Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)
тематическое планирование по рисованию в старшей группе. Задачи, цели, испльзуемые материалы и оборудование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_starshey_grupy.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района, Новосибирской области - детский сад «Звездочка»
Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе
преподаватель по ИЗО
Черкасова Вера Викторовна
Сентябрь
Дата | Тема недели | Тема урока | Задачи занятия | Материалы, принадлежности |
9 – 15 | До свидания лето, здравствуй детский сад | «Веселое лето» сюжетное рисование | учить детей отражать в рисунке летние впечатления, рисовать простые сюжеты, передавая движения человека, располагать изображение на всем листе бумаги, составлять композицию; закреплять умения рисовать карандашами, наносить штриховку в зависимости от предмета; вовлекать детей в коллективный разговор, взаимодействие со сверстниками; развивать творческую активность; выявлять умение передавать настроение в рисунке. | бумага, цветные карандаши, фотографии, картинки, слайды на летнюю тематику; альбом с семейными фотографиями о летнем отдыхе |
16 - 22 | Детский сад. Профессии детского сада. | «Овощи для кухни» | учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, знакомить с новым способом создания абстрактной композиции — свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге; совершенствовать технику работы с акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). | заготовки с изображением корзины (пустой) на каждого ребенка, лист бумаги для показа рисования овощей, мягкие кисточки, гуашь. |
23 – 29 | Я в мире человек. Мальчики и девочки | Знакомство с искусством. «Жанровая живопись» «Мои друзья» | вызывать у детей интерес к жанровой живописи, эмоциональный отклик на произведения, желание внимательно рассматривать их, соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом, общаться по поводу увиденного с товарищами, делиться впечатлениями; развивать наблюдательность, воображением, образное и логическое мышление; подводить детей к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет; учить внимательно рассматривать картину, устанавливать логические связи в содержании и средствах выразительности с целью установления замысла художника; дать представление о жанровой живописи как особом виде; развивать умение высказывать развернутые оценки и суждения об увиденных произведениях, используя образные выражения, эпитеты, сравнения; знакомить с правилами поведения в музее, на выставке. | четыре стенда для репродукций, аудиозапись; репродукции картин, размещенные на четырех стендах: натюрморты («Яблоки на красном фоне» К. Петрова-Водкина; «Сирень в корзине» П. Кончаловского), пейзажи («Золотая осень» И. Левитана, «Зима» И. Шишкина); портреты («За туалетом» 3. Серебряковой, «Портрет Мики Морозова» В. Серова); жанровая живопись («Ужин трактористов», «Сенокос» А. Пластова; «Дети, бегущие от грозы» К. Маковского; «Масленица» Б. Кустодиева; «Хоккеисты» А. Дейнеки); аудиозапись музыкального произведения «Мелодия (фа мажор)» А. Рубинштейна. |
Октябрь
30 - 6 | Осень. Лес. Грибы ягоды. | «Красивый осенний букет » (предметное рисование) | Продолжаем знакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором предметов по цвету; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета; учить рисовать натюрморт, пользуясь схематическим алгоритмом; закреплять умение правильно пользоваться изобразительными материалами; развивать глазомер, внимание, усидчивость. | краски, бумага; серия натюрмортов для рассматривания; схематический алгоритм рисование натюрморта (последовательность); натюрморт для показа; |
7 - 13 | Овощи. Огород. | «Овощи в корзине» (предметное рисование) | продолжать знакомить детей с овощами; формировать умение изображать красками овощи, равномерно располагать их в большой корзине; развивать творческое воображение, мышление, тонкую моторику, зрительное внимание, обогащать речь; формировать интерес к изобразительной деятельности. | мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет цветов в вазе, овощи в корзине, круглый столик, белая скатерть, магнитофон, аудиозапись спокойной инструментальной музыки; репродукции картин «натюрморт» Стожарова |
