Проект "Рисование песком на световом столе"
проект по изобразительному искусству (изо)
Проект "Рисование песком на световом столе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_risovanie_peskom_na_svetovom_stole.docx | 67.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Песковский детский сад»
Проект
«Рисование песком на
световом столе»
Разработала: педагог дополнительного образования
Воронина Л.А.
Информационная карта проекта:
1. | Название проекта | «Песочные фантазии» |
2. | Ф.И.О. автора | Воронина Любовь Алексеевна |
3. | Должность | Педагог дополнительного образования |
4. | Учреждение | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Песковский детский сад» |
5. | Вид проекта | Педагогический; творческий. |
6. | Тип проекта | Долгосрочный; практико-ориентированный; инновационный. |
7. | Целевая группа проекта | Педагог, дети старших групп, родители. |
8. | Сроки проведения | 2021- 2022 учебный год |
9. | Цель проекта | Создать условия для коррекции и развития когнитивной и эмоциональной сфер и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через обучение рисованию песком на стекле. |
10. | Основные задачи проекта |
|
Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
Ни у кого уже не вызывает сомнения, что начинать развитие творческого потенциала, следует с самого раннего возраста, когда ребенок только еще начинает открывать для себя окружающий мир. Таким образом, одной из самых важных задач для педагогов, психологов и родителей на современном этапе, является индивидуальный подход к развитию творческого потенциала ребенка.
У вас никогда не возникнет вопрос "Чем занять ребенка?" если во дворе есть песочница. Приготовление куличей, выкапывание тоннелей, постройка замков - все эти занятия любимы малышами, только благодаря песку и его свойствам.
Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.
Ребенку нравится играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Психологи считают песок хорошим медитативно - расслабляющим материалом, который хорошо гармонизирует состояние ребенка.
Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чем-либо, и вам передается удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то своими руками. И ведь при этом дети не боятся ошибиться или сделать что-то не так. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение.
Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Прекрасное занятие для детей и взрослых. Работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения, помогает развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.
Рисование песком - это своего рода релаксация. Это не та техника, где выражаются основы художественного образа. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой
моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать заново.
Создание картин из песка раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки, гармонизирует психоэмоциональное состояние, формирует установку на положительное отношение к себе.
Рисование песком очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше, понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.
Участники проекта - дети, воспитатели.
Цель проекта - создать условия для коррекции и развития когнитивной и эмоциональной сфер и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через обучение рисованию песком на стекле.
Задачи проекта:
- Познакомить с техникой рисования песком, как художественным материалом;
- Развивать творческие способности, воображение, познавательный интерес.
- Развивать познавательные процессы и обогащать эмоциональный опыт детей.
- Снизить импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.
- Обогащение тактильного опыта у воспитанников, формировать представления о свойствах песка.
- Развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- Уточнять и расширять активный и пассивный словарь детей.
Педагогическая целесообразность:
Рисование песком:
- развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук;
-улучшает память;
-стимулирует познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение.
Предполагаемые результаты:
- Увеличить динамику развития по ИЗО;
- Умение применять усвоенные техники в изодеятельности;
-Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла;
В результате освоения техники рисования песком:
- дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;
- отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
- отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
- будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;
- смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
- смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке);
- смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
Правила при работе с песком.
Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
После игры с песком – помой руки!
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Способы рисования песком.
Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».
Существует несколько способов рисования на песочном столе.
Самый простой: светлым по тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.
Способ тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными (например: чайки над морем).
Способ отпечатков. Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями (например: прыгают зайчики, идёт слон, растёт цветок).
Способ вытирания Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении..
Техника процарапывания. Итог процарапывания - создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца.
Рисование стекой (деревянная палочка). Используется для чёткого и тонкого прорисовывания линий рисунка. Помогает в создание композиции воздушной формы.
Техника "трафарет". Трафарет накладывается на чистую поверхность стола планшета и посыпается небольшим количеством песка. Снять аккуратно трафарет с поверхности стола, оставшийся след подкорректировать стекой или пальцем мизинца. Можно использовать трафареты рисунка бабочки, листьев, рыб, черепахи и т.д.
Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Со временем чувствуешь, как и что изобразить, понимаешь, какие у песка возможности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование).
- Разработка конспектов и сценариев мероприятий.
- Составление перспективного плана.
- Подбор дидактического материала для занятий. 2 этап – основной.
- Реализация педагогического проекта «Песочные фантазии». 3 этап – аналитический.
- Анализ результатов деятельности по реализации задачи, подведение итогов.
- Представление результатов и опыта работы по данному направлению.
Формы работы:
Работа с родителями:
- Беседы с родителями.
- Консультации для родителей.
- Оформление уголка для родителей по данной теме.
- Фотовыставки работ детей. Демонстрация занятий с детьми.
- Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, свечи, мыльные пузыри, соломинки, пластилин и т. д.).
