Программа по рисованию песком в технике «Sand-Art» «Волшебство песком»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа по рисованию в технике «Sand-Art»«Волшебство песком» для детей. Интересное направление в искусстве: рисование песком позволяет ребёнку проявить свою фантазию не боясь допустить ошибку, снимает стресс и напряжение (особенно у гиперактивных детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по рисованию песком | 33.8 КБ |
фотографии иллюстрируют содержание программы "Волшебство песком" | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №369
Красносельского района Санкт-Петербурга
Программа по рисованию в технике «Sand-Art»
«Волшебство песком»
общекультурного направления.
Автор-составитель:
учитель по изобразительному искусству
Прошичева Анна Игоревна
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по рисованию песком составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа «Волшебство песком» предназначена для детей в возрасте от 6 до 8 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на знакомство и овладение техникой по рисованию песком.
Педагогическая целесообразность: содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представления учащихся о способах и приемах изображения, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность: программа имеет практическую значимость. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ. Освоение техники рисования песком позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора. Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, изображения традиционными материалами, выразить в рисунке свои чувства и эмоции. Рисунок на песке дает возможность применять анимацию, изменяющийся за сюжетом рисунок.
В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле.
Направленность: художественная.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Рисование песком объединяет в себе природный материал и творчество художника.
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, психологическая стабилизация и гармонизация личности ученика.
Обучающие задачи программы:
• изучение свойств художественных средств рисунка на песке. Освоение различных приемов выразительности в рисунке песком.
• обучение основам композиции и изобразительной грамотности.
• через методы проблемного обучения, а именно: проблемный метод, частично – поисковый метод и исследовательский метод, научить учащихся алгоритму построения изображения и ведения всей работы в целом.
• овладение основами насыпания и прорисовывания пальцами и предметами;
• умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
Развивающие задачи программы:
• развитие творческих способностей на основе знаний, умений и навыков детей;
• развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики;
• развитие образно – логического мышления, художественного вкуса;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
• развитие художественного вкуса;
• развитие колористического видения;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие инициативности, любознательности, активности.
• тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия).
Воспитательные задачи программы:
• воспитание креативности;
• формирование уважения к труду;
• выработка усидчивости, терпения, самостоятельности;
• воспитание бережного отношения к культурным ценностям;
• воспитание способности к самореализации и саморазвитию;
• воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам.
Материал курса «Волшебство песком» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- «Волшебный мир рисунка песком»,
- творческие композиции «Традиции праздников»,
- «Мифы народов мира»,
-«Моя сказка» (песочная анимация)
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на 1 год начального образования. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Программа для детей в возрасте 6-7 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их индивидуальные физические способности, подготовленность, существующие навыки и умения. Навыки в изображении с помощью песка развиваются по мере усложнения заданий программы.
Условия реализации программы.
1-й год обучения: 34 часа, форма обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий.
• индивидуально-групповая;
• групповая;
• мастер-классы;
• беседа с игровыми элементами;
• заочная экскурсия;
• коллективное творческое дело (КТД);
• игра-путешествие;
• защита творческой работы;
• выставка творческих работ;
• викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
Формы подведения итогов.
• участие в школьных, городских, региональных выставках;
• наблюдение за выполнением поставленных задач в работах;
• беседа, защита учениками выполненной работы.
В результате 1 года обучения школьники должны
уметь:
• распределять песок по световому столу;
• пользоваться иллюстративным материалом;
• применять стилизацию;
• заполнять песком контуры рисунка;
• пользоваться различными предметами для проведения разных типов линий;
• изображать предмет пальцами, создавать фон для изображения;
• фантазировать на заданную тему;
• применять вспомогательные предметы в декоре рисунка;
• добиваться законченности работы;
• объяснять результаты своей работы;
• работать в коллективе;
• пользоваться художественными техниками и средствами;
• бережно относиться к инструментам, приспособлениям, материалам.
знать:
• порядок выполнения песочной анимации;
• основные и составные цвета;
• теплые и холодные оттенки цвета;
• основные свойства кварцевого песка, цветного песка;
• основные средства композиции. А именно: линия, пятно, контрасты цвета, размера, формы, и др;
• способы рисунка обычным и цветным песком.
1 год
Содержание программы
Волшебный мир рисунка песком.
Просмотр готовых работ, выполненных с помощью песка (аппликации, фото, видео). Знакомство с приемами создания изображения песком на световых столах.
Сказка «Улитки». Музыка: пение птиц, звуки дождя, песенка из мультфильма Крошка Енот. Упражнение на выполнение линий, кругов.
«Цветы для мамы» Песни о маме.
Изображение цветов разными способами. Сочинение и изображение своего букета.
Традиции праздников.
Новогодние истории. Новогодние песни.
Иллюстрация сказки «Снеговик-почтовик».
Традиционные праздники в России. Музыка: русские народные заклички.
Масленица. Солнце и древние славянские солярные знаки. Древнерусский город. Народное гуляние.
Пасха. Традиционные православные праздники. Изображение пасхального натюрморта.
Город мой – Петербург. Песня И. Кваша. «Санкт- Петербург гордая белая птица…». Изображение домов, превращение их в силуэт большой птицы.
Голубь мира (День защиты детей)Музыка: музыка и пение птиц.
. Традиционные праздники в разных странах. Древняя Греция Музыка :песня Арго.
Изображение сюжетов из жизни древних греков. Фигура человека в движении на древних греческих вазах.
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения.
Мифы народов мира.
Рассказ мудрого Сфинкса .Музыка: Пикник «Египтянин».
Верблюды(метод насыпания) идут по пустыне. Караван подходит к пирамидам. Сфинкс рассказывает свою историю сплетенную с историей Египта.
