Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе "Мировое древо"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса общеобразовательной школы. Учащиеся изучат устройство мирового древа ( нижний, средний, верхний мир), образы мирового древа у различных народов мира, символику элементов мирового древа и смогут изобразить свой образ мирового древа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ИЗО для 5 класса "Мировое древо" | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения
Урок ИЗО для 5 класса по теме: «Создание декоративной композиции. Мировое древо.»
Павленкова Л.А., учитель ИЗО и искусства
lyuda.pavlenkova@yandex.ru
ГБОУ средней школы №27 им. И.А. Бунина
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания, сформировать понятие учеников о «Мировом древе». Выполнить образ «Мирового древа» по представлению.
Задачи:
- обучающие: изучение учащимися образа мирового древа в мифологии разных народов мира, устройства мирового древа, способов его изображения
- развивающие: дальнейшее формирование художественных навыков, создание декоративной композиции
- воспитывающие: формировать уважительное, бережное отношение к религии, культуре и истории народов
Планируемые результаты освоения темы:
- личностные: продолжить формировать уважительное и доброжелательного отношение к традициям, культуре своего народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов, развить творческие способности, осознать успешность своей деятельности
- метапредметные умения:
- познавательные - осваивать принципы декоративного обобщения в изображении; создавать цветовую композицию; анализировать и обобщать информацию, применять ее в художественной деятельности
- регулятивные – раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном изображении; определять и характеризовать отдельные детали образа мирового древа
- коммуникативные - осознать и объяснять мудрость устройства мирового древа; участвовать в диалоге
- предметные: узнать устройство мирового древа. Древо как микрокосмос, модель вселенной, ось мироздания. Знаки-образы в декоре и устройстве мирового древа. Символическое значение образов
- Подход к обучению: развивающий
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: вербальные – речь учителя; визуальные – иллюстрации, репродукции картин художников, презентация учителя; ТСО – компьютер, мультимедийный проектор
Образовательные ресурсы: Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013; ЭОР – презентация учителя «Мировое древо»
Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, иллюстрации, рисунок учителя, самостоятельная работа, ТСО
Методы контроля: визуальный, устный
Межпредметные связи: история, МХК, ОРКиСЭ
Основные вопросы содержания:
- Устройство мирового древо ( нижний, средний, верхний мир)
- Образы мирового древа у различных народов мира
- Символика элементов мирового древа
Основные понятия и термины: модель Вселенной, ось мироздания, Игдрассиль, Алатырь, мировой змей (Дракон) и др.
Технологическая карта урока
Этап технологии развивающего обучения | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Умения |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль. | Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места. | ||
1.Естественное действие | 1. Актуализация знаний | Было время (возможно и в каменном веке) люди задумывались о том, как устроен мир. Они наблюдали, как день сменяется ночью и на небе появляются звезды, луна. Днем сияет солнце. Иногда идет дождь, гремит гром и сверкают молнии. Люди, замечая все это, пробовали изображать мир в рисунке по-своему, т.е. создавать модель Мира. Так появился образ мирового древа как модель Вселенной. Вопросы учителя: - Как вы думаете, почему люди изображали Вселенную в виде дерева? - Что могло находиться в корнях дерева, в его ветвях? Формулирует тему урока: «Создание декоративной композиции – мировое древо.» | Предлагают свои варианты ответов. | Л: Проявлять интерес к учебной теме. |
2. Самоопределение к деятельности | Предлагает учащимся рассмотреть картинки с изображением мирового древа у разных народов, каждый ярус модели Вселенной (формулирует практикоориентированное задание) | Обсуждают проблему, осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют цель изучения темы для себя. | Л.: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству. П: создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания. К: участвовать в диалоге. С достаточной полнотой выражать свои мысли. Р: принимать и сохранять учебное задание. Определять лично значимую цель в рамках учебной темы | |
2. Освоение информации по проблеме | 1.Учебно-познавательная деятельность (обучение) | (На экране презентация учителя) Образ Мирового дерева может быть разнообразен, но всегда можно распознать три уровня. Нижний мир – это обиталище змея, повелителя подземного царства. Верхний мир – это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Средний – это земля. На ней живут люди и животные. Мировое дерево отображает мир. Позднее образ Мирового древа стал присутствовать в различных текстах, например в сказках. У Пушкина А.С.: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом”. Златая цепь похожая на змея, опоясывает весь мир и охраняет его. Кот связан с подземным миром. Дуб и есть сказочное отображение Мирового древа, вмещающего мир сказок . Древо Жизни в Древнем Китае, растущее в центре мира, это лестница, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы, т.