РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу « Изобразительное искусство» на уровень основного общего образования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Куприянова Людмила Леонидовна

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2, составлена на основе  авторской программ «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского. (Издательство «Просвещение» 2009 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_5-8_kl.docx66.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрена»

Руководитель ШМО __________/_ О.П. Гренкова

                                 ФИО

Протокол № 1

от « 27 » августа 2020 г.

«Согласована»

Заместитель директора МБОУ ЯСШ № 2

__________/_О.А.Терехова

                                 ФИО

от «27» августа 2020 г.

«Утверждена»

Директор МБОУ ЯСШ №2

Приказ №181

от «28» августа 2020г.

Директор  школы

___________О.А.Новикова

 «Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Союза

Н.А.Данюшина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по курсу « Изобразительное искусство»

на уровень основного общего образования

 

учитель: Куприянова Людмила Леонидовна, первая квалификационная категория

 

Принята на заседании педсовета школы.

Протокол   от 28.08.2020г.  №17

2020 год

Пояснительная записка

Класс 5

Количество часов: 34

всего 34 часа, в неделю 1 час

Класс 6

Количество часов: 34

всего 34, в неделю 1 час

Класс 7

Количество часов: 34

всего 34 в неделю 1 час

Класс 8

Количество часов: 34

всего 34 в неделю 1 час

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2, составлена на основе  авторской программ «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского. (Издательство «Просвещение» 2009 г.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты 

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание  своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении мо-ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-ветственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь-ной, творческой деятельности;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера.

Метапредметные результаты

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де-ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де- ятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  дея-тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

   Предметные результаты

•        формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания  жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

•        развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо-ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

•        освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху-дожественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

•        воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра-женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по-нимании красоты человека;

•        приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

•        приобретение опыта работы различными художественными матери-алами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

•        развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

•        осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

•        развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание курса

5 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Древние корни народного искусства

9

Связь времен в народном искусстве

11

Декор — человек, общество, время

8

Декоративное искусство в современном мире

6

Итого

34

Древние корни народного искусства

 - Декоративно-прикладное искусство и человек;

 - Древние образы в народном искусстве;

 - Убранство русской избы;        

 - Внутренний мир русской избы;

 - Русская изба. Творческая работа;

 - Конструкция и декор предметов народного быта;

 - Русская народная вышивка;

 - Народный праздничный костюм;

 - Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Связь времен в народном искусстве

- Древние образы в современных народных  игрушках;

- Народная игрушка. Творческая работа;

- Искусство Гжели;

- Творческая работа. В стиле Гжель;

- Городецкая роспись;

- Творческая работа. Городецкий стиль;

- Хохлома;

- Творческая работа. Под хохлому;

- Жостово. Роспись по металлу;

- Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте;

- Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы;

Декор-человек, общество, время

- Зачем людям украшения;

- Роль декоративного искусства в жизни древнего общества;

- Искусство и человек;

- Одежда «говорит» о человеке;

- Творческая работа. Исторический костюм;

- О чем рассказывают нам гербы и эмблемы;

- Мой герб. Творческая работа;

- Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы);

Декоративное искусство в современном мире

-Современное выставочное искусство;

- Современное применение декоративно-прикладного искусства;

- Творческая работа. Витраж;

- Ты сам – мастер;

- Промежуточная аттестация;

- Древние образы в современном декоративном искусстве.

Содержание курса

6 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

8

Мир наших вещей. Натюрморт

8

Вглядываясь в человека. Портрет

11

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

7

Итого

34

Виды изобразительного искусства и основы образного

- Изобразительное искусство в семье пластических искусств;

- Рисунок – основа изобразительного творчества;

- Линия и её выразительные возможности;

- Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен;

- Цвет. Основы цветоведения;

- Цвет в произведениях живописи;

- Объёмные изображения в скульптуре;

- Основы языка изображения;

Мир наших вещей

- Реальность и фантазия в творчестве художника;

- Изображение предметного мира – натюрморт;

- Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира;

- Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива;

- Освещение. Свет и тень;

-  Натюрморт в графике;

- Цвет в натюрморте;

- Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы);

Вглядываясь в человека. Портрет

- Образ человека – главная тема искусства;

- Конструкция головы человека и её пропорция4

- Изображение головы человека в пространстве;

 - Графический портретный рисунок и выразительный образ человека;

- Портрет в скульптуре;

- Сатирические образы человека;

- Образные возможности освещения в портрете;

- Портрет в живописи;

- Роль цвета в портрете;

- Цвет- отражение мира;

 - Великие портретисты (обобщение темы);

 

Человек и пространство в изобразительном искусстве

- Жанры в изобразительном искусстве;

- Изображение пространства;

- Правила линейной и воздушной перспективы;

 - Пейзаж. Организация изображаемого пространства;

- Пейзаж-настроение. Природа и художник;

 - Промежуточная аттестация;

- Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

         

          Содержание курса

7 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

Поэзия повседневности

8

Великие темы жизни

11

Реальность жизни и художественный образ

7

Итого

34

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

- Изображение фигуры человека в истории искусства;

 - Пропорции и строение фигуры человека;

- Пропорции;

- Скульптура  человека;

- Скульптура в истории человечества;

- Фигура человека;

- Набросок фигуры человека;

- Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве;

Поэзия повседневности

- Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов;

- Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры;

- Сюжет и содержание в картине;

- Жизнь каждого дня  - большая тема в искусстве;

- Историческая тема в бытовом жанре;

- Жизнь в Смоленском регионе в прошлых веках;

- Праздник в изобразительном искусстве;

- Карнавал;

Великие темы жизни

- Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох;

- Тематическая картина в русском искусстве 19 века;

- Процесс работы над тематической картиной;

- Эскиз;

- Завершение работы;

- Библейские темы в изобразительном искусстве;

- Библейские сюжеты;

- Творческая работа. Библейский сюжет;

- Монументальная скульптура и образ истории народа;

- Изображение монументальной скульптуры;

- Место и роль картины в искусстве 20 века;

Реальность жизни и художественный образ

- Искусство иллюстрации. Слово и изображение;

- Моя Иллюстрация;

- Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве;

- Зрительские умения и их значение для современного человека;

- История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве;

- Промежуточная аттестация;

- Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Содержание курса

8 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

«Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

8

«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств».

5

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры».

12

«Визуально-пространственные искусства»

9

Итого

34

«Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

- Истоки архитектуры и монументальных искусств;

- Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры;

- Место расположения памятника и его значение;

- Монумент славы;

- Выполнение эскиза-проекта монумента славы;

- Истоки монументальных видов искусства;

- Наскальная живопись;

- Памятники культуры Древнего Египта;

«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств»

- Архитектура. Монументальная живопись;

- Монументальная скульптура;

- Синтез искусств в архитектуре. Виды монументальной живописи. Что я знаю о фреске?;

- Витраж. Картины-окна;

- Интерьер как синтез искусств в архитектуре;

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

- Мой интерьер;

- Форма и материал;

- Цвет в архитектуре и дизайне;

- Мой дом – мой образ жизни;

- Нестандартные дома мира;

- Дом-фантазия;

- Интерьер;

- Интерьер комнаты – портрет её хозяина;

- Я дизайнер интерьера;

- Ландшафтный дизайн;

-  Сад моей мечты. Эскиз;

- Сад моей мечты. Завершение творческой работы;

 

«Визуально-пространственные искусства»

- Мода, культура и ты;

- Встречают по одёжке;

- Моделируя себя – моделируешь мир;

- Роль изображения в синтетических искусствах;

- Художник и искусство театра;

- Эстафета искусств. От рисунка к фотографии;

- Промежуточная аттестация;

- Фильм – творец и зритель;

- Подведение итогов.

Тематическое планирование

5 класс

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Древние корни народного искусства

1

1

Декоративно-прикладное искусство и человек.

1

2

2

Древние образы в народном искусстве

1

3

3

Убранство русской избы

1

4

4

Внутренний мир русской избы

1

5

5

Русская изба. Творческая работа

1

6

6

Виды декоративно-прикладного искусства. Керамика

1

7

7

Русская народная вышивка

1

8

8

Народный праздничный костюм

1

9

9

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

Связь времен в народном искусстве

10

1

Древние образы в современных

народных  игрушках

1

11

2

Народная игрушка.Творческая работа

1

12

3

Искусство Гжели

1

13

4

Творческая работа. В стиле Гжель

1

14

5

Городецкая роспись

1

15

6

Творческая работа. Городецкий стиль.

1

16

7

Хохлома

1

17

8

Творческая работа. Под хохлому

1

18

9

Жостово. Роспись по металлу

1

19

10

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

20

11

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Декор — человек, общество, время

21

1

Зачем людям украшения

1

22

2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

23

3

Искусство и человек

1

24

4

Одежда «говорит» о человеке

1

25

5

Творческая работа. Исторический костюм

1

26

6

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

27

7

Мой герб. Творческая работа

1

28

8

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

Декоративное искусство в современном мире

29

1

Современное выставочное искусство.

1

30

2

Современное применение декоративно-прикладного искусства

1

31

3

Творческая работа.Витраж

1

32

4

Ты сам – мастер.

1

33

5

Промежуточная аттестация

1

34

6

Древние образы в современном декоративном искусстве.

1

6 класс

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.).

1

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

2

2

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

3

3

Линия и её выразительные возможности.

1

4

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

5

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

6

6

Цвет в произведениях живописи. 

1

7

7

Объёмные изображения в скульптуре.

1

8

8

Основы языка изображения.

1

Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч.).

9

1

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

10

2

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

11

3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

12

4

Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.

1

13

5

Освещение. Свет и тень.

