Рабочие программы по рисунку, живописи, композиции
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочие программы по рисунку, живописи, композиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО «Детская художественная школа им. М.К.Тенишевой» города Смоленска
Утверждена Приказ № _____ от «___» _________20___г. Директор _____________________ | |||
Согласована «___» __________________20___ г. Зам. директора по учебной работе_______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Композиция
Класс 2
Класс 4
Преподаватель: Потапов Сергей Егорович
Пояснительная записка
Цель занятий по композиции - сделать творчество значимой частью жизни каждого учащегося независимо от его будущей профессии; научить понимать язык искусства, ориентироваться в сложных явлениях современной художественной жизни, видеть связь между внутренней сутью и внешними чертами предметов и явлений; способствовать развитию образного мышления, воображения, фантазии, росту творческого потенциала, помогают активно участвовать в совершенствовании окружающего мира.
Задачи курса обучения:
1. Знакомство с художественным языком.
2. Освоение основных композиционных законов.
3. Развитие образного мышления.
4. Знакомство с цветовой гармонизацией.
5. Последовательная работа над этапами создания картины (реальное изображение, стилизация, ассоциативность и т. д.).
6. Освоение правил построения композиций.
7. Развитие навыков в построении композиций.
По окончании обучения ученик должен
знать
основные законы и приёмы композиции;
уметь
самостоятельно разрабатывать эскизы, представлять и строить рисунок в окончательном варианте на большом формате, выполнять его в материале;
иметь навыки
использования разнообразных техник в соответствии с темой и замыслом композиции, грамотно вести работу.
У учащихся должно сформироваться желание использовать свои умения в практической деятельности.
Первое полугодие каждого года обучения посвящается освоению композиционных задач, категорий, понятий, второе - вопросам, связанным со средствами изобразительного искусства.
Темы, перечисленные в тематическом плане, в какой-то степени определяют выбор сюжета.
Наименование раздела | Количество часов |
2 класс 1 полугодие Трехмерное пространство и его изображение на плоскости Многоплановость Линейная перспектива Воздушная перспектива Масштаб и пропорции Темы предлагаются согласно общешкольному плану | 36 12 8 8 8 |
Многоплановость.
Передний и задний планы. Загораживание одного предмета другим, расположенным ближе к зрителю.
Линейная перспектива.
Линия горизонта, точки схода. Зрительное уменьшение расстояний и размеров с удалением объектов от наблюдателя. Использование низкого горизонта для придания монументальности и высокого - для панорамной композиции.
Воздушная перспектива.
Изменение цвета и уменьшение контрастов при удалении объектов от наблюдателя.
Масштаб и пропорции.
Человек в композиционном пространстве. Соразмерность элементов композиции друг другу и человеку.
Наименование раздела | Количество часов |
4 класс 1 полугодие Изображение движения
Статика и динамика Ритм как способ передачи движения Темы предлагаются согласно общешкольному плану | 48 24 24 |
Статика и динамика.
Передача движения линией, пятном. Статичные и динамичные фигуры и направления на плоскости.
Ритм как способ передачи движения.
Ритм в жизни человека и в изобразительном искусстве. Ритм - нарастание изменений, динамика; метр - повторение без изменений, статика.
Ритмы форм, размеров, расстояний, направлений, тона, нескольких параметров.
МБУДО «Детская художественная школа им. М.К.Тенишевой» города Смоленска
Утверждена Приказ № _____ от «___» _________20___г. Директор _____________________ | |||
Согласована «___» __________________20___ г. Зам. директора по учебной работе_______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Рисунок
Класс 2
Класс 4
Преподаватель: Потапов Сергей Егорович
Пояснительная записка
Задача данного курса заключается в том, чтобы дать учащимся конкретные знания но изобразительной грамоте, научить их видеть и анализировать, грамотно изображать объемную форму на плоскости.
Содержание программы предполагает расположение учебных заданий в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной по форме и выразительности натуры. Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные учебные зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки.
