Рабочая программа по предмету «Прикладная композиция»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа составлена на основе личного опыта с учетом специфических возможностей учебного заведения и конкретных учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompozitsiya_prikladnaya.docx | 44.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. С. А. Кусевицкого
г. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК
ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Рабочая программа по предмету «Прикладная композиция»
для 1-4 классов (четырёхлетнее обучение)
художественного отделения Детской школы искусств
/Возраст учащихся 10-17 лет/
Автор-составитель: Рогозина Оксана Вячеславовна Зав. художественным отделением, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ категория высшая г. Вышний Волочёк |
1. Пояснительная записка
Программа по прикладной композиции основана на программе по учебной дисциплине «Композиция прикладного искусства и работа в материале» для 1-4 классов станковых отделений ДХШ (Москва 1986 г.) и адаптирована к условиям Детской школы искусств им. С. А. Кусевицкого.
Программа также составлена на основе личного опыта с учётом специфических возможностей учебного заведения и конкретных учеников.
Данная программа предназначена для обучения на художественном отделении детской школы искусств в 1-4 классах при четырёхлетнем обучении.
За организационную единицу взято одно занятие, которое включает в себя один урок продолжительностью 40 минут. Используются и такие формы внеклассной работы, как домашние задания.
Программа по прикладной композиции направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса, любви к народным традициям.
Особую роль в эстетическом воспитании детей играет декоративно-прикладное искусство.
Произведения различных видов прикладного искусства окружают человека ежедневно, ежечасно и повсюду, - а, значит, постоянно воздействуют на него.
Цели. Изучение предмета «Прикладная композиция» помогает детям активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно-прикладного искусства, выявлять богатые выразительные возможности даже самого скромного материала, освоить богатство выразительных средств художественного творчества, даёт возможность своими руками создать красивую вещь, превращая природный материал в произведение искусства.
Основной задачей курса «Прикладная композиция» является приобщение детей к различным видам народного и нетрадиционного декоративно-прикладного искусства; знакомство с лучшими образцами самодеятельного искусства, в которых ярко выражено творческое начало (аппликация, коллаж, изделия из бросового материала).
Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (небольшая лекция, совмещённая с практической работой). Занятие носит групповой характер.
На занятиях с первого класса учащиеся получают общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его специфических особенностях. Основное время отводится для практических занятий.
Теоретический курс изучения прикладной композиции необходим для ознакомления учащихся с понятиями: симметрия, асимметрия, ритм, пропорция, контраст и нюанс; для подготовки учащихся к выполнению в дальнейшем изделий прикладного искусства в различных материалах. Учащиеся должны усвоить главные отличия прикладной композиции от станковой. Их необходимо подготовить к пониманию того, что декор, чем лучше сочетается с формой и фактурой предмета, тем более их подчёркивает. Мотивы, используемые для орнамента, могут быть геометрическими, а также являться результатом обобщения и переработки природных форм.
Все учебные задания должны быть ориентированы на создание конкретной бытовой вещи.
Задания выстраиваются по принципу « от простого - к сложному».
Подведение итогов проходит в виде просмотров работ учащихся (поурочных, полугодовых, годовых), а также участия в выставках и конкурсах (городских, областных, всероссийских, международных).
С учётом образовательных условий ДШИ данная программа рассчитана следующим образом: 1 класс – 34 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий курс программы составляет 136 часов.
Возраст учащихся: 10 – 17 лет. Количественный состав классов: 10 – 18/20 человек.
