«Свет» и «тени» в духовной жизни общества эпохи Н.С. Хрущева.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Сибель Антонида Витальевна

«Свет» и «тени» в духовной жизни общества эпохи Н.С. Хрущева. 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc79 КБ
Файл putanitsa.docx10.52 КБ
Файл rabota_s_dokumentom.docx12.19 КБ
Файл test_po_teme.docx13.14 КБ
Файл fiz.minutka-_daty.docx10.24 КБ
Microsoft Office document icon pamyatnik_hrushcheva.doc922 КБ
Файл prezent_dom_zad.pptx140.13 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx502.15 КБ
Файл prezentatsiya2.pptx198.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Свет» и «тени» в духовной жизни общества эпохи Н.С. Хрущева. 11-а  класс.

                                                              Каждый выбирает по себе

                                                              Женщину, религию, дорогу,

                                                               Дьяволу служить или пророку,

                                                               Каждый выбирает по себе.

                                                 

                                                             Ю. Левитанский                                         Цель: В ходе урока создать условия для достижения следующих результатов:

Личностные

 формирование аналитического и критического типа мышления;

 осуществлять самоконтроль результатов собственной деятельности;

 развитие монологической речи;

 развитие коммуникативной компетенции.

 

Метапредметные

 развитие навыка поиска информации;

 развитие умения находить информацию, представленную в неявном виде;

 развитие умения находить ошибки и грамотно их исправлять.

 

Предметные  

 знание хронологии и терминологии;

 умения выделять главное и систематизировать выделенное;

 развитие навыка доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную;

 развитие навыка исследовательского умения;

  развитие умения анализировать исторические документы, осмысливать их и выделять необходимую  информацию
Ход урока.

I. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствует детей

 Сообщает ребятам, что на каждом этапе

урока свои достижения они будут

отмечать в ЛИСТЕ УСПЕШНОСТИ

 Приветствуют учителя

 Знакомятся с ЛИСТОМ УСПЕШНОСТИ

(ЛУ)

[Приложение 5]

Эпиграф нашего урока доказывает, что каждый человек является творцом своей судьбы. 

2.Подведение к теме урока  

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Просмотр отрывка из фильма «Стиляги»

 После  сообщает тему

урока

 

 Записывают в тетрадях тему урока

 Заполняют ЛУ

3.Беседа по формулированию цели урока и проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

   Работа с документом  [Приложение 4 ]

    Задаёт вопросы

1Какие две стороны духовной жизни общества просматриваются при анализе этих документов?.

2. Как вы думаете, чем нам сегодня

предстоит заниматься?    [Приложение 1 ]

 Отвечают на вопросы учителя

 Формулируют задачи урока и проблему

 Заполняют ЛУ

4.Основной этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Организует дискуссию

 Фиксирует время

 Задаёт вопросы по заданиям, с целью

провести коррекцию

 Задание « путаница»    [Приложение 3 ]

Работая в группах, представляют результат выполнения опережающего задания  

по выбору

 Отвечают на вопросы учителя, проводя

коррекцию своих знаний

 Заполняют ЛУ

5.Физминутка. Проверка знания дат ( подготовка к ЕГЭ)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

   Проговаривает даты.    [Приложение 2 ]

Встают из-за парт

 Поднимают руки вверх, если

высказывание верно, топают ногами, если

высказывание неверно.

 Присаживаются на свои места

 Заполняют ЛУ

6.Основной этап (продолжение) 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

   Подводит итог дискуссии – показывает фото памятника Н.С.Хрущеву работы Э.

Неизвестного.

 Организует взаимопроверку( выполняют тест)   [Приложение 1 ]

Работая в парах, выполняют задание

 Выполняют взаимопроверку

 Заполняют ЛУ

7.Подведение итога урока и рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Выслушивает ребят

Подсчитывают свои баллы в ЛУ

 Высказываются о своих успехах на уроке, анализируя ЛУ

8.Информация о домашнем задании

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Комментирует домашнее задание

[Презентация к уроку, слайд 4]

Слушают информацию о домашнем

задании

 Записывают домашнее задание

9.Завершение урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Благодарит детей за работу

Сдают листы успешности

 Выходя из кабинета, желающие берут в

«экзаменационной  шкатулке» тест ЕГЭ.

