Мастер-класс «Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»
методическая разработка по биологии
Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- передача своего опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических приемов решения поставленной проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_semenchenko_m.v.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»
Семенченко М.В.,
учитель биологии и географии,
МКОУ «СШ №3»
Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- передача своего опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических приемов решения поставленной проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
«Знания - это дети удивления и любопытства».
Луи де Бройль
Ход мастер-класса
- Организационный момент
- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса.
Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте, мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Упражнение «Какого я цвета?» (на материале теста Люшера)
Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-класса я предлагаю Вам выбрать из этих разноцветных капелек ту, которая соответствует Вашему сегодняшнему настроению и разместить их на панно «Волшебная тучка»
Звучит спокойная мелодия, участники выбирают капельки по настроению и располагают их на панно.
Расшифровка всех предложенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние; серый – безразличие; черный – негатив; коричневый – тревога; фиолетовый – подавление чувств).
2. Теоретическая часть
Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь.
Задача любого учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных творческих способностей учащихся, в воспитании личности:
- способной к саморазвитию и творчеству,
- обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,
- имеющей позитивное мышление,
- умеющей предвидеть результаты своих действий,
- обладающей активной жизненной позицией.
Что такое творчество?
Под творческими способностями следует понимать «способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э.Фромм).
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит состояние гармонии.
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок активно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его. Научить творчеству нельзя, но можно создать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
Актуальность проблемы «развития творческих способностей» состоит в том, что в условиях социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной, уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, чтобы в дальнейшем быть востребованным в современном обществе.
Цель и задачи развития творческих способностей школьников
Цель: воспитание творчески свободной личности.
Задачи:
- способствовать формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей;
- воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности;
- стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.
Использую рекомендованные Парнсомом правила создания условий, побуждающих к творчеству, предполагают:
1)не бояться сделать ошибку,
2)фиксация идей,
3)воздерживаться от оценок идей учеников,
4)показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска,
5)давать возможность умственной разминке,
6)воображение и фантазия являются фундаментом творческого мышления,
7)развивать восприимчивость к окружению,
8)расширять фонд знаний,
9)помогать учащимся, видеть смысл, направленность их творческой деятельности.
Творческие задания для учащихся в своей работе я условно разделяю на шесть групп.
1 группа: Задания в занимательной форме.
Ведущим стимулирующим мотивом этой деятельности у учащихся я считаю занимательность, как «ключик» к детскому вниманию. Именно ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины, игры ребятам хорошо известны и они овладели в полном объеме технологией их составления. Материалы, созданные в данной форме, привлекают внимание и способствуют развитию познавательной мотивации учащихся.
Демонстрация методической копилки
2 группа: Задания поэтического содержания.
Это такие творческие задания, как стихи, сказки, загадки, придумывать истории, находить легенды и выступать с этими материалами перед одноклассниками ребятам очень нравится.
Демонстрация методической копилки
3 группа: Задания иллюстративного плана.
Учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать, клеить аппликации с удовольствием выбирают такие формы как составление фотоальбомов по теме, рисунки к стендам, картины животных, аппликативные работы. Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор. Способствуют освоению новыми навыками.
Демонстрация методической копилки
4 группа: Задания научно-информационной направленности:
Это более высокий уровень творческих заданий. Обычно их выполняют ребята с хорошим мышлением, много читающие, либо имеющие стойкие положительные мотивы учебной деятельности. Это выполнение рефератов, докладов-сообщений, создание папки дополнительных материалов, написание структурированного конспекта, создание картотеки литературы по теме.
Демонстрация методической копилки
5 группа: Конструкторские задания.
Ребята выполняют такие формы заданий как изготовление моделей животных и растений, составление коллекций следов жизнедеятельности, гербаризация, составление биологических лабиринтов, карточек контроля знаний, создание макетов. Данные задания позволяют развивать конструкторские умения, увеличивают практическую направленность знаний и связь с природным окружением.
Демонстрация методической копилки
6 группа: Исследовательские задания.
Эту группу заданий выполняют чаще ребята с ярко выраженным желанием связать свою профессию с биологией. Они проводят
Демонстрация методической копилки
3.Практическая часть.
- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам стать на 20 минут детьми и окунуться в процесс творческой деятельности. Итак, мы с Вами настоящие творцы-биологи и самостоятельно изготовить свою инфузорию-туфельку. Для этого нам понадобится: белый картон, ножницы, нитки, игла швейная, цветные карандаши (или фломастеры), простой карандаш, ластик, женская обувь на сплошной подошве.
Выполнение работы
4. Заключение
Творческая деятельность учащихся может быть очень разнообразной и служить главной движущей силой развития личности. Учитывая специфичность заданий, можно создавать огромный диапазон форм учебной деятельности. Этим обеспечивается индивидуальный подход и практическая значимость для ученика.
5. Рефлексия
«Букет настроения» - определение эмоционального состояния в конце мастер-класса. На столах разложены цветы и карандаши. Каждый должен раскрасить цветок, согласно той эмоции, которую он испытывает сейчас. Затем цветы приклеиваем к ватману, должен получиться «Букет эмоций».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии через организацию проектной деятельности
Методическая разработка по развитию творческих способностей...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Данная статья посвящена вопросу как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования.Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и снижен...
«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».
В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...
Мастер- класс по теме «Комплексный подход к развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях «Весёлые нотки »
1.Рассказать о развитии творческих способностей дошкольников студии «Малышок» с применением комплексного подхода по программе «Весёлые нотки» .2. Ознакомить с основ...
Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»
Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...