Урок «Лепка Торжокской глиняной игрушки» (3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Гетова Ольга Александровна

Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроках ИЗО умений и навыков, познакомить учащихся с лепкой Торжокской игрушки  из глины.

Тип занятия: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма занятия: На занятии используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_izo_lepka_iz_gliny.docx1001.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Лепка Торжокской глиняной игрушки» (3 класс)

Автор: Гетова Ольга Александровна, учитель ИЗО

 МБОУ Селиховская СОШ д. Селихово Торжокский район Тверская область

Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроках ИЗО умений и навыков, познакомить учащихся с лепкой Торжокской игрушки  из глины.                                                                                                                                                                     Тип занятия: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма занятия: На занятии используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Тема занятия: «Лепка Торжокской глиняной игрушки»                                                                                                                                                                                                                                       Задачи:                                                                                                                                         Образовательная: закрепить знания об орнаменте на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

 Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, интерес к  народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через лепку  декоративной  игрушки.

Планируемые достижения:

Предметные:                                                                                                                                                ученик научится осознанно понимать условно-символический характер  народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать  знаки-символы при создании объёмной формы из глины;                                                                                      

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению  данной   темы для понимания символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;                                                                                                                                                            

Метапредметные (УУД):                                                                                                                          Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление  эмоциональной отзывчивости  на  роль  искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии,                                                                                                                                                                                                                          осмысленное  эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов  народной глиняной игрушки  для  дальнейшего использования в  учебно-познавательной деятельности  знаково-символической  формы.

Познавательные:                                                                                                                                   научится выделять познавательные  цели о  характерных особенностях славянской символики, глиняной игрушки, поиску информации в учебнике  и средствах ИКТ.                                                                                 Выбирать способы решения: поиск формы; выбор материалов для лепки; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ  из характерных элементов - символов.                                                                                                                                                            Регулятивные:                                                                                                                                             ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать  свои возможности самостоятельной деятельности,   добывать новые знания.                                                                                                                                                             Целеполагание:                                                                                                                                          Будет уметь планировать свою  учебно-познавательную и практическую деятельность;                                                                                                                                                                                                                                Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные:                                                                                                                                    Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Оборудование:

                                                                                                                                      1.Оригинальные образцы  игрушек,  цветные иллюстрации с изображением торжокских игрушек из глины

2. Мультимедийная презентация.

3. Глина, стаканчики непроливайки, салфетки, стеки.

Ход занятия

План занятия:

Время - 45 мин

1.Организационный блок (2 мин)

2.Мотивационный блок (6 мин)

3. Информационный блок (7мин).                                                                

4. Практический блок (30 мин)                    

1. Организационный блок 

Учащиеся  входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из глиняных игрушек и фотографии торжокских глиняных игрушек

Учитель: 

- Здравствуйте ребята, садитесь.  

                                                                                           

2.Мотивационный блок.

- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.  Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс и на доске? ( Ответы детей)

 - Отгадайте загадку:                                                                                                                                                                             Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво-безделушка,

Зовут её …( игрушка)

                                                                                                                                                                   

   -Верно, ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, для чего существуют игрушки? (ответы детей)

3.Информационный блок

-А вы знаете, что наш Торжок славится своими глиняными игрушками?

В  прошлом году мы с вами посещали  музей "Дом гончара" и там нам рассказывали  о ремесле наших предков.

Давай те вспомним   историю художественных промыслов  и особенностями гончарного ремесла, которое  зародилось еще в XI веке.

Сообщение детей:

 Торжок – древнейший город, с удобным месторасположением между двух столиц, стоит на некогда судоходной реке Тверце. Название города происходит от слова «торг». В старые времена купцы соседних княжеств устраивали здесь торг, от этого слова и произошло название города сначала «Новый Торг», потом «Торжок». Здесь были развиты разные ремесла: портняжное, сапожное, гончарное, кузнечное (до сих пор в некоторых селениях сохранились строения кузниц), изготавливали кирпичи, кружевное шитье золотом, серебром и шелком по бархату и сафьяну. Когда в конце работы у гончара оставался кусочек глины делали на радость своим детишкам игрушки, которые украшали налепами, чешуйками, а позже стали их раскрашивать красками. Игрушки небольшого размера: уточки, петушки, люди, животные, ярко раскрашенные многослойными каплями и точками, как будто обсыпаны бусами.

