Открытый урок по изобразительному искусству. 5 класс ФГОС "О чем рассказывают гербы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Урок разработан по программе Б. Неменского второго поколения, по учебнику Н.А. Горяевой - 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerby_i_emblemy.docx | 101.52 КБ |
deviz.pdf | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
Класс: 5 класс
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема четверти: Декор – человек, общество, время.
Тема урока: Гербы и эмблемы.
Тип урока: урок - получение новых знаний
Форма урока: индивидуально-групповая работа.
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Цели урока:
- Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративно-прикладного искусства на примере гербов, эмблем;
- воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру искусства;
- Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;
- Прививать такие качества как толерантность, навыки работы в команде;
- Воспитывать интерес к истории, уважение к культуре, и символике своей страны, своего города, края
Задачи урока:
- дать представление о гербах России и родного края
- познакомить с элементами и символическими значениями в гербах
- развивать творческий интерес, ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом
- научить выполнять выразительные композиции гербов (герб своего класса, герб школы, личный герб)
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы ТВ.орчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные правила построения композиции и сочетание цветов в искусстве геральдики, научиться выполнять выразительные композиции гербов.
Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный: учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс, варианты упражнений, памятка к уроку, словари русского языка.
Общеклассный: плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг), схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, презентация «Экскурс в геральдику (основы, история, правила)»
Литературный ряд: текст Гимна России.
Музыкальный ряд: Гимн России.
ИКТ-оборудование:
Индивидуальное: нет.
Общеклассное: компьютер.
Художественные материалы: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование и материалы:
- Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
- Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организа-ционный этап 1-2 мин | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Включение детей в деятельность Учитель: Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. - Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» | Приветствие учителя Проверка организации рабочего места |
2.Актуализация и мотивация к учебной деятельности 3-5 мин | коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание | Введение в тему урока. Звучит гимн - Ребята, что за музыка сейчас звучала? Это Гимн России
-Это отличительный знак, символ нашего государства -Ребята, где вы проживаете? В какой республике? - В Республике Бурятия. - А есть ли, гимн нашей республики? - Какие еще государственные символы вы знаете?
| ученики встают
-Это отличительный знак, символ нашего государства В Республике Бурятия Да
|
3 Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) 3-5 мин | постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) | 1. Постановка проблемы: - Ребята, как вы думаете, что означает слово герб? - Как вы думаете, что за «тайну» мы будем сегодня открывать? Рассуждения учащихся -Зачем нужны людям гербы и эмблемы, - о чем рассказывает герб, - что на нем изображают… Верно. Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Постараемся придумать и изобразить свой личный герб, пользуясь некоторыми правилами при их составлении. - Вам понятна тема и цель урока ? - Да Сегодня вы побываете в роли художников и как вы думаете------- -Какие задачи нужно решить художнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?) - Изучить правила составления гербов, символическое значение цвета и изображения | Работа со словарем, толкование слова «герб», формулирование темы и поиск цели урока. Рассуждения учащихся -Зачем нужны людям гербы и эмблемы, - о чем рассказывает герб, - что на нем изображают… - Да - Изучить правила составления гербов, символическое значение цвета и изображения |
4. Изучение и закрепление новых знаний 15мин | познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, | Экскурс в геральдику (основы, история, правила) И так мы с вами уже знаем, что герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, района, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. - Как вы думаете, когда появились первые гербы? Я думаю, что в романский период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры - Правильно. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб. Постепенно начиная с XIII века, рисунки со щитов рыцарей перекочевали на кареты, дома, ковры, на ворота средневековых городов. Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику”. Только согласно ее законам выполнялись рисунки на гербах. Ребята. а кто такие герольды? Давайте обратимся снова к словарям. Геро́льд (от лат. heraldus — глашатай или от нем. «herald») — глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире (страж турнира) : подавал знак к началу турнира, мог остановить слишком ожесточённый бой. Герольд ведал составлением гербов и родословий. Что такое геральдика? Основой всякого герба считается щит - как поле для изображения эмблемы. Известно пять форм западноевропейских щитов (демонстрирует плакат). При составлении гербов использовали финифть, золото, серебро и меха. Цвет в гербе имеет символическое значение. Подумайте, что могут означать цвета золотой, серебряный, красный, зеленый, черный? В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов. - Золотой - богатство, сила, верность, постоянство. - Серебряный - невинность, чистота, - Голубой - величие, красота, ясность. - Красный -храбрость, мужество. - Зеленый -надежда, изобилие, свобода. - Черный -скоромность, ученость, печаль. Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное. На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие и т. п. Каждое изображение несет в себе определенный смысл. Лев - сила, мужество, великодушие. Леопард -храбрость, отвага. Орел -власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость. Конь--храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота. Собака - верность, преданность, повиновение. Кошка - независимость. Овца -кротость. Единорог -чистота, непорочность. Кабан, вепрь -мужество, неустрашимость. Ворон -долголетие. Феникс -бессмертие. Змея - вечность. Дуб - крепость, сила. Солнце - свет, богатство, изобилие. Звезда - ночь, вечность. Посох -духовная власть. Герб может иметь девиз - краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. А у российского герба есть девиз? - Вспомните известный вам или придумайте свой девиз для герба. Просмотр презентации Капустиной Виолетты «Символика родного края» и обсуждение основных вопросов проекта. Цель проекта: Оценка деятельности учащихся на данном этапе А теперь я предлагаю вам собрать воедино всю информацию, которую получили на уроке и обобщить её сначала теоретически – отгадать кроссворд, а затем практически – создать свою символику герба. «Кроссворд» 1.Отличительный знак, передаваемый по наследству 2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы. 3. Особые знаки на щите-гербе, рассказывающие о владельце и его достоинствах. 4. Как называют в геральдике желтый и белый цвета, обозначающие золото и серебро? 5. Царственное животное, эмблема королей. 6. Отважный, доблестный …. 7. Часть герба, на которой написаны крылатые фразы, слова. 8. Основа герба. 9. Что часто венчает герб? 10. Изображения птиц, животных, людей, поддерживающих щит? 11. Что такое геральдика? Обменяйтесь карточками, проверьте работу своего одноклассника. - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? | Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы -Я думаю, что в романский период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры Работа со словарем, толкование слова «герольд» -Наука о гербах и их составлении Красный - цвет крови, храбрость. Черный - траур. Зеленый -спокойствие. Золотой - богатство. Серебряный - благополучие, чистота. - нет «Со щитом или на щите», «Храбрость и справедливость». - Двуглавый орел - Одна голова смотрит на восток, другая на запад, что символизирует связь европейской и восточной культур в культуре России). самооценка
- Герб - Георгий -Фигуры -Металлы - Лев - Рыцарь - Девиз - Щит - Корона -Щитодержатели - Наука о гербах и их составлении Взаимопроверка |
5.Физкультминутка 2 мин | Раз - подняться на носки и улыбнуться, Два - руки вверх и потянуться, Три - согнуться, разогнуться, Четыре - снова всё начать, Пять - поглубже всем вздохнуть, Шесть - на пояс руки ставим, Семь - повороты туловища начинаем, Восемь - столько раз приседаем, Девять - потягиваемся и отдыхаем, Десять - урок наш продолжаем. | ||
6.Применение новых знаний 10-15мин | регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера | 1.Практическая работа. Постановка художественной задачи. Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления. И накануне празднования «День защитника отечества» мы проведем с вами небольшой рыцарский турнир. Я предлагаю вам придумать и изобразить герб рыцаря. Представьте себе, что вам выдали задание, подготовить эмблему для участие в конкурсе, где вы представляете команду и девиз. Ваша задача: вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, составить композицию. Герб вы будете создавать в программе Paint. (Ознакомить с последовательностью выполнения) При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах. «Полезные советы» для выполнения практической работы: - Вы уже подумали, какой формы будет ваш герб? - Выбрали цвет геральдических фигур? - Придумали фигуру для композиции герба? - Помните, нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. - Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека. - Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления. Покажите герб классу и расскажите о нём! Во время практической работы - целевые обходы: 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. Оцените свою работу и работу товарищей на данном этапе | Самостоятельная работа обучающихся в группах, самоконтроль, |
7. Рефлексия деятельности 5 мин 8. Задание на дом 1-2 мин | личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы | Итог урока. 1.Выставка и защита работ учащихся. Какая работа понравилась и почему? 2. Общая оценка работы класса Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о гербах. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… Выставление оценок за урок. 3. Уборка рабочих мест. 4.Рефлексия. А сейчас мне бы хотелось увидеть, как вы усвоили материал. У вас на столах находятся карточки со смайликами поднимите ту, которая соответствует: Радостный – материал усвоил хорошо; Грустный – материал не усвоил.
- Найти интересные факты, о происхождении вашей фамилии, краткое сообщение 1-2 мин, Заключительное слово. Молодцы! подтвердили девиз урока, у вас была удача, а для меня радость. Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии, на котором мы с вами займемся созданием своего фамильного герба. Спасибо за урок | Восстановление учебной мотивации. Понравилась эта работа, т.к….. -Основные приемы составления гербов.
Наводят порядок. Записывают в дневники |
Рефлексия деятельности
Закончить фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
- Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок изобразительного искусства в 3 -а классе.
Открытый урок изобразительного искусства в 3 -а классе.Дата: 27 января 2014 года.Тема четверти: Художник и зрелищеТема урока: Театральная маскаТип урока: комбинированный...
Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»
· Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса "О чем нам рассказывают гербы"
План-конспект содержит технологическую карту урока с формируемыми УУД...
План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 7 классе.
План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе адаптивной школы, тема урока: Рисование снатуры объемных предментов округлой формы (овощи)". Материал к уроку включает план-к...
Конспект урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы"
План-конспект урока по изобразительному искусству на тему " О чем нам рассказывают гербы и эмблемы"....
Открытый урок изобразительное искусство 7 класс
Открытый урок по изобразительному искусству 7 класс."Народное искусство.часть художественной культуры.Традиции и современность"...