Вот и подходит к концу наша встреча . Чему вы научились на уроке?  .

Где вы можете применить знания, которые вы  приобрели на  уроке?

 Эти знания помогут вам лучше ориентироваться в жизни и всегда оставаться порядочными людьми, а поможет этому скромный труд учителей нашей школы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Лист УСПЕШНОСТИ

Ученика 11 «а» класса ___________________________

Критерии самооценки:

Справился, всё было понятно – 2 балла

Справился, но были затруднения – 1 балл

Не справился, многое осталось непонятным – 0 баллов

Этапы урока

Задачи этапа

Вид оценки

Работа с документами

Учимся анализировать исторические источники

Самооценка

Постановка цели и  задач урока

Учимся грамотно формулировать цели

и задачи урока.

Самооценка

Подготовка опережающего задания

Грамотно формулировать вопросы,  

Правильно, быстро и точно отвечать на вопросы собеседника.

Участие в презентации подготовленного материала.

Оценивает лидер группы. ( от 0 баллов до 5 баллов)

Задание «ПУТАНИЦА»

Расставить в правильной последовательности слова в определении «ОТТЕПЕЛЬ»

Самооценка

Выполнение теста

Проверить усвоение нового материала.

Взаимопроверка ( от 0 баллов до 5 баллов

Физкультминутка

Грамотно и чётко реагировать на

верные и ложные утверждения

Самооценка

Критерии успешности:

 16-18 балла (моя оценка 5) - У меня сегодня на уроке всё получилось.

 13-15 баллов (моя оценка 4) - Я старался(ась), но ещё есть над чем работать.

 10-12 баллов( моя оценка 3) - Мне ещё много нужно работать и я обязательно стану успешнее.


 



Предварительный просмотр:

Урок истории России

11 класс

Тема: «Свет» и «тени» в духовной жизни советского общества» эпохи Н.С. Хрущева.

      Цель урока: познакомить учащихся с культурным развитием общества в период                         «оттепели»; определить особенности духовной жизни советских людей; раскрыть противоречивость и ограниченность провозглашенной свободы творчества; показать роль Н.С. Хрущева в развитии культуры и искусства; сделать выводы о позитивных и негативных проявлениях «оттепели».

Схема урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  1. Музыкального фрагмента П.И. Чайковского «Времена года.  Апрель.

Подснежник». 

2.1 Просмотр фрагмента фильма «Стиляги»

     2.2 Факты «белого» для группы оптимистов.

     2.3 Факты «черного» для группы пессимистов.

3. Физкультминутка: проверка домашнего задания.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

  1. Организационный момент                                                                                        

При подготовке к уроку класс делится на две группы - «оптимистов» и «пессимистов». Учащиеся  получают опережающее задание – подобрать факты для характеристики культурной жизни советского общества периода «оттепели» в соответствии с группой: «оптимисты» - «белые» (положительные); «пессимисты» - «черные» (негативные).  Работа обучающихся в группах.

Урок начинается с музыкального фрагмента П.И. Чайковского                 «Времена года.  Апрель. Подснежник».

Учитель:

На фоне музыки учитель читает четверостишие:

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

     Тема нашего сегодняшнего урока «Свет» и «тени» в духовной жизни советского общества» эпохи Н.С. Хрущева.

 (Слайд ) Мы поговорим не только о той весне, которая наступает обычно в марте ; но в большей степени о той весне 50-60-х годов XX века. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем.

Чтение стихотворения Бориса Пастернака обучающимся!!! о хрущевской «оттепели». Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник».

  Во всем мне хочется дойти

  До самой сути.