14 - 20 | Фрукты. Сад. | «фрукты в вазе» | продолжать знакомить детей с натюрмортом, с фруктами; формировать умение изображать красками фрукты, равномерно располагать их в вазе; развивать творческое воображение, мышление, тонкую моторику, зрительное внимание, обогащать речь; формировать интерес к изобразительной деятельности. | мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет цветов в вазе, фрукты в корзине, круглый столик, белая скатерть, магнитофон, аудиозапись спокойной инструментальной музыки; репродукции картин «натюрморт» Кончаловского |
21 - 27 | Одежда людей. Головные уборы. | «Шьем одежду кукле» (предметно-декоративное рисование) | знакомить детей с одеждой и ее разновидностями; учить рисовать одежду с помощью изобразительных материалов; закреплять умения пользоваться графическим материалом при создании наброска; воспитывать интерес к одежде, бережное отношение к ней. | картинки с изображениями одежды, несколько предметов одежды для сравнения и рассматривания, карандаши, краски, фломастеры, бумага, образцы педагога. |
28 – 3 | Обувь. Материалы | «Волшебный мешочек» (предметное | помочь детям в освоении родового понятия «обувь» на основе выделения назначения как существенного признака; развивать способность к классификации; упражнять в умении сравнивать предметы, находя признаки сходства и различия; учить рисовать обувь с помощью гуаши, самостоятельно применяя ранее освоенные приемы рисования; активизировать словарь за счет слов: голенище, каблук, носок, язык, стелька, шнурки, защищать, босой', воспитывать бережное отношение к обуви. | оборудование: игровой персонаж (кукла) мастер Башмачкин, картинки с изображениями разных фасонов обуви, мешок, несколько разнообразных пар обуви для сравнения и рассматривания, гуашь, бумага, образцы педагога. |
Ноябрь
4 - 10 | Мой поселок, моя страна | «Мое любимое село» (нетрадиционное рисование) | продолжать знакомить детей с малой Родиной, достопримечательностями родного села; познакомить с монотипией — нетрадиционным приемом рисования; закреплять умение передавать в рисунке изображения домов разных пропорций; | формировать умения работать всей кистью и ее концом; развивать творческие способности. | листы бумаги с темным фоном, согнутые пополам по горизонтали; гуашь разных цветов; кисти, баночки с водой, салфетки, слайды, картинки с изображениями салюта над городом, зеркало. |
11 - 17 | Дом, квартира. | «Подарок для мамочки. Хохломская посуда» (декоративное рисование) | продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно- прикладного искусства; учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой Хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор; учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи; развивать технические умения (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях); вызывать желание сделать приятное маме создать творческую работу в подарок; воспитывать любовь и уважение к близким. | хохломские изделия для рассматривания, фотографии с изображениями мастеров и хохломской посуды, таблицы с вариантами хохломских узоров и элементов, силуэты посуды для росписи, гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, образец педагога; |
18 - 24 | Мебель, профессия –плотник, столяр | «Все профессии нужны, все профессии важны» (сюжетное рисование) | дать детям представление о женских и мужских профессиях; развивать эстетическое отношение к окружающему, передавать в рисунке образ человека труда, изображая людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами; закреплять умения рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки; воспитывать уважение к людям труда, художественный вкус, фантазию, творческие способности. | атрибуты для профессий столяр, плотник. картинки с изображениями людей труда, изобразительные материалы: бумага, грифель, цветные карандаши; Профессии: демонстрационный материал. |
25 – 1 | Посуда (виды посуды, материалы) | «Чудо на фарфоре, синяя капель Это называется просто роспись Гжель» (декоративное рисование) | продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики; закреплять приемы рисования в технике «мазок с тенью», «капельки» концом кисти (спирали, травинки, завитки, волнистые линии); развивать творческую активность и интерес к рисованию; развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса; воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками гжельскую посуду; вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. | аудиозаписи русских народных мелодий, фотографии с изделиями гжельских мастеров, гжельские изделия для показа, силуэты посуды, вырезанные из белого картона, кисти, синяя краска, салфетки, стаканчики с водой, технологическая карта гжельской росписи, образец педагога; стихотворения С. Ледковой «Гжель», П. Синявского «Гжель». |
