Урок «Лепка Торжокской глиняной игрушки» (3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроках ИЗО умений и навыков, познакомить учащихся с лепкой Торжокской игрушки из глины.
Тип занятия: комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма занятия: На занятии используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_izo_lepka_iz_gliny.docx | 1001.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Лепка Торжокской глиняной игрушки» (3 класс)
Автор: Гетова Ольга Александровна, учитель ИЗО
МБОУ Селиховская СОШ д. Селихово Торжокский район Тверская область
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроках ИЗО умений и навыков, познакомить учащихся с лепкой Торжокской игрушки из глины. Тип занятия: комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма занятия: На занятии используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.
Тема занятия: «Лепка Торжокской глиняной игрушки» Задачи: Образовательная: закрепить знания об орнаменте на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, интерес к народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через лепку декоративной игрушки.
Планируемые достижения:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки-символы при создании объёмной формы из глины;
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Метапредметные (УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов народной глиняной игрушки для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, глиняной игрушки, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. Выбирать способы решения: поиск формы; выбор материалов для лепки; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания. Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно-познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Оборудование:
1.Оригинальные образцы игрушек, цветные иллюстрации с изображением торжокских игрушек из глины
2. Мультимедийная презентация.
3. Глина, стаканчики непроливайки, салфетки, стеки.
Ход занятия
План занятия:
Время - 45 мин
1.Организационный блок (2 мин)
2.Мотивационный блок (6 мин)
3. Информационный блок (7мин).
4. Практический блок (30 мин)
1. Организационный блок
Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из глиняных игрушек и фотографии торжокских глиняных игрушек
Учитель:
- Здравствуйте ребята, садитесь.
2.Мотивационный блок.
- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс и на доске? ( Ответы детей)
- Отгадайте загадку: Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поёт, не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
Зовут её …( игрушка)
-Верно, ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, для чего существуют игрушки? (ответы детей)
3.Информационный блок
-А вы знаете, что наш Торжок славится своими глиняными игрушками?
В прошлом году мы с вами посещали музей "Дом гончара" и там нам рассказывали о ремесле наших предков.
Давай те вспомним историю художественных промыслов и особенностями гончарного ремесла, которое зародилось еще в XI веке.
Сообщение детей:
Торжок – древнейший город, с удобным месторасположением между двух столиц, стоит на некогда судоходной реке Тверце. Название города происходит от слова «торг». В старые времена купцы соседних княжеств устраивали здесь торг, от этого слова и произошло название города сначала «Новый Торг», потом «Торжок». Здесь были развиты разные ремесла: портняжное, сапожное, гончарное, кузнечное (до сих пор в некоторых селениях сохранились строения кузниц), изготавливали кирпичи, кружевное шитье золотом, серебром и шелком по бархату и сафьяну. Когда в конце работы у гончара оставался кусочек глины делали на радость своим детишкам игрушки, которые украшали налепами, чешуйками, а позже стали их раскрашивать красками. Игрушки небольшого размера: уточки, петушки, люди, животные, ярко раскрашенные многослойными каплями и точками, как будто обсыпаны бусами.
Изделие из дважды обожженной глины торжокских мастериц.
-Ребята сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в прошлое и будем принимать участие в мастер-классе по лепке Новоторжской игрушки. Лепить можно будет на выбор по желанию. Кто хочет может слепить очаровательного петушка или вот такую милую собачку. А на следующем занятии, когда наши игрушки высохнут, мы их раскрасим.
4. Практическая часть.
- Но прежде чем мы перейдем к практической части давайте немного разомнемся Физминутка.
Русский танец (под музыку).
- На ваших столах имеется все необходимое для плодотворной работы: глина, баночки с водой, стеки, салфетки. Вспомним правила техники безопасности во время работы:
1. Не мешать работать соседу, не толкаться;
2. Острые предметы передавать тупым концом вперед;
- Сегодня мы будем лепить по желанию петушка или собачку.
- Подготавливаем рабочее место и глину к работе. Затем смачиваем губкой руки. Лепится игрушка из целого комочка глины. Отделим небольшой кусочек глины для выполнения налепов. Делим комочек на три части.
- Из целого куска глины лепим, путём вытягивания из массы – петушка или собачку. Формируем его, вытягивая и сплющивая.
-Пальчиками разглаживаем формы, устраняем неровности.
-Лепим и добавляем дополнительные элементы. Скатать мелкие шарики – глаза. Затем делаем небольшие капельки и приклеиваем к петушку крылышки, а к собачке ушки. Все детали смачиваем водой и притираем пальцами.
- Когда изделие будет полностью готово, кладем сушиться на окно.
7. Подведение итогов. Выставка работ.
В конце урока все игрушки ставятся на выставочный стол.
8. Рефлексия.
- Вы все справились с заданием, вы молодцы
- Вам понравилось работать с глиной?
- Вы славно и творчески поработали на уроке. На этом наше занятие закончено. Спасибо вам за ваше творчество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока технологии во 2-м классе Народная глиняная игрушка
Конспект урока технологии во 2-м классе. Тема "Народная глиняная игрушка". нак урое дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся лепить по мотивам народной игрушки из пластилина....
Урок "Каргопольская глиняная игрушка" 5 класс
Урок ИЗО для 5 класса, разработан в соответствии с ФГОС. В данном уроке рассматриваются основы работы с пластическим материалом....
Методическая разработка урока по теме "Дымковская игрушка" 5 класс
Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическ...
Технологическая карта урока по теме "Мои игрушки" 2 класс
Методическая разработка урока для УМК Spotlight 2 по теме "Toys"....
Урок по английскому языку "Игрушки" 3 класс
Конспект урока...
Презентация "Глиняная игрушка" (в рамках познавательного проекта "Мордовская народная игрушка")
Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения....
Презентация к уроку "Русская народная глиняная игрушка" 5 класс
В презентации прослеживается история глиняной игрушки начиная с самых первых, приведены примеры основных траадиционных промыслов: Дымковской, Каргопольской, Филимоновской с описанием цвета, моти...