2 класс
Содержание курса
Дальнейшее совершенствование умений и навыков, приобретенных в течение первого года обучения.
Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно строить предметы в соответствии с их различным расположением к линии горизонта.
Увеличение требований к качеству передачи фактуры предметов, законченности рисунка.
Рисование гипсовых орнаментов, рельефов, драпировок со складками.
Рисование натюрмортов из 3-4 предметов более сложной формы, различных по фактуре (дерево, гипс, металл, стекло, керамика).
Продолжение рисования набросков с фигуры человека в классе и домашних заданиях.
Размер рисунка от 1/4 до 1/2 листа бумаги.
Тематический план
№ | Наименование раздела | Количество заданий | Всего часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Беседа о целях, задачах предмета во 2 классе. Повторение правил перспективы. Зарисовки каркасных геометрических тел. Натюрморт из 2—3 геометрических тел, а также близких к ним по форме бытовых предметов. Связь предметов в пространстве, обобщение тоном. Зарисовка однотонной драпировки, повешенной вертикально к поверхности стола. Освещение верхнее боковое. Рисунок несложного орнамента (гипс) или розетки. Освещение контрастное. Изучение конструкции орнамента, его формы, пропорций. Лепка форм светотенью. Постановка в интерьере из предметов крупной формы. Освещение верхнее, рассеянное. Построение интерьера с использованием правил перспективы. Компоновка и выбор формата для рисунка. Наброски с фигуры человека. Зарисовки по памяти. Тренировка зрительной памяти. Натюрморт из 3 предметов: бытовые предметы, близкие по форме к геометрическим телам. Передача фактуры и материала предметов натюрморта Натюрморт из 3 предметов. Натюрморт включает несложный орнамент. Итоговая постановка из 3 предметов быта на фоне драпировки с 2-3 складками. Суммирование приобретенных навыков и знаний за учебный год. Проведение мероприятии промежуточной аттестации | 1 1 2 1 1 3 2 1 1 | 3 9 9 9 12 9 24 12 15 |
4 класс
Содержание курса
Изучение строения головы человека, мимических мышц лица, костей черепа.
Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовой головы и портрета. Владение линией, штрихом, пятном.
В натюрмортах, поставленных в интерьере, требуется осознанное и грамотное использование приемов линейной и воздушной перспективы, уверенное моделирование формы сложных предметов тоном.
Тематический план
№ | Наименование раздела | Количество заданий | Всего часов |
1 2 3 4 5 6 7 | Рисунок черепа человека. Рисунок анатомической гипсовой головы человека. Знакомство учащихся с анатомическим строением головы. Рисунок гипсовой античной головы. Требование законченности. Рисунок головы с живой модели. Изучение пластической формы головы человека. Рисунок натюрморта в интерьере. Рисунок фигуры человека с передачей характерных черт натуры. Рисунок натюрморта с включением гипсового слепка с античных произведений. Проведение мероприятий итоговой аттестации. | 2 1 1 1 1 1 1 | 8 16 16 16 16 12 20 |
МБУДО «Детская художественная школа им. М.К.Тенишевой» города Смоленска
Утверждена Приказ № _____ от «___» _________20___г. Директор _____________________ | |||
Согласована «___» __________________20___ г. Зам. директора по учебной работе_______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Живопись
Класс 2
Класс 4
Преподаватель: Потапов Сергей Егорович
Пояснительная записка
Курс живописи является одним из важнейших разделов учебного процесса в детской художественной школе.
В его задачу входит развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений. Пользуясь живописными средствами, научиться «лепить» форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью и основами цветоведения.
В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать свето-воздушную среду и материальность предметов.
За время обучения учащимися должны быть усвоены некоторые сведения по цветоведению: понятие спектра, о его цветах – основных и дополнительных, теплых и холодных, контрастных и сближенных, о понятии «локальный цвет», о влиянии на него света, о роли тона в передаче формы и материальности предмета, о светосиле цвета в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе.