Декабрь
2 - 8 | Зима. Зимние виды спорта | «Мы во двор пошли гулять...» (рисование по замыслу) | закреплять у детей знание признаков зимних явлений природы; учить отображать в рисунках свои впечатления о зимних забавах; формировать умение выбирать несложный сюжет по предложенной теме, рисовать гуашью; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие цвета. Базисные знания, умения и навыки детей: имеют представления о зимних забавах, рассказывают, чем они занимаются зимой на прогулке, создают несложные сюжеты по теме, словесно описывают картины с изображениями зимних забав, экспериментируют со снегом. | оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме; образцы, выполненные педагогом, на которых изображены играющие на участке зимой дети; бумага, краски, кисти, баночки с водой, салфетки; стихотворения о зиме по выбору педагога, Н. Нищевой «Мы во двор пошли гулять», А. Прокопьева «Снегири»; серия картин о Детских забавах художника Роберта Дункана. |
9 - 15 | Домашние животные, и их питомцы | «Сидит кошка на окошке» предметное рисование | учить детей передавать характерные особенности кошки: пропорции тела, окрас, форму хвоста; учить определять по изображению животного его характерные особенности; учить работать графическим способом, упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета; воспитывать любовь и уважение к домашним животным. | картинка с изображением кошки, альбомный лист бумаги, черный карандаш; |
16 - 22 | Зимующие птицы. Помощь им зимой | «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари» (предметное рисование) | продолжать знакомить детей с зимующими птицами; закреплять знания о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках (летают, сидят); учить изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый небольшой треугольный клюв, короткий хвост); развивать творческие способности, умение подбирать соответствующую цветовую гамму, смешивать краски для получения нужного оттенка; проявлять оценочное отношение к работам сверстников, доброжелательное отношение к ним; воспитывать любовь и уважение к птицам, желание проявлять заботу о них | фотографии с изображениями снегирей, гуашь, кисти, слегка затонированные листы бумаги, салфетки, палитра, технологическая карта последовательности рисования снегиря; |
Январь
27-02 | Виды театра. Профессии в театре | «Сказочные витражи» (декоративное рисование) | знакомить детей с дизайнерским искусством, с понятием «витраж», с техникой его выполнения; учить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали; формировать умение работать в витражной технике; закреплять знания о цветовидении; развивать творческие способности. | прямоугольные стекла (оргстекло), гуашь, кисти, бумага, фломастеры, маркеры (черный); |
Февраль
03-09 | Игрушки. Народная игрушка. | «В сказочную песню просится сама всех чудес чудесней наша Хохлома!» (декоративное рисование) | продолжать знакомить детей с хохломской росписью, историей ее создания; учить видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д. учить, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творческую фантазию; совершенствовать технику декоративного рисования; развивать творческие способности; воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству; продолжать воспитывать любовь к народным традициям, показывая народное, что изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и устного народного творчества. | аудиозапись русских народных мелодий; хохломские изделия для показа; мультимедийная презентация о хохломском промысле, созданная педагогом; оборудование для показа презентации; силуэты посуды, вырезанные из черного картона; кисти, краски, салфетки, стаканчики с водой, алгоритм хохломской росписи, образцы педагога; |
10-16 | Животные жарких стран | «Шея, уши, хобот, хвост» | продолжать знакомить детей с жителями жарких стран; познакомить со слоном, жирафом, дать представление о его внешних признаках, строении тела, чем питается, характерные повадки, семья; учить рисовать животных, закрашивать рисунок карандашом, не выходя за пределы контура; закреплять умение правильно держать карандаш; воспитывать интерес к обитателям жарких стран. | материалы: фотография и картинка с изображением слона, жирафа тонированная бумага желтого цвета, пастель, цветные карандаши, грифель для эскиза, образец педагога; Животные жарких стран альбом. |
