Технологическая карта
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Сизых Александра Николаевна

План-кнспект урока ИЗО в 5 классе

Технологическая карта урока ИЗО в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

УМК:  «Изобразительное искусство. 5-8 класс» - Б. М. Неменский

«Народные праздничные обряды»

Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях  русского народа.

Педагогические задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков,  дать представление о праздничных народных гуляньях.

Развивающие: формировать умения и навыки в работе с акварелью, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству,   сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, устно-поэтического);
  • совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Личностные: 

  • формировать  эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство;
  • создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов композиции.

Метапредметные: 

  • участвовать в художественной жизни школы;
  • проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов;
  • находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства;
  • развивать творческое воображение;
  • создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов композиции.   

Регулятивные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения  реализовывать задуманное  средствами художественного выражения;
  • освоение   форм  личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;  
  • формирование умения распределять и выполнять роли в группе;
  • формирование умения слушать и вступать в диалог.

Тип урока:    комбинированный                    

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, творческая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Материалы: картон, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайдовая презентация  с изображением народных гуляний, репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Хоровод», «Масленица», «Ярмарка» т.д., рисунки детей.

Литературный ряд: народное творчество: поговорки, пословицы.

План урока.

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Динамическая пауза.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление. Включение новых знаний в систему и повторение.

( Практическая часть)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия. (Подведение итогов занятия)

Оценивание работ учащихся.

Ход урока.

Организационный этап.

Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы. Проверка готовности учащихся к уроку.

Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой на уроке. Я желаю вам бурной фантазии, мастерства и успехов.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?
  • Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо отгадать кроссворд.

Ссылка-кроссворд «Праздник»

https://learningapps.org/display?v=pxbjchmfn21

 Вопросы для кроссворда:

  1. Образ, символизирующий тепло, приход весны, счастья? (Птица)
  2. Образ, символизирующий растительные силы земли, процветание природы, жизнь? (Древо)
  3. Предмет крестьянского быта и труда, которым пользовались женщины -пряхи? (Прялка)
  4. Солярные знаки, выполненные в виде квадратов, ромбов, крестов. (Земля)
  5. Солярные знаки, выполненные в виде волнистых или ломаных линий (Вода)
  6. Солярные знаки, выполненные в виде кругов с различными узорами (Солнце)
  7. Чем украшали полотенце женщины-крестьянки? (Вышивка)
  8. Образ, символизирующий трудолюбие, движение солнца по небу, первый помощник крестьянина-земледельца? (Конь)

Ключевое слово – ПРАЗДНИК

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.

Актуализация знаний.

Жизнь крестьянина на Руси издревле была подчинена повторяемой смене времен времени. Это зимнее и летнее солнцестояние, осенние и весенние равноденствие, естественная смена времен года. Эта календарная обрядовость открывалась большими календарными праздниками.

На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

Ссылка - Праздники

https://learningapps.org/display?v=pq2pvnbw221

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе. ( Масленица)

Этот праздник в воскресенье.

 Будет дома угощенье,

 Будут яйца расписные,

 Храма купола златые.

 В душах свет, добро и ласка

 В этот ясный праздник... (Пасхи)

Здравствуй, праздник долгожданный!

Встреча осени с зимой!

Для невест такой желанный,

От работы отпускной,

Богородица явилась

Нас накрыла от невзгод,

Это хоть давно случилось,

Память до сих пор живет. (Покров Пресвятой Богородицы)

Солнце по особому сегодня засияло,
Землю известив о празднике благом.
Рождество Христово светлое настало!
Радость принесет оно пусть в каждый дом! (Рождество Христово)

Повелось так с давних пор,
Обряды любит наш народ.
Запоет девичий хор,
Да к реке гурьбой идет,
Речка их венки несет.
А когда стает темно,
Весь народ идет в лесок
Отыскать любви цветок.
Каждый любит праздник этот,
Радость всем с небес упала
У нас праздник Ивана Купала! (Иван Купала)

Учитель: Как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь?

Ответ: О народных праздниках.

Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздничные обряды.

Первичное усвоение новых знаний.

Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Каждый праздник отмечали по-своему.

История праздников: + (работа с учебником).

  • Покров Пресвятой Богородицы;
  • Масленица;
  • Святки;
  • Коляда;
  • Троица;
  • День Ивана Купалы, или Ивана Травника и др.

Динамическая пауза.

«За руками потянулись, встали прямо

Повернулись влево, вправо,

А потом покачали головой.

Глазки вверх и вниз, по кругу

Поклонимся мы друг другу.