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу каждого года обучения:
1 класс – 2 класс – 3 класс – 4 класс – | Знание простейших композиционных понятий. Умение выбрать формат и размер плоскости изображения, организовать изобразительную плоскость. Владение простейшими навыками работы с природными материалами. Владение понятиями: силуэт, масштабность, равновесие сюжетно-композиционного центра композиции, ритм, статика, динамика. Умение создать цветовую гармонию композиции с грамотно подобранными тональными цветовыми отношениями. Владение приёмами стилизации панорамных, природных, растительных мотивов. Умение органично вводить декор в композицию; создавать художественные образы; владение навыками работы с различными фактурами. Владение средствами выражения. Знание законов декоративной композиции и умение использовать их в раскрытии заданной темы. Умение образно мыслить, стилизовать изображение, подбирать тот или иной колорит, цветовой строй декоративной композиции. |
- Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во заданий | Кол-во часов на 1 зад. | Общее кол-во часов |
1 класс | ||||
1 | Беседа о декоративно-прикладном искусстве. | 1 | ||
2 | Геометрический орнамент в полосе. | 2 | ||
3 | Аппликация из цветной бумаги на тему «Сказочный город» (коллективная работа). | 6 | ||
4 | Аппликация из шнура. | 7 | ||
5 | Композиция в технике «гроттаж» на тему «Цветы». | 4 | ||
6 | Декоративные вазы и кувшины. | 6 | ||
7 | Эскиз витража на тему «Сказочная птица», «Сказочный зверь». | 8 | ||
Итого: | 34 | |||
2 класс | ||||
1 | Введение. Различные виды народной росписи по дереву. | 1 | ||
2 | Хохломская роспись (выполнение упражнений, составление эскиза, выполнение росписи в материале). | 15 | ||
3 | Городецкая роспись (выполнение упражнений, составление эскиза, выполнение росписи в материале). | 10 | ||
4 | Полхов – майданская роспись (выполнение упражнений, составление эскиза, выполнение росписи в материале). | 8 | ||
Итого: | 34 | |||
3 класс | ||||
1 | Коллаж из природного материала на тему «Осенние мотивы». | 6 | ||
2 | Изготовление цветов из бумаги. | 3 | ||
3 | Аппликация из рваной бумаги на тему «Натюрморт». | 7 | ||
4 | Мозаика из яичной скорлупы на свободную тему. | 18 | ||
Итого: | 34 | |||
4 класс | ||||
1 | Живопись пластилином на тему «У природы нет плохой погоды». | 16 | ||
2 | Изготовление сувенира (подсвечник, ваза и т.п.) из бросового материала. | 8 | ||
3 | Искусство силуэта (литературная тема). | 10 | ||
Итого: | 34 |
3. Содержание курса
1 класс
В первом классе необходимо решать задачи, которые будут базовыми для всего периода обучения прикладной композиции – это развитие образного мышления, фантазии, художественной наблюдательности, творческого потенциала.
Основные задачи первого класса:
- - - - - - - | Общее знакомство с предметом «Прикладная композиция». Знакомство с простейшими композиционными понятиями. Выразительность пятна, линии; их роль в композиции. Выбор формата и размера плоскости изображения. Понятие об организации изобразительной плоскости декоративной композиции. Знакомство с понятиями «симметрия» и «асимметрия». Единство и цельность композиции на основе соподчинённости и гармонии. Гармония цветовых отношений. | ||||
№ | Тема | Цели | Задачи | Материалы | |
1 | Беседа о декоративно-прикладном искусстве. | Познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства (далее ДПИ). Рассказать о значении ДПИ в жизни человека. | Познакомиться с особенностями прикладной композиции. | Учебные плакаты, репродукции, образцы произведений ДПИ. | |
2 | Геометрический орнамент в полосе. | Провести с учащимися беседу об орнаменте в народном искусстве. Познакомить их с понятиями «ритм», «статика», «динамика», «силуэтность», «стилевое единство», «колорит». | Изучение наиболее популярных орнаментальных мотивов. Выполнить орнамент в полосе по мотивам народного искусства. | Полоса бумаги 8х20, гуашь, кисти, карандаш | |
3 | Аппликация из цветной бумаги на тему «Сказочный город» (коллективная работа). | Познакомить учащихся с техникой «аппликация». объединить группу учащихся в работе на общую тему. | Выполнить композицию с силуэтами архитектурных сооружений из цветной бумаги, добиваясь соподчинённости всех элементов. | Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, тряпочка, карандаш. | |
4 | Аппликация из шнура. | Познакомить учащихся с техникой аппликации из шнура как одним из способов оформления предметов домашнего обихода (цветочный горшок, ваза, подставка под горячее и т.п.). | Составить эскиз аппликации из шнура. Выполнить аппликацию из шнура по ранее составленному эскизу. | Шнур, предметы домашнего обихода, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, бумага А4, карандаш, маркер. | |
5 | Композиция в технике «гроттаж» на тему «Цветы». | Познакомить учащихся с техникой «гроттаж» как одним из простейших видов гравюры; с понятием «линия» и её ролью в композиции. | Выполнить композицию в технике «гроттаж», передав в работе выразительность линий. | Белый картон, восковой мелок, тушь, кисть, игла, шило, карандаш. | |
6 | Декоративные вазы и кувшины. | Познакомить учащихся с эстетической значимостью декорирования посуды и предметов быта. | Создать декоративную вазу или кувшин, оформить стеклянную банку или бутылку, используя в работе простой бросовый материал. | Стеклянные банка, бутылка, клей ПВА, кисть для клея, ножницы, бросовый материал, тряпочка, маркер. | |
7 | Эскиз витража на тему «Сказочная птица», «Сказочный зверь». | Познакомить учащихся с зооморфными и геометрическими мотивами, с искусством витража. Развить у учащихся фантазию, умение выделить сюжетно-композиционный центр. | Выполнить эскиз витража, используя цвет как одно из эмоциональных выразительных средств. | Бумага А3, акварель, кисти, карандаш. |
Содержание курса
2 класс
Во втором классе закрепляются и углубляются навыки работы по прикладной композиции. Работы учащихся становятся более аккуратными и качествен-
ными.
