Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)

Вера Викторовна Черкасова

тематическое планирование по рисованию в старшей группе. Задачи, цели, испльзуемые материалы и оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_starshey_grupy.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района, Новосибирской области - детский сад «Звездочка»

Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе

преподаватель по ИЗО

Черкасова Вера Викторовна

Сентябрь

Дата

Тема недели

Тема урока

Задачи занятия

Материалы, принадлежности

9 – 15

До свидания лето, здравствуй детский сад

«Веселое лето» сюжетное рисование

учить детей отражать в рисунке летние впечатления, рисовать простые сюжеты, передавая движения человека, располагать изображение на всем листе бумаги, составлять композицию;

закреплять умения рисовать карандашами, наносить штриховку в зависимости от предмета; вовлекать детей в коллективный разговор, взаимодействие со сверстниками;

развивать творческую активность;

 выявлять умение передавать настроение в рисунке.

бумага, цветные карандаши, фотографии, картинки, слайды на летнюю тематику; альбом с семейными фотографиями о летнем отдыхе

16 - 22

Детский сад. Профессии детского сада.

«Овощи для кухни»

учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, знакомить с новым способом создания абстрактной композиции — свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге; совершенствовать технику работы с акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).

заготовки с изображением корзины (пустой)  на каждого ребенка, лист бумаги для показа рисования овощей, мягкие кисточки, гуашь.

23 – 29

Я в мире человек. Мальчики и девочки

Знакомство с искусством. «Жанровая живопись»

 «Мои друзья»

вызывать у детей интерес к жанровой живописи, эмоциональный отклик на произведения, желание внимательно рассматривать их, соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом, общаться по поводу увиденного с товарищами, делиться впечатлениями;

развивать наблюдательность, воображением, образное и логическое мышление; подводить детей к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет; учить внимательно рассматривать картину, устанавливать логические связи в содержании и средствах выразительности с целью установления замысла художника;

дать представление о жанровой живописи как особом виде;

развивать умение высказывать развернутые оценки и суждения об увиденных произведениях, используя образные выражения, эпитеты, сравнения; знакомить с правилами поведения в музее, на выставке.

четыре стенда для репродукций, аудиозапись; репродукции картин, размещенные на четырех стендах: натюрморты («Яблоки на красном фоне» К. Петрова-Водкина; «Сирень в корзине» П. Кончаловского), пейзажи («Золотая осень» И. Левитана, «Зима» И. Шишкина); портреты («За туалетом» 3. Серебряковой, «Портрет Мики Морозова» В. Серова); жанровая живопись («Ужин трактористов», «Сенокос» А. Пластова; «Дети, бегущие от грозы» К. Маковского; «Масленица» Б. Кустодиева; «Хоккеисты» А. Дейнеки); аудиозапись музыкального произведения «Мелодия (фа мажор)» А. Рубинштейна.

Октябрь

30 - 6

Осень. Лес. Грибы ягоды.

«Красивый осенний букет » (предметное рисование)

 Продолжаем знакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией,

подбором предметов по цвету;

учить понимать красоту в сочетании форм и цвета;

учить рисовать натюрморт, пользуясь схематическим алгоритмом;

закреплять умение правильно пользоваться изобразительными

материалами;

развивать глазомер, внимание, усидчивость.

краски, бумага; серия натюрмортов для

рассматривания; схематический алгоритм рисование натюрморта

(последовательность); натюрморт для показа;

7 - 13

Овощи. Огород.

«Овощи в корзине» (предметное рисование)

продолжать знакомить детей с овощами;

формировать умение изображать красками овощи, равномерно

располагать их в большой корзине;

развивать творческое воображение, мышление, тонкую моторику,

зрительное внимание, обогащать речь;

формировать интерес к изобразительной деятельности.

мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет

цветов в вазе, овощи в корзине, круглый столик, белая скатерть,

магнитофон, аудиозапись спокойной инструментальной музыки; репродукции картин «натюрморт» Стожарова

14 - 20

Фрукты. Сад.

«фрукты в вазе»

продолжать знакомить детей с натюрмортом, с фруктами;

формировать умение изображать красками фрукты, равномерно

располагать их в вазе;

развивать творческое воображение, мышление, тонкую моторику,

зрительное внимание, обогащать речь;

формировать интерес к изобразительной деятельности.

мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет

цветов в вазе, фрукты в корзине, круглый столик, белая скатерть,

магнитофон, аудиозапись спокойной инструментальной музыки; репродукции картин «натюрморт» Кончаловского

21 - 27

Одежда людей. Головные уборы.

«Шьем одежду кукле» (предметно-декоративное рисование)

знакомить детей с одеждой и  ее разновидностями;

учить рисовать одежду с помощью изобразительных материалов;

закреплять умения пользоваться графическим материалом при создании

наброска;

воспитывать интерес к одежде, бережное отношение к ней.

картинки с изображениями одежды,  несколько

предметов одежды для сравнения и рассматривания, карандаши, краски,

фломастеры, бумага, образцы педагога.

28 – 3

Обувь. Материалы

«Волшебный мешочек» (предметное

помочь детям в освоении родового понятия «обувь» на основе выделения

назначения как существенного признака;

развивать способность к классификации;

упражнять в умении сравнивать предметы, находя признаки сходства и

различия;

учить рисовать обувь с помощью гуаши, самостоятельно применяя ранее

освоенные приемы рисования;

активизировать словарь за счет слов: голенище, каблук, носок, язык,

стелька, шнурки, защищать, босой',

воспитывать бережное отношение к обуви.

оборудование: игровой персонаж (кукла) мастер Башмачкин,

картинки с изображениями разных фасонов обуви, мешок, несколько

разнообразных пар обуви для сравнения и рассматривания, гуашь, бумага,

образцы педагога.

Ноябрь

4 - 10

Мой поселок, моя страна

«Мое любимое село» (нетрадиционное рисование)

продолжать знакомить детей с малой Родиной,

достопримечательностями родного села;

познакомить с монотипией — нетрадиционным приемом рисования;

закреплять умение передавать в рисунке изображения домов разных

пропорций; |

формировать умения работать всей кистью и ее концом;

развивать творческие способности.

листы бумаги с темным фоном, согнутые пополам

по горизонтали; гуашь разных цветов; кисти, баночки с водой, салфетки,

слайды, картинки с изображениями салюта над городом, зеркало.

11 - 17

Дом, квартира.

«Подарок для мамочки. Хохломская посуда» (декоративное

рисование)

продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно-

прикладного искусства;

учить замечать художественные элементы, определяющие специфику

«золотой Хохломы»: назначение предметов, материал, технология

изготовления, колорит, узор;

учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка,

Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи;

развивать технические умения (рисовать кончиком кисти, всей кистью,

свободно двигать ею в разных направлениях);

вызывать желание сделать приятное маме создать творческую работу в

подарок;

воспитывать любовь и уважение к близким.

хохломские изделия для рассматривания,

фотографии с изображениями мастеров и хохломской посуды, таблицы с

вариантами хохломских узоров и элементов, силуэты посуды для росписи,

гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, образец педагога;

18 - 24

Мебель, профессия –плотник, столяр

«Все профессии нужны, все профессии важны»

(сюжетное рисование)

дать детям представление о женских и мужских профессиях;

развивать эстетическое отношение к окружающему, передавать в рисунке

образ человека труда, изображая людей в характерной профессиональной

одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами;

закреплять умения рисовать основные части простым карандашом,

аккуратно закрашивать рисунки;

 воспитывать уважение к людям труда, художественный вкус, фантазию,

творческие способности.

атрибуты для  профессий столяр, плотник. картинки с изображениями людей труда, изобразительные материалы: бумага,

грифель, цветные карандаши; Профессии: демонстрационный материал.

25 – 1

Посуда (виды посуды, материалы)

«Чудо на фарфоре, синяя капель

Это называется просто роспись Гжель» (декоративное рисование)

продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на

примере гжельской керамики;

закреплять приемы рисования в технике «мазок с тенью», «капельки»

концом кисти (спирали, травинки, завитки, волнистые линии);

развивать творческую активность и интерес к рисованию;

развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству,

способствовать развитию эстетического вкуса;

воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к

мастерам и желание создавать своими руками гжельскую посуду;

вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

аудиозаписи русских народных мелодий,

фотографии с изделиями гжельских мастеров, гжельские изделия для показа,

силуэты посуды, вырезанные из белого картона, кисти, синяя краска, салфетки,

стаканчики с водой, технологическая карта гжельской росписи, образец

педагога; стихотворения С. Ледковой «Гжель», П. Синявского «Гжель».

