Дополнительная общеобразовательная развивающая программа художественно-эстетической направленности.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Кружок "Волшебная радуга".Возраст обучающихся: 10-12 лет. Срок реализации: 1 год, по 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_raduga_-kruzhok_yakimova_e.n.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ШМО
УЧИТЕЛЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ЦИКЛА
ПРОТОКОЛ № ОТ
РУКОВОДИТЕЛЬ ШМО
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: АЛЕКСЕЕВА Н.В.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
художественно-эстетической направленности
«Волшебная радуга»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Якимова Е. Н., учитель ИЗО.
г. Велиж
2020-2021год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Данная программа сочетает в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны детям и подросткам.
В кружок принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному искусству в любом его виде. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа органично сочетает в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Она направлена главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования окружающим миром, так как для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
Данная программа учитывает органичную связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.
Занятия по программе активизируют творческую инициативу, воображение и фантазии, обогащают эмоционально – образную структуру личности и формируют эстетическое отношение к окружающему миру. Все это делает программу актуальной в наше время.
Вид программы: модифицированная программа;
Направленность программы: художественно-эстетическая /изобразительное творчество/.
Цель – формирование художественной культуры, развитие художественного восприятия и эстетических чувств учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития изобразительного искусства;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов ИЗО.
Воспитательные:
- приобщить уч-ся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах изобразительного искусства. Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, пастель, для графики – карандаш, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия. В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий, беседы на темы изобразительного искусства.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения и составляет 68 часов (2 часа в неделю) для детей 10-12 лет (5 – 6 класс). Набор детей осуществляется в начале учебного года. Принимаются все желающие.
Форма занятий:
Занятия проводятся в форме урока, 1 раз в неделю .
Формами подведения итогов реализации программы являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного масштаба).
Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества, способствуют формированию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, понимания прекрасного и воспитанию интереса и любви к искусству.
Ожидаемые результаты.
- Научить детей умению видеть красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям.
- Овладеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Уметь работать в различных техниках изобразительного искусства.
- Научить замечать созданную самой природой красоту и восхищаться ею, ее неповторимостью.
- Научить детей свободно работать карандашом, красками и кистью.
- Воспитать у ребят любовь и бережное отношение к природе.
- Формирование внимания, осознанности, усидчивости, целеустремленности, аккуратности, художественного вкуса.
- Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
СОДЕРЖАНИЕ.
- Прощаемся с летом. Импровизация на темы летних впечатлений. В самом начале выполнения заданий ребята делятся своими впечатлениями о проведенном лете. Во время их рассказов руководитель заостряет внимание на красочных картинах летних пейзажей. После выполнения задания организуется выставка работ и их коллективное обсуждение.
- Фигуры в нашем мире. Ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы с гуашью. Разъясняется различие приемов работы гуашью и акварелью. Выполняется красочное упражнение: рисование окружающих нас предметов в виде геометрических фигур.
- Три основных цвета. Холодные и теплые цвета. Знакомство с красками и их тайнами. Для формирования умения работать красками выполняется упражнение “Волшебные краски”: смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов.
- Техники и приемы. Знакомство с различными техниками и приемами в графике и живописи – стеклография, граттаж, рисование «по-сырому», сухая кисть. Умение применять данные техники для достижения желаемого эффекта.
- Дары осеннего сада и огорода. Выполнение с натуры фруктов и овощей. Проводится анализ формы, пропорций, цветовой окраски фруктов, овощей.
- В гостях у елки. Сюжетами рисунков могут быть: празднично наряженная елка, хоровод вокруг нее и т.п. Особую выразительность дает цветная бумага и использование цветных восковых мелков.
- Художественный труд. Исполнение изделий своими руками, знакомство с различными видами декоративного искусства – бумагопластикой, оригами, аппликацией, элементами батика, лепкой.
- Хохломские узоры. Исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узоров в полосе или круге).
