Технологическая карта урока на тему: «Деревня - деревянный мир»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Технологическая карта урока на тему: «Деревня - деревянный мир»
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_derevnya_-_derevyannyy_mir.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на тему: «Деревня - деревянный мир»
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): закрепят свои знания о постройках русского деревянного зодчества. Получат возможность продолжить учиться: использовать художественные материалы и инструменты для работы. Закрепят понятия «декор», усвоят начальные знания из области перспективы; смогут познакомиться с русской избой, архитектурой деревни, ее связью с окружающей средой. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, овладевают навыками коллективной работы, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная, коллективная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек, село, деревня. |
Образовательные | Интернет-ресурсы: http://www.DemaDera.ru, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Деревня - деревянный мир». Основа для коллективного пано «пейзаж». Музыкальный ряд: академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты:. |
Технологическая карта урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Формируемые универсальные | Промежуточ-ный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Уч. проверяет готовность учащихся к уроку. Добрый день, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка – это главное условие не только хорошего настроения, но и конструктивного общения. | Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку. | Фронтльная работа | Личностные: настраиваются на урок.Коммуникативные:используют способы конструктивного общения. | Наблюдение. |
II.Введение в тему. | Мотивация учебной деятельности учащихся. | Уч. нацеливает на тему и задачи урока Читает стихотворение. Как молоко парное в кружке, Чуть розовата и тепла, На крыши сонной деревушки Заря июньская текла. Она плескалась в листьях сада, Росой играла на лугах, Её медлительное стадо Несло на выгнутых рогах. Она росла и созревала, До удивления тиха, И алым светом полыхала, Как красный гребень петуха. Вздымалась кверху, Стлалась низом И, утверждая с миром связь, Рвала туман, как полог сизый, Погожим утром становясь. – Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Правильно, о Русской деревне - А кто-нибудь из вас живет в деревне или бывал там? - Чем вам запомнилась деревня? | Слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению. | Просмотр слайд-шоу «Русская деревня», под звучание гуслей Фронтальная работа | Личностные: самостоятельно определяют тему урока. Коммуникативные: формулируют свое мнение, позицию. | Устные |
III. Закрепление полученных знаний на уроке. IV. Творческая работа. | Фронтальная беседа, просмотр слайдов презентации. Выполнение упражнения на декорирование заготовки дома (украшение причелины, лобовой доски, наличников заготовленным кружевом из белой бумаги, путем наклеивания) | Учитель ведет фронтальную беседу, направленную на выявление полученных знаний на прошлом уроке. - Какое, жилище являлось самым распространенным в деревне? -Что означает слова – изба? - Из чего строили избы? - Давайте посмотрим еще один видеоролик. Смотрите внимательно, по окончанию его просмотра, я задам вам много вопросов на внимание. - Вспомните конструкцию избы. - Избы в селах раньше не красили и ничем не обшивали. Но дома были на удивление красивы. Чем же они были украшены? - Давайте вспомним, какие элементы дома были украшены резьбой? - А откуда люди брали идею украшения избы? - А вы встречали дома украшенные резными, растительными орнаментами? Уч. объясняет задачу практического задания, направленного на закрепление полученных знаний о декоре основных элементов дома. Повторяет правила техники безопасности. У вас на столе лежат красивые домики, какие-то мастера постарались и изготовили их для будущей композиции. Но чего-то не хватает? Что нужно сделать? - У вас на столе лежит кружево из бумаги, давайте украсим основные элементы дома. - Перед работой вспомним технику безопасности при работе с ножницами | Вспоминают полученные знания на прошлом уроке. - Изба. - В древности звучало « истьба», то есть жилище отапливаемое изнутри. - Избы строили из дерева. Просмотр видео - Брёвна скреплялись между собой, и получался венец. Венец на венец – и вырастет сруб. Двускатная крыша, окна. - Они были украшены резьбой. - Край кровли прикрывают узорные доски – причелины. Стык причелин вверху закрыт небольшим, свешивающимся полотенцем.