C:\Users\User\Desktop\dDqkJjPMeEc.jpg

Изделие из дважды обожженной глины торжокских мастериц.

C:\Users\User\Pictures\N-oMe0yoPbo.jpg

-Ребята сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в прошлое и будем принимать участие в мастер-классе по лепке Новоторжской игрушки. Лепить можно будет на выбор по желанию. Кто хочет может слепить очаровательного петушка или вот такую милую собачку. А на следующем занятии, когда наши игрушки высохнут, мы их раскрасим.

4. Практическая часть.     

 - Но прежде чем мы перейдем к практической части давайте немного разомнемся Физминутка. 

Русский танец (под музыку).

- На ваших столах имеется все необходимое для плодотворной работы: глина, баночки с водой, стеки, салфетки. Вспомним правила техники безопасности во время работы:

1. Не мешать работать соседу, не толкаться;

2. Острые предметы передавать тупым концом вперед;

- Сегодня мы будем лепить по желанию петушка или собачку.

C:\Users\User\Desktop\Glin_igrushka_4.jpg

- Подготавливаем рабочее место и глину к работе. Затем смачиваем  губкой руки. Лепится игрушка из целого комочка глины. Отделим небольшой кусочек глины для выполнения налепов. Делим комочек на три части.

 C:\Users\User\Desktop\qk1oZa7Xl-0.jpg

- Из целого куска глины лепим, путём вытягивания из массы – петушка или собачку. Формируем его, вытягивая и сплющивая.

C:\Users\User\Desktop\crPKSMO2LPM.jpg

-Пальчиками разглаживаем формы, устраняем неровности.

C:\Users\User\Desktop\IXN9EPxdioA.jpg

-Лепим и добавляем дополнительные элементы.  Скатать мелкие шарики – глаза. Затем делаем небольшие капельки и приклеиваем к петушку крылышки, а к собачке ушки. Все детали смачиваем водой и притираем пальцами.

C:\Users\User\Desktop\Dh4ihmwkqEA.jpg

- Когда изделие будет полностью готово, кладем сушиться на окно.

C:\Users\User\Desktop\GFyZfHLh72Y.jpg

7. Подведение итогов. Выставка работ.

     В конце урока все игрушки ставятся на выставочный стол.

C:\Users\User\Desktop\5h-pKZmdjBg (1).jpg

8. Рефлексия.

-   Вы  все справились с заданием, вы молодцы

-  Вам понравилось работать с глиной?

- Вы славно и творчески поработали на уроке. На этом наше занятие закончено.                                                                                                                                 Спасибо вам за ваше творчество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока технологии во 2-м классе Народная глиняная игрушка

Конспект урока технологии во 2-м классе. Тема "Народная глиняная игрушка". нак урое дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся лепить по мотивам народной игрушки из пластилина....

Урок "Каргопольская глиняная игрушка" 5 класс

Урок ИЗО для 5 класса, разработан в соответствии с ФГОС. В данном уроке рассматриваются основы работы с пластическим материалом....

Методическая разработка урока по теме "Дымковская игрушка" 5 класс

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическ...

Технологическая карта урока по теме "Мои игрушки" 2 класс

Методическая разработка урока для УМК Spotlight 2 по теме "Toys"....

Презентация "Глиняная игрушка" (в рамках познавательного проекта "Мордовская народная игрушка")

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения....

Презентация к уроку "Русская народная глиняная игрушка" 5 класс

В презентации прослеживается история глиняной игрушки начиная с самых первых, приведены примеры основных траадиционных промыслов: Дымковской, Каргопольской,  Филимоновской с описанием цвета, моти...