  В работе, в поисках пути

  В сердечной смуте.

  До сущности протекших дней,

  До их причины,

  До оснований, до корней, до сердцевины.

 Все время, схватывая нить

 Судеб, событий.

 Жить, думать, чувствовать, любить,

  Свершать открытья.

  1. Изучение нового материала

     Учитель.

В развитии культуры в конце 50-х – 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.

     Духовную атмосферу определяли события, связанные со смертью Сталина и изменениями в политическом руководстве, осуждение культа личности, возвращение репрессированных. С другой стороны, сущность режима не изменилась. Поэтому возникают и некоторое время борются две тенденции: попытки реализации провозглашенной свободы творчества, освобождения его от сталинских пут – и прежнее отношение к литературе и искусству, идеологизированное и утилитарное.

     Сегодня мы и попытаемся окунуться в ту эпоху, подышать воздухом той свободы, и определить чего же было больше в духовной жизни общества белого или черного.

     Вашей задачей было подобрать факты, свидетельствующие о подлинном раскрепощении общества в культурной сфере – это первая группа «оптимисты»; и факты, подтверждающие, что в отношении культуры сохраняется давление со стороны руководства страной и партией – это «пессимисты».

Прежде чем приступят, к выступлениям группы учащихся давай обратимся к современному нашумевшему фильму «Стиляги». Посмотрим эпоху того времени через эти эпизоды фильма. Смотрите внимательно, потом нужно будет ответить на вопросы по данным эпизодам. (Слайд )

Учитель:

  • Что вы увидели из этих эпизодов?
  • Как проявляется в этом фильме период «Оттепели»?
  • Посмотрите на внешний вид людей всех очень внимательно.
  • Кем они были в жизни повседневной? (они были интеллигенцией)     

Далее идет выступление обучающихся по группам.

Первыми выступают «оптимисты». На основе их выступлений «пессимисты» должны сформулировать вывод о том, что такое «оттепель» и записать в тетрадь.

Факты «белого» для группы оптимистов.

     Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония:               В. Мейерхольда, Бориса Пильняка, Осипа Мандельштама, И. Бабеля. После долгого перерыва стали издаваться книги Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи Сергея Есенина. (Слайд ) В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX - начала ХХ в. Выставлялись картины 20-30-х гг., долгие годы, пылившиеся в запасниках. (Слайд )

     Первым проявлением культурной «оттепели» стала статья Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в «Новом мире», который редактировал А. Твардовский. (Слайд )

      Были напечатаны повесть И. Эренбурга «Оттепель» (именно после ее появления слово стало общественно значимым), роман М. Дудинцева «Не хлебом единым». Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы: почему правда («искренность») в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо. (Слайд )

      Возникали новые литературно-художественные журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Советский экран», «Музыкальная жизнь» и др. Расширились возможности публикаций для молодых поэтов, прозаиков, критиков. Возобновилось издание журнала «Иностранная литература», и советские читатели получили возможность шире знакомиться с мировым литературным процессом. Самыми популярными среди интеллигенции  и молодежи писателями Запада были Э.М. Ремарк и Э. Хемингуэй. (Слайд)

     Основным направлением поисков художественной интеллигенции было стремление показать жизнь такой, какая она есть, без «лакировки», парадности и шумихи, без надуманного героизма – жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были: стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, песни Окуджавы и Галича, повести Аксенова, первая часть трилогии Симонова «Живые и мертвые», фильмы «Летят журавли» (Калатозова), «Баллада о солдате» (Чухрая), «Весна на Заречной улице» (Хуциева). (Слайд )

     В Москве открылись новые театры «Современник» (главный режиссер Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссер Любимов), которые привлекали внимание не только актуальными постановками, но и игрой многих актеров.

(Слайд )

В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи.