Наличники– самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше назывался лоб) . Здесь же бывает лобовая доска. Учащиеся повторяют правила т/б, работают в парах - Украсить дома. 1. Не оставляй ножницы в раскрытом виде. 2. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед. 3.Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению. | Фронтальная работа Работа в группах | Личностные: осознают что усвоили на прошлом уроке, качество усвоенных знаний, проявляют эмоциональ- но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству. Познавательные: умеют высказываться в устной форме. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формой речи; умеют договариваться, контролировать действия партнера. | Устные ответы, изделие выполненное в процессе парной работы. |
Физкультминутка | Упражнение направленное на сохранение физического здоровья. | Учитель читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники. Мы на пальцы поднялись, Подняли вверх ручки, А теперь мы от Земли Отталкиваем тучки. Ну-ка, тучки, все домой Быстро уходите. А ребята – за столы, К работе возвратитесь. | Выполняют упражнения Школьники поднимаются на цыпочки. Вытягивают руки верх. Размахивают руками с одновременными наклонами корпуса в разные стороны. Возвращаются за свои места. | Фронтальная работа | Познавательные: знают способы расслабления и укрепления здоровья. | Наблюдение. |
V. Закрепление знаний. | Фронтальная беседа, постановка проблемы, через создание коллективного пано. | Учитель изобразительного искусства вводит в тему урока, нацеливает на размышление истоков возникновения понятий «улица», «деревня» - Жизнь человека всегда была связана с природой родного края. Красива земля русская своими полями, лесами, реками. Посмотрите, какой красивый пейзаж. Но мне кажется, чего-то не хватает? Чего же? - Совершенно верно. Давайте «заселим» наш пейзаж архитектурными сооружениями, чтобы людям было удобно и красиво жить. - Ну-ка поднимите, покажите, какие прекрасные дома у вас получились. - А вы заметили, что дома разные по размеру? - Какие дома мы наклеим в верхней части пейзажа? Большие или маленькие? Почему? - Правильно, то что дальше выглядит всегда меньше. - Посмотрите, что у нас получилось? - А почему «улица» называется «улицей» знаете? - Избы в селении выстраивались фасадом, то есть лицом, к дороге, и получалась? Что? - Теперь давайте наклеим те дома, которые побольше. Где мы их разместим? | Создают коллективное пано, путем наклеивания декорированных домов в подготовленное пространство листа. - Не хватает домов. - Сначала мы наклеим маленькие дома, так как они дальше. Учащиеся выходят и наклеивают дома на общую композицию. - У нас получилась целая улица домов. - Дома располагаются лицом (фасадом) к дороге, отсюда и название « у дороги – лицо». У- лица. - Мы их наклеим в нижней части листа. Наклеивают оставшуюся часть домов. | Фронтальная и групповая работа. Дети самостоятельно по шаблону создают сооружение | Личностные: приобретают устойчивый интерес к теме урока. Познавательные: приобретают начальные способы исследовательской деятельности. | Устные ответы, коллективное пано. |
Изучение и беседа по коллективной работе. | Учитель изо.искусства через постановку проблемы подводит учащихся к постановке темы и цели урока. Ребята, а что у нас получилось, что выросло на месте широкого поля? - А вы знаете, что означает слово «ДЕРЕВНЯ»? и чем отличается «ДЕРЕВНЯ» от «СЕЛА»? Вот это нам и предстоит узнать. | - У нас выросла деревня, село…город? | Фронтальная беседа. | Познавательные: умеют строить рассуждения, высказывать свое мнение. Коммуникативные: умеют учитывать разные мнения, слушать партнера. | Устные ответы, коллективноепано. | |
VI. Итог урока. Рефлексия | Обобщающая беседа. | Учитель изо.искусства задает вопросы по итогу урока – Что изучали сегодня на уроке? - Достигли ли цели урока? - Что было для вас самым интересным? - Что бы вы хотели еще узнать по данной теме? | Дают оценку изученному материалу, высказывают свое мнение. Оценивают свою собственную работу на уроке и работу одноклассников. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников. | Устные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"
Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Конкурс методической разработки по истории по теме:Технологическая карта урока по теме:Возвышение Македонии
Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству....
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...
технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс
Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...