Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе "Мировое древо"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Павленкова Людмила Александровна

Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса общеобразовательной школы. Учащиеся изучат устройство мирового древа ( нижний, средний, верхний мир), образы мирового древа у различных народов мира, символику элементов мирового древа и смогут изобразить свой образ мирового древа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Урок ИЗО для 5 класса по теме: «Создание декоративной композиции. Мировое древо.»

Павленкова Л.А., учитель ИЗО и искусства

lyuda.pavlenkova@yandex.ru

ГБОУ средней школы №27 им. И.А. Бунина

Василеостровского района  г. Санкт-Петербурга

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания, сформировать понятие учеников о «Мировом древе». Выполнить  образ «Мирового древа» по представлению.

Задачи:

  • обучающие: изучение учащимися образа мирового древа в мифологии разных народов мира, устройства мирового древа, способов его изображения
  • развивающие: дальнейшее формирование художественных навыков,  создание  декоративной композиции
  • воспитывающие: формировать уважительное, бережное отношение к религии, культуре и истории народов

Планируемые результаты освоения темы:  

  • личностные: продолжить формировать уважительное и доброжелательного отношение к традициям, культуре своего народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов, развить творческие способности, осознать успешность своей деятельности
  • метапредметные умения:

           - познавательные - осваивать принципы декоративного обобщения в изображении; создавать цветовую композицию; анализировать и обобщать информацию, применять ее в художественной деятельности

           - регулятивные – раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном изображении; определять и характеризовать отдельные детали образа мирового древа

           - коммуникативные - осознать и объяснять мудрость устройства  мирового древа; участвовать в диалоге

           - предметные: узнать устройство мирового древа. Древо как микрокосмос, модель вселенной, ось мироздания. Знаки-образы в декоре и устройстве мирового древа. Символическое значение образов

  • Подход к обучению: развивающий

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: вербальные – речь учителя; визуальные – иллюстрации, репродукции картин художников, презентация учителя; ТСО – компьютер, мультимедийный проектор

Образовательные ресурсы: Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013; ЭОР – презентация учителя «Мировое древо»

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, иллюстрации, рисунок учителя, самостоятельная работа, ТСО

Методы контроля: визуальный, устный

Межпредметные связи: история, МХК, ОРКиСЭ

Основные вопросы содержания:

  1. Устройство мирового древо ( нижний, средний, верхний мир)
  2. Образы мирового древа у различных народов мира
  3. Символика элементов мирового древа

Основные понятия и термины: модель Вселенной, ось мироздания, Игдрассиль, Алатырь, мировой змей (Дракон) и др.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

1.Естественное действие

1. Актуализация знаний

Было время (возможно и в каменном веке) люди задумывались о том, как устроен мир. Они наблюдали, как день сменяется ночью и на небе появляются звезды, луна. Днем сияет солнце. Иногда идет дождь, гремит гром и сверкают молнии. Люди, замечая все это, пробовали изображать мир в рисунке по-своему, т.е. создавать модель Мира. Так появился образ мирового древа как модель Вселенной.

Вопросы учителя:

- Как вы думаете, почему люди изображали Вселенную в виде дерева?

- Что могло находиться в корнях дерева, в его ветвях?

Формулирует тему урока: «Создание декоративной композиции – мировое древо.»

Предлагают свои варианты ответов.

Л: Проявлять интерес к учебной теме.

2. Самоопределение к деятельности

Предлагает учащимся  рассмотреть картинки с изображением мирового древа у разных народов, каждый ярус модели Вселенной (формулирует практикоориентированное задание)

Обсуждают проблему, осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют цель изучения темы для себя.

Л.: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

П: создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания.

К: участвовать в диалоге. С достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: принимать и сохранять учебное задание. Определять лично значимую цель в рамках учебной темы

2. Освоение

информации по проблеме

1.Учебно-познавательная деятельность

(обучение)

(На экране презентация учителя)

Образ Мирового дерева может быть разнообразен, но всегда можно распознать три уровня. Нижний мир – это обиталище змея, повелителя подземного царства. Верхний мир – это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Средний – это земля. На ней живут люди и животные. Мировое дерево отображает мир.

Позднее образ Мирового древа стал присутствовать в различных текстах, например в сказках. У Пушкина А.С.: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом”. Златая цепь похожая на змея, опоясывает весь мир и охраняет его. Кот связан с подземным миром. Дуб и есть сказочное отображение Мирового древа, вмещающего мир сказок .

Древо Жизни в Древнем Китае, растущее в центре мира, это лестница, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы, т.е. те которые являются посредниками между небом и землей. У египтян из Древа вырастает женщина, которая сама и является Древом.

Наши предки, славяне, полагали, что это береза или дуб, а возможно, яблоня.

В сказках описывается яблоня с золотыми листьями и плодами (молодильными яблоками), дающими молодость. Оно растет в центре мира – на острове, посреди океана, на камне Алатыре. А “на море, на Окияне, на острове Буяне, стоит дуб могуч…”.