Декабрь

2 - 8

Зима. Зимние виды спорта

«Мы во двор пошли гулять...» (рисование по замыслу)

закреплять у детей знание признаков зимних явлений природы;

учить отображать в рисунках свои впечатления о зимних забавах;

формировать умение выбирать несложный сюжет по предложенной теме,

рисовать гуашью;

развивать творческое воображение, эстетическое восприятие цвета.

Базисные знания, умения и навыки детей: имеют представления о зимних

забавах, рассказывают, чем они занимаются зимой на прогулке, создают

несложные сюжеты по теме, словесно описывают картины с изображениями

зимних забав, экспериментируют со снегом.

оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме;

образцы, выполненные педагогом, на которых изображены играющие на

участке зимой дети; бумага, краски, кисти, баночки с водой, салфетки;

стихотворения о зиме по выбору педагога, Н. Нищевой «Мы во двор пошли

гулять», А. Прокопьева «Снегири»; серия картин о Детских забавах художника

Роберта Дункана.

9 - 15

Домашние животные, и их питомцы

«Сидит кошка на окошке» предметное рисование

учить детей передавать характерные особенности кошки: пропорции тела,

окрас, форму хвоста;

учить определять по изображению животного его характерные особенности;

учить работать графическим способом,

упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной

интенсивности цвета;

воспитывать любовь и уважение к домашним животным.

картинка с изображением кошки, альбомный лист

бумаги, черный карандаш;

16 - 22

Зимующие птицы. Помощь им зимой

«Сидят на ветках снегири, сияют словно

фонари» (предметное рисование)

продолжать знакомить детей с зимующими птицами;

закреплять знания о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках (летают,

сидят);

учить изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное

туловище, круглая голова, острый небольшой треугольный клюв, короткий

хвост);

развивать творческие способности, умение подбирать соответствующую

цветовую гамму, смешивать краски для получения нужного оттенка;

проявлять оценочное отношение к работам сверстников,

доброжелательное отношение к ним;

воспитывать любовь и уважение к птицам, желание проявлять заботу о них

фотографии с изображениями снегирей, гуашь,

кисти, слегка затонированные листы бумаги, салфетки, палитра,

технологическая карта последовательности рисования снегиря;

Январь

27-02

Виды театра. Профессии в театре

«Сказочные витражи» (декоративное рисование)

знакомить детей с дизайнерским искусством, с понятием «витраж», с

техникой его выполнения;

учить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали;

формировать умение работать в витражной технике;

закреплять знания о цветовидении;

развивать творческие способности.

прямоугольные стекла (оргстекло), гуашь, кисти,

бумага, фломастеры, маркеры (черный);

Февраль

03-09

Игрушки. Народная игрушка.

«В сказочную песню просится сама всех чудес чудесней наша

Хохлома!» (декоративное рисование)

продолжать знакомить детей с хохломской росписью, историей ее

создания;

учить видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы,

завиток, травка, листики и т. д.

учить, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от

основного тона, развивать чувство цвета, творческую фантазию;

совершенствовать технику декоративного рисования;

развивать творческие способности;

воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству; продолжать воспитывать любовь к народным традициям, показывая

народное, что изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и

устного народного творчества.

аудиозапись русских народных мелодий;

хохломские изделия для показа; мультимедийная презентация о хохломском

промысле, созданная педагогом; оборудование для показа презентации; силуэты

посуды, вырезанные из черного картона; кисти, краски, салфетки, стаканчики с

водой, алгоритм хохломской росписи, образцы педагога;

10-16

Животные жарких стран

«Шея, уши, хобот, хвост»

продолжать знакомить детей с жителями жарких стран;

познакомить со слоном, жирафом, дать представление о его внешних признаках,

строении тела, чем питается, характерные повадки, семья; учить рисовать животных, закрашивать рисунок карандашом, не выходя за

пределы контура;

закреплять умение правильно держать карандаш;

воспитывать интерес к обитателям жарких стран.

