Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС-21 ООО); Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, опубликованной 30 декабря 2018 года на портале Министерства просвещения РФ; Методических рекомендаций по преподаванию предмета «изобразительное искусство» в 2022-2023 учебном году. (Утверждено Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) ПООП НОО и ПООП ООО, размещено на портале https://fgosreestr.ru)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo._5_klass.docx | 79.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Приказом от «____» _____________ 2022 г. №______
________________________ Т.В. Дидич
« _____ » _______________ 2022 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
(ID 551843)
для 5 класса основного общего образования
2022-2023 учебный год
Учитель: Величутина Ольга Васильевна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № ___ от «_____ » ______________ 2022 г.
г. Советский
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе:
- Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС-21 ООО);
- Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, опубликованной 30 декабря 2018 года на портале Министерства просвещения РФ;
- Методических рекомендаций по преподаванию предмета «изобразительное искусство» в 2022-2023 учебном году.
(Утверждено Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) ПООП НОО и ПООП ООО, размещено на портале https://fgosreestr.ru)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Основные формы учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования по предмету «Изобразительное искусство» кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые являются основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.
В учебном процессе предполагается сочетание историко-культурологической, искусствоведческой исследовательской работы учащихся и собственно художественной проектной деятельности, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Целью изучения модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразно-художественными материалами.
Задачами модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» являются:
-освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
-формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
-формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
-приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
-формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
-овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
-развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
-воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков изобразительного искусства предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;
-побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования».
Большое значение имеет связь предмета «Изобразительное искусство» с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования. Каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы.
Срок освоения рабочей программы: 5 классы, 1 год.
Количество часов в учебном плане на изучение предмета 1 час в неделю (34 учебные недели)
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим издания под редакцией Б.М. Неменского
- Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно–прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского;
- Пособие для учащихся: Н.А. Горяева «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского;
- Пособие для учителей: Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
5 КЛАСС
Модуль № 1. «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.
Раздел 2. Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада.
Образно-символический язык народного прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.
Раздел 3. Убранство русской избы
Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и символического – в её постройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.
Декоративные элементы жилой среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
Раздел 4. Народный праздничный костюм
Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма – северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников.
Раздел 5. Народные художественные промыслы
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения.
Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом.
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов.
Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций.
Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России.
Раздел 6. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей.
Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта – в культуре разных эпох.
Раздел 7. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак.
Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений.
Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно- нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, т.е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Изобразительное искусство»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве;
- обобщать форму составной конструкции;
- анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
- структурировать предметно-пространственные явления;
- сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
- абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
- использовать электронные образовательные ресурсы;
- уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
- публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бе- режно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и отражают сформированность умений.
Базовый уровень:
- знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
- иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
- характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;
- уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;
- распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
- распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;
- знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
- различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;
- владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
- знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
- овладеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
- знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
- уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
- знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;
- иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
- освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
- осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
Повышенный уровень:
- знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
- иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;
- объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;
- рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;
- называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;
- характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
- уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;
- различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
- объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
- иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
- уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
- характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;
- понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;
- ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;
- овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Направления коррекционно-развивающей работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания
- развитие наблюдательности
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций (классификации, обобщения, анализа, синтеза)
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления
- развитие речи и обогащение словаря
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС (34 часа)
Модуль № 1. «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы* |
1 раздел. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве | 1ч | ||
1 | Декоративно-прикладное искусство и его виды | 1 | Урок «Декоративно-прикладное искусство» (Videouroki.net) https://videouroki.net/video/24-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo.html |
2 раздел. Древние корни народного искусства | 1ч | ||
2 | Древние образы в народном искусстве | 1 | Урок «Древние образы в народном искусстве» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7825/start/312989/ |
3 раздел. Убранство русской избы | 3ч | ||
3 | Убранство русской избы | 1 | Урок «Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7826/start/313020/ Правильный домик в деревне, или Строим избу, учась на опыте предков // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/themes/401/pravilnyi-domik-v-derevne-ili-stroim-izbu-uchas-na-opyte-predkov |
4 | Внутренний мир русской избы | 1 | |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда | 1 | |
4 раздел. Народный праздничный костюм | 4ч | ||
6 | Народный праздничный костюм | 1 | Урок «Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7827/start/276982/ Урок «Русский народный костюм» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/960/ Урок «Народные праздничные обряды» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7828/start/277014/ Тест: разбираетесь ли вы в костюмах разных народов? // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/materials/256757/test-razbiraetes-li-vy-v-kostyumakh-raznykh-narodov |
7 | Искусство народной вышивки | 1 | |
8 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | |
9 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | |
5 раздел. Народные художественные промыслы | 9ч | ||
10 | Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России | 1 | Урок «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7832/start/277138/ Урок «Древние образы в современных народных игрушках» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7829/start/313051/ Урок «Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7830/start/313083/ «Гжель» - происхождение и значение слова // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/gzhel/ Почему гжель сине-белая // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/s/vopros/gzhel/ Урок «Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7831/start/313112/ Технология росписи по металлу в деревне Жостово Мытищинского района Московской области // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/objects/401/tekhnologiya-rospisi-po-metallu-v-derevne-zhostovo-mytishinskogo-raiona-moskovskoi-oblasti Старинные ремесла: 5 мест на карте России // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/materials/132229/starinnye-remesla-5-mest-na-karte-rossii Традиционная технология палехской лаковой миниатюры // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/objects/2876/tradicionnaya-tekhnologiya-palekhskoi-lakovoi-miniatyury Музеи народных промыслов России // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/touristRoutes/567/muzei-narodnykh-promyslov-rossii |
11 | Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов | 1 | |
12 | Праздничная хохлома. Роспись по дереву | 1 | |
13 | Искусство Гжели. Керамика. | 1 | |
14 | Искусство Гжели. Керамика. | 1 | |
15 | Городецкая роспись по дереву. | 1 | |
16 | Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи | 1 | |
17 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | |
18 | Искусство лаковой живописи | 1 | |
6 раздел. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов | 8ч | ||
19 | Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций | 1 | Урок «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7834/start/313175/ Урок «Зачем людям украшения» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7833/start/313143/ Урок «Одежда говорит о человеке. Часть 1» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7835/start/313206/ Урок «Одежда «говорит» о человеке. Часть 2» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7836/start/280792/ Урок «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7839/start/313480/ Урок «Ты сам мастер» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7841/start/313539/ От прялки до резной скамьи: 5 экспонатов Всероссийского музея декоративного искусства // КУЛЬТУРА.РФ https://www.culture.ru/materials/256262/ot-pryalki-do-reznoi-skami-5-eksponatov-vserossiiskogo-muzeya-dekorativnogo-iskusstva |
20 | Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций | 1 | |
21 | Особенности орнамента в культурах разных народов. | 1 | |
22 | Особенности орнамента в культурах разных народов | 1 | |
23 | Особенности конструкции и декора одежды. | 1 | |
24 | Особенности конструкции и декора одежды | 1 | |
25 | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры. | 1 | |
26 | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры | 1 | |
7 раздел. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека | 8ч | ||
27 | Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства. | 1 | Урок «Современное выставочное искусство» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7840/start/313511/ Урок «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Часть 1» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7837/start/313452/ Урок «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Часть 2» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7838/start/313567/ Урок «Геральдика» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/1321/ |
28 | Прикладная и выставочная работа современных мастеров декоративного искусства | 1 | |
29 | Символический знак в современной жизни | 1 | |
30 | Искусство геральдики | 1 | |
31 | Создание художником эмблем, логотипов, указующих или декоративных знаков | 1 | |
32 | Декор современных улиц. | 1 | |
33 | Украшения предметов нашего быта. | 1 | |
34 | Декор повседневный и декор праздничный. | 1 | |
ИТОГО: | 34ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС (34 часа)
Модуль № 1. «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№ п/п | Дата план | Тема урока | Форма контроля/практическая часть урока | Основное содержание урока |
1 | 07.09 | Декоративно-прикладное искусство и его виды | Устный опрос | Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей. |
2 | 14.09 | Древние образы в народном искусстве | Практическая работа | Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа, его связь с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Образно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Знаки-символы как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, структуре мира, как память народа. |
3 | 21.09 | Убранство русской избы | Практическая работа | Конструкция избы и функциональное назначение её частей. Роль природных материалов. Единство красоты и пользы. Архитектура избы как культурное наследие и выражение духовно-ценностного мира отечественного крестьянства. |
