Психологический портрет в изобразительном искусстве. 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

На уроке используется технология проблемного обучения. В разработке предсталена технологическая карта урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ИЗО 6 КЛАСС

Слайд 2

«Девушка с кувшином» Абрам Архипов 1927г. « Неизвестная» Иван Крамской 1897г.

Слайд 3

«Опять двойка» Фёдор Решетников 1952г. «Смеющаяся девочка» Василий Суриков 1890г.

Слайд 4

«Раздолье» Александр Дейнека 1944г. « Шинель отца» Виктор Попков 1972г.

Слайд 5

«Девочка с персиками» Валентин Серов 1887г. «Кочегар» Николай Ярошенко 1878г.

Слайд 6

«Царь Иван Васильевич Грозный » Виктор Васнецов 1897г. «Допрос коммунистов» Борис Иогансон 1933г.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя:           Галганова Елена Алексеевна

2. Класс:  6     Дата:  апрель  Предмет:   Изобразительное искусство.

3. Оборудование урока:  презентация с репродукциями, карточки-задания.

Тема

Психологический портрет в изобразительном искусстве.

Тип урока

 «Открытие» нового знания.

Цель

- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы,  содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы;

- способствовать формированию умения выполнять психологический портрет;

- создать содержательные и организационные условия для развития у учеников умений анализировать познавательный объект, умений использовать научные методы познания, умений ставить цель и планировать свою деятельность, умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;

- создать условия для воспитания культуры труда и общения  на уроке.

Задачи

формировать знания о портрете как жанре изобразительного искусства, о портретах мастеров разных эпох.

-   овладевать новыми умениями в рисунке, совершенствовать умения рисования графическими материалами.

- совершенствовать умение анализировать психологические портреты художников разных исторических эпох

- развивать художественное видение, творческое воображение, наблюдательность, умение замечать и передавать характер и индивидуальные особенности человека в портрете, художественный вкус.

 - воспитывать внимание  и чуткость к изображаемому человеку, самостоятельность при выполнении работы трудолюбие, чувство сотрудничества при работе в паре, аккуратность в работе, желание самостоятельно думать, анализировать, рассуждать.

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Учиться анализировать произведения портретного жанра, обобщать полученные знания, передавать в портрете характер, настроение, особенности человека. Знать, портрет – жанр изобразительного искусства. Осваивать новый учебный материал, осознавать  и понимать черты характера, эмоциональное состояние человека, мир людей в изобразительном искусстве, выраженные в портрете переживания и мысли художника.

Регулятивные: принимать  и  сохранять  учебную  задачу, планировать  свои  действия  и  следовать  установленным  правилам  в соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы  в действия на основе его оценки и учёта ошибок. Познавательные:                                                                          использовать  знаково-символические  средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:  научатся излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы, корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом, определять цель, проблему деятельности и самостоятельно принимать решения на основе полученных ранее знаний и умений.

Ценить  и  понимать  позицию  другого,  освоение  личностного                                                                                 смысла учения, дать детям возможность оценить свои достижения. 

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

 

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

1. Постановка проблемы.

На доске два портрета:    « Неизвестная»  Иван Крамской 1897г. и «Девушка с кувшином»  Абрам Архипов 1927г.

Актуализирует знания детей о месте портрета в изобразительном искусстве

Вопросы:

- К какому жанру можно отнести  эти картины?

  - Что такое портрет? Дайте определение.

 -Эти картины можно отнести к изобразительному жанру: « Портрет».

 

 - Портрет-это изображение одного человека или группы людей.

     - Как вы думаете, художники изображают только внешность человека или ещё что-то другое?                                                                                                                

 - Характер, настроение, внутренний мир человека.

- Давайте рассмотрим первый портрет Ивана Крамского «Неизвестная».

 - Как вы думаете? Какого характера эта женщина?

- А как написан этот портрет с технической точки зрения, какие мазки, линии?

 -Женщина на портрете Крамского хмурая, надменная.

-Портрет «Неизвестной» очень красивый, мазки на картине аккуратные, линии плавные…

- А теперь посмотрите на портрет Архипова «Девушка с кувшином».  

- Как вы думаете? Какого характера эта женщина?

- А как написан этот портрет с технической точки зрения, какие мазки, линии?

 - Настроение у неё весёлоё, она смеётся.

«Девушка с кувшином»  написана яркими

красками, широкими мазками…

  -А теперь попробуйте доказать, что первая женщина –злая, а вторая –добрая.