материалы: фотография и картинка с изображением слона, жирафа

тонированная бумага желтого цвета, пастель, цветные карандаши, грифель для

эскиза, образец педагога; Животные жарких стран альбом.

17-22

Наша армия родная. Профессии пап

«Подарок для папы» (декоративное рисование)

дать детям представление о галстуке как о детали мужского туалета;

вызывать интерес к изготовлению подарков и сувениров;

учить декоративному оформлению галстука: рисовать орнаменты и узоры

на заготовках разной формы; развивать чувство композиции, технические навыки;

воспитывать любовь и уважение к близким людям.

материалы: заготовки в виде галстуков разной формы и

величины, гуашь, кисти, стаканчики с водой, галстуки для рассматривания,

образец педагога;

24-02

Транспорт. Виды транспорта

«Есть машины разные» предметное рисование.

Уточнить и расширять знания детей о транспорте, отличительные особенности. Общие характеристики. учить рисовать транспорт, закрашивать рисунок карандашом, не выходя за

пределы контура;

закреплять умение правильно держать карандаш;

Карандаши, мелки, фломастеры, образцы техники.

Март

03-09

Весна. Профессии мам.

«Ничего милее нет маминой улыбки» (рисование портретное)

продолжать знакомить детей с портретом и его видами;

учить рисовать женский портрет;

инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных

средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения

конкретного человека;

воспитывать любовь и заботу о маме, вызывать желание сделать ей

приятное.

альбомный лист бумаги на каждого ребенка,

простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, акриловые

краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, образец педагога, технологическая

карта последовательности рисования портрета, аудиозапись

репродукции с картин известных художников-портретистов:

10-16

Перелетные птицы

«Грачи прилетели» предметное рисование

учить детей передавать характерные особенности грача: пропорции тела,

цвет оперения, форму клюва, хвоста;

учить определять по изображению птицы ее характерные особенности;

учить работать графическим способом, изображать новую позу — птица,

сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась);

упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной

интенсивности цвета;

воспитывать любовь и уважение к птицам.

беседа с детьми о птицах, о грачах, рассматривание и наблюдение за воронами и грачами во время прогулки, рассматривание фотографий,

просмотр видеосюжетов о птицах.

17-23

Комнатные растения

«Встретить можно их везде — и на клумбе, и в горшке»

(предметное рисование)

расширять знания детей о комнатных растениях;

формировать бережное отношение к комнатным растениям, навыки ухода

за ними;

учить рисовать комнатное растение в определенной последовательности;

формировать технические навыки работы с карандашом;

развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

материалы: уголок природы с комнатными растениями;

фотографии комнатных растений, альбомный лист, простой карандаш, гуашь,

кисти, салфетки;

24-30

Речные и морские обитатели

«Подводный мир» (коллективное рисование)

уточнять и расширять знания детей о подводном мире, о многообразии

его обитателей;

учить самостоятельно отражать свои представления об обитателях

морского дна разными изобразительными средствами;

учить создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок;

совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения;

развивать детское творчество при создании и реализации замысла;

воспитывать любовь и уважение к животному миру, отзывчивость и

доброту.

Материалы и оборудование: иллюстрации, слайды, фотографии, на которых

изображен подводный мир, рыбы и его обитатели; тонированный лист ватмана

для коллективной работы, простые карандаши, кисти, стаканчики с водой, гуашь;

Апрель

07-13

Космос

«В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете»

(нетрадиционное рисование)

расширять представления детей об окружающем мире (космос);

развивать способность устанавливать простейшие связи;

учить изображать звездное небо с помощью нетрадиционной техники;

учить продумывать композицию и содержание рисунка, инициировать

поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных

сюжетов на тему космоса;

закреплять навыки работы с разными изобразительными материалами.

материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти, стаканчики с

водой, зубная щетка, расческа по числу детей; аудиозапись с «космической»

музыкой, аудиозапись, фотографии с изображениями космоса, планет,

космонавтов, спутников;

14-20

Пожарная безопасность

«Огонь и вода» нетрадиционное рисование

Расширять знание детей о пожарной безопасности, как можно затушить огонь, учить смешивая цвета изображать пламя костра

Бумага, гуашь, изображение огня.

21-27

Безопасность дома

«Федорина посуда» (по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»)

(предметное рисование)

развивать у детей устойчивый интерес к творчеству К. И. Чуковского;

учить эмоционально воспринимать содержание произведений К. И.

Чуковского, понимать их нравственный смысл;

формировать умение мотивированно оценивать поступки героев;

систематизировать знания о посуде, активизировать словарь,

согласовывая существительные с прилагательными;

продолжать учить рисовать посуду, упражнять в умении аккуратно

закрашивать рисунок, не заходя за контур;

воспитывать интерес и бережное отношение к книгам.

книги с иллюстрациями к сказкам К. И.

Чуковского, портрет писателя, дидактическое упражнение «Отгадай посуду»,

картинки с изображениями посуд; фломастеры, простой карандаш, 1/2

альбомного листа, образец педагога;

28-04

Строительные инструменты. Специальная техника

«Подъёмный кран»

фломастеры, простой карандаш, 1/2

альбомного листа, образец педагога;

Май

05-11

Майские праздники. День победы!

«Это праздник со слезами на глазах» (сюжетное рисование)

расширять знания детей о Великой Отечественной войне, знакомить

дошкольников с жизнью народа в этот период;

учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуаши;

закреплять знания о свойствах различных изобразительных материалов;

воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к

ветеранам Великой Отечественной войны.

1/2 альбомного листа, кисти, стаканчики с водой,

гуашь, оборудование для видеопрезентации;

12-18

Насекомые

«Насекомые на полянке» (коллективное рисование)

Закреплять знания детей о многообразии мира насекомых и среде их обитания. Совершенствовать технические навыки, формировать умение, самостоятельно подбирать цветовую гамму красок. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Аудиозапись со звуками издаваемые насекомыми, изображения насекомых, фоновая композиция, цветущего луга, кисти гуашь,

19-25

Садовые цветы. Первый весенние цветы

«Носит одуванчик желтый сарафанчик» (нетрадиционное рисование)

продолжать знакомить детей с растениями луга; учить обогащать сюжет деталями, рисовать одуванчики, пользуясь приемом набрызгивания;

закреплять навыки рисования красками;

развивать эмоциональное отношение ко всему живому;

воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к природе.

артинка с изображением одуванчика, аудиомагнитофон, заготовка — незавершенная композиция с изображением зеленого луга (размер — лист ватмана); круги, вырезанные из картона диаметром от 5 см (на каждого ребенка), зубные щетки, кисти, желтая и зеленая гуашь, салфетки;

26-31

Летние виды спорта

«Правила движения достойны уважения» (предметное рисование)

формировать знания детей о Правилах дорожного движения (ИДЯ);

учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов;

закреплять умение изображать дорожные знаки графическим способом;

формировать осознание важности соблюдения Правил дорожного движения.

макет улицы и дорожные знаки, бумага, фломастеры, образцы; Правила безопасности для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество (рисование)" Средняя группа

Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество (рисование)" в средней группе по ФГТ...

Перспективно- тематическое планирование логопедических занятий для детей с ОНР (старшая группа)

План составлен в соответствии с лексическими темами для детей старшей группы с диагнозом ОНР III уровня....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет мамы»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет мамы»Задачи:1. Расширять представления детей о празднике «День матери»2. Формировать знания детей о жанре живописи – портрете. Учить рисовать портре...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: « Улицы нашего города»

Цель:- углубить знания о родном городе Железногорске. Помочь осознать себя жителем города.- воспитывать интерес к своему микрорайону.- приучать заботиться о его чистоте и красоте.- воспитывать у ребен...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Зимняя сказка"

Цель:Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.Программные задачи:Обучающая:ü Учить детей создавать образ зимней природы, передавать ее красоту, разнообразие д...

Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) во 2 младшей группе

календарно-тематический план по рисованию во второй младшей группе на весь год, по месяцам  с темами недели....