Учащиеся подробнее знакомятся с художественной росписью по дереву как с одним из видов ДПИ.
Сохраняется последовательность заданий «от простого к сложному». учащиеся выполняют на отдельных листах бумаги короткие упражнения, эскизы для длительных работ и работы в материале.
Основные задачи второго класса:
- - - | Изучение художественно-стилистических особенностей основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Полхов – Майдан). Овладение технологией создания расписных изделий. Умение создать цветовую гармонию композиции. | ||||
№ | Тема | Цели | Задачи | Материалы | |
1 | Введение. Различные виды народной росписи по дереву. | Познакомить учащихся с различными видами народной росписи по дереву, с историей создания основных центров росписи по дереву. | Познакомиться с основными особенностями различных видов росписи по дереву. | Учебные плакаты, репродукции, образцы произведений ДПИ. | |
2 | Хохломская роспись (выполнение упражнений, составление эскизов, выполнение росписи в материале). | Познакомить учащихся с технологией создания хохломских изделий, с цветовой гаммой хохломского узора, с различными видами хохломской росписи («верховое» письмо). Показать учащимся основные элементы хохломской росписи. | Выполнить короткие упражнения по изображению отдельных элементов хохломской росписи, овладевая навыками в создании хохломского узора. Составить эскиз для росписи разделочной доски, соблюдая традиционные особенности хохломского орнамента. Выполнить роспись разделочной доски по готовому эскизу. | Бумага - А4, кисти, карандаш, гуашь, деревянная разделочная доска, лак. | |
3 | Городецкая роспись (выполнение упражнений, составление эскизов, выполнение росписи в материале). | Познакомить учащихся с технологией создания изделий с городецкой росписью. Научить учащихся изображать различные элементы городецкой росписи («конь», «птица», «розан», «купавка» и т.д.) | Выполнить короткие упражнения по изображению отдельных элементов городецкой росписи, овладевая навыками в создании городецких мотивов. Составить эскиз для росписи панно, соблюдая традиционные особенности городецкой росписи. Выполнить роспись деревянного панно по готовому эскизу. | Бумага - А4, кисти, карандаш, гуашь, деревянный планшет, лак. | |
4 | Полхов - майданская роспись (выполнение упражнений, составление эскизов, выполнение росписи в материале). | Познакомить учащихся с технологией создания полхов-майданских изделий. Научить учащихся изображать основные сюжеты полхов-майданского орнамента («птица», «сельский пейзаж», «животные», «цветы» и т.д.). | Выполнить короткие упражнения по изображению отдельных элементов полхов-майданской росписи, овладевая навыками в создании полхов-майданского орамента. Составить эскиз для росписи тарелки, соблюдая традиционные особенности полхов-майданской росписи. Выполнить роспись тарелки по готовому эскизу. | Бумага - А4, кисти, карандаш, гуашь, деревянная тарелка, лак. |
Содержание курса
3 класс
В третьем классе повторяются и закрепляются знания, полученные ранее.
Задачи прикладной композиции углубляются и усложняются.
Учащиеся создают композицию из природных материалов и цветной бумаги.
Основные задачи третьего класса:
- - - - - | Обучение приёмам стилизации панорамных, природных, растительных мотивов. Овладение навыками органичного введения декора в композицию. Создание художественных образов. Развитие у учащихся способности образно мыслить. Умение деликатно вводить в композицию реальные и абстрактные детали. Умение работать с различными фактурами. | ||||
№ | Тема | Цели | Задачи | Материалы | |
1 | Коллаж из природных материалов на тему «Осенние мотивы». | Познакомить учащихся с декоративными возможностями природных материалов. Научить детей творчески подходить к работе с сухими листьями, цветами, ветками, плодами и т.п. Развивать у учащихся образное мышление. | Самостоятельно последовательно вести работу с природными материалами. Создать композицию на заданную тему, выделив главное и обобщив второстепенное. | Природные материалы, карандаш, клей ПВА, картон, рама, кисть для клея. | |
2 | Изготовление цветов из бумаги. | Развить у учащихся объёмно-простран-ственное мышление, способности чувствовать и создавать прекрасное, навыки практической деятельности в объёме, используя обычную бумагу. Показать учащимся простейшие способы изготовления различных цветов из бумаги. Научить учащихся выявлять характерное в форме цветов. | Сделать из бумаги различные цветы путём вырезания, складывания, составления и соединения отдельных частей. Передать характерную форму и пластичность каждого цветка. | Белая бумага и цветная, ножницы, карандаш, клей ПВА, кисть для клея. | |
3 | Аппликация из рваной бумаги на тему «Натюрморт» | Развить творческую индивидуальность учащихся, способности использовать выразительные свойства рваной цветной бумаги при реализации своих замыслов. | Создать композицию на заданную тему в технике аппликации из рваной бумаги. Гармонично подобрать кусочки бумаги по цвету в соответствии с выразительностью замысла. | Цветная бумага, картон, клей ПВА, карандаш. | |
4 | Мозаика из яичной скорлупы на свободную тему. | Познакомить учащихся с искусством мозаики. Развить у учащихся умение видеть изобразительную плоскость в целом. Дать учащимся понятие о теории гармоничных сочетаний цветовых пятен. | Создать мозаичное панно, передав в работе выразительные возможности яичной скорлупы. | Планшет, яичная скорлупа, клей ПВА, карандаш, бумага, тряпочка. |
Содержание курса
4 класс
В выпускном классе уделяется особое внимание индивидуальным особенностям учащихся.
