Свет и тень.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик
Свет - самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.
Тень - неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.
Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.
Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.
Полутон - плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.
Блик - светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта 6 класс | 188.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 13. ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ (6 КЛАСС)
Цели деятельности учителя | Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения |
Тип урока | Формирование новых умений |
Планируемые результаты | Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели |
Методы и формы обучения | Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.artsait.ru |
Оборудование | Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть |
Наглядно-демонстрационный материал | Репродукция картины объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, «Распределение света на геометрических телах». Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень» |
Основные понятия и термины | Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие и развива- | Деятельность учителя | Осуществляемая | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Беседа с постановкой проблемы | – Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Посмотрите, я буду светить на шар слева, справа. Буду приближать – Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень в своих произведениях? | Слушают учителя. Осмысливают цель урока. Знакомятся с источниками освещения | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый | – Перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах». (Презентация) Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности. Свет делит предмет на теневую и освещенную сторону. Блик – самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света. Собственная тень – теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы. | Ребята получают представление об освещении как средстве выявления объема предмета. Осмысливают понятия свет, блик, тень, | Фронтальная работа | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рефлекс – тень, уходящая в глубину, – светлеет. Падающая тень падает от предмета, она темнее собственной тени, самое темное место у подножия предмета. Полутень граничит с затененной частью. На столе в ряд стоят предметы. В начале ряда – лампа, которая освещает эти предметы. Обратите внимание, чем ближе стоит предмет | рефлекс, полутень. Проводят опыт с тональными отношениями. Учатся анализировать картину на примере произведения «Лютнист» Караваджо | объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск | – Сильный тон – это контрастные отношения светлого и темного. Сделайте драматический по содержанию, напряженный натюрморт. (Презентация) Выполните задание (с. 73). После окончания работы предлагает сделать выставку рисунков и выбрать наиболее удачные натюрморты | Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы. | Индивидуальная работа | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи | ния цели. Личностные: осознают свои интересы и цели | |||||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Игра | Я провожала Солнце на покой, – И вам я предлагаю понаблюдать за солнышком. На схеме вы видите солнце высоко над линией горизонта. На другой схеме солнце касается линии горизонта. Ниже линии горизонта вы видите несколько зданий. Подумайте, какие линии необходимо провести, чтобы выяснить, в каком случае тень будет длиннее, а в каком короче. Первый ответивший правильно получает медаль «За сообразительность!» | Рассматривают схемы. Решают поставленную задачу. Вручают медаль победителю | Индивидуальная работа | Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства с ситуацией; поддерживают товарища. Регулятивные: оценивают конечный результат; осознают правила контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....
презентация по ИЗО "Свет и тень"
Свет и тень...
Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"
урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...
Методическая разработка занятия кружка " Юный художник" на тему " Свет и тень в натюрморте"
Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучен...
Презентация "Свет и тени в творчестве Рембрандта"
Презентация по изобразительному искусству...
Конспект урока по изобразительному искусству"Свет и тень"(6 класс)
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания о правилах выполнения штриховки и получают представления о новых понятиях: рефлекс, полутень, падающая тень; сравнивают и анализируют;Коммуникати...
«Свет» и «тени» в духовной жизни общества эпохи Н.С. Хрущева.
laquo;Свет» и «тени» в духовной жизни общества эпохи Н.С. Хрущева. 11 класс...