Разработка урока изобразительного искусства в 3 классе на тему «Картина - портрет»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Асанова Гульзар Алиевна

"Картина - портрет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

Разработка урока изобразительного искусства

в 3 классе

на тему

«Картина - портрет»

Подготовила:

учитель изобразительного искусства

  МБОУ Правдовская школа

Асанова Гульзар Алиевна

с.Правда,2022г.

Тема урока:

«Картина – портрет»

Цель урока: познакомить с работами известных художников –портретистов; расширить знания о жанрах изобразительного искусства; научить поэтапному рисованию головы человека; научить ребят как правильно подобрать колорит для раскрашивания лица.

Задачи урока:

образовательные:

сформировать знания о жанре «портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;

развивающие:

развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, развивать фантазию, творческое воображение

воспитательные:

формировать  эстетическое отношение к действительности;  укрепить любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

Личностные:

-сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,

-сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,

-сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,

Предметные:

-сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,

-сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,

-сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.

Коммуникативные:

-сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации, ---сформировать умение принимать участие в диалоге,

-сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:

-сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),

-сформировать умение аргументировать свою точку зрения,

-сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

Регулятивные:

-сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответсвие с поставленнов задачей.

 Формы работы на уроке: фронтальная, работа в группах, самостоятельная.

твии с поставленной задачей.

Оборудование: 

-Интерактивная доска, компьютер, презентация, репродукции с картин известных

художников-портретистов;

для учащихся- краски (гуашь), кисти, альбом для рисования.

План урока:

-Организационный момент.

-Актуализация знаний.

 -Тема, постановка целей урока.

-Постановка художественной задачи практического задания.

 -Практическая работа учащихся.

  -Рефлексия.

-Подведение итогов.

Ход урок

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку

2. Актуализация опорных знаний

С каким жанром изобразительного искусства вы познако-

 мились на прошлом уроке?

Что изображается на картине в жанре пейзажа?  ( Природа ! Природа это изображение пейзажа)

- Что такое «стиль» художника? (Манера его работы, приемы изображения, личный почерк, по которому картины этого автора можно узнать.)

- Каких художников-пейзажистов вы знаете? (И.Шишкин, И. Айвазовский)

- По каким признакам можно догадаться, что перед нами картина Айвазовского?

(Этот художник рисует море)

Учитель читает стихотворение:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька - твой сосед.

Обязательно картина

Называется портрет.

  (Ответы детей: -портрет!).

Портреты кисти известных художников, демонстрация слайдов.

( Рокотов, Левицкий, Тропинин, Серов, Репин…)

- кто сможет сказать, какова тема сегодняшнего  урока?( ….портрет!)

- Молодцы! -Тема нашего урока - картина – портрет,  учитель пишет на доске тему урока

Рассказ учителя:

 Портрет – это жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

Демонстрация слайдов  

          Жанр портрета появился в глубокой древности.

Различают портрет парадный, когда человек изображен в торжественной обстановке, и домашний, комнатный, когда все окружение подчеркивает уют и комфорт.

-Сравните два портрета и скажите, какой из них является парадным, а какой — домашним.

(Демонстрация репродукций картин «Всадница» К. Брюллова и любого портрета кисти В. Тропинина., н-р: «Голова мальчика»… или другое название…. портрет сына)

Когда изображен один человек, такие портреты называют «индивидуальные». Повторите это слово и запомните его. Индивидуальные портреты делались и делаются чаше, чем все остальные. Сколько человек может быть изображено на портретах, которые называются «парные»? (Два человека — пара.)

Самые крупные портреты — групповые, когда перед нами — несколько портретов, целая группа. В этом случае над большим многопортретным полотном работает не один художник, а вместе с помощниками, учениками.

Рассмотрите репродукции и скажите, какие портреты вы видите перед собой.

(Демонстрация репродукций картин с групповыми портретами «Заседание Государственного Совета» И. Репина и «Ночной дозор» Рембрандта.)

Иногда портреты создают для украшения парадных залов, для восхваления определенных персон и для увековечивания памяти тех, чей портрет создается. Например, в санкт-петербургском музее Эрмитаж есть целая галерея портретов военных — героев Отечественной войны 1812 года. Там есть портреты полководца Кутузова, офицеров Раевского, Багратиона, Ермолова, Давыдова. Каждый из них, защищая Родину, совершил военные подвиги, поэтому их портреты навечно выставленны в картинной галерее Эрмитажа. 

