Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальное пение»
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Направленность образовательной общеразвивающей программы кружка «Вокальное пение»: художественно-эстетическая, вокально-исполнительская деятельность.
Актуальность программы
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности, не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Пение занимает важное место в жизни человека, а для ребёнка, в первую очередь, это ещё и средство самовыражения. Музыкальные занятия благотворно влияют на детскую психику и способствуют нравственно – эстетическому развитию личности, способствуют формированию специфических знаний и умений в области искусства.
В процессе занятий в кружке у обучающихся повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять различные произведения и тем самым расширяют свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства, учатся выступать в роли аккомпаниатора.
Новизна программы
Реализация программы открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся через вокально-исполнительскую деятельность, через использование интеграции музыки и литературы, а также привлечение обучающихся к аккомпаниаторской деятельности.
Цель программы
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Вокальное пение" | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Вокальное пение»
Возраст учащихся: 11-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор - составитель:
Кимаева Татьяна Борисовна,
учитель музыки
Зеленоборский - 2021
Пояснительная записка
Направленность образовательной общеразвивающей программы кружка «Вокальное пение»: художественно-эстетическая, вокально-исполнительская деятельность.
Актуальность программы
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности, не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Пение занимает важное место в жизни человека, а для ребёнка, в первую очередь, это ещё и средство самовыражения. Музыкальные занятия благотворно влияют на детскую психику и способствуют нравственно – эстетическому развитию личности, способствуют формированию специфических знаний и умений в области искусства.
В процессе занятий в кружке у обучающихся повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять различные произведения и тем самым расширяют свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства, учатся выступать в роли аккомпаниатора.
Новизна программы
Реализация программы открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся через вокально-исполнительскую деятельность, через использование интеграции музыки и литературы, а также привлечение обучающихся к аккомпаниаторской деятельности.
Цель программы
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей.
Программа кружка «Гамма» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 час (по 1 ч в неделю). Группа формируется из детей 5-11 классов, возраст 11-17 лет.
Формы организации учебно-воспитательного процесса
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов, учатся аккомпанировать своим сверстникам.
Занятие репетиция, на которой отрабатываются концертные номера.
Выступление на школьных мероприятиях. Обучающиеся принимают участие в школьных концертах, конкурсах, праздниках.
Все занятия строятся по схеме:
- Прослушивание музыкального произведения;
- Разбор текста песни;
- Работа с труднопроизносимыми словами;
- Разучивание музыкального произведения;
- Работа над выразительностью исполнения;
- Работа по гитарному аккомпанементу.
Способы проверки предполагаемых результатов
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Предполагаемые результаты программы
Должны знать:
- Строение голосового аппарата;
- Особенности и возможности певческого голоса;
- Гигиену певческого голоса;
- Музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- Средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,
мелодию, ритм.
Уметь:
- Петь в унисон;
- Удерживать певческий диапазон в пределах 1,5 октав;
- Понимать дирижерские жесты;
- Петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- Соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,
не напряженно; - Передавать простой ритмический рисунок;
- Свободно владеть дыханием;
- Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименования разделов, темы занятий | Общее кол-во часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Пение как вид искусства | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Музыкальные термины и понятия | 2 | 1 | 1 | Тест |
3 | Развитие ритмического слуха | 2 | - | 2 | Наблюдение |
4 | Развитие певческих способностей | 17 | - | 17 | Наблюдение |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой | 11 | - | 11 | Наблюдение |
Содержание программы
Раздел 1 «Пение как вид искусства», 2 часа.
Теория 1час: Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Посадка певца исполнителя, положение корпуса, головы. Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса.
Практика 1час: Демонстрация и отработка навыка пения сидя и стоя. Работа над правильным дыханием, началом пения, сменой дыхания в процессе пения. Отработка навыка исполнения мелодии песни в унисон. Подбор репертуара.
Раздел 2 «Музыкальные термины и понятия», 2 часа.
Теория 1час: Знакомство с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение). Усвоение понятий «хор», «солист».
Практика 1час: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Определение в песнях фразы, в них - запева и припева.
Раздел 3 «Развитие ритмического слуха», 2 часа.
Практика 2 часа: Отработка чувства метро – ритма, ритмического слуха. Игра на ударных музыкальных инструментах. Знакомство с простыми ритмами и размерами.
Раздел 4 «Развитие певческих способностей», 17 часов.