     Это время принесло такие смелые, высокохудожественные, проникнутые правдой и гражданственностью  произведения, как поэма А. Твардовского «Теркин на том свете», стихотворение «Наследники  Сталина» Е.А. Евтушенко, рассказ «Враги» Казакевича, роман «Битва в пути» Николаевой. Были напечатаны десятки документальных повестей и воспоминаний, раскрывших перед читателями ужасы незаконных репрессий, бесчеловечного быта сталинских лагерей. (Слайд )

     Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему, но сильной по гуманистическому звучанию повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот «простой советский человек», именем которого клялись  сталинисты всех мастей. Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии.  Но премия Солженицыну присуждена не была. (Слайд ).

     Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в 6 раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства.

Мировое признание получили труды ряда советских ученых. В 1956 г. Нобелевскую премию получил Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций, ставшей основой получения новых соединений – пластических масс, превосходящих по свойствам металлы.

В 1962 г. эта же премия была присуждена Л.Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. Фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики Н.Г. Басова и А.М. Прохорова (Нобелевская премия 1964 г.).

В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер, открыта цветная голография. В 1957 г.  был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон.

     Важную роль в духовной жизни сыграло некоторое раскрепощение в исторической науке. Появляются новые журналы: «Вестник истории мировой культуры», «Мировая экономика и международные отношения», «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история» и др. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (по деятельности социалистических партий  России). Это способствовало восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.

     Заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые проведен в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, ежегодно проводимый с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (Пабло Пикассо и др.)

После выступления группы учитель предлагает «пессимистам» ответить на вопрос

  • Что такое «оттепель»? определить ее характерные черты. (Слайд )

Вывод записывается в тетрадь.

Под «оттепелью» подразумевалось особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны. Поколение «оттепели» не вписывалось в ходульный образ настоящего «советского человека». (Слайд )

Позднее появится термин «шестидесятники» - так назовут людей, которые восприняли перемены после смерти Сталина и ХХ съезда как начало оздоровления общества и пытались сделать как можно больше для обновления, очеловечивания всей общественной жизни. (Слайд )

Учитель. 

И все-таки это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «легкий морозец».

Политическое руководство страны стремилось удержать культуру в жестких рамках. Контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции постоянно усиливался.

Далее слово предоставляется «пессимистам», а «оптимисты» должны сформулировать вывод по их выступлениям.

Факты «черного» для группы «пессимистов».

     Партийные взгляды на роль литературы и искусства в обществе остались прежними: «Высшее общественное назначение литературы и искусства – поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма», хороши лишь те авторы, которые «в политике партии, в ее идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения». Против этого выступал А. Фадеев. Он добивался изъятия у Министерства культуры идеологических функций, что привело к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он писал: «Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено… Литература – эта святая из святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых высоких трибун…раздался новый лозунг – «Ату ее!».

     Самым драматичным событием культурной жизни конца 50-х гг. стало гонение на Бориса Пастернака. Поэт и прозаик Борис Пастернак в течение многих лет работал над романом о революции и гражданской войне «Доктор Живаго». Стихи из этого романа были напечатаны в советских журналах еще в 1947 г. Однако сам роман автору напечатать не удавалось, так как тогдашние цензоры усматривали в нем отступления от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатана в Италии. В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот ненапечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение Пастернака со стороны Суслова, Хрущева и тогдашнего руководства культурой. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Он был исключен из Союза писателей. (Слайд )

Из постановления президиума правления Союза писателей СССР:

«Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго» обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли. Идея романа фальшива и ничтожна. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом.  Учитывая политическое и моральное падение Б. Пастернака, его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, прогресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания «холодной войны», - президиум правления Союза писателей лишает Пастернака звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР (принято единогласно)».

Из речи секретаря ЦК ВЛКСМ Семичастного: «Паршивую овцу мы имеем в лице Пастернака… взял и плюнул, в лицо народу… Свинья не сделает того, что он сделал».

