теме «О чем рассказывают гербы и эмблемы».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_o_chem_rasskazyvayut_nam_gerby_i_emblemy.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Учитель: Тедеева А.В.
Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Образовательная технология: обучение сотрудничеству (групповая, командная работа)
Класс: 5
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель: формирование у обучающихся представления о символическом языке на примере гербов и эмблем.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с формами, символикой фигур на гербах;
- содействовать фoрмирoвaнию хyдoжeствeннoгo вкyсa, прoстрaнствeннoгo мышлeния;
Развивающие:
- развивать фантазию и воображение;
- рaзвивaть твoрчeскиe спoсoбнoсти yчaщихся;
- развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
Воспитательные:
- yстaнавливать дoбрыe взaимooтнoшeния при работе в группах, сплoтить кoллeктив;
- актуализировать умение работы в группах при выполнении практической работы;
- прививать интерес к творчеству;
- воспитывать чувство патриотизма.
Формы работы | фронтальная, работа в парах, индивидуальная | ||
Оборудование и материалы | кoмпьютeр; проектор; презентация Power Point «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы», картинки с изображением гербов и эмблем, цветные графические материалы, листы формата А3 | ||
Освоение компетенций | ценностно-смысловая, ценностно-ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие | ||
Методы и формы обучения | беседа, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | ||
Образовательные ресурсы | Учебник под редакцией Л.А.Неменског о « Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2015. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные УУД | |
|
к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России).
| Познавательные: • обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге. Регулятивные: • воспринимать информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: • составлять произвольное речевое высказывание в устной форме о городском пространстве; • планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей) |
Описание этапов урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня у меня прекрасное настроение! А какое настроение у вас? Сегодня я предлагаю вам поработать в группах | -делятся на группы по жребию -приветствуют учителя, -проверяют организацию рабочего места | Регулятивные: сaмooргaнизaция и самоконтроль, проверка готовности к занятию |
II. Постановка учебной задачи | - Ребята, посмотрите на экран. Перед вами символы нашего государства. А чего не хватает? -Правильно, герба. Может кто-то из вас знает, что символизирует герб нашей страны? -Молодцы, но более точный ответ на вопрос вы получите в конце урока. -А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока учащимися) - Отлично, тема нашего урока – «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» - Тему определили, а какова будет цель нашего урока и какие задачи мы перед собой поставим? | - настраиваются на урок -отвечают на вопросы учителя -формулируют тему, цель и задачи занятия - приводят аргументы | Личностные: уметь излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод, способность к рассуждению, понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, мотивация к учебной деятельности учащихся определяют цель, проблему в учебной деятельности |
III. Изучение нового материала | - Вы любите истории? Тогда я расскажу вам историю одного рыцаря, который жил в 16 веке в Германии. (Историческая справка) - Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не передал своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили на порог дворца, так как у него не было знака отличия. Тогда рыцарь стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в крестовых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Именно в те времена и появилось слово герб. - Ребята, а вы знаете, что обозначают слова герб, геральдика, герольды? -У вас на столах лежит словарь полезных терминов, в течение одной минуты найдите и прочитайте значение необходимых нам слов «герб», «геральдика», «герольды». - Капитаны групп, подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите слово-определение, которое вам необходимо будет найти. - Пожалуйста первая группа озвучьте, что вы нашли Группа 1 «Герб» – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство». Это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Группа 2 «Геральдика» – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Группа 3 «Герольды» – глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире, подавал знак к началу турнира. Герольд ведал составлением гербов и родословий. Систематизировал знания о гербах, вырабатывал общие принципы и правила их составления и распознавания. В конечном счете была создана наука «гербоведение» или «геральдика». - Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием! - Предлагаю вам дальше продолжить знакомиться с гербами - Герб состоит из частей. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы. Основа бывает итальянской, исландской, немецкой, варяжской, французской. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг. В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное. Рассмотрите на слайде варианты полей:… Давайте их зачитаем. - Особое значение в геральдике имеет цвет. Как вы думаете, а цвет имеет символическое значение? - Конечно, цвет имеет значение В геральдике используются 5 цветов и 2 металла: 1.Червленый (темно-красный) – символ любви и смелости; 2.Черный - мудрость и печаль; 3.Зеленый - символ изобилия и надежды; 4.Голубой - символ красоты и величия; 5.Пурпурный (оттенок красного) - могущество; 6.Белый (серебро) - символ чистоты; 7.Желтый (золотой) - символ богатства, справедливости. - Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной. - Кроме того, в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов были фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение. Все эти фигуры называются негеральдическими. Познакомьтесь с некоторыми: •Лев - мужество и благородство; •Дуб, медведь - крепость, сила; •Факел, раскрытая книга - знание; •Пчела - трудолюбие; •Лавр - слава; •Крылатый змей - зло; •Змея - ум, изворотливость; •Дракон - могущество; •Собака – преданность; •Солнце – свет, богатство, изобилие; •Феникс – бессмертие; •Овца – кротость; •Рука - храбрость. - Многие гербы украшает лента с девизом. Как вы думаете, для чего писались девизы? - Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря. Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено на слайде: •«Храбрость и справедливость», •«Со щитом или на щите», •«Доброе имя - выше всего»; •«Любовь и долг»; •«Без страха и упрёка». - Откройте, пожалуйста, учебник на стр.137. Нашему вниманию представлен рисунок старинного герба. Кто мне скажет, из каких элементов он состоит? 1.Щит - самая важная часть герба. 2.Щитодержатели - обычно поддерживают фигуры (это могут быть люди, птицы, звери, стоящие на задних лапах). 3.Корона или шлем венчает герб. 4.Намет - справа и слева от короны располагаются завитки. 5.Девиз - в нижней части герба. Иногда герб дополняет изображение мантии. - Отлично, вы молодцы! - Предлагаю вам вернуться к гербу Российской Федерации. Опираясь на знания, которые мы получили по геральдической и негеральдической символике, мы можем объяснить значение нашего герба? Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними – одной большой короной, объединенной лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Скипетр - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. | -отвечают на вопросы учителя -выбирают оптимальные решения -организовывают рабочее место -узнают о роли цвета в гербах, какие использовались изображения и что они обозначали -различают геральдическую и негеральдическую символику -работают со словарем и учебником | Познавательные: анализируют учебную информацию; находят информацию из словаря новых терминов, ознакомляются с символическими значениями, узнают о роли цвета в гербах, узнают какие бывают основы и что означают символы на гербах Личностные: выделяют особенности геральдики, формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности осознают многообразие взглядов и направлений Коммуникативные: обмениваются мнениями с одноклассниками; приводят аргументы о геральдике; формулируют свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию |
IV. Физминутка | - Дети, вы отлично поработали и наверняка немного устали? Предлагаю вам немного расслабиться. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Продолжать будем урок! | -повторяют движения за учителем | |
V.Практическая работа | - Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления. Предлагаю вам выполнить творческое задание, у каждой группы будет свое. А какое, решит жребий. Пожалуйста, капитаны групп, выберите задание. - Первая группа, озвучьте ваше задание: создать эскиз собственного герба. - Вторая группа: выполнить эскиз эмблем для школьных кабинетов (изобразительное искусство, технология, биология, спортзал, библиотека и др.). Эмблемы предлагается использовать для украшения дверей кабинетов - Третья группа, ваше задание: нарисовать герб одного из городов Республики Коми по заданным параметрам. - При выполнении работы используйте новые знания о гербах: продумайте форму щита, его деление, используйте язык символов. - На работу вам отводится 15 минут. Прежде чем начать работать, определите, кто из группы возьмет на себя функцию ответственного за выполнение задания, кто будет представлять результаты, кто следит за временем. Работа в группах под средневековую музыку. | -учащиеся при помощи жребия выбирают задание -каждая группа выполняет выбранное задание -выполняют практическую работу в группах | Познавательные: создают творческие работы, опираясь на полученные знания Регулятивные: планируют деятельность, выбирают средства для достижения цели Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, умение оценивать ситуацию в процессе выполнения работы Коммуникативные: организуют работу в парах, выслушивают предложения одноклассника, формулируют свои предложения, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию |
VI. Выставка и защита работ. Рефлексия. | -Время вышло. Все справились с заданиями. Предлагаю первой группе представить свою работу. Вторая группа… Третья.. - Молодцы! Вы отлично поработали! И в завершении нашего урока предлагаю вам поиграть в игру «Комплимент». С помощью комплимента оценить свою работу и работу одноклассника. Комплимент - похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого | -отвечают на поставленные вопросы, -анализируют свои работы и работы одноклассников -обобщают полученные на уроке сведения -оценивают результаты работы | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение. Регулятивные: оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля- |
VII. Домашнее задание | 1. Если вы любите сочинять, напишите мини-сочинение «Гербы». 2. Если вы любите рисовать, придумайте и нарисуйте герб или эмблему своей семьи. 3. Если вы любите работать на компьютере, то составьте кроссворд по теме «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» | Учитель предлагает домашнее задание с учетом индивидуальных способностей, уровня сложности и интересов обучающихся | Регулятивные: умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи. Познавательные: умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное – определить способы выполнения задания. Коммуникативные: умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О чём рассказывают гербы и эмблемы
Урок изобразительного искусства разработан для 5 класса по программе Б.М.Неменского. На уроке учащиеся знакомятся с историей создания гербов и их видами, значением цвета и символов в них, с гербами ра...
Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского
Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...
Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс
Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс представлен в виде игры....
"О чём рассказывают гербы и эмблемы. Эмблема своего класса" (ИЗО. 5 класс. по Программе Б.М.Неменского (конспект урока, презентации))
Разработка урока в традиционной форме....
Открытый урок в 5-м классе по теме "О чём рассказывают гербы и эмблемы?"
Конспект урока по изо искусству...
"О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба. Технологическая карта урока.
quot;О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба.Технологическая карта урока....
Изобразительное искусство. 5 класс. Карта самостоятельной работы по теме «О чём рассказывают гербы и эмблемы»
Карта самостоятельной работы позволит организовать самостоятельную работу с текстом учебника на уроке изобразительного искусства в объединенном классе-комплекте....
- Мне нравится (1)