Мастер-класс «Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»
методическая разработка по биологии
Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- передача своего опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических приемов решения поставленной проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_semenchenko_m.v.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»
Семенченко М.В.,
учитель биологии и географии,
МКОУ «СШ №3»
Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- передача своего опыта путем комментированного показа методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических приемов решения поставленной проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
«Знания - это дети удивления и любопытства».
Луи де Бройль
Ход мастер-класса
- Организационный момент
- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса.
Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте, мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Упражнение «Какого я цвета?» (на материале теста Люшера)
Для определения эмоционального состояния на начало нашего мастер-класса я предлагаю Вам выбрать из этих разноцветных капелек ту, которая соответствует Вашему сегодняшнему настроению и разместить их на панно «Волшебная тучка»
Звучит спокойная мелодия, участники выбирают капельки по настроению и располагают их на панно.
Расшифровка всех предложенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние; серый – безразличие; черный – негатив; коричневый – тревога; фиолетовый – подавление чувств).
2. Теоретическая часть
Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь.
Задача любого учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных творческих способностей учащихся, в воспитании личности:
- способной к саморазвитию и творчеству,
- обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,
- имеющей позитивное мышление,
- умеющей предвидеть результаты своих действий,
- обладающей активной жизненной позицией.
Что такое творчество?
Под творческими способностями следует понимать «способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э.Фромм).
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит состояние гармонии.
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок активно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его. Научить творчеству нельзя, но можно создать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
Актуальность проблемы «развития творческих способностей» состоит в том, что в условиях социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной, уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, чтобы в дальнейшем быть востребованным в современном обществе.
Цель и задачи развития творческих способностей школьников
Цель: воспитание творчески свободной личности.
Задачи:
- способствовать формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей;
- воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности;
- стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.
Использую рекомендованные Парнсомом правила создания условий, побуждающих к творчеству, предполагают:
1)не бояться сделать ошибку,
2)фиксация идей,
3)воздерживаться от оценок идей учеников,
4)показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска,
5)давать возможность умственной разминке,
6)воображение и фантазия являются фундаментом творческого мышления,
7)развивать восприимчивость к окружению,
8)расширять фонд знаний,
9)помогать учащимся, видеть смысл, направленность их творческой деятельности.
Творческие задания для учащихся в своей работе я условно разделяю на шесть групп.
1 группа: Задания в занимательной форме.
Ведущим стимулирующим мотивом этой деятельности у учащихся я считаю занимательность, как «ключик» к детскому вниманию. Именно ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины, игры ребятам хорошо известны и они овладели в полном объеме технологией их составления. Материалы, созданные в данной форме, привлекают внимание и способствуют развитию познавательной мотивации учащихся.
Демонстрация методической копилки
2 группа: Задания поэтического содержания.
Это такие творческие задания, как стихи, сказки, загадки, придумывать истории, находить легенды и выступать с этими материалами перед одноклассниками ребятам очень нравится.
Демонстрация методической копилки
3 группа: Задания иллюстративного плана.
Учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать, клеить аппликации с удовольствием выбирают такие формы как составление фотоальбомов по теме, рисунки к стендам, картины животных, аппликативные работы. Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор. Способствуют освоению новыми навыками.
Демонстрация методической копилки
4 группа: Задания научно-информационной направленности:
Это более высокий уровень творческих заданий. Обычно их выполняют ребята с хорошим мышлением, много читающие, либо имеющие стойкие положительные мотивы учебной деятельности. Это выполнение рефератов, докладов-сообщений, создание папки дополнительных материалов, написание структурированного конспекта, создание картотеки литературы по теме.
Демонстрация методической копилки
5 группа: Конструкторские задания.
Ребята выполняют такие формы заданий как изготовление моделей животных и растений, составление коллекций следов жизнедеятельности, гербаризация, составление биологических лабиринтов, карточек контроля знаний, создание макетов. Данные задания позволяют развивать конструкторские умения, увеличивают практическую направленность знаний и связь с природным окружением.
Демонстрация методической копилки
6 группа: Исследовательские задания.
Эту группу заданий выполняют чаще ребята с ярко выраженным желанием связать свою профессию с биологией. Они проводят
Демонстрация методической копилки
3.Практическая часть.
- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам стать на 20 минут детьми и окунуться в процесс творческой деятельности. Итак, мы с Вами настоящие творцы-биологи и самостоятельно изготовить свою инфузорию-туфельку. Для этого нам понадобится: белый картон, ножницы, нитки, игла швейная, цветные карандаши (или фломастеры), простой карандаш, ластик, женская обувь на сплошной подошве.
Выполнение работы
4. Заключение
Творческая деятельность учащихся может быть очень разнообразной и служить главной движущей силой развития личности. Учитывая специфичность заданий, можно создавать огромный диапазон форм учебной деятельности. Этим обеспечивается индивидуальный подход и практическая значимость для ученика.
5. Рефлексия
«Букет настроения» - определение эмоционального состояния в конце мастер-класса. На столах разложены цветы и карандаши. Каждый должен раскрасить цветок, согласно той эмоции, которую он испытывает сейчас. Затем цветы приклеиваем к ватману, должен получиться «Букет эмоций».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Данная статья посвящена вопросу как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования.Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и снижен...
«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».
В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...
Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"
В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...
Мастер- класс по теме «Комплексный подход к развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях «Весёлые нотки »
1.Рассказать о развитии творческих способностей дошкольников студии «Малышок» с применением комплексного подхода по программе «Весёлые нотки» .2. Ознакомить с основ...
Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»
Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...