Практика 17 часов: Формирование естественного, свободного звука без крика и напряжения (форсировки), мягкой атаки звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Отработка навыка ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Формирование навыка произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных; быстрое и чёткое проговаривание согласных. Выработка активного унисона.
Раздел 5 «Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой», 11 часов.
Практика 11 часов: Подбор песенного репертуара для детей в соответствии с их певческими и возрастными особенностями. Формирование умения пения под музыкальную фонограмму в микрофон, умения вести себя на сцене. В процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Развитие вокально-хоровых навыков в сочетании с вокально-технической деятельностью по созданию сценического образа.
Методическое обеспечение программы.
Музыкальный инструменты: фортепиано, гитара, аккордеон.
Музыкальный материал: музыкальные произведения в СД записи, видеозаписи, фонограммы; тематическая литература: методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей; словари, иллюстрированные справочники.
Технические средства: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD, микшерный пульт, звуковая система, ноутбук.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, подготовка концертных номеров.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные. Методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за усвоением обучающимися определённых знаний, формированием навыков и умений.
Календарно – тематическое планирование кружка «Вокальное пение»
№ | Месяц | Число | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Как влияет музыка на жизнь человека. Правила пения. Проверка слуха | 1 | Беседа. Теоретическое занятие. | Беседа. Наблюдение. | |
2 | Сентябрь | Диапазон. Подбор репертуара. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
3 | Октябрь | Работа над чистым унисоном. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
4 | Октябрь | Знакомство с музыкальными жанрами. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
5 | Октябрь | Термины музыкального искусства. | 1 | Объяснение и показ. Теоретическое занятие. | Наблюдение. | |
6 | Октябрь | Термины музыкального искусства. | 1 | Объяснение и показ. Теоретическое занятие. | Тест | |
7 | Октябрь | Основы музыкальной грамоты. | 1 | Объяснение и показ. Теоретическое занятие. | Наблюдение. | |
8 | Ноябрь | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
9 | Ноябрь | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
10 | Ноябрь | Развитие чувства ритма. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
11 | Ноябрь | Развитие чувства ритма. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
12 | Декабрь | Работа над чистым интонированием постепенных и скачкообразных мелодий. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
13 | Декабрь | Певческая установка. Дыхание. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
14 | Декабрь | Работа над дикцией. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
15 | Декабрь | Постановка голоса. Певческая позиция. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
16 | Январь | Работа над расширением диапазона. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
17 | Январь | Работа над расширением диапазона. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
18 | Январь | Работа с солистами. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
19 | Февраль | Работа над чистым интонированием. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
20 | Февраль | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
21 | Февраль | Формирование чувства ансамбля. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
22 | Февраль | Формирование чувства ансамбля. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
23 | Март | Навыки пения без сопровождения. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
24 | Март | Работа над выразительным исполнением. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
25 | Март | Создание художественного образа музыкального произведения. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
26 | Март | Формирование сценической культуры. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
27 | Апрель | Формирование сценической культуры. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
28 | Апрель | Развитие артистических способностей детей. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
29 | Апрель | Работа с фонограммой. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
30 | Апрель | Музыкально-исполнительская работа. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
31 | Май | Музыкально-исполнительская работа. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
32 | Май | Отбор лучших номеров, репетиции. | 1 | Объяснение и показ. Практическое занятие. | Наблюдение. | |
33 | Май | Отбор лучших номеров, репетиции к школьным мероприятиям | 1 | Практическое занятие. | Итоговое наблюдение. | |
34 | Май | Творческие выступления. | 1 | Практическое занятие. | Диагностика. | |
Итого 34ч | ||||||
Итого за год: 34ч |
Специализированный кабинет.
Список литературы для педагога
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
7. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.:
Список литературы для детей:
- Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.
- Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.
- Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.
- Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.
- Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 1994.
- Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.
- Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.
- Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.
- Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский композитор, 1991.
- Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству.
Интернет-ресурсы:
- https://www.youtube.com/watch?v=kbTkOItJMFc
- https://www.youtube.com/watch?v=__Ft6rtmllE
- https://www.youtube.com/watch?v=XnK6TBWmpBw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаХудожественно-эстетической направленности «Вокал»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Унисон»
Рабочая программа вокального кружка «Унисон». Срок реализации программы 4 года. Занятия коллективные, индивидуальные.Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занят...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстника...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр моды «Вдохновение»
Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными воз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»
Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вместе веселее" (оркестр, элементарное музицирование)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вместе веселее" (оркестр, элементарное музицирование)...