Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmina_i.v._tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 44.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
«Средневековая деревня и ее обитатели»
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
второго поколения
выполнила Кузьмина И.В.
учитель истории МОУ школа № 2
г.о. Жуковский
Конспект урока.
1. Тема урока «Средневековая деревня и ее обитатели»
2. Возраст обучающихся 12 лет
3. Название предмета Всеобщая история. История средних веков. 6 класс.
4. Авторы Агибалова Е.В., Г.М. Донской
5. Вид урока урок с использованием ИКТ
6. Тип урока урок открытия новых знаний
7. Цели урока –
- деятельностная цель: формирование у учащихся умения реализации способов действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера), развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: феодальное поместье, господские и крестьянские наделы, повинности крестьян, барщина и оброк, натуральное хозяйство;
- воспитательная цель: воспитание уважения к людям труда.
8. Проблемы, решаемые обучающимися: Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?; в чем смысл правила «Нет земли без господина»?
9. Планируемые результаты:
Предметные: знание и объяснение особенностей феодального общества (основными группами являются сеньоры и крестьяне, при этом собственность на землю была в руках сеньоров, а крестьяне находились в разных формах зависимости от них); проводить поиск информации в учебнике и документе; на основании иллюстрации составлять описание крестьянской хижины; называть характерные признаки барщины и оброка, натурального хозяйства, излагать суждения о роли сословия крестьян в средневековом мире.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности.
познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; поиск информации в учебном тексте; преобразование информации из одной знаковой системы в другую; извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, описывать исторический объект; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
личностные результаты: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
10. Оборудование: мультимедийный ПК, проектор, экран, презентация, учебная картина «В хижине крестьянина», текст документа с заданием, набор смайликов.
11. Этапы урока.
Этап урока (занятия) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Осуществляемые действия | Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
1.Организационный момент 2. Этап актуализации и пробного учебного действия | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Демонстрация Слайда № 1. [Приложение 1]. – По иллюстрациям предположите, о жизни какой группы людей мы будем с вами сегодня говорить? Слайд № 2 – Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как жили и трудились крестьяне. Тема нашего урока «Средневековая деревня и ее обитатели». | Рассматривают иллюстрации, дают ответ на вопрос: «О крестьянах». Формулируют тему и цель урока. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Выполнение пробного учебного действия; | Оценка своего настроения. Фиксирование индивидуального затруднения; саморегу ляция в ситуации затруднения. | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Формулируют ответ на вопрос: «Крестьяне, т.к. люди заняты земледельческим трудом». | Планирование учебного сотрудничества. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; |
3. Проблемное объяснение нового знания | Мы приступили к изучению новой главы «Феодалы и крестьяне», после ее изучения мы ответим на вопрос: «Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?» В средние века действовало правило «Нет земли без сеньора». Как вы его понимаете? Какими путями феодалы расширяли земельные владения? На земле свободной общины возникла феодальная вотчина (поместье) – наследственное земельное владение. Составим план феодального поместья. Слайд 3. | Вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов. Короли раздавали своим воинам феоды за службу в конном войске, земли свободных общинников феодалы захватывали силой. Называют элементы поместья-господский двор (замок), пахотная земля: господская и крестьянские наделы. | Применяют знания для раскрытия сущности явления. Характеризуют способы расширения земельных владений. Поиск информации в учебном тексте. Преобразование информации из одной знаковой системы в другую. | Составляют план изучения новой темы. Сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона. | Целеполагание; составление плана и последовательности действий. Контроль и коррекция. | Формулируют ответ на вопрос, слушают ответы других учеников. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности (принудительные обязанности). Определите по тексту учебника, какие повинности выполняли крестьяне и запишите их в виде схемы. Слайд 4. В чем заключалась власть феодалов над крестьянами? | Используя учебный текст, выделяют повинности-барщина и оброк, дают их характеристику, составляют схему. Крестьяне находились в поземельной и личной зависимости от сеньора и несли в его пользу повинности. | Извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации. Анализ объекта с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей. | Сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона. | Контроль и коррекция результатов своей деятельности. | Выполняют работу в парах, осуществляют взаимопроверку. Формулируют ответ на вопрос, слушают ответы других учеников. | Сотрудничество при работе в парах. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Слайд 5. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали хозяйственными делами. Какими? Община поддерживала порядок, помогала беднякам выплачивать налоги, проводила праздники, нередко оказывала сопротивление господину. Кому была выгодна община? | Делила землю на участки по справедливости. Владела угодьями: лугами, лесами, реками, кроме тех, которыми владел господин. Делают вывод: община была выгодна и крестьянам, и феодалам. | Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; | Сравнивают свой ответ и правильный ответ, корректируют ответ. | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения. Контроль и коррекция результатов своей деятельности. | Формулируют ответ на вопрос, слушают ответы других учеников, дополняют и исправляют ответы. | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | |
4.Динамическая пауза | Тематическая физкультурная пауза на тему: «Крестьянские работы» (на 4 такта с движениями рук и ног): «Как крестьяне рубят дрова?» — движения рук; «Косят траву?» — движения рук и ног; «Сеют зерно?» — движения рук; «Веют зерно?» — движения рук. | Выполняют упражнение, не нарушая пространство партнера. | Управление своим поведением и поведением партнера, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии. | ||||
Давайте совершим путешествие в прошлое и познакомимся с образом жизни крестьянина. | Ученик у доски описывает картину «В хижине крестьянина», предварительно составив план ответа, ученики слушают и дополняют ответ. | Умение составлять текст, соблюдая нормы построения текста, описывать исторический объект, характеризует условия и образ жизни крестьян. | Составление плана ответа (устно), осознание качества и уровня выполнения задания. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. | Выступление с монологической речью, формулирование своих мыслей. | умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Слайд 6. Беседа с классом: 1)Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью? Кто делал орудия труда? Кто строил дом феодалу? Кто обеспечивал всем необходимым феодала? Как называется такое хозяйство? – хозяйство, в котором все необходимое производится для собственного потребления, называется натуральным | 1)Крестьянин сам изготавливал одежду, обувь, мебель. 2)Крестьяне строили феодалу дом. 3)Крестьяне обеспечивали всем необходимым феодала.
| умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Сравнивают свой ответ и правильный ответ, корректируют ответ. | Контроль и коррекция результатов своей деятельности | Формулирование своих мыслей. | Умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | |
5. Первичное закрепление. 6. Итог урока. | Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы (вопросы дифференцированы по разной степени сложности). [Приложение 2]. Исследование какой проблемы вели на уроке? С какими новыми понятиями познакомились? Какие получили результаты? Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Домашнее задание: Параграф 11 – читать. 1.*Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища. 2.**Составьте рассказ «Один день из жизни крестьянина». 3.***Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл? ( вопросы по выбору учащихся). | Смысловое чтение. Соотносят факты и явления, выделяя характерные признаки. Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира? Перечисляют новые понятия. Делают вывод: крестьянство – это группа людей, основным занятием которой было земледелие. Трудом этих людей кормилось все общество. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; рефлексия способов и условий действия, осмысление цели чтения. Рефлексия способов и условий действия. | Сравнивают свой ответ и правильный ответ, корректируют ответ и оценивают его. Анализируют работу на уроке через самооценку. | Контроль, коррекция, оценка результатов своей деятельности. Контроль, коррекция, оценка результатов своей деятельности. | Выполняют задание в парах, осуществляя сотрудничество. Выражают свои мысли, используя новую терминологию. | Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
Приложение 2.
ИЗ «ПОЭМЫ О ВЕРСОНСКИХ ВИЛЛАНАХ» (СЕРЕДИНА XIII В.).
Первая работа в году – к Иванову дню. Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут. Затем должны они чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой же на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз.
Но вот наступает август. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к амбарам. Эту службу несут они с детства, как несли ее предки ... Его же собственный урожай остается под дождем и ветром! И вот подъезжает он к амбару, где берут с него штраф, если он потерял хоть один сноп, упавший с воза в поле или на дороге.
А потом подходит сентябрьский Богородичный день, когда надо нести поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берет двух наилучших, один для сеньора, который, конечно, не возьмет того, что похуже! А сверх того, надо приложить по денье за каждого поросенка из оставшихся...
Виллан не может продать свою землю без того, чтобы сеньор не получил тринадцатой доли с цены. К Рождеству надо сдавать кур. Затем идет пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого. Если виллан выдает дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину. Затем приходит Вербное воскресенье, когда нужно везти сеньору пошлину на овец.
На Пасху вилланы опять вспашут землю, сеют и боронят. Каждый обрабатывает один акр под ячмень. После этого пора отправляться за дровами в лес. Богатое вознаграждение получает за это виллан – по два денье в день! Затем следует повозная повинность, ведь ежегодно они возили хлеб в Домжан. Вилланы еще облагаются одним картье пшеницы. Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора. Виллан должен заплатить еще и за выпечку своего хлеба.
Ответьте на вопросы:
Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, какие – к барщине? Выделите их в документе двумя различными цветами.
*Какие еще дополнительные платы и ограничения есть у крестьянина? Кому и чем он обязан?
**Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?
*Как вы считаете, насколько тяжело жилось крестьянам?
**Отличалась ли их жизнь от положения рабов в древних государствах – например, в Риме?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока немецкого языка в 7 классе "Деревня будущего"
Тип данного урока - урок формирования грамматического навыка. Цель данного урока...
6 класс. Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"
План-конспект урока по истории Средних веков с использованием технологии проблемного мышления....
Технологическая карта урока немецкого языка в 7 классе по теме «Деревня будущего»
Тема Деревня будущего Тип урока Урок формирования грамматического навыка Основная цель урока Формирование грамматического навыка: образование и употребление будущего времени в немецко...
Технологическая карта урока английского языка "Наша деревня"
Данный материал содержит в себе готовую технологическую карту урока английского язык во 2 классе по теме "Наша деревня" (Our village) УМК "Forward"...
технологическая карта урока немецкого языка в 7 классе по теме "Где лучше: жизнь в городе или в деревне?
класс : 7тема : в деревнетема урока : "Где лучше: жизнь в городе или в деревне?Цель: - развитие навыков речевой и языковой компетенции.Задачи:- создание условий для развития памяти, внимания...
Технологическая карта урока английского языка "Жизнь в городе/деревне: преимущества и недостатки" в 9 классе Spotlight
Урок не совсем в контексте учебника. Был выделен, как отдельно идущий открытый урок, вернее, как серия из двух уроков. Первый урок - "Город будущего", второй - "Жизнь в городе/дере...
Конспект урока " Средневековая деревня и ее обитатели"
Конспект урока в 6 классе "Среднековая деревня и ее обитатели" по ФГОС...