Руки сделаем «в замок»

И продолжим наш урок»

Первичная проверка понимания.

Ребята, сейчас вы должны начать работу и сделать по шаблонам эскизы фигурок юношей и девушек в русских народных костюмах. Данные фигурки мы будем при создании композиции «Наш весёлый хоровод», которая будет посвящена празднику Ивана Купалы. Вспомним какой главный обряд совершается в этот праздник?

Первичное закрепление. Включение новых знаний в систему и повторение.

(Практическая часть)

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиция и детали проработки в зависимости от выбранной техники.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю подготовить небольшие сообщения о народных праздничных обрядах, которые мы не озвучили на уроке.

Рефлексия. (Подведение итогов занятия).

Ребята, продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

У меня получилось…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

 Огонь и вода – две враждебные стихии. Русский народ, тороватый на красную речь не прошел мимо них своим живым, перелетающим из века в век словом. И есть про них великое множество пословиц, сказок, зачастую объединяющих обе эти стихии, по воле умудренного седой стариной народа сказителя.

Вечер на Ивана Купалу. Все готовятся к празднику, ждут от него чудес и волшебства. Каждый надеется найти тот самый цветок папоротника, который приносит счастье.

Оценивание работ учащихся.

Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Спасибо вам за творчество и труд.

На Ивана на Купала в ночь на берегу реки
Все усердно заплетают из цветов и трав венки.
А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,
Разожгут костер до неба и заводят хоровод.
Сквозь огонь мы смело прыгнем - пусть сгорает зло до тла!
Это праздник лета, солнца, праздник света и тепла!
Загадав свои желанья, ищем папоротный цвет -
Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка на свете нет!




Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Образ материальной культуры прошлого. Архитектура Красноярска».

Тип урока: Урок получения новых знаний. Урок – лекция (с элементами беседы).

УМК: ФРП ООО «Изобразительное искусство» для 5-7 классов».

Предмет: ИЗО, 7 класс. ФГОС.

Урок: «Образ материальной культуры прошлого».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

  • объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре;
  • иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре.

Метапредметные результаты 

Овладение универсальными познавательными действиями

Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя,  анализировать информацию, делать выводы.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по плану, составленному совместно с учителем.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: научатся формированию ценностного отношения к искусству и культурному наследию; формированию навыков исследовательской деятельности в процессе выполнения учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя.

Материал ведения урока

Деятельность учащегося

УУД на этапах урока

1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Готовятся к уроку.

Погружаются в благоприятную атмосферу.

Личностные УУД:

- эмоциональный настрой     на урок;

- формирование навыков самоорганизации.

II. Повторение пройденного материала

Анализ материала прошлого урока

С чем вы познакомились на прошлом уроке?

Вы рисовали здания, можете сказать из чего они состоят?

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей

системе знаний;

- отличать новое от уже  

известного с помощью

учителя.

III. Формулиро вание темы урока, постановка цели

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.

Отлично. Сегодня мы познакомимся с исторической частью города Красноярска, её архитектурой  и мастерами  (архитекторами).    

Определяем тему урока (рассматривают репродукцию картины).

Формулируем цели урока.

Составляем план работы на уроке.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока,

высказывают свое мнение о практической значимости работы.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

IV. Усвоение новых знаний

 Вводная беседа

Архитектурой Красноярска принято восхищаться. В своих интервью приезжие знаменитости непременно отмечают, что попали в очень красивый город. В истинность их высказываний поверить легко - в плане архитектуры нам действительно есть чем гордиться.

Давайте и мы с вами совершим небольшую экскурсию по улицам нашего города.

Роскошные торговые дома, старейшая в городе пожарная часть, средневековый замок в центре Красноярска и особняки для светских вечеринок купеческих жен — изучаем историю легендарных городских зданий и смотрим, как они выглядят сейчас.

Деревянный острог, основанный в 1628 году на берегу Енисея, сначала разросся до небольшого уездного городка, затем, в 1822 году, стал центром Енисейской губернии, а впоследствии — Красноярского края. Все это — этапы развития Красноярска. В XIX-начале XX века Красноярск, в силу исторических особенностей социально-экономического развития, играл ведущую роль среди городов Приенисейского края. В целом его архитектурное наследие насчитывает довольно широкий круг памятников, представляющих основные стилевые направления классицизма, эклектики и модерна.
         В начале  XVIII столетия город стал самым крупным на Енисее торговым и ремесленным центром. Многие горожане превратились в землевладельцев.     Далее рассказываю про первые каменные постройки: 

1. Первые каменные постройки Красноярска не сохранились. Наиболее значительной из них был Воскресенский собор, построенный в 1759 году тобольскими и енисейскими мастерами на территории острога (Старый собор).  