17-22 | Наша армия родная. Профессии пап | «Подарок для папы» (декоративное рисование) | дать детям представление о галстуке как о детали мужского туалета; вызывать интерес к изготовлению подарков и сувениров; учить декоративному оформлению галстука: рисовать орнаменты и узоры на заготовках разной формы; развивать чувство композиции, технические навыки; воспитывать любовь и уважение к близким людям. | материалы: заготовки в виде галстуков разной формы и величины, гуашь, кисти, стаканчики с водой, галстуки для рассматривания, образец педагога; |
24-02 | Транспорт. Виды транспорта | «Есть машины разные» предметное рисование. | Уточнить и расширять знания детей о транспорте, отличительные особенности. Общие характеристики. учить рисовать транспорт, закрашивать рисунок карандашом, не выходя за пределы контура; закреплять умение правильно держать карандаш; | Карандаши, мелки, фломастеры, образцы техники. |
Март
03-09 | Весна. Профессии мам. | «Ничего милее нет маминой улыбки» (рисование портретное) | продолжать знакомить детей с портретом и его видами; учить рисовать женский портрет; инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека; воспитывать любовь и заботу о маме, вызывать желание сделать ей приятное. | альбомный лист бумаги на каждого ребенка, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, акриловые краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, образец педагога, технологическая карта последовательности рисования портрета, аудиозапись репродукции с картин известных художников-портретистов: |
10-16 | Перелетные птицы | «Грачи прилетели» предметное рисование | учить детей передавать характерные особенности грача: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; учить определять по изображению птицы ее характерные особенности; учить работать графическим способом, изображать новую позу — птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета; воспитывать любовь и уважение к птицам. | беседа с детьми о птицах, о грачах, рассматривание и наблюдение за воронами и грачами во время прогулки, рассматривание фотографий, просмотр видеосюжетов о птицах. |
17-23 | Комнатные растения | «Встретить можно их везде — и на клумбе, и в горшке» (предметное рисование) | расширять знания детей о комнатных растениях; формировать бережное отношение к комнатным растениям, навыки ухода за ними; учить рисовать комнатное растение в определенной последовательности; формировать технические навыки работы с карандашом; развивать эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. | материалы: уголок природы с комнатными растениями; фотографии комнатных растений, альбомный лист, простой карандаш, гуашь, кисти, салфетки; |
24-30 | Речные и морские обитатели | «Подводный мир» (коллективное рисование) | уточнять и расширять знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей; учить самостоятельно отражать свои представления об обитателях морского дна разными изобразительными средствами; учить создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок; совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения; развивать детское творчество при создании и реализации замысла; воспитывать любовь и уважение к животному миру, отзывчивость и доброту. | Материалы и оборудование: иллюстрации, слайды, фотографии, на которых изображен подводный мир, рыбы и его обитатели; тонированный лист ватмана для коллективной работы, простые карандаши, кисти, стаканчики с водой, гуашь; |
Апрель
07-13 | Космос | «В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете» (нетрадиционное рисование) | расширять представления детей об окружающем мире (космос); развивать способность устанавливать простейшие связи; учить изображать звездное небо с помощью нетрадиционной техники; учить продумывать композицию и содержание рисунка, инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных сюжетов на тему космоса; закреплять навыки работы с разными изобразительными материалами. | материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти, стаканчики с водой, зубная щетка, расческа по числу детей; аудиозапись с «космической» музыкой, аудиозапись, фотографии с изображениями космоса, планет, космонавтов, спутников; |
14-20 | Пожарная безопасность | «Огонь и вода» нетрадиционное рисование | Расширять знание детей о пожарной безопасности, как можно затушить огонь, учить смешивая цвета изображать пламя костра | Бумага, гуашь, изображение огня. |