        По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет военного? (Военная форма, ордена, особая выпрямленная осанка, смелое открытое лицо, отважный взгляд.)

 Итак, портретом называется картина, на которой изображён  кто? (Человек.) Какие портреты создаются художниками чаще всего индивидуальные, парные или групповые?(индивидуальные)

  Демонстрация женских портретов кисти художников В. Троиинина, Ф. Рокотова, В. Серова, 3. Серебряковой, А. Шилова, II Глазунова.)

Вглядываясь в лицо на портрете, мы не только узнаем, как человек выглядел внешне. Еще мы можем узнать о характере, насроении человека, и художник передает — нахмурился человек  или улыбается, сердитый он или, напротив, смотрит открыто.

 А ещё можно рассмотреть внимательно все предметы, которые его окружают, полюбоваться его прической, одеждой, украшениями.

Эти важные детали вы также можете использовать при выполнении самостоятельной работы над портретом.

Постановка художественной задачи практического задания

– Ребята, а вам хотелось бы написать портрет?

- В какой части альбомного листа нужно расположить портрет?(ответы учащихся…)

- Какой формы будет лицо человека?...(.ответы…)

- Как на лице расположить нос? (ответы…)

- На что похож нос человека?

- На каком расстоянии находятся глаза?

- Какой формы могут быть брови человека?

- На что похожи губы человека?

- Какого цвета губы у человека?

- Какого цвета могут быть глаза?

- Подумайте, чей это будет портрет?

    -Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, папы, мамы. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Практическая работа 

Для начала подумайте о том, кого вы хотите нарисовать, а потом о размере портрета. Ведь вовсе необязательно крупно рисовать одну только голову. Портрет может быть погрудным — когда изображаются также плечи, поясным — когда художник также рисует и руки, или поколенным. Как вы хотите запечатлеть героя портрета — одного или в соседстве с другими людьми? Что еще будет изображено на портрете? Какие-то вещи, домашняя обстановка или уголок природы?

Поэтапное рисование портрета

        - А сейчас мы будем рисовать погрудный портрет соседа по парте или портрет мамы…… (по памяти).

 1-й этап. Делаем эскиз    

1.Рисуем овал. Проведем вертикальную линию (ось симметрии).    

2.Овал делим на четыре равные части горизонтальными линиями. Это линия роста волос, линия глаз, линия рта.    

 3.Прорисовываем части лица. Линию глаз разделите на 5 равных частей. Прорисовываем глаза двумя дугообразными линиями. В середине глаза рисуем радужку и зрачок.     

 4.Рисуем нос. Начало носа  идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.     

5.Прорисовываем рот.    

  6.Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.    

 7.Рисуем волосы.   

  8.Рисуем шею. Шея  по ширине равна     ширины головы, по длине - ее высоты. Плечи шире головы в 2 раза.    

9. Придайте своим портретам индивидуальные черты и сделайте их похожими на своих друзей.

4.Физминутка

 Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.

2 этап. Рисуем в цвете. А теперь представим набросок портрета в цвете.  

 Поиски колорита для раскрашивания

После того как вы нарисовали портрет, его необходимо раскрасить. А самым сложным здесь является поиск оттенка для лица. Лицо необходимо раскрасить краской специального оттенка - телесного. В чистом виде такой краски не существует. Для получения и подходящего теплого телесного цвета надо смешать несколько красок — желтый, белый, красный. Попробуйте поискать нужный оттенок для раскрашивания частей тела. После того как вы нашли нужный цвет, прорисовываем им лицо, шею, плечи, руки.

Учитель оказывает практическую помощь детям.

Рефлексия

- что такое портрет?

- с чего начинают рисовать портрет?

-какие краски вы смешивали для прорисовки цвета кожи?

- На каких работах удалось передать характер в портрете?

- В каких работах удалось передать отношение к портрету?

- Какие работы получились самыми аккуратными?

- Молодцы! С каким жанром в искусстве мы познакомились?

 Подведение итогов:

Организуется выставка рисунков класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.

ДЗ: Подготовить мини-презентацию «Моя семья» (можно использовать фотографии из семейного альбома....или собственные рисунки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

Презентация к уроку изобразительного искусства (4 класс) по теме:"Деревня - деревянный мир"

Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы  "Изобразительное искусство. Каждый народ — ху...

Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".

Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...