 У славян Древо было дорогой, которая соединяла Навь (мир духов), Явь (мир людей) и Правь(мир богов).

Во всех религиях мира мы встречаем образ Мирового Древа — символ перекрестка миров, оси мироздания, своеобразную точку начала отсчета координат.

Помните сказочное место, куда отправляется главный герой? Правильно, за тридевять земель в тридевятое государство: три «нижних мира», три «срединных» мира (один из них наш), три «верхних» мира.

Самое известное нам сейчас (но не единственное) Мировое Древо - это скандинавский ясень Иггдрасиль. Само название древа – Иггдрасиль – буквально переводится фразой «конь Игга», конь Одина. Это делает акцент на том, что и сам Один – тоже шаман, путешествующий из мира в мир, вверх и вниз. Дерево – это дорога, путь, по которому можно перемещаться между мирами.

По преданиям, само Древо – это ясень-исполин (ещё есть версия, что тис). Он – основа, он – стержень, и все девять миров соединяются в гармоничную систему благодаря ему. Растёт гигантский ясень на трёх корнях, каждый из них идёт в один из миров – Асгард (владения асов), Нифльхейм (земля инеистых великанов), Ётунхейм. Под каждым из корней течёт источник, Урд – у его подножия живут три известные норны, источник мудрости – оберегаемый великаном Мимиром (однако за отданный глаз великан позволил Одину напиться).

У тюрков Мировое Древо — Байтерек. Байтерек, растет у истока Мировой Реки, корнями удерживает землю, а кроной подпирает небо. Древо прорастает через три мира: подземный, земной и небесный. В кроне дерева живет священная птица, из яйца которой вылупляется Солнце, которое затем прогладывает дракон, живущий у корней.

В эрзянской религии (мордва) Мировое Древо — Эчке Тумо, на котором живет священная утка, из яйца которой вылупился наш мир.

В индийских Ведах говорится: «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха. Оно называется "бессмертное", в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь».

Вот несколько изображений Мирового Древа. Этот образ один из самых популярных в мировом искусстве и в рукоделии, конечно, тоже.

Обязательными для Мирового Древа будут следующие «атрибуты»: в корнях дерева обитает Мировой Змей (Дракон) и бьет волшебный источник, в кроне дерева гнездится мифическая птица, а вокруг ствола дерева бродят разные звери. Змей (Дракон) и Птица обычно не ладят, стараясь навредить друг другу, но эти силы всегда равны.

Таким образом, Мировое Дерево — это нечто своеобразный  портал в пространстве, который является точкой пересечения разных миров, мира нашей реальности, мира предков (мир мертвых или мир прошлого), мир богов (верхний мир, мир света или будущего).

Воспринимают рассказ учителя.

Рассматривают фотографии, картинки, презентацию учителя, активизируют зрительную память.

Пр: знать основные части мирового древа;  понимать особенности его изображения,  что древо является осью, соединяющей различные миры

Л: проявлять интерес к учебной теме, готовность к сотрудничеству.

К: внимательно слушать, воспринимать учителя.

Р: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

2. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

 « Как мы можем изобразить мировое древо?», «Что можно изобразить в каждой его части?», «Где будет находиться мировое древо, что будет его окружать?»

Мы будем изображать мировое древо следующим образом: контур мы нарисуем гелевыми ручками (фломастерами), а внутреннюю часть закрасим цветными карандашами .

Отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают, продумывают композицию.

Пр: знать основные части мирового древа; символику его элементов.

Л: проявлять интерес к учебной теме, готовность к сотрудничеству.

К: адекватно отвечать на поставленный вопрос.

Р: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

3. Улучшенное действие

Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Художественная деятельность.

Предлагает создать декоративную композицию, изобразить образ мирового древа.

Визуальный контроль за ходом выполнения задания.

Оказывает помощь учащимся, у которых возникли трудности с выполнением задания.

Корректирует композицию.

Выполняют практикоориентированное задание, создают композицию. Предъявляют свои варианты решения, обосновывают.

Пр: уметь создавать изображение по картинкам, фотографиям и собственному представлению.

П.: анализировать информацию и преобразовывать ее в творческой деятельности. Самостоятельно выбирать способы изображения.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

Рефлексивная деятельность

  1. Рефлексия

Подведение итогов.

Организация рефлексии: предлагает учащимся защитить свой проект, рисунок, ответив на вопросы:

1. «Что вы изобразили в корнях мирового древа, в его ветвях, у его ствола? Почему?»

2. «Опишите ваше мировое древо, подберите эпитеты, какое оно (великое, могучее или изящное и женственное)?»

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Литература: 

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
  2. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.
  3. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900
  4. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988
  5. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.
  6. М.В. Короткова. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.
  7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.
  8. С.К. Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме "История декоративного искусства. Греческая вазопись"

конспект содержит богатый литературный и музыкальный материал, увлекательны и познавательные игры по теме урока....

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...