 - на первом женщина хмурая, надменная…- злая, а на втором женщина смеётся, значит она добрая.

 - А если она смеётся со злостью, разве злые люди не смеются? А первая просто задумалась.

 - Ну что, вы смогли доказать?

- А в чём затруднение?

 -нет, мы не можем доказать.

- мы не знаем, как художники передают настроение человека, его характер.

 Дети определяют какая эмоция, но доказать не могут.

Так какая тема нашего урока? Над чем мы сегодня поработаем?

 (если у детей определение темы вызвало затруднение, можно предложить ответить на вопрос : какой специалист изучает настроение человека? -психолог), значит тема урока : Психологический портрет (где?) в изобразительном искусстве.  

 Название темы открывается на доске.                            

 

Дети формулируют тему урока.

«Психологический портрет в изобразительном искусстве».

Изучение нового материала

  Слева  на доске появляются названия версий.

На доске в центре раскрываются версии гипотез

 2. Выдвижение гипотез для решения проблемы.

- Вы знаете основные пропорции изображения лица человека, а как изобразить настроение человека на картине? Какие у вас есть гипотезы?

 При затруднении выдвижения гипотез, учитель задаёт наводящие вопросы:

- повернитесь друг к другу и только лицом покажите радость, злость, удивление. Что вы использовали при показе?

- а теперь только с помощью рук, жестов покажите радость (руки вверх), ужас(руки у лица), презрение(руки скрещены на груди), стеснение (руки внизу скреплены).

- Если у вас хорошее, радостное настроение, какого цвета одежду вы наденете?(яркую, красочную), а если  плохое настроение (серую, темную).

- Если вы принесли домой дневник с пятёркой, вы его  куда положите на вашем столе, чтобы мама увидела?

 ( по центру), а если там плохая оценка? (куда-нибудь на уголок). А как в изобразительном искусстве называется расположение предметов на листе бумаги? (композиция).

 

 Итак, у нас появились четыре версии, как можно создать психологический портрет.

Давайте проверим эти версии. Для этого будем работать в группах.

3. Работа в группах.

Каждой группе необходимо выяснить, как можно создать психологический портрет.

1 группа- с помощью мимики лица

  Выполняется анализ репродукций картин

   «Опять двойка»   Фёдор Решетников 1952г               «Смеющаяся девочка»  Василий Суриков 1890г.

2 группа - с помощью жестов

Выполняется анализ репродукций картин

   «Раздолье» Александр Дейнека 1944                                                                     « Шинель отца»   Виктор  Попков   1972г.

 3 группа-  с помощью цвета,

Выполняется анализ репродукций картин

«Девочка с персиками» Валентин Серов 1887г.                                                                                                                                               «Кочегар» Николай Ярошенко 1878г.

4 группа-  с помощью композиции

Выполняется анализ репродукций картин

   «Царь Иван Васильевич Грозный » Виктор Васнецов 1897г.                               «Допрос коммунистов» Борис Иогансон 1933г.

 Итак, мы доказали все четыре версии.

А теперь вернемся к портретам «Неизвестной» и «Девушки с кувшином».  

На основе доказанных вами гипотез, что художники используют при написании психологического портрета изображение эмоций на лице человека, жестов, а также цветовое и композиционное решение, сравните эти два портрета по каждому из пунктов.

 

 

Иван Крамской- русский художник передвижник так сказал о портрете:

 «Внешность в картине не имеет сама по себе никакой цены и должна всецело зависеть от идеи».

Как вы понимаете слава художника?

Дети выдвигают свои версии или с подсказками:

 - можно с помощью мимики лица,

- можно с помощью жестов,

 - можно с помощью цвета,

- можно с помощью композиции

 Дети анализируют и доказывают

1.группа – грусть, удивление, возмущение и радость изображены с помощью мимики лица.

2группа – поднятые руки вверх выражают радость, вопросительный жест руки – вопрос, печаль, грусть.

3 группа- теплые цвета передают радостное настроение; холодные, темные – страх, ужас, грусть.

4 группа- главный герой изображается вверху композиции, художник показывает его значимость, величие, а отрицательного героя помещает внизу и ещё спиной, подчеркивая его ничтожность.

.

 Портрет «Неизвестной» написан темными цветами, женщина одета в черный костюм;  её лицо выражает надменность; руки скрещены на коленях, т.е. она закрывается от людей; Художник расположил её наверху, т.е. она смотрит на всех свысока. Эта картина несет отрицательные эмоции.