1

14

6

Натюрморт в графике.

1

15

Цвет в натюрморте.

1

16

7

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч.).

17

1

Образ человека – главная тема искусства.

1

18

2

Конструкция головы человека и её пропорция.

1

19

3

Изображение головы человека в пространстве.

1

20

4

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

1

21

5

Портрет в скульптуре.

1

22

6

Сатирические образы человека.

1

23

7

Образные возможности освещения в портрете.

1

24

8

Портрет в живописи.

1

25

9

Роль цвета в портрете.

1

26

10

Цвет- отражение мира

1

27

11

Великие портретисты (обобщение темы).

1

Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 ч.).

28

1

Жанры в изобразительном искусстве.

1

29

2

Изображение пространства.

1

30

3

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

31

4

Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

1

32

5

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

33

6

Промежуточная аттестация

1

34

7

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

7 класс

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

(8 часов).

1

1

Изображение фигуры человека в истории искусства. 

1

2

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

3

3

Пропорции.

1

4

4

Скульптура  человека.

1

5

5

Скульптура в истории человечества

1

6

6

Фигура человека.

1

7

7

Набросок фигуры человека

1

8

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

Поэзия повседневности (8 часов).

9

1

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

10

2

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1

11

3

Сюжет и содержание в картине.

1

12

4

Жизнь каждого дня  - большая тема в искусстве.

1

13

5

 Историческая тема в бытовом жанре

1

14

6

Жизнь в Смоленском регионе в прошлых веках

1

15

7

Праздник в изобразительном искусстве.

1

16

8

Карнавал

1

Великие темы жизни (11 часов).

17

1

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

18

2

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. 

1

19

3

Процесс работы над тематической картиной.

1

20

4

Эскиз

1

21

5

Завершение работы

1

22

6

Библейские темы в изобразительном искусстве.

1

23

7

Библейские сюжеты

1

24

8

Творческая работа. Библейский сюжет

1

25

9

Монументальная скульптура и образ истории народа.

1

26

10

Изображение монументальной скульптуры

1

27

11

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

Реальность жизни и художественный образ (7 часов).

28

1

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

1

29

2

 Моя Иллюстрация

1

30

3

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1

31

4

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

32

5

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

1

33

6

Промежуточная аттестация

1

34

7

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур. 

1

8 класc

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

«Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

(8 ч.)

1

1

Истоки архитектуры и монументальных искусств.

1

2

2

Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры

1

3

3

Место расположения памятника и его значение

1

4

4

Монумент славы.

1

5

5

Выполнение эскиза-проекта монумента славы

1

6

6

Истоки монументальных видов искусства.

1

7

7

Наскальная живопись

1

8

8

Памятники культуры Древнего Египта

1

«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств»

(5 ч).

9

1

Архитектура. Монументальная живопись

1

10

2

Монументальная скульптура

1

11

3

Синтез искусств в архитектуре

Виды монументальной живописи. Что я знаю о фреске?

1

12

4

Витраж. Картины-окна

1

13

5

Интерьер как синтез искусств в архитектуре

1

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»( 12 ч.).

14

1

Мой интерьер

1

15

2

Форма и материал

1

16

3

Цвет в архитектуре и дизайне.

1

17

4

Мой дом – мой образ жизни

1

18

5

Нестандартные дома мира

1

19

6

Дом-фантазия

1

20

7

Интерьер.

1

21

8

Интерьер комнаты – портрет её хозяина.

1

22

9

Я дизайнер интерьера

1

23

10

Ландшафтный дизайн

1

24

11

Сад моей мечты. Эскиз

1

25

12

Сад моей мечты. Завершение творческой работы

1

«Визуально-пространственные искусства»

(9 ч.)

26

1

Мода, культура и ты.

1

27

2

Встречают по одёжке.

1

28

3

Моделируя себя – моделируешь мир.

1

29

4

Роль изображения в синтетических искусствах.

1

30

5

Художник и искусство театра

1

31

6

Эстафета искусств. От рисунка к фотографии

1

32

7

Промежуточная аттестация

1

33

8

Фильм – творец и зритель

1

34

9

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку 5класс Базовый уровень Основное общее образование

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по английскому языку В.Г.Апалькова, Ю.Е.Ваулиной, О.Е.Подоляко "Программы образовательных учреждений" Английский язык. Предметная линия учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету технология на уровень основного общего образования (5-8 классы)

Обучающийся научится:•          называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства ...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...

Рабочая программа по учебному предмету ХИМИЯ на уровень основного общего образования 8-9 КЛАССЫ

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  составлена на основе Примерной программы по учебным предметам основного общего образования «Химия. 8 – 9 классы», соотве...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» для 10 класса основного общего образования

Адаптированная рабочая программа по математике 10  класса для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (УО) разработана на основе:Федерального закона «Об образовании в Российской Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «АЛГЕБРА» для 7 класса основного общего образования

Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...