Технологическая карта урока на тему "Жостовский поднос"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Данный урок разработан и направлен на формирование представлений об особенностях жостовской росписи, её основных приёмах, в процессе беседы об истории и особенностях данного промысла, а также в процессе выполнения элементов данной росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhostovskiy_podnos.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 3» Камышловского городского округа
Технологическая карта урока на тему
«Жостовский поднос»
Специальность 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Составитель: Пульникова Е.В.
Студентка 4 «И» группы
Камышлов, 2023
Ф.И.О. участника: Пульникова Екатерина Владимировна
Тема урока: Жостовская роспись
Класс: 6
Цель урока: Формирование представлений об особенностях жостовской росписи, её основных приёмах, в процессе беседы об истории и особенностях данного промысла, а также в процессе выполнения элементов данной росписи.
Оборудование учителя: Компьютер, проектор, презентация, наглядность по выполнению элементов росписи, гуашевые краски, кисти, баночка для воды.
Оборудование учащихся: Тетради, альбомы, гуашевые краски, кисточки, баночки для воды.
Задачи урока с позиции учителя | Планируемые результаты фрагмента урока: |
Обучающие: - Формировать представления о жостовской росписи, в процессе беседы об истории промысла, основных мотивах и особенностях. - Формировать навыки кистевой росписи основных мотивов Жостова в процессе выполнения элементов данной росписи | Предметные: - Учащиеся имеют представление о жостовской росписи, об истории промысла, основных мотивах и особенностях. - Учащиеся понимают принцип выполнения элементов кистевой росписи Жостова в процессе выполнения элементов данной росписи |
Развивающие: Регулятивные: - Формировать умение соблюдения этапов выполнения в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Формировать умение контролировать качество выполнения в процессе выполнения элементов жостовской росписи Познавательные: - Совершенствовать умение кистевой росписи в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Совершенствовать умение работы с красками в процессе выполнения элементов жостовской росписи Коммуникативные: - Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге в процессе беседы об истории промысла, основных мотивах и особенностях. - Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге с учителем в процессе выполнения практической части. | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные): Регулятивные: - Учащиеся соблюдают этапы выполнения в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Учащиеся контролируют качество выполнения в процессе выполнения элементов жостовской росписи Познавательные: - Совершенствуют умение кистевой росписи в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Совершенствуют умение работы с красками в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Коммуникативные: - Учащиеся участвуют в диалоге в процессе беседы об истории промысла, основных мотивах и особенностях. - Учащиеся участвуют в диалоге с учителем в процессе выполнения практической части. |
Воспитательные: - Формирование интереса к изделиям Жостова в процессе беседы об истории промысла, основных мотивах и особенностях, а также в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Формировать интерес к кистевой росписи в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Воспитывать у учащихся усидчивость и аккуратность в процессе выполнения элементов жостовской росписи | Личностные: - Демонстрируют интерес к изделиям Жостова в процессе беседы об истории промысла, основных мотивах и особенностях, а также в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Демонстрируют интерес к кистевой росписи в процессе выполнения элементов жостовской росписи - Демонстрируют усидчивость и аккуратность в процессе выполнения элементов жостовской росписи |
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Организационно-мотивационый | Замотивировать учащихся на работу | Словесный,беседа | Приветствие учащихся, проверка рабочего места. | Проверка рабочего места | Ф | Презентация | Контроль учителя. |