Учащиеся уже владеют средствами выражения, знают законы декоративной композиции и используют их в раскрытии заданной темы.
Основные задачи четвёртого класса:
- - | Совершенствование умения образно мыслить, стилизовать изображение, подбирать тот или иной материал и грамотно использовать его в создании декоративной композиции. Овладение понятием о сущности творческого процесса, о последовательности работы над декоративной композицией. | ||||
№ | Тема | Цели | Задачи | Материалы | |
1 | Живопись пластилином на тему «У природы нет плохой погоды» | Познакомить учащихся с новым способом изображения – живописью пластилином. Научить анализировать свойства пластилина и применять их в своей работе. Развить у учащихся владение художественными средствами выражения, навыки самостоятельно мыслить, вникать в содержание заданной темы. | Выполнить композицию на заданную тему, грамотно выбрав цветовое решение для выражения замысла. | Цветной пластилин, карандаш, картон, рама. | |
2 | Изготовление сувенира (подсвечник, ваза и т.п.) из бросового материала. | Формировать у учащихся творческий замысел композиции и умение последовательно воплощать его в конкретном материале, умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу. | Создать оригинальный сувенир (подсвечник, ваза и т.п.), используя в работе бросовый материал. | Стеклянная банка или бутылка, клей ПВА, маркер, ножницы, бросовый материал. | |
3 | Искусство силуэта (литературная тема). | Дать учащимся понятие о силуэте, масштабности, равновесии. Развить умение использовать выразительные возможности цветовой гармонии, силуэта в организации изобразительной плоскости; умение выделять сюжет, композиционный центр. | Создать силуэтную композицию по мотивам одного из сюжетов литературного произведения, выбранного самостоятельно. правильно выбрать размер изображения, соотношение пятен и фона. | Бумага – А3, тушь, перо, кисти, карандаш. |
4. Перечень учебно – методического обеспечения
- В качестве учебных пособий используется методическая литература:
- «Юный художник» (ежемесячный журнал);
- книги по ДПИ из фонда библиотеки ДШИ.
- В качестве наглядно-дидактического материала на занятиях по композиции используются:
- учебные плакаты;
- репродукции;
- открытки;
- работы выпускников и учащихся из архива художественного отделения ДШИ.
Список технических средств обучения:
- Мольберты.
- Табуреты.
- Софиты.
- Столы.
- Аудио аппаратура.
5. Список литературы
- Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. Учебное издание. – М.: «Высшая школа», 1986.
- Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. – М.: «Советский художник», 1990.
- Герчук Ю. Я. Живые вещи. – М.: «Советский художник», 1997.
- Каменева Е. О. Какого цвета радуга. – М.: «Детская литература», 1984.
- Красота древней земли. Народное искусство среднего Поволжья. Альбом. – Л.: «Аврора», 1988.
- Литвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие. – М.: «Владос», 2004.
- Овсянников Ю. М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах. – М.: «Советский художник», 1966.
- Подмосковные художественные промыслы. Альбом. – М.: «Московский рабочий», 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предмету "Станковая композиция"
Программа по предмету «Станковая композиция" по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной...
Программа учебного предмета «Прикладная композиция»
Программа учебного предмета «Прикладная композиция» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в област...
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ".
Программа для 1-4 классов художественных школ по предмету "станковая композиция", разработана мною на основе педагогического опыта работы с детьми, включает основные законы, средства и приемы ко...
Рабочая программа по предмету «Декоративно-прикладное творчество»
Рабочая программа по предмету «Декоративно-прикладное творчество» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Основы декоративно-прикладного творчества» объединения «Ум...
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г.
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г....
Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд» (декоративно-прикладное искусство)
Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд» (декоративно-прикладное искусство), первого года обучения разработана для обучающихся Государственного бюджетного...
2019г. Программа по предмету "Станковая композиция"
Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Акварель" по предмету "Станковая композиция" на 3 года, основана на типовой программе для учащихся от...