Практически все писатели и публицисты вынуждены были присоединиться к этой недостойной кампании, подвергая Пастернака оскорблениям. Между тем сам роман не содержал в себе ничего антисоветского. Это был рассказ о сложных судьбах и взаимоотношениях людей в условиях революции и гражданской войны. Шельмование Пастернака вынудило его отказаться от Нобелевской премии.

Из телеграммы Пастернака в Шведскую академию: «В связи со значением, которое придает вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу вас не принять с обидой мой добровольный отказ»

Сам Пастернак написал в эти дни стихотворение «Нобелевская премия»,

ставшее известным годы спустя:

Чтение стихотворения учащимся …. под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник».

Я пропал, как зверь, в загоне.

Где-то воля, люди, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

Что же сделал я за пакость,

Я – убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой страны моей. (Слайд )

Контроль аппарата за деятельностью художественной интеллигенции постоянно усиливался. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства центрального комитета партии с деятелями литературы и искусства. На встречах с ее представителями Хрущев по-отечески наставлял писателей и художников, как им следует работать, критиковал формалистов, оторвавшихся от народа. Хрущев слабо разбирался в вопросах культуры, имел самые средние вкусы, которые приобретали характер официальных оценок.

«Некоторые представители искусства судят о действительности только по запахам отхожих мест, изображают людей в нарочито уродливом виде, малюют свои картины мрачными красками, которые только и способны повергать людей в состояние уныния, тоски и безысходности…»

«Это  порнография, это не искусство. Это претит! Даже абстрактная мазня объявляется концом, венцом. Какой дурак пойдет под этим знаменем!»

«В вопросах художественного творчества Центральный комитет партии будет добиваться от всех неуклонного проведения партийной линии. В литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения, которые вдохновляют народ и сплачивают его силы».

Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки у самых широких слоев населения. В письме Хрущеву, тов. Семенова из Владимира писала: «Вам не следовало выступать. Ведь вы не специалист в области искусства. Но хуже всего то, что высказанная вами оценка принимается как обязательная».

Систематической критике – за «упаднические тенденции», «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» - подвергались писатели Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев. Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», одно из наиболее впечатляющих произведений о войне, завершенный автором в 1960-м г., был изъят у него органами госбезопасности и увидел свет только в конце 80-х гг.

Хрущев осуждал Андрея Вознесенского.

В 1963 г. на встрече в Кремле Хрущев, обращаясь к поэту,  грозил ему кулаком и

угрожающе кричал: «Предатель. Посредник наших врагов. Ты не член моей партии, господин Вознесенский! (Слайд ) Ты не на партийной позиции. Для таких – самый жестокий мороз…Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты, какой Пастернак! Получайте паспорт и езжайте к чертовой бабушке. К чертовой бабушке!»

Большинство поэтов, писателей, кинематографистов, художников, считавшихся прогрессивными, не имели достаточно мужества, чтобы открыто противостоять Хрущеву и его свите. Но встречались и исключения. На выставке московских художников он распекал абстракционистов и формалистов. В частности критиковал скульптора Эрнста Неизвестного, не имея никакого понятия ни о его произведениях, ни о самом авторе.

«Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное заведение, платит народу такой черной неблагодарностью. Мы осуждаем, и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью.»

Эрнст Неизвестный – боевой командир в Отечественную войну – возмутился, снял свою рубаху перед Хрущевым, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев, еще не растерявший свой демократизм, был поражен этим и смущен.

После смерти Хрущева именно Э. Неизвестный сделал по просьбе членов семьи Никиты Сергеевича памятник на его могиле: позолоченная улыбающаяся голова Хрущева на фоне черно-белой стены. Контрастные цвета символизируют противоречия хрущевской эры, парадоксы в характере самого бывшего Первого секретаря ЦК КПСС.

После выступления группы подводятся итоги, формулируется вывод и записывается в тетрадь.

Вывод группы.

Несмотря на появление новых произведений, в которых пробивались ростки свободомыслия, в целом политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы, оставаясь под контролем коммунистической партии.