е. те которые являются посредниками между небом и землей. У египтян из Древа вырастает женщина, которая сама и является Древом. Наши предки, славяне, полагали, что это береза или дуб, а возможно, яблоня. В сказках описывается яблоня с золотыми листьями и плодами (молодильными яблоками), дающими молодость. Оно растет в центре мира – на острове, посреди океана, на камне Алатыре. А “на море, на Окияне, на острове Буяне, стоит дуб могуч…”. У славян Древо было дорогой, которая соединяла Навь (мир духов), Явь (мир людей) и Правь(мир богов). Во всех религиях мира мы встречаем образ Мирового Древа — символ перекрестка миров, оси мироздания, своеобразную точку начала отсчета координат. Помните сказочное место, куда отправляется главный герой? Правильно, за тридевять земель в тридевятое государство: три «нижних мира», три «срединных» мира (один из них наш), три «верхних» мира. Самое известное нам сейчас (но не единственное) Мировое Древо - это скандинавский ясень Иггдрасиль. Само название древа – Иггдрасиль – буквально переводится фразой «конь Игга», конь Одина. Это делает акцент на том, что и сам Один – тоже шаман, путешествующий из мира в мир, вверх и вниз. Дерево – это дорога, путь, по которому можно перемещаться между мирами. По преданиям, само Древо – это ясень-исполин (ещё есть версия, что тис). Он – основа, он – стержень, и все девять миров соединяются в гармоничную систему благодаря ему. Растёт гигантский ясень на трёх корнях, каждый из них идёт в один из миров – Асгард (владения асов), Нифльхейм (земля инеистых великанов), Ётунхейм. Под каждым из корней течёт источник, Урд – у его подножия живут три известные норны, источник мудрости – оберегаемый великаном Мимиром (однако за отданный глаз великан позволил Одину напиться). У тюрков Мировое Древо — Байтерек. Байтерек, растет у истока Мировой Реки, корнями удерживает землю, а кроной подпирает небо. Древо прорастает через три мира: подземный, земной и небесный. В кроне дерева живет священная птица, из яйца которой вылупляется Солнце, которое затем прогладывает дракон, живущий у корней. В эрзянской религии (мордва) Мировое Древо — Эчке Тумо, на котором живет священная утка, из яйца которой вылупился наш мир. В индийских Ведах говорится: «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха. Оно называется "бессмертное", в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь». Вот несколько изображений Мирового Древа. Этот образ один из самых популярных в мировом искусстве и в рукоделии, конечно, тоже. Обязательными для Мирового Древа будут следующие «атрибуты»: в корнях дерева обитает Мировой Змей (Дракон) и бьет волшебный источник, в кроне дерева гнездится мифическая птица, а вокруг ствола дерева бродят разные звери. Змей (Дракон) и Птица обычно не ладят, стараясь навредить друг другу, но эти силы всегда равны. Таким образом, Мировое Дерево — это нечто своеобразный портал в пространстве, который является точкой пересечения разных миров, мира нашей реальности, мира предков (мир мертвых или мир прошлого), мир богов (верхний мир, мир света или будущего). | Воспринимают рассказ учителя. Рассматривают фотографии, картинки, презентацию учителя, активизируют зрительную память. | Пр: знать основные части мирового древа; понимать особенности его изображения, что древо является осью, соединяющей различные миры Л: проявлять интерес к учебной теме, готовность к сотрудничеству. К: внимательно слушать, воспринимать учителя. Р: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения. |
2. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы) | Предлагает учащимся ответить на вопросы: « Как мы можем изобразить мировое древо?», «Что можно изобразить в каждой его части?», «Где будет находиться мировое древо, что будет его окружать?» Мы будем изображать мировое древо следующим образом: контур мы нарисуем гелевыми ручками (фломастерами), а внутреннюю часть закрасим цветными карандашами . | Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают, продумывают композицию. | Пр: знать основные части мирового древа; символику его элементов. Л: проявлять интерес к учебной теме, готовность к сотрудничеству. К: адекватно отвечать на поставленный вопрос. Р: принимать и сохранять учебное задание. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения. | |
3. Улучшенное действие | Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Художественная деятельность. | Предлагает создать декоративную композицию, изобразить образ мирового древа. Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь учащимся, у которых возникли трудности с выполнением задания. Корректирует композицию. | Выполняют практикоориентированное задание, создают композицию. Предъявляют свои варианты решения, обосновывают. | Пр: уметь создавать изображение по картинкам, фотографиям и собственному представлению. П.: анализировать информацию и преобразовывать ее в творческой деятельности. Самостоятельно выбирать способы изображения. К: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения. |
Рефлексивная деятельность |
| Подведение итогов. Организация рефлексии: предлагает учащимся защитить свой проект, рисунок, ответив на вопросы: 1. «Что вы изобразили в корнях мирового древа, в его ветвях, у его ствола? Почему?» 2. «Опишите ваше мировое древо, подберите эпитеты, какое оно (великое, могучее или изящное и женственное)?» | Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности К: с достаточной полнотой выражать свои мысли Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие. |
Литература:
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
- А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.
- И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900
- М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988
- М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.
- М.В. Короткова. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.
- Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.
- С.К. Шамбинаго, «Древнерусское жилище по былинам», Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме "История декоративного искусства. Греческая вазопись"
конспект содержит богатый литературный и музыкальный материал, увлекательны и познавательные игры по теме урока....
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...