4 | 28.09 | Внутренний мир русской избы | Практическая работа | Традиционное устройство внутреннего пространства крестьянского дома и мудрость в его организации. Основные жизненные центры (печь, красный угол и др.) и декоративное убранство внутреннего пространства избы. |
5 | 05.10 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда | Практическая работа | Предметы народного быта: прялки, ковш-черпак, деревянная посуда, предметы труда, их декор. Утилитарный предмет и его форма-образ. Роль орнаментов в украшении предметов. Характерные особенности народного традиционного быта у разных народов. |
6 | 12.10 | Народный праздничный костюм | Устный опрос | Образ красоты человека и образ его представлений об устройстве мира, выраженные в народных костюмах. Красота народного костюма. Конструкция и образ женского праздничного народного костюма – северорусского (сарафан) и южнорусского (понёва). Особенности головного убора. Мужской костюм. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. |
7 | 19.10 | Искусство народной вышивки | Практическая работа | Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке: геометрических, растительных, сюжетных, изображений зверей и птиц, древа жизни. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны. |
8 | 26.10 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Практическая работа | |
9 | 09.11 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | Тестирование | Календарные народные праздники и присутствие в организации обрядов представлений народа о счастье и красоте. |
10 | 16.11 | Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России | Устный опрос | Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России. Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.). |
11 | 23.11 | Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов | Практическая работа | Магическая роль игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности сюжетов, формы, орнаментальных росписей глиняных игрушек. Древние образы игрушек в изделиях промыслов разных регионов |
12 | 30.11 | Праздничная хохлома. Роспись по дереву | Практическая работа | Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы». |
13 | 07.12 | Искусство Гжели. Керамика. | Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии. | |
14 | 14.12 | Искусство Гжели. Керамика. | Практическая работа | |
15 | 21.12 | Городецкая роспись по дереву. | Практическая работа | Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи. |
16 | 28.12 | Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи | Практическая работа | |
17 | 11.01 | Жостово. Роспись по металлу | Устный опрос | Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения. |
18 | 18.01 | Искусство лаковой живописи | Тестирование | Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры. |
19 | 25.01 | Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций | Устный опрос | Выражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей. Традиции построения орнаментов, украшения одежды, предметов, построек для разных культурных эпох и народов. |
20 | 01.02 | Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. | Практическая работа | |
21 | 08.02 | Особенности орнамента в культурах разных народов | Практическая работа | Основные орнаментальные мотивы для разных культур. Традиционные символические образы. Ритмические традиции в построении орнамента. Особенности цветового решения. Соотношение фона и рисунка. Орнамент в постройках и предметах быта. |
22 | 15.02 | Особенности орнамента в культурах разных народов. | Практическая работа | |
23 | 22.02 | Особенности конструкции и декора одежды | Практическая работа | Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Одежда для представителей разных сословий как знак положения человека в обществе. |
24 | 01.03 | Особенности конструкции и декора одежды. | Практическая работа | |
25 | 15.03 | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры | Практическая работа | Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта и одежды членов общества в культуре разных эпох. Выражение в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства мировоззренческих представлений и уклада жизни людей разных стран и эпох. |
26 | 22.03 | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры. | Практическая работа | |
27 | 05.04 | Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства. | Устный опрос | Многообразие материалов и техник современного декоративно- прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды, ювелирное искусство и др.). Прикладная и выставочная работа современных мастеров декоративного искусства. |
28 | 12.04 | Прикладная и выставочная работа современных мастеров декоративного искусства | Практическая работа | |
29 | 19.04 | Символический знак в современной жизни | Практическая работа | Государственная символика и традиции геральдики. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Создание художником эмблем, логотипов, указующих или декоративных знаков. |
30 | 26.04 | Искусство геральдики | Практическая работа | |
31 | 03.05 | Создание художником эмблем, логотипов, указующих или декоративных знаков. | Практическая работа | |
32 | 10.05 | Декор современных улиц. | Практическая работа | Украшения современных улиц. Роль художника в украшении города. Украшения предметов нашего быта. Декор повседневный и декор праздничный. Роль художника в создании праздничного облика города. |
33 | 17.05 | Украшения предметов нашего быта. | Практическая работа | |
34 | 24.05 | Декор повседневный и декор праздничный. | Устный опрос |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока по КТП | Дата по плану по КТП | Дата по факту | тема | Причина корректировки* | Способ корректировки** |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету математика для 7 класса основного общего образования
Рабочая программа по математике для 7 класса уровня основного общего образования составлена на основе:1. Федерального компонента государственного стандарта основног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу « Изобразительное искусство» на уровень основного общего образования
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2, составлена на осно...
Рабочая программа по иностранному языку для 5 класса основного общего образования 2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана на основе примерной программы по английскому языку (Москва «Просвещение», 2011 г.) и учебно-методического комплекса: Ю. Е. В...
Рабочая программа по иностранному языку для 6 класса основного общего образования 2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса разработана на основе примерной программы по английскому языку (Москва «Просвещение», 2011 г.) и учебно-методического комплекса: Ю. Е. В...
Рабочая программа по иностранному языку для 8 класса основного общего образования 2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса разработана на основе примерной программы по английскому языку (Москва «Просвещение», 2011 г.), авторской программы М.В. Вербицкой &la...
Рабочая программа по иностранному языку для 10 класса основного общего образования 2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 10 класса разработана на основе примерной программы по английскому языку (Москва «Просвещение», 2008 г.) и примерной программы по иностранному ...
Рабочая программа по иностранному языку для 11 класса основного общего образования 2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 11 класса разработана на основе примерной программы по английскому языку (Москва «Просвещение», 2011г.) и примерной программы по иностранному я...