(Слайд )

      Далее учитель представляет учащимся поэтов-шестидесятников, которые были  свидетелями той эпохи – Беллу Ахмадулину и Евгения Евтушенко.

 Учащиеся знакомят с биографией поэтов:

Белла Ахмадулина.

Белла Ахатовна Ахмадулина – поэтесса, прозаик, переводчик. Родилась в Москве в 1937 году. Окончила литературный институт имени Горького. С 1955 года публикуется в газетной и журнальной периодике. Ее первый сборник «Струна» вышел в 1962 г. Для Ахмадулиной характерны обостренное восприятие действительности, точная образность стиха, высоко эмоциональная передача мыслей и чувств. Ее стихи, написанные в лучших традициях русской лирики, изящны и музыкальны.

Ахмадулина – почетный член Американской Академии искусств и литературы, лауреат Государственной премии СССР.

Есть поэты, как бы совершенно отдельно живущие от своих стихов. Белла Ахмадулина, в противоположность им, на свои стихи очень похожа. Выражение «поэт – это небожитель» по отношению к ней имеет не переносное, а вполне прямое значение.

Евгений Евтушенко.

Евгений Александрович Евтушенко – поэт, прозаик, публицист, переводчик, киносценарист, режиссер. Родился в 1933 г. на станции Зима Иркутской области. Рос и учился в Москве, был студентом Литературного института им. Горького. Первая публикация стихов состоялась в 1949 г. В 1952-м голу принят в Союз писателей, тогда же вышел первый сборник Евтушенко. Он выпустил более 40 поэтических книг. Его произведения переведены на 70 языков мира. Действительный член Европейской Академии Наук и искусств, в настоящее время живет и работает в США. Он по-прежнему самый популярный русский поэт, единственный, способный собрать тысячные залы. Он по-прежнему – боец и трибун.

Учитель:

В 50-е гг. началось обновление системы образования. Ликвидировалось раздельное обучение мальчиков и девочек. Открылись новые ВУЗы.

В 1958 г. началась школьная реформа. Вводилось обязательное 8-летнее обучение. Для желающих обучаться в ВУЗе вводился обязательный 2-годичный трудовой стаж. Была отменена плата за обучение в старших классах школы и ВУЗах. (Слайд )

Подводя итоги урока, учащимся предлагаются для обсуждения следующие вопросы:

  1. Что определяло духовную жизнь советского общества?
  2. Какие события в стране обусловили надежду на свободу?
  3. Что такое хрущевская «оттепель»? Чем она закончилась?
  4. Чего было больше «белого» или «черного» в духовной жизни советских людей?

(Сайд )

Учитель:

Урок  закончиваеся словами М. Ромма о роли Хрущева:

«Пройдет совсем немного времени и забудется и манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах, освобожденные им люди. Хрущев та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет, не только добро, но и отчаянное личное мужество». (Слайд )

Учащиеся получают домашнее задание написать сочинение-размышление на тему «Оттепель» - это еще не весна». (Слайд )



Предварительный просмотр:

Задание: из предложенных слов составить определение «оттепели».

Страна, демократизация, духовное, общество, с,  начало, и, состояние, жизнь, связанное, обновление, особое.

Под «оттепелью» подразумевалось особое  состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны



Предварительный просмотр:

Работа с документами:

  1.  «Моё поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха ХХ съезда – эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому: этот неизбывный российский спор – о главном. К нам возвращались не только люди и имена – к нам возвращалась вера. Мы ни секунды не сомневались в том, что будущее за нами, что ни какая двойная бухгалтерия уже невозможна».

       …..Из воспоминаний современника.

  1.  «….высшее общественное назначение литературы и искусства ----поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма; хороши лишь те авторы, которые в политике партии, в её идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения….»

          Из постановления президиума правления СП СССР, 1958 г.

Вопрос: Какие две стороны духовной жизни общества просматриваются при анализе этих документов?