21-27 | Безопасность дома | «Федорина посуда» (по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе») (предметное рисование) | развивать у детей устойчивый интерес к творчеству К. И. Чуковского; учить эмоционально воспринимать содержание произведений К. И. Чуковского, понимать их нравственный смысл; формировать умение мотивированно оценивать поступки героев; систематизировать знания о посуде, активизировать словарь, согласовывая существительные с прилагательными; продолжать учить рисовать посуду, упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, не заходя за контур; воспитывать интерес и бережное отношение к книгам. | книги с иллюстрациями к сказкам К. И. Чуковского, портрет писателя, дидактическое упражнение «Отгадай посуду», картинки с изображениями посуд; фломастеры, простой карандаш, 1/2 альбомного листа, образец педагога; |
28-04 | Строительные инструменты. Специальная техника | «Подъёмный кран» | фломастеры, простой карандаш, 1/2 альбомного листа, образец педагога; |
Май
05-11 | Майские праздники. День победы! | «Это праздник со слезами на глазах» (сюжетное рисование) | расширять знания детей о Великой Отечественной войне, знакомить дошкольников с жизнью народа в этот период; учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуаши; закреплять знания о свойствах различных изобразительных материалов; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | 1/2 альбомного листа, кисти, стаканчики с водой, гуашь, оборудование для видеопрезентации; |
12-18 | Насекомые | «Насекомые на полянке» (коллективное рисование) | Закреплять знания детей о многообразии мира насекомых и среде их обитания. Совершенствовать технические навыки, формировать умение, самостоятельно подбирать цветовую гамму красок. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Аудиозапись со звуками издаваемые насекомыми, изображения насекомых, фоновая композиция, цветущего луга, кисти гуашь, |
19-25 | Садовые цветы. Первый весенние цветы | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» (нетрадиционное рисование) | продолжать знакомить детей с растениями луга; учить обогащать сюжет деталями, рисовать одуванчики, пользуясь приемом набрызгивания; закреплять навыки рисования красками; развивать эмоциональное отношение ко всему живому; воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к природе. | артинка с изображением одуванчика, аудиомагнитофон, заготовка — незавершенная композиция с изображением зеленого луга (размер — лист ватмана); круги, вырезанные из картона диаметром от 5 см (на каждого ребенка), зубные щетки, кисти, желтая и зеленая гуашь, салфетки; |
26-31 | Летние виды спорта | «Правила движения достойны уважения» (предметное рисование) | формировать знания детей о Правилах дорожного движения (ИДЯ); учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов; закреплять умение изображать дорожные знаки графическим способом; формировать осознание важности соблюдения Правил дорожного движения. | макет улицы и дорожные знаки, бумага, фломастеры, образцы; Правила безопасности для дошкольников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество (рисование)" Средняя группа
Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество (рисование)" в средней группе по ФГТ...
Перспективно- тематическое планирование логопедических занятий для детей с ОНР (старшая группа)
План составлен в соответствии с лексическими темами для детей старшей группы с диагнозом ОНР III уровня....
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет мамы»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет мамы»Задачи:1. Расширять представления детей о празднике «День матери»2. Формировать знания детей о жанре живописи – портрете. Учить рисовать портре...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: « Улицы нашего города»
Цель:- углубить знания о родном городе Железногорске. Помочь осознать себя жителем города.- воспитывать интерес к своему микрорайону.- приучать заботиться о его чистоте и красоте.- воспитывать у ребен...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Зимняя сказка"
Цель:Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.Программные задачи:Обучающая:ü Учить детей создавать образ зимней природы, передавать ее красоту, разнообразие д...
Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) во 2 младшей группе
календарно-тематический план по рисованию во второй младшей группе на весь год, по месяцам с темами недели....
Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе
тематическое планирование по рисованию в старшей группе...