Сокровища Фараона. Рисунок цветным песком.
Знакомство с искусством Египта. Изображение предметов, монет.
Средневековая легенда Рыцарь и дракон.
Знакомство с работой художника-иллюстратора.
Моя сказка.
Знакомство с новыми техниками. Работа в технике песочной анимации.
Авторские сказки. «Путешествие морской черепахи». Музыка: звуки моря.
Сказка «Чудо-остров». Музыка: «Чунга-Чанга», звуки моря.
Иллюстрации сказок Андерсена: «Старый фонарь», «Русалочка», «Гадкий утенок»
Тематическое распределение часов.
№ п/п | Содержание тематического блока | Количество часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Волшебный мир рисунка песком (7 часов) | |||
1 | Введение в предмет. Волшебный мир рисунка песком. | 1 | Умение правильно организовать свое рабочее место, умение засыпать световой стол равномерно, умение применить простые приемы рисунка на песке. |
2 | Сказка «Улитки». | 1 | |
3 | Сказка «Путешествие морской черепахи». | 1 | |
4 | Сказка «Чудо-остров». | 1 | |
5 | Сказка «Дельфинёнок и черепаха». | 1 | |
6 | «Остров Сокровищ» | 1 | |
7 | «Остров Сокровищ» | 1 | |
Традиции праздников(7часов) | |||
8 | Волшебная флейта | 1 | Умение самостоятельно рисовать, используя простейшие приемы рисования песком. |
9 | «Новогодние истории». | 1 | |
10 | «Олимпиада в Сочи». | 1 | |
11 | «900 Блокадных дней» | 1 | |
12 | «Гранитные стражи Невы» | 1 | |
13 | «Рассказ мудрого Сфинкса» . | 1 | |
14 | «Сокровища Фараона» | 1 | |
Мифы народов мира (10) | |||
15 | «Цветы для мамы» | 1 | Умение передавать в рисунках пространство, выполнять многослойный рисунок, быть наблюдательным, применять кисть, резиновый шарик. |
16 | «Традиционные праздники в Древней Греции» | 1 | |
17 | Средневековая легенда «Рыцарь и дракон» | 1 | |
18 | Традиционные праздники в России. | 1 | |
19 | Пасха | 1 | |
20 | Мое любимое животное | 1 | |
21 | «Игрушки» Барто. | 1 | |
22 | «Игрушки» Барто. | 1 | |
23 | Петербургские коты. | 1 | |
24 | Цирк. | 1 | |
Моя сказка(10 часов) | |||
25 | Дрессированные собаки. | 1 | Умение видеть и отражать красоту окружающего мира в творческой работе, применять приемы работы с цветным песком. |
26 | Сказка Андерсена «Старый фонарь» | 1 | |
27 | Сказка Андерсена «Русалочка» | 1 | |
28 | Сказка Андерсена «Гадкий утенок» | 1 | |
29 | Сказка Э. Успенского «Осьминожки» | 1 | |
30 | Город мой – Петербург. Песня И. Кваша. | 1 | |
31 | .Голубь мира. | 1 | |
32 | День защиты детей | 1 | |
33 | Птицы весны | 1 | |
34 | Цветочная поляна | 1 | |
итого | 34 |
Перечень основных средств обучения 1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
2. Материалы и инструменты:
3. Инструкция по технике безопасности. 4. Специальная литература. |
- Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга. –С-Пб., 1993.
- Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.-212с.- ( в помощь школьному учителю).
- Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова.Журнал«Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
- Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;
- Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.-144с.- ( в помощь школьному учителю).
- Голубева О. Л. «Основы композиции», М., «Сварог и К», 2008.
- Гордон Л. «Рисунок», М., «ЭКСМО», 2002.
- Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;
- Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с.
- Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007.
- Паксёнов Г.И. «Живопись. Форма, цвет, изображение», М., «Академия», 2008.
- Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура. Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП., «Знание», 2007.
- Журнал «НоМИ (Новый мир искусства.)»
- Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программа для школ с углублённым изучением предметов художественно- эстетического цикла (1-4 кл) ред. Шпикалова Т. Я. – М.,1997.
- Советы мастеров. Сборник статей. М., 1978.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
Список литературы, рекомендуемый для чтения ученикам
- Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга. –С-Пб., 1993.
- Н. С. Чернякова Уроки детского творчества «Родничок» г. Тула 2002 г.
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке.–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.
- Журнал «Юный художник»
- Начинающему художнику, М., «ЭКСМО», 2002
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Волшебный мир рисунка песком » Тема 2. Улитки Тема 3. Черепашки Тема 5. Дельфинёнок и черепаха
«Традиции праздников» Тема 9. Новогодние истории
«Мифы народов мира » Тема 14. Сокровища Фараона Тема 16. «Традиционные праздники в Древней Греции» Тема 17. Средневековая легенда «Рыцарь и дракон»
«Моя сказка» (песочная анимация) Тема 12. Гранитные стражи Невы Тема 23. Петербургские коты Тема 28. Сказки Андерсена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."
Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."...
Мастер-класс "Рисование песком"
Данный материал содержит информацию о нетрадиционном направлении изобразительного искусства «Sand-art» (пескография) и поможет освоить самые простые элементы данной техники. ...
Арт-творчество. Рисование песком.
Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, появившийся примерно в 1970-х годах. На данный момент рисование песком - это арт-терапевтическая, здоровьесберегающая т...
"Развитие мелкой моторики через рисование песком"
У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация....
Психотерапевтические возможности рисования песком
Морскими пескамиПесочницы полны,...
Эффективность использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Статья об эффективности использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....
Конспект занятия по рисованию песком
Рисовать песком на специальных столах с подсветкой весело и интересно. 99% детей получают на занятии заряд положительных эмоций....