О чем рассказывают нам гербы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Сандаш Ноябрина Максимовна

Тема

О чем рассказывают нам гербы

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

-  Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.

- Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.

- Создание эскиза эмблемы класса.        

- Формирование гражданской позиции учащихся.

Задачи.

 

Личностные:

 -Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Метапредметные:

 - Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

 

Оборудование к уроку

Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России, республики Тыва, гербов различных городов, кооперативных гербов; различные формы гербов, лист формата А3, линейка, простой карандаш.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_o_chem_nam_govoryat_gerby_1.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 5 класса

Тема

О чем рассказывают нам гербы

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

-  Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.

- Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.

- Создание эскиза эмблемы класса.        

- Формирование гражданской позиции учащихся.

Задачи.

Личностные:

 -Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Метапредметные:

 - Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

 

Оборудование к уроку

Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России, республики Тыва, гербов различных городов, кооперативных гербов; различные формы гербов, лист формата А3, линейка, простой карандаш.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Организация местоположения каждого ученика (слайд 1)

Внимание! Приготовились. Пошел обратный отсчет времени:

  • пять: сели ровно;
  • четыре: успокоились;
  • три: мысли-шалунишки оставили за дверью;
  • два: слушаем внимательно учителя;
  • один: настроились на успех;
  • начинаем работать!

Занимают свои места, приветствуют присутствующих

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир гербов. (слайд 2)

- Как называется государство, в котором мы живем?

 У России, как и у любого государства есть свои символы. (слайд 4)

-Какие символы государства вы знаете?

Смотря на изображения гербов на экране, ученики формируют содержание темы урока

-Россия (слайд 3)

-Герб, флаг, гимн. (слайд 5)

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Постановка учебной задачи

Сейчас мы будем говорить об одном государственном символе- гербе.

(слайд 6)

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе?

Запишите тему урока на правом листке начиная с левого верхнего угла: «О чем рассказывают нам гербы»

- В конце урока вы должны будете создать герб вашего класса. (слайд 7)

Ученик ставит перед собой задачу, называет тему, записывают в альбом, использует ассоциации

- Как он создавался, откуда произошли гербы, какой цвет используется в гербе

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

«Открытие» обучающимся нового знания

-Где можно встретить изображение герба? (слайд 8)

Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д. (слайд 9, 10) Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей.

Теперь на листочке с лева записываем новые слова. (слайд 11, 12, 13).

- Герб - «Erbe» - в переводе от немецкого означает «наследство»

  Существует наука, которая называется геральдика Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают. 

Любой герб состоит из нескольких частей. Давайте рассмотрим герб России (слайд 14) 

-Какие части можно выделить в гербе?

Можно выделить 4 части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, изображение всадника на серебряном коне, поражающего копьем дракона.

-Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом?

Давайте сделаем небольшой экскурс в историю

- Опишите, во что одет рыцарь в бою?

- Как можно отличить своего от врага?

Учитель показывает слайды с изображением рыцарей и различных форм гербов.

-Спасибо за ответы!

Изображение людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов: (слайды 19-30)

Лев- символ храбрости, орел- символ власти и силы,

медведь- мудрость, голубь- символ мира и чистоты,

пчела- символ трудолюбия,

дуб- символ стойкости и т.д.

 Это основные  используемые изображения на гербах.

Ученики отвечают на поставленные вопросы

Ученики просматривают слайды презентации

Ученики приводят свои примеры ответов.

Ответы учеников.

Рыцари, одетые в одинаковые доспехи, не могли отличить в бою своих от чужих. Знаками различия стали символы, изображаемые сначала на щитах, а потом и на одежде рыцарей, на попонах коней. Начиная с середины XII в. эти индивидуальные знаки стали передаваться по наследству, став признаком благородного происхождения - гербом.

Просмотр учащимися слайдов с геральдическими изображениями, обсуждение, ответы на вопросы.

Ученики находят символику животных.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия.

 (слайды 31-33) Предлагает просмотреть слайды с различными гербами различных городов, профессий, гимназий.

- Что означает слово «герб»?

- Как называется наука о гербах?

Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Динамическая пауза

Упражнение» Зеркальное рисование» 

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля

(слайд 34)

Учащиеся рисуют в воздухе,  одновременно обеими руками зеркально-симметричные буквы слова «герб»

Личностные

Творческая практическая деятельность

(слайды 35, 36, 37) Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного.

Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний.

(слайд 38)

-А сейчас я предлагаю вам создать герб класса, которая будет являться отличительным знаком вашего класса. Далее идет обсуждение, какие особенности класса, какой формы выбрать щит, что изобразить на нем.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз эмблемы класса в карандаше, работают  парами.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности

Учитель организовывает рефлексию. (слайд 39)

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные;

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Придумать девиз к своему гербу. (слайд 40)

Личностные

Литература

  1. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.  
  2. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.
  4.  Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009.
  5. Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура).
  6. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
  7. Сайт:  Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
  8. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников

http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  1. Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.

Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...

О чём рассказывают нам гербы

Данная презентация знакомит учащихся с историей возникновения герба, с символикой цвета и изображения в геральдике.Рассазывается о символах и эмблемах в современном обществе....

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы? ИЗО 5 класс

Презентация "Изобразительное искусство" по программе Б.М. Неменского, 5 класс....

«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.Создание эскиза эмблемы фестиваля "Путь просвещения и труд...

Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"

Технологическая карта урока по ИЗО  5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"...

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Презентация Рыбиной Кристины Александровны, учителя изобразительного искусства, ГБОУ СОШ 206 Санкт-Петербурга к уроку изобразительного искусства по программе Н. А. Горяевой, О. В. Островской в 5 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»...