2.    Самым старым из сохранившихся каменных зданий является Покровская церковь  Она была построена  к 1795 году.

3.  В начале  ХIХ века, в  1804 году начинается строительство приходской Благовещенской церкви — третий каменный храм в городе.

Улицы Красноярска.

Проспект Мира (бывшая Воскресенская улица) — ось исторического центра.

Улицы Красноярска были прямые и ровные, ориентированы по сторонам света. Широтные улицы пролагались с востока на запад, от Стрелки (место слияния Енисея и Качи) в сторону Николаевской горы. Они шли параллельно Енисею. Главная улица города, Воскресенская, начиналась от Воскресенского храма. Остальные были параллельны Воскресенской. Меридиональные улицы шли с юга на север, от Енисея в сторону Покровской горы. Они строились перпендикулярно широтным улицам и пресекали их под прямыми углами.  С 1823 года город заметно вырос: появилось 185 новых домов, в том числе 17 каменных. План 1828 года, предусматривая рост Красноярска к Афонтовой горе, сохранял направления улиц и сложившиеся размеры кварталов. Лишь 10-я куртина включала в себя широкую полосу из городского сада у Енисея. Главная улица, Воскресенская, становилась «линейным центром», парадным «коридором». В конце 50-х годов был построен деревянный театр. Название площади поменялось на «Театральная».

Продолжаем знакомиться с архитектурой города.  

1.  Трёхквартирный жилой дом мещанки Ф.Г. Цукерман на Благовещенской улице. Построен в 1911 году по проекту Соколовского.       Современный адрес – ул. Ленина, 66. – Литературный музей им. В.П. Астафьева.

  2. Торговый дом П. И. Гадалова на углу ул. Воскресенской и Театрального переулка. Построено в 1879 году, реконструировано в 1913 году по проекту Соколовского.        Современный адрес – пр. Мира, 90. – корпус Красноярского аграрного университета.              

3. Двухквартирный жилой дом с кондитерской М.М. Зельмановича на углу Гостинской улицы и Покровского переулка. Построен в 1910- 1911 годах по проекту Соколовского. Современный адрес – ул. Сурикова, 19 – детская музыкальная школа №1.  

4. Городская пожарная Благовещенская 2-я часть на Благовещенской улице. Построено в 1909 году по проекту С. Дриженко.        Современный адрес – ул. Ленина, 59 – Пожарная часть №1 Центрального района.

5. Особняк Е. П. Кузнецовой на углу Воскресенской улицы и Благовещенского переулка. Построено в 1865-1874 год.          Современный адрес – пр. Мира, 24 – «Дом семейных торжеств».

6. Типо-литография, переплётная и фабрика каучуковых штемпелей М.Я. Кохановской на Воскресенской улице. 1908-1910  годах по проекту Соколовского.

Современный адрес – пр. Мира, 55 – СибНИИ геологии и минерального сырья и типография института.

7. Особняк В.Н. Гадаловой на углу Гостинской улицы и Дубенского переулка. 1904 году по проекту Соколовского.     Современный адрес – ул. Парижской Коммуны, 20 – Художественный музей им. В.И. Сурикова.

8. Губернская мужская гимназия на Благовещенской улице.  Современный адрес – ул. Ленина, 70 - Сегодня здесь находится факультет энергетики Политехнического института СФУ.

9. Бывший особняк архитектора Л.А. Чернышёва на улице  Больше-Качинская. 1920-е годы.        Современный адрес – ул. Марковского, 21 – Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края.

Рассказать про архитекторов города Красноярска XVIII-XIX веков.  Архитекторов В.А. Соколовского, Л.А. Чернышёва, С.Г. Дриженко – их биографиях и лучших работах.    

Получают первоначальные представления об архитектуре города.

Физминутка.

Познавательные УУД:

научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя,  анализировать информацию, делать выводы.

Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,

уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

V. Практическая работа

Практическая работа. 

 Выполнить задание «Знаешь ли ты свой город».

Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя.

Регулятивные УУД: 

- выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом;

- корректировать свои действия.

Личностные УУД:

- Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач.

VI. Подведение итога урока.

Рефлексия.

  • Что узнали  о развитии архитектуры в крае?
  • Какие  первые церкви и гражданские сооружения построенные в Красноярске вы запомнили?  
  • С биографией каких архитекторов вы познакомились?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД: 

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать

  эмоциональную оценку деятельности на уроке;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.

VII.

Задание на дом

 Прочитать текст, выполнить два задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...