статья "Использование светового стола и песка в образовательном процессе с детьми с нарушением интеллекта"
материал
В статье представлен опыт работы учителя специального (коррекционного) класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metobraz.ru | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование светового стола и песка в образовательном процессе с детьми с нарушением интеллекта
Шульгина Светлана Михайловна,
учитель специального (коррекционного) класса, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белореченская средняя общеобразовательная школа», р/п Белореченский Иркутская область, Усольский район, Россия kalashnikova40@yandex.ru 89041538953
В статье представлен опыт работы учителя специального (коррекционного) класса общеобразовательной школы.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением интеллекта, световой стол, песок.
The use of a light table and sand in the educational process with children with intellectual disabilities
Svetlana Mikhailovna Shulgina,
teacher of a special (correctional) class, the highest qualification category, Municipal Budgetary educational Institution "Belorechenskaya secondary school", Belorechensky district, Irkutsk region, Usolsky district, Russia. kalashnikova40@yandex.ru
The article presents the experience of a teacher of a special (correctional) class of a secondary school.
Keywords: children with disabilities, children with intellectual disabilities, light table, sand.
В соответствии с действующим законодательством в сфере образования государство должно обеспечить доступность качественного образования соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом их способностей, возможностей и интересов, в том числе инклюзивного образования.
Обучающиеся нашего муниципального общеобразовательного учреждения включены в инклюзивное пространство, получают комплексную психолого педагогическую помощь (сопровождение), одной из задач которой является создание адекватных условий воспитания и обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями. В своей педагогической деятельности я даю возможность детям проявить индивидуальность, выстраиваю образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом развития каждого ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, поэтому в своей работе я использую гибкие формы коррекционно развивающей работы, постоянно совершенствуюсь, ищу новые технологии и методы работы.
В моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника работы с песком. При этом решаю следующие задачи: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно образовательных задач детьми посредством технологии рисования песком. Песок, с которым я работаю, приятный на ощупь, безопасный, потому что специальный, гипоаллергенный. Основные преимущества светового стола и песка в коррекционно-развивающей работе: развиваются представления об окружающем мире, пространственная ориентация и тактильно кинестетическая чувствительность; совершенствуется координация движений, развивается крупная и мелкая моторика; развивается речь, все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление; стабилизируется психоэмоциональное состояние детей, ибо песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на приёмы работы на световом столе, я делаю традиционные методики обучения чтения, письму, математике, развития речи и представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью более интересными, увлекательными, более продуктивными. При этом мы используем не только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления, например, художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть. Зубочистки, палочки хаси для суши, кулинарные шпажки, они оптимальны для создания тонких и изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола. Расчески, небольшие грабли, с их помощью получаются аккуратные волны. Цветную бумагу. Ее кладут на стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки рисунка получаются разноцветными. Метод применяю для создания флористических мотивов, абстрактных узоров; Воронку. Насыпаем через нее песок, создаём горки, дорожки, узоры. Мелкоячеистое сито, с его помощью покрываем стол тонким песчаным слоем, который становится фоновой основой для рисунка; трафареты. Можно использовать готовые, но я готовлю трафареты сама, вырезаю их для урока из пластиковых крышек, картона или использую разные плоские предметы. Кладём их на чистую поверхность стола, предварительно обрабатываю стол антистатиком, присыпаем песком, а затем аккуратно убираем. Маятник. Прикрепляю к нитке грузик округлой формы, даю ученику. Пусть раскачивает маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка. Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Наношу на нее узоры толстым слоем клея, жду высыхания, затем даю ученику. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки. Трубочки для коктейлей. Выдувая воздух из трубочки, можно создавать эффект распылённости. Я в своей практике использую песок на любом уроке: на математике работа с числовым лучом, рисование задач, отрезков, геометрических фигур; на письме работа с алфавитом, исправление букв, дописывание элементов букв; мир природы – это рисование времён года, птиц, животных; чтение - это последовательность рисунков для пересказа, рисование конкретных сюжетов, запоминание стихотворений по своим образам или по заданным.
Мой опыт работы показывает, что использование песка в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья повышает эффективность уроков и даёт положительные результаты. Ученики моего класса побеждают в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. У детей значительно возрос интерес к урокам, стабилизировалось эмоциональное состояние, дети быстрее успокаиваются, дольше сохраняют работоспособность, что немаловажно в работе с детьми с нарушением интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта
В статье рассказывается о формах и методах работы по коррекции и развитиии личности ребенка....
Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы
В помощь учителю для проведения на уроках дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида (материал взят из журнала)...
Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта
Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...
«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».
«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук»....
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта
В статье описаны упражнения, направленные на развитие речевой деятельности у школьников с нарушениями интеллектуального развития....
Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями
В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта
Рассматриваются различне игры с песком, направленные на стимуляцию речевого развития у ребенка, имеющими интеллектуальные нарушения....