Изучение нового материала | Формирование представлений о теме | Словесный, беседа | На слайде представлены различные изделия, скажите, что их все объединяет? Какие из этих росписей вам удалось узнать? Как можно понять речь сегодня пойдёт об одной из этих росписей, а конкретно речь пойдет о таком народном промысле, как жостовская роспись. Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области. Давайте кратко запишем это определение Почему Жостовская роспись называется Жостовской? Данный народный промысел появился в конце 18 – начале 19 в. Как вы думаете, с чем связано появление этого промысла? Связано это с тем, что в данный период времени на Руси получил широкое распространение такой заморский напиток, как чай. И вместе с изготовлением самоваров, неотъемлемой частью чаепития стал поднос. С 1825 года братья Вишняковы бывшие крепостные крестьяне, основали в деревне Жостово мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распространился в другие близлежащие деревни. Осташково, Троицкое и другие, но Жостово сохранило свое назначение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу. К тому определению, которое мы записали давайте добавим то, что расписные подносы возникли благодаря братьям Вишняковым. Подносы можно разделить на две группы: 1) Для бытовых целей 2) Для украшения На слайде представлены формы жостовского подноса, какие формы можно увидеть? По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. (За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий.) Если рассмотреть все эти подносы, то мы можем определить основной мотив жостовской росписи. Какой это мотив? А какие это цветы? Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В основе лежат разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов. Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Какие цвета используются в росписи? Какой цвет фона преобладает у большинства подносов? Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции. Чем оформляются края подноса? Работу над подносом можно разделить на восемь этапов
| Роспись Хохлома, Городецкая роспись, Гжельская роспись. Записывают кратко определение Потому что появилась в деревне Жостово Учащиеся высказывают предположения (Распространение чая, самоваров, а также подносов). - Круглый, овальный, прямоугольный, треугольный - Цветы - Садовые, полевые - Множество оттенков - черный - Орнаментом | Ф | Презентация (1-17) | Контроль учителя, самоконтроль |
Практическая часть (инструктаж) | Организовать деятельность учащихся | Словесный, беседа, репродуктивный | Теперь давайте рассмотрим приёмы данной росписи более подробно, а также попробуем их повторить. Попробуем повторить жостовскую розу. Для этого возьмём красную краску и окунём в неё кисть. Какой первый этап в росписи? Сделаем замалёвок розы. Для этого зададим форму нашего цветка с помощью мазка. Аккуратным движением от тонкой линии переходим к более толстым и формируем лепестки цветка. Для того, что сформировать основу цветка прокладываем два мазка в виде запятых. После того как мы задали форму цветка переходим к следующему этапу. Какой это этап? Для тенёжки нам нужно в красный цвет, которым мы рисовали добавить капельку черного, совсем чуть-чуть, чтобы затемнить цвет. Прокладываем тени на лепестках под бутоном, внутри цветка, а также сверху нашей формы на самых дальних листьях, так же аккуратным мазком в форме лепестка. После тенёжки переходим к прокладке. Для данного этапа нам понадобиться смешать красный цвет и белый, чтобы розовым цветом, прокрасить лепески. По форме цветка задаём мазки в форме лепестка. Прокрашиваем близкие к лепестки розы. Следующий этап – бликовка с помощью белого цвета прокладываем самые светлые лепестки цветов. После бликовки какой этап? Также с помощью белого цвета прочерчиваем контуры лепестков и бутона. Теперь давайте по такому же принципу попробуем добавить к нашей розе листочки, повторим те же самые этапы. После того как мы нарисовали листочки, давайте попробуем прорисовать тонкие травинки, которые делаются на этапе привязки при работе с подносом. Какой последний этап над работой подноса? Что делают на этапе уборки? Давайте попробуем выполнить несколько вариантов уборки. | Повторяют за педагогом, пробуют выполнять основные элементы росписи с помощью кистевых мазков - Замалёвок - Тенёжка - Чертежка - Уборка. Краевой орнамент подноса | Ф,И | Презентация (18-20) | Контроль учителя, самоконтроль |
Завершающий орг. этап | Подведение итогов | Словесный, беседа. | Домашнее задание: На основе элементов, которые мы рассмотрели составить свою композицию для жостовского подноса. Напоминаю, что существует множество форм жостовского подноса. Исходя из формы подноса разработайте свою композицию. Критерии оценки:
На этом урок закончен, не забудьте прибрать свои рабочие места | Приборка рабочего места | Ф,И | Презентация (21) | Контроль учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....