«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века», 6 класс.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Урок нацелен на закрепление знаний по основам портретного творчества через работу с живописными и графическими портретами поколений. Урок проводится в форме творческой игры в группах. Высокий темп работы, переключение внимания учеников благодаря многообразию форм деятельности позволяют обеспечить включенность учеников в работу, развивать их активность и самостоятельность. Содержание урока направлено на решение задач духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, умение определять творческую индивидуальность художника в созданных им портретных образах. Пробуждение активно воспринимать произведения искусства в процессе игрового творчества, закрепление знаний о выдающихся художниках, работавших в жанре портрета, с особенностями и манерой их письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_izo_dudkina_e.v.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Название методической разработки: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века», 6 класс.

Урок нацелен на закрепление знаний по основам портретного творчества через работу с живописными и графическими портретами поколений. Урок проводится в форме творческой игры в группах. Высокий темп работы, переключение внимания учеников благодаря многообразию форм деятельности позволяют обеспечить включенность учеников в работу, развивать их активность и самостоятельность. Содержание урока направлено на решение задач духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, умение определять творческую индивидуальность художника в созданных им портретных образах. Пробуждение активно воспринимать произведения искусства в процессе игрового творчества, закрепление знаний о выдающихся художниках, работавших в жанре портрета, с особенностями и манерой их письма.

Название рабочей программы учебного предмета: изобразительное искусство.

Указание авторства описываемой практики: в основе методической разработки урока лежит авторская методика eduScrum, принадлежащая Виллу Вейнандсу.

Описание педагогических условий реализации практики:

Для успешной практики eduScrum необходимо организовать урок по планированию спринта, который состоит из трех частей: формирования команды, постановка учебных целей и планирование работы.

Часть I. Для формирования команды необходимо определиться с капитанами. Капитаны избираются путем голосования обучающихся или назначения учителем.  После капитанам необходимо набрать в команду обучающихся со взаимодополняющими качествами.

Часть II. Определение и объявление учителем ожиданий от команд к концу спринта. Образовательная цель дает команде обучающихся необходимую гибкость в отношении объема работы, которую необходимо выполнить, таким образом целью обучения является в основном предметно-ориентированный подход.

Часть III. Учитель дает общее представление о проекте и количестве уроков на его выполнение. Проговаривается сколько уроков длится спринт, когда будут запланированы контрольные точки, дата сдачи работы, модель оценивания и т.д. Таким образом, устанавливаются рамки, в которых обучающиеся могут организовывать и планировать совместную работу и брать на себя ответственность за процесс и результат.

Необходимым условием для практики eduScrum является ведение Графика движения к успеху - это график с количеством уроков, на которых команды работают над проектом, по горизонтальной оси и объемом работы по вертикальной. Для оценки общего объема работы команды взвешивают задачи.  В этом процессе учителю для каждой задачи необходимо определить количество баллов в зависимости от ее сложности.

График строится до конца спринта. Деление общего количества баллов на количество уроков дает команде представление о том, сколько работы ей предстоит проделать на каждом уроке — ее скорость работы. График позволяет командам видеть, сколько очков нужно набрать за каждый урок, чтобы успеть вовремя выполнить проект.

Организация ретроспективы спринта и личной рефлексии. Ретроспектива спринта — это событие, на котором команды анализируют выполненную работу, личностное и командное развитие.

В результате учащиеся обучаются вместе эффективно и результативно. Поэтому ретроспектива является очень важной и существенной частью eduScrum и является обязательной. Ретроспектива проводится после сдачи проекта.

Содержание проекта состоит из различных историй, каждая из которых отражает цели обучения, критерии успешности и способы работы, которые соответствуют требованиям образовательной программы.  

Истории — это части проекта, которые нужно реализовать в спринте, такие как: выполнение заданий, просмотр видео, проведение экспериментов, написание доклада или подготовка презентации.

Прояснение и дробление каждой Истории приводит к набору задач, которые нужно выполнить команде. Задачи пишутся на стикерах.

Scrum-доска доска дает общее представление обо всех задачах, которые необходимо выполнить команде для достижения образовательной цели. На ней отражены Истории, Критерии успешности, договоренности о работе, задачи, «График движения к успеху» и препятствия, с которыми команды обучающихся сталкиваются в ходе спринта. Scrum-доска — это хронологическое представление работы над проектом. Задания перемещаются в зависимости от их статуса между колонками: «Надо сделать», «В работе» и «Готово».

Описание содержания/этапов/особенностей данной практики.

Основной особенностью практики eduScrum является использование визуализации цели и задач по изучаемой теме. Данный подход в организации учебного пространства очень актуален для курса по изобразительному искусству: помогает привить стабильный интерес к урокам и изучаемому материалу, прослеживать логическую цепочку в теории, и осознанность в выполнении творческих работ.

Данная методика рассчитана на проектную работу.  На первом уроке по новой теме сразу обговаривается весь объём работы, фиксируются задачи на eduScrum-доске и происходит деление класса на группы, которое позволяет организовать более продуктивную работу. Гибкость практики eduScrum способствует развитию коммуникативных навыков.

Учитель в течении всего времени работы над проектом координирует работу обучающихся, помогает с ведением Графика успехов и самой Scrum –доски. По окончанию решения всех поставленных задач достигается глобальна цель и наглядно виден путь ее достижения.

Описание примеров применения на уроке.

Спринт по теме «Вглядываясь в портрет человека».

1. Формирование команды и планирование (происходит на первом уроке по теме).

