Рабочая программа и КТП по ИЗО ФГОС 5 класс коррекционная школа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса.
Программа имеет направление социально – эстетическое направление.Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_5_klass_68_chasov.docx | 32.24 КБ |
ktp_izo_5_klass.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Вичугская школа – интернат №2»
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО ____________________ Протокол № 1 от __ августа 20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы-интерната по УР _________________ ФИО ______________________ __ августа 20__ г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната ___________________ФИО ________________________ Приказ № 9 от __ августа 20__г. |
Рабочая программа
Изобразительное искусство
5 класс
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Учитель: Баранова Н.В.
Старая Вичуга. 2021 год
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………………….3
- Нормативная база……………………………………………………………………3
- Цели образовательно-коррекционной работы
с учётом специфики учебного предмета…………………………………………..3
- Общая характеристика учебного предмета………………………………………..4
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане……………………5
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета………….5
- Основное содержание учебного предмета……………………………………………7
- Тематический план……………………………………………………………………..7
- Рекомендации по учебно-методическому
и материально-техническому обеспечению…………………………………………..8
- Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………..9
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование……………………………………………..10
Приложение №2
Контрольно-измерительные материалы…………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………16
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативная основа рабочей программы
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.
-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.
- санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
1.2.Цели образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета.
Цель курса изобразительной деятельности: развитие у обучающихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально – эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
- коррекции недостатков развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
- совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
1.3.Общая характеристика учебного предмета.
Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса.
Программа имеет направление социально – эстетическое направление.Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
- Корректировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
- Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Развитие самостоятельности, аккуратности.
1.4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю в соответствии с расписанием уроков.
1.5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- владеть некоторыми видами изобразительных искусств (живопись, графика);
- владеть некоторыми жанрами изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт);
- основам изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство);
- узнавать отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства (А. Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков);
- значению изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, карандаш);
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);
- узнавать изученные произведения;
- применять приобретенные знания и умения в практике и повседневной жизни;
- восприятию и оценке произведений искусства;
- самостоятельной деятельности в рисунке (с натуры, по памяти, воображению).
Личностные результаты:
- освоение художественной культуры как формы материального выражения, духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
- овладение средствами художественного изображения;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки.
Регулятивные результаты:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание и уважение к искусству и культуре своей Родины;
- обретение практического опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- развитие образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные результаты:
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты;
- восприятие темы, сюжета, содержания произведения.
Коммуникативные результаты:
- умение ориентироваться в информации по искусству;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- развивать умение видеть положительные черты своих товарищей;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить);
- слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группе.
2. Основное содержание учебного предмета
Программа реализуется через следующие методы и приемы обучения:
Разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ обучающихся и образцов рисунков, анализ и синтез.
Программа по изобразительному искусству включает четыре вида занятий:
- рисование с натуры;
- декоративное рисование;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.
Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).
Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
3.Тематический план
- Таблица основных тем по четвертям
№ | Тема занятия | четверти | Итого: | |||
I | II | III | IV | |||
1 | Рисование с натуры | 4ч. | 6ч. | 10ч. | 6ч. | 26ч. |
2 | Декоративное рисование | 10ч. | 2ч. | 4ч. | 4ч. | 10ч. |
3 | Рисование на темы | - | 2ч. | 2ч. | 4ч. | 4ч. |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 4ч. | 4ч. | 4ч. | 2ч. | 7ч. |
Итого: | 18ч. | 14ч. | 20ч. | 16ч. | 68ч. |
4. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится:
- Рисование с натуры:
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
- Декоративное рисование:
Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
- Рисование на темы:
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
- Беседы об изобразительном искусстве:
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
5.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовый уровень
Обучающиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
- рассказывать содержание картины.
Приложение 1
КТП
Приложение 2
Контрольно – измерительные материалы
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству
Оценка «5» ставится, если:
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4» ставится, если:
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3» ставится, если:
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Список литературы для подготовки проведения учебных занятий
по предмету ИЗО
1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М :Агар. 1997г.
- Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г.
- Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г.
- Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г.
- Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010
Предварительный просмотр:
КТП по ИЗО 5 класс | |||||
№ п/п | Кол-во часов | Тип урока | Тема урока | ||
1 четверть | |||||
1 | 4 | Урок сообщения нового материала | Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края». | 01.09.2021г 03.09.2021г 08.09.2021г 10.09.2021г | |
2 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры простого натюрморта: яблоко и керамический стакан. | 15.09.2021г 17.09.2021г | |
3 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы: керамическая ваза. | 22.09.2021г 24.09.2021г | |
4 | 2 | Комбинированный | Рисование геометрического орнамента в круге. | 29.09.2021г 01.10.2021г | |
5 | 2 | Комбинированный | Рисование в квадрате геометрического узора. | 06.10.2021г 08.10.2021г | |
6 | 2 | Комбинированный | Рисование геометрических узоров в квадрате. | 13.10.2021г 15.10.2021г | |
7 | 2 | Комбинированный | Рисование растительных элементов в полосе. | 20.10.2021г 22.10.2021г | |
\Итого: 16 часов | |||||
2 четверть | |||||
1 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы: «Крутой спуск». | 10.11.21г. 12.11.21г. | |
2 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы: «Дорожные работы». | 17.11.21г. 19.11.21г. | |
3 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры объемного предмета конической формы: детская 1раскладная пирамидка разных видов. | 24.11.21г. 26.11.21г. | |
4 | 4 | Комбинированный | Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и Meдвeдь» и др.). | 01.12.21г. 03.12.21г. 08.12.21г. 10.12.21г. | |
5 | 2 | Комбинированный | Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета. | 15.12.21г. 17.12.21г. | |
6 | 3 | Комбинированный | Рисование новогодних карнавальных очков. | 22.12.21г. 24.12.21г. 29.12.21.г. | |
Итого: 15 часов | |||||
3 четверть | |||||
1 | 2 | Комбинированный | Беседы об изобразительном искусстве «Картины художников о 1школе, товарищах и семье» | 12.01.22.г. 14.01.22.г. | |
2 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры игрушки (по выбору учеников). | 19.01.22.г. 21.01.22.г. | |
3 | 2 | Комбинированный | Рисование на тему «Зимние развлечения». | 26.01.22.г. 28.01.22.г. | |
4 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | 02.02.22.г. 04.02.22.г. | |
5 | 2 | Комбинированный | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. | 09.02.22.г. 11.02.22.г. | |
6 | 2 | Комбинированный | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители» | 16.02.22.г. 18.02.22.г. | |
7 | 3 | Комбинированный | Декоративное рисование плаката «8 Марта». | 25.02.22.г. 02.03.22.г. 04.03.22.г. | |
8 | 3 | Комбинированный | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета: коробка. | 09.03.22.г. 11.03.22.г. 16.03.22.г. | |
9 | 3 | Комбинированный | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом: коробка с тортом, перевязанная лентой. | 18.03.22.г. 23.03.22.г. 25.03.22.г. | |
Итого: 21 часов | |||||
4 четверть | |||||
1 | 2 | Комбинированный | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выборы учителя с учетом возможностей учащихся). | 06.04.22.г. 08.04.22.г. | |
2 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры игрушки: грузовик. | 13.04.22.г. 15.04.22.г. | |
3 | 2 | Комбинированный | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | 20.04.22.г. 22.04.22.г. | |
4 | 2 | Комбинированный | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме. | 27.04.22.г. 29.04.22.г. | |
5 | 4 | Комбинированный | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. | 04.05.22.г. 06.05.22.г. 11.05.22.г. 13.05.22.г. | |
6 | 2 | Комбинированный | Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору. | 18.05.22.г. 20.05.22.г. | |
7 | 2 | Комбинированный | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.Итоговый рисунок за год. | 25.05.22.г. 27.05.22.г. | |
Итого: 16 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....
Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы под редакцией доктора педагогичес...
Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ре...
Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы по ФГОС
Рабочая программа по матиематике для 9 класса коррекционной школы по ФГОС...
Рабочая программа по информатике для 7 класса коррекционной школы по ФГОС
Рабочая программа по информатике для 7 класса коррекционной школы по ФГОС...
Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы по ФГОС
Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы по ФГОС...
Рабочая программа по математике для 7 класса коррекционной школы по ФГОС
Рабочая программа для 7 класса коррекционной школы по ФГОС...