 Портрет «Девушки с кувшином» написан яркими сочными красками, на её лице улыбка, руки широко раскинуты, т.е. она отрыта для людей. Вся её фигура занимает практически всю плоскость картины. Эта картина передает положительные эмоции.

Когда рисуешь человека, нужно стараться передавать его характер, настроение.

Практическая работа.

Самостоятельная работа учащихся.

 4.Практическая работа.

 - Выполните психологический портрет  своего друга, используя те знания, которые вы сегодня получили на уроке.

Индивидуальная работа учителя.

 Дети выполняют наброски психологического портрета.

Определяют задачи при выполнении работы над портретом, Выбирают графические материалы.

Определяют дальнейшие самостоятельные  действия на уроке. Рисуют литературного героя по памяти. Используют знания пропорций лица  и фигуры человека, стараются передать настроение человека.

Контроль.

Организовать контроль  в совместной деятельности с обучающимися.

Организует выставку. Предлагает оценить свои рисунки и работы одноклассников.

Рассматривают работы, делятся опытом. Оценивают свои рисунки и работы товарищей.

Итог урока.

- Какая была тема урока?

 -Что нового вы узнали?

-  Задайте друг другу вопросы по новой теме.

 - Тема урока «Психологический портрет в изобразительном искусстве».

- какой цвет передаёт хорошее настроение, какой плохое?

Рефлексия.

 

Сегодня на уроке вы прекрасно справились с работой.

– Ребята, что нового вы сегодня узнали?, чему научились?

 -Я узнал…

  -Я научился…

- Для чего вы изучаете данную тему, как она вам пригодится в будущем?

Спасибо за урок, вы прошли сегодня интересную и очень познавательную тему и были большие молодцы. Урок окончен.

Дети выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё предстоит  усвоить. Соотносят результаты собственной деятельности. Проявляют познавательную активность.

 Я собой доволен, я научился…

Мне было интересно узнать…

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

           

Дидактический материал. (на интерактивной доске и на раздаточных карточках)

  Мимика (эмоции)C:\Users\User\Desktop\s1200.jpg

C:\Users\User\Desktop\1-5f9ef3002f9de40665dfd9cc2149ca11.jpg

 

                   «Опять двойка»   Фёдор Решетников 1952г            «Смеющаяся девочка»  Василий Суриков 1890г.

  Цвет (колорит)C:\Users\User\Desktop\img-QUce58.jpg

C:\Users\User\Desktop\2351400877728957.jpg

           «Девочка с персиками» Валентин Серов 1887г.

                                                                                                                                                     «Кочегар» Николай Ярошенко 1878г.

             

                                                                                                                                                                       

 Композиция

C:\Users\User\Desktop\regnum_picture_1480771956267311_normal.jpgC:\Users\User\Desktop\2016-04-15_133254.jpg

                           

 «Царь Иван Васильевич Грозный » Виктор Васнецов 1897г.                               «Допрос коммунистов» Борис Иогансон 1933г.

Жесты

C:\Users\User\Desktop\c45a2e2976c4a348345bf4f69ay4.jpg

C:\Users\User\Desktop\011.jpg

                                  «Раздолье» Александр Дейнека 1944                                                                     « Шинель отца»   Виктор  Попков   1972г.вопросительный жест руки

1 слайд презентации.

C:\Users\User\Desktop\020171215002851.jpgC:\Users\User\Desktop\071106133325d.jpg

                « Неизвестная»  Иван Крамской 1897г.

                                                                                                                                                            «Девушка с кувшином»  Абрам Архипов 1927г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портрет в изобразительном искусстве и музыке

урок по музыке 5 класс на тему: Портрет в изобразительном искусстве и музыке...

Портрет в изобразительном искусстве

Портрет в изобразительном искусстве. Презентация к уроку искусство в 8 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

«Портрет - жанр изобразительного искусства»

Представляю  методическую разработку занятия на тему «Портрет - жанр изобразительного искусства», целью которого, является знакомство с портретным жанром в изобразительном искусстве, ...

Портрет в изобразительном искусстве

Портрет - это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей. Цель урока: Сформировать  представление о портретном жанре, его разновидностях....

«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века», 6 класс.

Урок нацелен на закрепление знаний по основам портретного творчества через работу с живописными и графическими портретами поколений. Урок проводится в форме творческой игры в группах. Высокий темп раб...

Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6

Пояснительная записка     Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное  искусство  по теме: Основные пропорции головы чел...