«Пейзаж. Природа и художник» урок изобразительного искусства в 6 классе в рамках ЕМД «Реализация программы воспитания через образовательный процесс»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Дарашкевичус Елена Михайловна

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Пейзаж. Природа и художник"  проведен в рамках ЕМД "Реализация программы воспитания через образовательный процесс" - экологическое воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Урок изобразительного искусства ФГОС

Программа: «Изобразительное искусство» автора Б. М. Неменского.

6 класс

Учитель: Дарашкевичус Елена Михайловна                                         Тема урока: «Пейзаж. Природа и художник»

   Цель урока: приобрести  творческий опыт для создания живописного образа природы посредством цветового решения  - иллюстрации к  экологической частушки и формирование уважительного отношения к природе , её сохранение.

-создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе иллюстрирования текста; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса;

-познакомить с русскими художниками пейзажистами и их произведениями: И.И. Шишкин, И.И Левитан, И.К. Айвазовский, А.К. Саврасов; уметь выполнять рисунки в соответствии с текстом, овладеть приёмами работы в живописной технике;

-уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ русских пейзажистов национального жанра- И.И. Шишкина, И.И Левитана, И.К. Айвазовского, А.К. Саврасова.

Задачи: - научить детей работать над общей темой; 

 -  формирование ответственного отношения к природе, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине;

- развитие стремлений к активной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.   
Это ожидаемые результаты образования, так называемые базовые компетенции учащихся – какой вырастет человек, с чем будет шагать по жизни.

Материально-техническое обеспечение урока:

- словарь Даля;

- компьютер для ученика;

- презентация,

- ребусы, кроссворды;

- детские песни на экологическую тему;

- альбомные листы с текстом частушек

Вид занятия: рисунок по заданной теме – иллюстрирование текста экологической частушки;

Тип урока: комбинированный.

Содержание урока

Организационный этап

-Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня на урок первыми сядут те, кто родился весной, те, кто родился зимой, летом, осенью. Желаю всем хорошего настроения и успехов. Чтобы узнать тему урока, мы пройдем небольшой квест. Возьмите на столах лист с номером 1 и выполните задание в парах. Проверка ответов по презентации. (На доске расположены три полоски с надписями пейзаж, природа,
и художник обратной стороной. По ходу урока открываются). Открываем пейзаж.

- Учитель: Давайте попробуем вспомнить формулировку   определения что мы называем пейзажем? (Ответы детей. Молодцы!!! Конечно же,

пейзаж – это картина, на которой изображены лес, поле, река, море горы и т.д.                                                                                                                  – -Учитель: А ответить на определение пейзаж, нам поможет точнее раскрыть понятие (ученик)

-В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это                                                       непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.

 В Википедии определение следующее: пейза'ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, рощу)

А познакомиться с точной формулировкой определения пейзаж, было домашнее  задание,  нам поможет точнее раскрыть понятие  (ученик)

Пейза́ж (в переводе с французского  — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа.  

- Открываем на доске слово ПРИРОДА.

-Учитель: Природа нашей любимой страны многообразна и уникальна. Природа – это жизнь, и она со временем тоже меняется. Изменения происходят каждую секунду, они настолько мимолетны, что хочется уловить и запечатлеть самые красивые мгновения. Именно поэтому художники стараются максимально четко передать цвет неба, дуновение ветерка, колышащее зелень, изобразить мотылька, присевшего на цветок. В каждой пейзажной картине мы узнаем именно свой лес, свое поле, свое море. Художники стремятся передать зрителю всю красоту и величие природы.

- Сейчас познакомимся с выдающимися художниками пейзажистами.

Слайды на презентации.

Ученик 1: Русский художник Иван Иванович Шишкин сумел создать на своих картинах образ могучей русской природы, показывая заповедные места русской глубинки. Сила полотен мастера не в том, что они с фотографической точностью воспроизводят природу, показывая бескрайние просторы полей, море колосьев, на фоне голубых далей, одинокие сосны. Пейзажи Ивана Шишкина порождают мысли о величии и мощи русской природы.

- Ребята, расскажите какая картина вам понравилась больше всего и почему?

Ученик 2: Иван Константинович Айвазовский вошел в историю живописи как самый известный и талантливый маринист. Он написал около 6000 (шести тысячи) картин, в которых изображал морскую стихию, подвиги русских моряков, красоты величественных морских просторов.

- Как вы считаете, какая картина выражает бурные чувства человека?

Ученик 3: Пейзажи Исаака Ильича Левитана часто называют «пейзажами настроения». На его полотнах точно передается изменчивое состояние природы. Через них часто можно почувствовать настроение грусти, тоски, радости и умиротворения. Таковы полотна «Золотая Осень», «Март», «Над вечным покоем».

-Внимательно посмотрите на картины, какое чувство вызывают они у вас?

Ученик 4: Алексей Кондратьевич Саврасов умел отразить в своих картинах всю красоту русского пейзажа. Он тонко чувствовал все прелести природы. В кажущейся простоте   умел «мир увидеть в чашечке цветка». И ученикам советовал: «Нужно любить. Без чувства нет произведения. Надо быть влюбленным в природу, - тогда можно писать». Самая известная картина «Грачи прилетели».

- Как вы поняли в чем секрет творчества Алексея Кондратьевича Саврасова?

- Какое третье слово откроется? (ответы детей – предполагается Художник).

Итак, ТЕМА нашего урока: «Пейзаж. Природа и художник»

- Сейчас внимательно послушайте отрывок из песни «Прости земля!» и ответьте на вопрос за что просят прощение?

Звучит отрывок песни «Прости земля»

Выслушать ответы детей, подвести к пониманию бережного отношения к природе, экологии.

- Природа просит помощи у человека, чтобы достучаться до людских сердец сегодня мы выполним командный проект: создадим рукописную книгу «Экологических частушек», каждый из вас должен ответственно подойти к выполнению задания. Эту книгу мы подарим нашей библиотеке, чтобы ребята нашей школы могли читать, а может и поучаствуем в конкурсе рукописных книг.

  -  Итак, наша цель… (ответы детей)  

-Перед серьезной, творческой работой взбодримся.                                                                                                                            

(ФИЗМИНУТКА) - Молодцы! Я надеюсь, что то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших практических заданий.

-Порядок работы над пейзажем.

Возьмите альбомные листы.

Прочитайте внимательно текст.

Подумайте, что бы вы нарисовали

Если есть необходимость можно выполнить набросок карандашом.

Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение.

Не забывайте использовать закон перспективы:

Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.

Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.

На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.

Все ближние предметы видятся нам объемными, а все дальние – плоскими.

Приступаем к работе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Иллюстрирование экологической частушки.

Оформляем выставку картин.

 – Давайте посмотрим какие иллюстрации вы сегодня создали?

 -За что похвалите себя и своих одноклассников?

Кому и какой совет дадите?

-Я очень рада, что у всех у вас получились рисунки. Молодцы. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

Домашнее задание:  найти в интернете  материал о трех художниках пейзажистах, можно о русских или зарубежных.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Природа – это книга мудрости.

Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает     пейзаж.

Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

- Спасибо всем за работу, занятие окончено. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...