Предварительный просмотр:

                         Тест: Эпоха «Оттепели»

  1. Автором термина оттепель является писатель:

А) И.Бродский;  Б) К.Чуковский;  В) И.Эренбург

      2. Над головой какого известного поэта- шестидесятника Н.С. Хрущев в прямом смысле этого слова занёс кулак во время одного из совещаний:

          А) А.Вознесенский;  Б) Р. Рождественский;  В) Е. Евтушенко

     3. Автор повести «Один день Ивана Денисовича»:

         А) А. Солженицын;  Б) А. Твардовский;  В) М. Шолохов

      4. Какое из предложенных понятий не связано с оттепелью:

         А) диссиденство     Б) реабилитация  В) космополитизм

      5. В каком театре служил В.Высоцкий:

         А) МХАТ;  Б) на Таганке   В) Современник 

6.Автор памятника Н.С.Хрущеву:

          А) В.Шубин;  Б) А.Мухина;   В) Э.Неизвестный

7. В 1958 году в СССР введено обязательное образование; 

          А) 8 классов;    Б) 9 классов;   В)10 классов;

8) Кто из советских ученых стал лауреатом  Нобелевской премии  в эпоху Хрущева:

          А) В.П.Аксенов;  Б) Л.Д.Ландау;  В) С.И.Кирсанов 

9) Автор слов: «две России глянули друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили»:

             А) Н.С.Хрущев;  Б.А.Пильняк;  В) А.А.Ахматова

10) Развенчание культа личности И.В.Сталина произошло на:

             А) 20 съезде КПСС;  Б)  21 съезде КПСС;   В) 22 съезде КПСС;                         



Предварительный просмотр:

1954г.-  начало освоения целины

1961г. -  первый полет человека в космос

1962г. -  Карибский кризис

1957г. -  запуск первого искусственного спутника Земли

1956г. -  ХХ съезд КПСС

1964г. -  отставка  Н.С.Хрущева

1959г. – ХХ1 съезд КПСС



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СВЕТ» И «ТЕНИ» ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ЭПОХИ Н.С.ХРУЩЕВА.

Слайд 2

Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония: В. Мейерхольда, Б. Пильняка, О.Мандельштама. После долгого перерыва стали издаваться книги А.Ахматовой, М.Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С.Есенина. Огромной популярностью пользовались произведения Г.Свиридова и песни А. Пахмутовой на стихи Н.Добронравова. Н.С.Хрущев и деятели культуры.

Слайд 4

. «Оттепель» весны 50-60-х годов XX века, Известный советский писатель И. Эренбург называет этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем. И.Эренбург.

Слайд 5

Новые литературно-художественные журналы

Слайд 6

В Москве открылись новые театры «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке

Слайд 7

А.И.Солженицын

Слайд 8

Белла Ахмадуллина

Слайд 9

Андрей Вознесенский

Слайд 10

Евгений Евтушенко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Борис Пастернак лауреат Нобелевской премии в области литературы

Слайд 2

«Предатель. Посредник наших врагов. Ты не член моей партии, Господин Вознесенский!» Слова Н.С. Хрущева А. Вознесенский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Дидактический материал для проведения  промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....

Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"

Тест в формате ЕГЭ  может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе  по теме "Духовная сфера жизни общества"...

"Культура и духовная жизнь общества".

Презентация к уроку обществознания в 10 классе....

Тест по обществознанию "Духовная жизнь общества"

Тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса по теме "Духовная жизнь общества". Ключ к тесту прилагается....

Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Подробна разработка урока+презентации....

Презентация по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Презентация к уроку обществознания в 10 классе "Культура и духовная жизнь общества", расчитана для работы на 2 уроках при использовании учебника под редакцией  БоголюбоваЛ.Н., Лабезниковой А.Ю....

Презентация и конспект урока на тему: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

План урока:Финал «оттепели».Время новых героев. Зарождение общественных движений.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».Советское общество.Повседневная жизнь....