- Создание презентации песочного творчества детей для родителей.
Работа с детьми:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций;
- Чтение и обсуждение художественной литературы;
- Продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений;
Работа с педагогами:
- Памятки, консультации, мастер-класс.
Перспективный план реализации проекта «Песочные фантазии». Работа с педагогами и родителями.
Период | Название мероприятия |
Сентябрь | Оформление стенда для родителей «Мы рисуем песком» |
Ежемесячно | Обновление информации для родителей на стенде «Мы рисуем песком». |
Октябрь | Консультация для педагогов «Оборудование для рисования песком: возможности» |
Ноябрь | Памятки для педагогов «Использование песка в Изо деятельности с детьми дошкольного возраста». |
Февраль | Консультация для педагогов «Рисуем песком на стекле» |
Апрель | Мастер-класс для педагогов «Песочные сказки» |
Май | Представление результатов и опыта работы по данному направлению |
Ежемесячно | Итоговая фотовыставка работ детей |
Тематическое планирование по рисованию песком
в старшей группе
Месяц | № | Тема занятия | Задачи | |
Октябрь | 1 | «Чувствительные ладошки» | Знакомство со световым столом. Тактильное знакомство с песком. | |
2 | «Волшебство линий» | Познакомить детей с техникой рисования песком. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения. | ||
3 | «Мой любимый дождик» | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней. | ||
4 | «Веселые грибочки» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок изображая грибы различные по величине и форме. Снятие напряжение рук. | ||
Ноябрь | 5 | «Яблоки и груши» | Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | |
6 | «Моя любимая чашка» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (ветки, листок, простой цветок). Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | ||
7 | «Солнышко, куда ты прячешься?» | Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов. Снятие психоэмоционального напряжения. | ||
8 | «Воздушные шары» | Познакомить детей с техникой рисования песком. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения. | ||
Декабрь | 9 | «Зимушка, зима! Снеговик» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру. | |
10 | «Маленькой елочке холодно зимой» | Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация | ||
11 | «Рукавичка» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | ||
12 | «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения. | ||
Январь | 13 | «Снежинка» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление. | |
14 | «В январе все деревья в серебре» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики. | ||
15 |
| Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление. | ||
16 | «Морской мир “Рыбка”» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | ||
Февраль | 17 | «Домашние животные», | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | |
18 | «Дикие животные» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | ||
19 | «Ёжик» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | ||
Март | 20 | «Здравствуй, весна!» | Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. | |
21 | «Мамин день» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям | ||
22 | «Птицы прилетели домой» | Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам. | ||
23 | «Ваза с цветами» | Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. | ||
Апрель | 24 | «Мои любимые животные из сказок» | Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных. | |
25 | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку. | ||
26 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение. | ||
27 | «Кораблик в море» | Поэтапное рисование водного транспорта. Совершенствовать речевые навыки, приговаривая при рисовании. | ||
Май | 28 | «Летние мотивы» | Учить рисовать летние пейзажи. Развивать творческое воображение, композиционные умения. Вызывать положительные эмоции при рисовании песком. | |
29 | «Дождь, ураган» | Развивать чувство композиции. Умение работать в коллективе. | ||
30 | «Бабочки» | Учить рисовать образы бабочек, используя песок для тушевки. Рисовать творческое воображение. Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. | ||
31 | «Мы рисуем, что хотим» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения. Самоанализ творческих работ. Итоги года. Фотовыставка детских работ. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к проекту
Приложение 1.
Консультация для родителей.
Рисование на песке
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений – это и называется воспитанием. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем появится школа, где еще сильнее укрепляется директив по отношению к личности ребенка, затем – взрослые социальные институты. Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» — если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть, быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приводит к тому, что вырастает творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым. Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством, как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Педагог , внимательно наблюдает за действиями малыша, поддерживает его инициативу, его фантазию, создает ситуацию успешности, принятия ребенка, помогает ему выразить свои чувства… и если это становится для ребенка частью его жизни, то он научается жить в мире с самим собой, а что может быть важнее?
Занимаясь ,рисованием на песке малыш, как можно глубже знакомится со всеми человеческими чувствами через сказочные сюжеты, связанные с тем или иным чувством, он проигрывает их, прорисовывает, а значит – проживает. «Песочница» является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает рисунок из песка: стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего, начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится.
Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Приложение 2.
Памятка для родителей
Рисование песком на световом столе
«Позвольте ребёнку творить!»
Особый интерес у детей и взрослых вызывает рисование песком. Необычное искусство рисовать песком называется Sand Art, то есть «искусство песка», создание рисунков на поверхности стекла.
Песочная терапия помогает одновременно реализовать два направления:
- восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.
