении физических формул....
Интегрированный урок алгебры и геометрии в 7б классе по теме: «Решение заданий по теме: «Отрезок и его длина» с помощью линейных уравнений»
Интегрированный урок алгебры и геометрии в 7б классе по теме: «Решение заданий по теме: «Отрезок и его длина» с помощью линейных уравнений»...