Каждая постановка должна быть методически обоснована и творчески решена.. В процессе работы учащимся необходима напоминать о сохранении плановости и перспективы. От продуманной, решенной постановки, с ясно поставленной задачей зависит успешный ход работы в процессе обучения, приобретения и усвоения необходимых знаний.
При построении натюрморта необходимо помнить, что сама постановка – это тоже искусство. В ней положено начало композиции.
2 класс
Главные задачи 2 класса:
композиционное решение листа; колористическая цельность решения постановки; углубление понятий холодной, теплой гаммы;
натюрморты из бытовых предметов на однотонных фонах различного цвета драпировок помогают и подчеркивают выявление общего силуэта натюрморта;
углубляются понимания учащихся тонального натюрморта, колористическое решение натюрморта; дальнейшее совершенствование пластического решения формы;
для выполнения заданий но тоновое решение и выявление объема и факитуры следует отойти от многоцветия, ограничить учащхся количеством красок (2 – 3 цвета).
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 2 3 4 5 | Постановка из 2-х предметов с четко выраженными цветовыми отношениям (овощи, фрукты) на нейтральном фоне. Задача: цветовая характеристика предметов. Четкость силуэта (светлое на темном и темное на светлом). Работа над эскизом. Поиски композиционного решения в предварительном эскизе. Развитие наблюдательности. Постановка из 2-3 предметов, различных по материалу (гризайль). Задача: передача светотеневых отношений и тональная передача объемной формы и пространства постановки. Натюрморт из 2-3 контрастных по цвету предметов на равноокрашенном цветном фоне (предметы домашнего обихода, овощи, фрукты). – 2 варианта Задача: единство многообразия цветовых оттенков. Связь предметов с окружающей средой. Лепка формы цветом (свет, тень, полутон, блик, рефлекс). Постановка из нескольких близких по окраске предметов на цветном фоне. – 2 варианта Задача: передача световоздушной среды, нюансов локального цвета предмета. Влияние цвета фона на цвет предметов Постановка из нескольких различных по материалу предметов. – 2 варианта Задача: развитие колористического видения и лепка формы цветом. Передача фактуры предмета. | 9 6 24 24 24 |
4 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Постановка из цветов, свежих овощей, фруктов Натюрморт из нескольких предметов, разных по материалу, усложненных по форме, с богатой по фактуре драпировкой Букет в стеклянном сосуде с водой Этюд головы человека Фигура человека. Несложная тематическая постановка Постановка из 3 – 4 предметов, разбросанных по фактуре с введением гипсового орнамента ил маски на заднем плане Фрагмент интерьера: угол мастерской, письменный стол и т.д. Тематический натюрморт из разнохарактерных предметов (домашняя утварь, инструменты и т.д.) Экзаменационная постановка | 9 15 9 9 12 12 12 12 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
карточки по живописи, композиции
Эти карточки пердназначены для работы на уроках живописи и композиции Художественной школе и Детской школе искусств на отделении изобразительного искусства...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 "Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи".
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 072608.03 художник роспис...
Рабочая программа по предмету «Прикладная композиция»
Программа составлена на основе личного опыта с учетом специфических возможностей учебного заведения и конкретных учеников....
Рабочая программа дополнительного образования "Декоративная композиция"
Программа рассчитана на детей 12-15 лет. Срок реализации 2 года. Программа содержит календарно-тематическое планирование....
Программа 2. Рисунок. Живопись. Композиция
Программа 2. Рисунок. Живопись. Композиция...
Рабочая программа "РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ С НУЛЯ" (для групп с 14 лет и старше) для студии творческого рисунка и живописи
Автор работы:преподаватель художественного отделенияМАОУДОД «Троицкая детская школа искусств им. М.И. Глинки», Селезнева Л.А. Москва– 2019 г.Содерж...
Рабочая программа по рисунку.
Дополнительная общеразвивающая программа по " Рисунку" для детей 11-15 лет...