Занятия с песком очень полезны:
- вызывают эмоционально - положительные состояния, удовольствие от игры;
- погружают в мир своих желаний, дают возможность помечтать, пофантазировать;
- воспитывают эстетический вкус;
- снижают тревожность, агрессию;
- позволяют преодолеть чувство страха;
Занятия с песком полезно использовать с детьми замкнутыми, застенчивыми, неуверенными в себе, так как рисунок на песке, в отличие от бумаги, легко удалить или изменить. Соприкосновения с песком снимают стресс, напряжение.
- развивают коммуникативные навыки и социальную активность;
- повышают тактильную чувствительность;
- развивают мелкую моторику рук;
- развивают пространственные представления, ориентировку на плоскости;
- дети овладевают практическими навыками, осуществляя творческий замысел;
- расширяют кругозор.
Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза.
Занятия с песком не имеют возрастных ограничений и могут использоваться для работы с детьми, начиная с 2-3-х летнего возраста. Длительность занятий для детей до 5 лет составляет 10 минут, старше 5 лет – 20 минут.
Приложение 3.
Игры с песком
Подготовьте гладкую поверхность на влажном песке так же, как и для печатания, и приступайте к рисованию. Рисовать на песке можно прутиком, тонкой палочкой или просто пальцем.
Подготовительные упражнения для изучения свойств песка.
Ход игры
Здравствуй, песок!
снижение психофизического напряжения.
Песочница.
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — …»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Игры с решетом
Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Песочница, решето, мелкие игрушки.
Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)
Песочный ветер
формировать умение управлять вдохом-выдохом
Песочница, трубочки для коктейля
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Песочный дождик
Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочница
Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
«Подземные жители» («Кроты»)
Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Песочница.
Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Игровые упражнения «Рисуем на песке».
Ход игры
Песочные узоры
Дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.
поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям
Взрослый сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку. Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры.
Конус с дыркой мы возьмём,
Песок сыпать начнём.
Кулёк качается,
узор получается.
Рисуем палочкой
развитие усидчивости, внимания, фантазии
Песочника, палочки.
Воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.
Необыкновенные следы
Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Песочница.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Кто к нам приходил?
Развитие зрительного и тактильного восприятия
Песочница, набор формочек.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает фор-мочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Узоры на песке (1 вариант)
Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Узоры на песке (2 вариант)
Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Песочница, миниатюрные фигурки.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Песочный круг
Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Песочница.
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Песочные строители
Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочница, миниатюрные фигурки.
Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Заборчики
Развитие мышления, моторики.
Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.
Ребенок руками лепит заборчики по кругу.
Угадай на ощупь
Развитие мышления, моторики
Песочница, миниатюрные фигурки.
Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
Игровые упражнения для развития психических функций
и эмоционально-волевой сферы.
Ход игры
Песочные прятки
Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности
Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Победитель злости
Стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умение справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Песочница.
Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
«Новая квартира куклы Маши»
Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Песочница, мебель для игрушки.
Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.
Квартиру кукла Маша получила
И мебель в магазине закупила:
Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол
Занес в квартиру грузчик и ушел.
Куда же мебель расставлять?
На помощь Мишку надо звать.
Медведь откликнулся на зов,
План начертил и был таков.
Одна опять осталась Маша,
И загрустила кукла наша.
Поможем мебель ей расставить,
По плану в комнату поставить.
Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.
«Строители на сказочном острове»
Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Песочница
Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.
В океане остров был чудесный,
Никому доселе не известный.
Замки, башни и дворцы
Возвели строители-творцы.
Но черные тучи вдруг набежали,
Солнце закрыли, ветер позвали.
Жители спрятаться только успели,
Огонь, ураган и дождь налетели.
Разрушено все: только камни одни.
Вот что осталось от этой страны.
Теперь не существует дивной красоты.
Остались лишь одни мечты, что.
На этом письмо прерывается.
Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?
Что это был за человек?
Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!
«Общим словом назови и запомни»
Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Песочница, миниатюрные фигурки
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по рисованию песком в технике «Sand-Art» «Волшебство песком»
Программа по рисованию в технике «Sand-Art»«Волшебство песком» для детей. Интересное направление в искусстве: рисование песком позволяет ребёнку проявить свою фантазию не боясь допустить ошибку, снима...
Эффективность использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Статья об эффективности использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....
Приемы рисования на электрифицированном световом столе
Использование различных игр с песком в работе с детьми имеющими тяжелые множественныенарушения в развитии позволяет реализовать следующие задачи:Развитие ручной моторики (движений рук, хватательных де...
Методическая разработка на тему: Особенности работы с песком на световом столе, для развития познавательной сферы детей и подростков
Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передава...
Конспект мастер-класса по изготовлению песочного светового стола.
Конспект мастер-класса по изготовлению песочного светового стола....
статья "Использование светового стола и песка в образовательном процессе с детьми с нарушением интеллекта"
В статье представлен опыт работы учителя специального (коррекционного) класса....
Песочный световой стол как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
Работа с песочным световым столом — это современный эффективный метод, который используют педагоги . Песочный стол является универсальным средством всестороннего развития ребенка. Ог...