Все дети заполняют листы, в которых указывают свои качества и навыки, предварительно их проранжировав (в верхней строчке пишется имя ученика и лист заворачивается, чтобы скрыть данную информацию). Учитель просматривает листы и выбирает капитанов по лидерским качествам. Далее капитаны набирают себе команды также исходя из того, какие навыки необходимы для выполнения поставленной задачи и только потом открывают имена. Таким образом, исключается формирование команд по личным симпатиям и в команде оказываются ученики с максимально вариативным набором навыков и качеств. Далее следует совместная работа команды по планированию спринта. Определяется, что необходимо сделать для достижения образовательной цели, в каком порядке и кем.

2. Заключительный урок спринта.

В начале урока проводится 5-минутная летучка. Уточняется, какая работа была проделана. Во время летучки члены команды могут опираться на следующие вопросы:

- Что я сделал с момента прошлого урока, чтобы помочь команде продвинуться к цели?

- Что я собираюсь делать на этом уроке, чтобы помочь команде?

- Какие препятствия на пути к цели стоят передо мной или перед командой?

Летучка позволяет улучшить коммуникацию, способствует быстрому принятию решений.

Учитель контролирует процесс и обращает внимание учащихся на Scrum- доску. Какие задачи еще осталась в разделе «Надо сделать»?

Учащиеся проговаривают задачи.

Раздаточный материал для урока:

Расчерченные листы А4, учебные пособия по теме, художественные принадлежности для каждой группы и задания.

Заключительный урок проходит в форме игры «Проницательный взгляд».

Задание № 1. В верхней центральной части доски висят 12 портретов, по краям доски 12 вопросов (6 с одной стороны, 6 с другой) - теоретические выдержки по теме «Портрет» и схема с основными пропорция тела и лица человека. Команды по очереди выбирают один вопрос из списка предложенных. Учитель проецирует на нижнюю часть доски варианты ответов для этого изображения. У команд есть не более двух минут на обсуждение и выбор правильного ответа, решение команд (итоговый ответ) фиксируется. При правильном ответе на выбранную позицию команда получает одно очко.

Задание № 2. «Графический диктант», который капитанам команд необходимо будет продиктовать своей группе. В диктанте заложена схема основных пропорций головы человека.

Капитаны диктуют «координаты», каждый участник команды на своём рабочем листе делает отметки, формируя шаг за шагом изображение.

В итоге у каждого ученика должно получится   схематичное изображение лица человека.

Далее идет стилевое разделение задания для творческой части.

Задание № 3. Учитель выдает раздаточный материал (примеры портретов по стилям) и предлагает, основываясь на графический диктант, определить характер дальнейшей работы с портретом в соответствие в выбранным капитаном стилем.

Учитель сообщает задачи творческой работы:

1 задача: на формате А4 изобразить основные пропорции лица человека (эта работа выполняется группой на втором этапе урока);

2 задача: придумать название серии портретов;

3 задача: участникам продумать детали схематичного изображение лица человека в соответствии выбранным стилем;

4 задача: создать свою творческую работу;

5 задачи: представить свою серию портретов (презентацию защищают капитаны, участники группы помогают).

В процессе работы, учащиеся помогают друг другу, при необходимости.

Капитаны контролируют работу групп. Учащиеся слушают друг друга, оценивают результаты своей. Защита проектов, работа с Графиком успеха (подсчет баллов по критериям).

По окончанию работы проводится ретроспектива и личная рефлексия. Команды анализируют выполненную работу, личностное и командное развитие и отвечают на вопросы:

- что прошло хорошо?

- что можно или нужно улучшить?

- какие действия необходимо предпринимать для улучшения результата.

Кроме того, каждый учащийся оценивает способы работы и подходы, которые использовала команда, навыки командного взаимодействия каждого члена команды, включая себя.

Учитель в конце спринта предлагает обсудить полученные результаты и обращает внимание на Scrum- доску, где виден пройдённый путь от начала до конца изучения темы.  

Далее учитель предлагает заполнить График успеха и организовать мини выставку «Портрет ХХ века».

Примечание: в каждом новом спринте формируется новый состав команд. Данная методика может применятся на любом предмете.

Использованная литература

  1. Изобразительное искусство / под ред. А. А. Неменской. М, «Просвещение», 2012.
  2. Руководство по eduScrum. Версия 2 обновление — январь 2020.

(подробнее с методикой можно познакомиться на официальном сайте https://eduscrum.com.ru/)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портрет в изобразительном искусстве и музыке

урок по музыке 5 класс на тему: Портрет в изобразительном искусстве и музыке...

Портрет в изобразительном искусстве

Портрет в изобразительном искусстве. Презентация к уроку искусство в 8 классе....

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Портрет Осени" (аппликация)

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Портрет Осени" (аппликация).Цель урока:   Выполнение аппликации из засушенных  листьев на тему: ...

Психологический портрет в изобразительном искусстве. 6 класс

На уроке используется технология проблемного обучения. В разработке предсталена технологическая карта урока....

Методическая разработка по изобразительному искусству в 6 классе "Портреты в скульптуре. Памятники Санкт-Петербурга."

Презентация позволяет познакомить учащихся с изветснейшими людми России: с имераторами. писателями. композиторами и полководцами....

Презентация по изобразительному искусству для 6 класса к уроку по теме "Роль цвета в портрете".

Презентация по изобразительному искусству для 6 класса к уроку по теме "Роль цвета в портрете"....