- Большое внимание уделяется рисованию на темы. Во время таких занятий совершенствуются умения выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Рисование природы. | 12 | 2 | 10 |
2 | Декоративное искусство . | 22 | 2 | 20 |
3 | Мир вокруг нас. (Рисование на темы). | 34 | 2 | 32 |
Итого: | 68 ч | 6 ч | 62 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Методы и приемы используемые в рисунке. | 2 | 2 | - |
2 | Линия в рисунке. Осенний букет. | 2 | - | 2 |
3 | Цветовая гамма. Упражнение «Лужа с драгоценными камнями» | 2 | - | 2 |
4 | Сближенные теплые цвета. «Золотая осень» | 2 | - | 2 |
5 | Роль формы мазка в живописи «Дождик моросит» | 2 | - | 2 |
6 | Превращение кляксы. Преобразование абстрактного пятна в образ. | 2 | - | 2 |
7 | Орнамент в ДПИ. Смысловое значение элементов. | 2 | 2 | - |
8 | Украшаем вазу. | 2 | - | 2 |
9 | Декоративная композиция из природных материалов. | 2 | - | 2 |
10 | Рисование с натуры. Бытовой натюрморт. | 2 | - | 2 |
11 | Симметричные изображения «Бабочка». | 2 | - | 2 |
12 | Гармоничное сочетание цвета «Солнышко». | 2 | - | 2 |
13 | Аппликация «Снежинка». Происхождение холодного цвета. | 2 | - | 2 |
14 | Символ птицы в ДПИ. Панно «Жар-птица»,лепка. | 2 | - | 2 |
15 | Панно «Жар-птица», цветовое решение. | 2 | - | 2 |
16 | «Ёлка – красавица». Создание образа с помощью линий и цвета. | 2 | - | 2 |
17 | Рисование домашних животных по памяти и с натуры. | 2 | - | 2 |
18 | Знакомство с техникой «сухая кисть», «Кошка». | 2 | - | 2 |
19 | Иллюстрирование «Рассказов о животных» Бианки. | 2 | - | 2 |
20 | Зимние деревья, создание образа через силуэт и характер линий | 2 | - | 2 |
21 | « Хоровод» (гофрирование, вырезание) коллективная работа. | 2 | - | 2 |
22 | «Веселые человечки», силуэт, передача движения. | 2 | - | 2 |
23 | Знакомство с техникой стеклографии «Зимний пейзаж» | 2 | - | 2 |
24 | «Золотая хохлома». | 2 | 2 | - |
25 | «Золотая хохлома», Роспись подноса. | 2 | - | 2 |
26 | Перспектива в рисунке, геометрические тела. | 2 | - | 2 |
27 | Перспектива в рисунке, тела вращения. | 2 | - | 2 |
28 | Композиция «Праздник в моей семье», А3. | 2 | - | 2 |
29 | «Праздник в моей семье», окончание работы. | 2 | - | 2 |
30 | Иллюстрация к сказкам Г.Х. Андерсена. | 2 | - | 2 |
31 | Композиция «Космические дали». | 2 | - | 2 |
32 | ДПИ. Раскрашивание пасхального яйца. | 2 | - | 2 |
33 | Композиция «Этот день Победы». | 2 | - | 2 |
34 | Композиция «Мы рисуем музыку». | 2 | - | 2 |
Всего: | 68 | 6 | 62 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую студийную деятельность под руководством педагога-художника.
Для успешного освоения данной программы преподавателю необходима значительная подготовка в плане обеспечения занятий соответствующими материалами – карандаш, ластик, Бумага, цветные фломастеры, картон, акварель, гуашь, кисти, вата, стекло и др. Необходимо, чтобы каждый ребенок был обеспечен на занятии всем необходимым, так как любые организационные неувязки действуют на детей расхолаживающе и они теряют необходимый для работы настрой.
Кроме общепринятых форм организации занятий, таких, как беседа, рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на заданную тему, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы: занятие – осмысление, серия занятий, связанных одной темой, занятие – путешествие в мир сказки во времени, в пространстве.
Подведение итогов по результатам освоения материала может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выствки, когда работы детей развешиваются на стенах или раскладываются на полу. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений. В конце года готовиться большая выставка творческих работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.
- Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. – Мн.: Современный литератор, 2002.
- Полунина В.Н. Солнечный круг/ В.Н. Полунина. – М., 2003.
- Трофимова М. В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.- Ярославль: Академия развития, 2001.
- Юсов Б.П. Виды искусств и их взаимодействие. – М., 2001.
- Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности/ под редакцией Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаХудожественно-эстетической направленности «Вокал»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Унисон»
Рабочая программа вокального кружка «Унисон». Срок реализации программы 4 года. Занятия коллективные, индивидуальные.Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занят...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстника...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр моды «Вдохновение»
Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными воз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальное пение»
Направленность образовательной общеразвивающей программы кружка «Вокальное пение»: художественно-эстетическая, вокально-исполнительская деятельность.Актуальность программы Музыкальное обра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»
Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...