ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Акваанимация»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники дает возможность для развития творческих способностей, моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

    Программа разработана для воспитанников  4-7 лет. Количество часов в неделю 8 занятий. Продолжительность программы два месяца. Количество часов 16 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА СОЛНЫШКО»

РАССМОТРЕНА

на заседании Педагогического  совета

протокол № ___

от «___»  _________________ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

____________ Морозова Г.В.

Приказ № _____ от «___» ______ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Акваанимация»

Срок реализации: апрель -май

Аавтор:

Педагог-организатор

Рамазанова М.М.

Покачи

2022

Содержание рабочей программы

п/п

Содержание

стр

I.

Целевой раздел

1.1

 Пояснительная записка

3

1.2.

Новизна и оригинальность программы

3

1.3.

Актуальность программы

3-4

1.4.

Цели и задачи программы

4

1.5.

Средства обучения

4

II.

Содержательный раздел

2.1.

Структура программы

5

2.2.

Предполагаемый  результат

5

2.3.

Взаимодействие с семьями воспитанников

5

2.4

Перспективное планирование

6

III.

Организационный раздел

3.1.

Методы обеспечения

7

3.2.

Инструменты

7

3.3.

Заключение

7

IV.

Перечень методической литературы

8

                                         

I  Целевой раздел

1.1    Пояснительная записка.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники дает возможность для развития творческих способностей, моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

    Программа разработана для воспитанников  4-7 лет. Количество часов в неделю 8 занятий. Продолжительность программы два месяца. Количество часов 16 часа.

1.2 Новизна программы «Акваанимация» заключается в том, что она предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру. «Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. «Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам  возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком. Техника «эбру» дает  возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ.

1.3  Актуальность  все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.

А так же:

  • -вырабатывается усидчивость у детей
  • -успокаиваются и дисциплинируются
  •  -развивается мелкая моторика рук –
  • тренируется зрение
  • -развивается координация движения
  • -открывается творческий потенциал
  • -развивается фантазия и мышление
  •  -умение сочетать цвета и формы;
  • -навык видеть прекрасное в обыденном;
  • -возможность мыслить нестандартно;
  • -умение расслабляться и получать удовольствие. 

Для детей  Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, творческого начала.

1.4 Поэтому основной целью программы «Акваанимация» выступает развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использование нетрадиционной техники рисования на воде «Эбру». 

Задачи:

  1. Познакомить детей с техникой рисования на воде «Эбру».
  2. Упражнять в умении создавать продукт (создавать рисунок на воде и отпечатывать его на лист бумаги в технике «Эбру», ткань).
  3. Развивать творческое воображение (умение видеть в абстрактном изображении различные образы: узоры,  цветы и т. д.)
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  5. Воспитывать терпение, волю, усидчивость.
  6. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

1.5  Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  1. Наблюдения с детьми;
  2. Объяснение, рассказ воспитателя;
  3. Показ способов действия;
  4. Рассматривание иллюстраций, несущих информацию о предполагаемых результатах;
  5. Игровые приемы;
  6. Совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует  развитию мелкой моторики пальцев рук.

II   Содержательный раздел

 2.1  Структура программы

 

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 2 месяца обучения при постоянном составе детей. Количество занятий: 2 раз в неделю. Длительность занятия составляет по 30 минут с подгруппой детей. Возраст обучающихся: 5 - 7 лет. Наполняемость учебной группы - 5 -10 человек.

Формы занятий: сообщение нового материала, закрепление его на практике в форме упражнений с материалами.

Используемый материал: набор Эбру (краски, кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, ткань.

2.2 Предполагаемый результат:

  1. Дети освоят технику рисования красками Эбру.
  2. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  3. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение экспериментировать и ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

2.3  Взаимодействия с семьями воспитанников.

Связь между семьей и педагогом строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планирую четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в ДОУ организуются выставки творческих работ. Разрабатывается  папки с интересными  для изучения материалы.

  • Вводное организационное занятие.
  • Правила техники безопасности
  • Организация рабочего места.
  • История техники рисования на воде «Эбру»
  • Знакомство с основными материалами и инструментами для рисования на воде.

                       

2.4   Перспективное планирование для работы с детьми

по акваанимации. 4-7 лет.

п/п

                                тема

            задачи

Апрель

  1. Знакомство с   красками Эбру,  инструментами
  2. Экспериментируем.
  3. Рисую, как умею
  4. Создание фона «Гель – гит»
  5. Деление круга пополам (сердце)
  6. Деление круга на 4 части (лист клевера)
  7. «Рисуем цветы»
  8.  «Пасхальный перезвон» перенос рисунка на ткань (эбру – салфетка

Дать представление о красках Эбру – танцующих красках. Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами. Развивать детскую индивидуальность.  Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику  Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

 Закрепить знания о  видах  Эбру:

*Цветочный Эбру – изображение цветов;

Май

  1. Создание рисунка «Одуванчики в траве»
  2. Создание рисунка «Роза» 
  3. Создание рисунка «Ромашка» 
  4. Создание рисунка «Водоросли» 
  5. Рисую как умею
  6. Создание рисунка «Бабочка» 
  7. Свободное рисование (закрепление изученного материала) 
  8. Перенос рисунка на ткань (эбру салфетка

 

Закрепить  правила работу с красками Эбру Закрепить технические навыки умения работы с гребнем, шилом и веерной кистью.

Создавать красивые композиции и дарить их людям; фантазировать без границ.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

III  Организационный раздел

3.1   Методическое обеспечение программы.

Для работы используются образцы работ, созданные педагогом.

Материалы:

1. Раствор специальной воды: раствор для Эбру должен быть густой, чтобы краски не смешались, а оставались на поверхности. Для создания густой основы используют особый растительный экстракт.

2. Краски – специальные цветные пигменты для Эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. Это объясняется тем, что для создания рисунков необходимая значительная разница в плотности основы и красок.

В искусстве рисования Эбру используют несколько цветов:

• желтый – изготовлен из сернистого соединения мышьяка;

• синий – получают путём добавления лахорской синьки, добытой из корня особого пакистанского растения;

• зеленый – получают, смешав синий и желтый пигменты. Если добавить побольше желтого, получится фисташковый оттенок, синего – изумрудный;

• темно-синий – особая разновидность растительной синьки;

• черный – получается при добавлении печной сажи. Этот материал с давних времен использовался для получения красок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сделать черную краску очень сложно - сажа плохо впитывает воду и постоянно всплывает на поверхность. Чтобы предотвратить это в пигментный раствор часто добавляют сосновую хвою;

• белый – натуральные свинцовые белила (карбонат свинца);

• красный – получается из листьев красной капусты, которые содержат высокую концентрацию оксида железа.

 3.2  Инструменты:

Кисти  в Эбру пользуются кисточками из конских волос.

Шило – при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, создаются совершенно фантастические и неповторимые образы.

Гребень – при помощи гребня можно создавать необычные «чешуйчатые»узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона.

Поддон  для работы используют поддоны разных размеров.

Бумага  используются листы бумаги разных размеров, по размеру поддона.

Ткань используется для разных размеров для переноса рисунка.

3.4 Заключение.

Процесс рисования Эбру - очень увлекательный процесс! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

IV. Перечень методической литературы

1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.

3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2013.

4. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.

5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.

Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» http://ebru-art.ru/

http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/

http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектика» 5 А класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5  классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...