Урок изобразительного искусства "О чем нам рассказывают гербы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Урок ИЗО в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления ТРКМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_5_klasse_o_chem_nam_rasskazyvayut_gerby.doc | 69.5 КБ |
prilozhenie_1_klaster_shablon.docx | 63.08 КБ |
prilozhenie_2_tekst.docx | 143.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока изобразительного искусства в 5 классе
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ПОР урока | ||||||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА 2 мин | ||||||||
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. | Занимают свои места, приветствуют присутствующих | -планируют учебное сотрудничество (МР) | ||||||
II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» 10 мин. | ||||||||
1. Вводная беседа: Посмотрите на слайд. - Кто изображен на слайде? - Как он выглядит? Чье же лицо скрыто за этим забралом? Может это славный рыцарь времен короля Артура? Странствующий воин из испанского города Толедо? Французский рыцарь? Или немецкий? -Как же рыцари, закованные в латы с головы до ног, различали друг друга на расстоянии? -Кто догадался, о чем пойдет речь? Давайте сформулируем тему урока. 2. Практическая работа: составление кластера Раздача графической заготовки кластера. - Что мы знаем и чего не знаем о гербах? 3. Работа с таблицей - На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? Задание: составьте вопросы и запишите их в таблицу.
| Слайд 1 фронтально отвечают на вопросы Запись темы в тетрадь на листах формата А4 (приложение 1) фронтально | - высказывают собственное мнение, обосновывают свою позицию (ЛР) - проявляют интерес к изучаемой теме (ЛР); - самостоятельно формулируют тему урока (ЛР); - формулируют цель предстоящей деятельности (МР); - владеют способами сотрудничества (ЛР); | ||||||
III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин. | ||||||||
Чтение текста с маркировкой: Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы? Чтение текста «Родом из средневековья» Приём «ИНСЕРТ» «v» – уже знал «-» - думал иначе «+» - новое «?» - не понял, есть вопросы Аналитическая беседа по тексту: - Что мы уже знали о гербах? - В чём наши знания и информация в тексте совпали? - Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить? - Какие наши знания оказались ошибочными? - Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации? | самостоятельное чтение текста Раздаточный материал (приложение 2) По ходу чтения карандашом фронтально | - выделяют основную мысль в тексте (МР); - выделяют существенные признаки (МР); - активно работают на уроке (ЛР); - анализируют и оценивают информацию (МР) | ||||||
IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин | ||||||||
Практическая работа: заполнение кластера Обобщающая беседа: - Что мы теперь знаем о гербах? - Что такое герб? - Кто имел герб? -Зачем людям понадобились отличительные признаки? - Какие основные элементы можно выделить в гербе? - Какой смысл несут фигуры-символы на гербе? - Почему использовалось ограниченное число цветов в гербе? - Где сейчас используются гербы? Практическая работа: составление синквейна Герб четкий, лаконичный характеризует, отличает, символизирует отличительный знак, передаваемый по наследству символ Практическая работа: составление эскиза герба класса | фронтально слайды 2-5 работа в парах слайд 6 самостоятельно | - дают определение понятиям «герб», «геральдика»; - называют основные элементы герба; - объясняют символику цвета и геральдических элементов (ПР); - проявляют интерес к творчеству (МР); - развивают навыки работы с художественными материалами (ЛР); -располагают геральдические элементы в определённом композиционном пространстве (ПР); | ||||||
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 3 мин | ||||||||
Содержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся | Записывают д/з |
Интернет-ресурсы для презентации и текста:
1. Рыцарь на коне
https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4ea3bfc711352ed47301f9a9693f4176&n=33&h=215&w=215
2. Средневековый турнир
http://middleages.umi.ru/files/tournament_bavarian_engraving.jpg
3. Рыцарь
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1d021a2096287b477dcbcc05e7ea9ae3&n=33&h=215&w=287
4. Элементы герба
http://goodimg.ru/img/kartinki-gerbov4.jpg
5. Старинные гербы
http://cs306203.vk.me/v306203148/75f4/2F0HRFocly0.jpg
https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d1c6326f7dba04623bac80df3eac5fb9&n=33&h=215&w=197
6. Форма щитов
http://slidesharo.com/u/storage/ppt_15845/116e2-1402003131-07.jpg
7. Геральдические фигуры
http://velizariy.kiev.ua/avallon/gerald/pic/gerfig1.gif
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Родом из средневековья.
Самые первые гербы появились в Западной Европе примерно в X веке. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Позднее гербы стали использовать и в качестве печати. Они располагались на перстнях и украшениях. Появились гербы и на монетах. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек.
Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости.
На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.
Герб – это отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (знать, ремесленников, город, страну). (из Словаря военных терминов)
Основой герба является щит. Щиты имеют разную форму – от простой до очень сложной. Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм.
Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный.
Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
глава пояс подножие столб стропило щиток клин
В украшении гербов использовались также негеральдические фигуры. Каждое условное изображение имеет свое значение:
Лев - символ силы и власти, мужества и благородства;
Дуб, медведь - сила, мужество;
Факел, раскрытая книга - знание;
Пчела - трудолюбие;
Лавр - слава;
Крылатый змей - зло, смуту;
Змея - ум, изворотливость, внезапное нападение;
Дракон - могущество;
Рука - храбрость.
Позднее фигур в изображении становилось все больше:
- животные,
- растения,
- предметы быта и труда, оружие,
- фантастические существа - единорог, дракон, сказочные птицы.
Цвет тоже имел символическое значение.
В геральдике используются 7 цветов.
Желтый (золотой) – символ богатства, справедливости,
Белый (серебро) – символ чистоты;
Червленый (темно-красный) – символ любви и смелости;
Голубой – символ красоты и величия;
Зеленый – символ изобилия и надежды;
Пурпурный (оттенок красного) – могущество;
Черный – мудрость и печаль.
Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии, быть четким и лаконичным. Его окраска должна быть яркой и контрастной.
Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах.
Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. В нижней части герб украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности его владельца. Иногда герб дополняет изображение мантии, которая делает его ещё более декоративным и торжественным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.
Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...
Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского
Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" (ФГОС)
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" по программе Б.М.Неменского....
План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса "О чем нам рассказывают гербы"
План-конспект содержит технологическую карту урока с формируемыми УУД...
Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе "О чём рассказывают гербы?"
Разработка урока с технологической картой...
Открытый урок по изобразительному искусству. 5 класс ФГОС "О чем рассказывают гербы"
Урок разработан по программе Б. Неменского второго поколения, по учебнику Н.А. Горяевой - 5 класс....
План - конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы». ( по требованиям ФГОС второго поколения)
Аннотация к уроку.Класс: 5Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка Автор: Григоренко Н.С. и Евженкова Д.Г.Тема урока: «О чем рассказывают нам ...