Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе с использование проектной деятельности учащихся.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Тротцына неделя и ее образы в искусстве" , 2 часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5 класс.
Автор УМК(программы учебного курса): Т.Я. Шпикалова «Программа для общеобразовательных учреждений
«Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2012г.
Тема урока:Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве. Троицына неделя и её образы в
искусстве - 1 час.
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Автор разработки: Царева Евгения Вячеславовна учитель изобразительного искусство и технологии МОУ «Бадарская средняя общеобразовательная школа» Тулунского района.
Тема | Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве. Троицына неделя и её образы в искусстве (2 урока) |
Класс | 5 |
УМК | «Перспектива», «Изобразительное искусство» Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. |
Цели | Познакомить учащихся с понятием «Троицина неделя», «традиции», с историей появления праздника и особенностями его встречи. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности. |
Тип урока | Усвоение новых знаний |
Методы и формы обучения | Чтение с пометками, проектная деятельность; объяснительно-иллюстративный, практический; фронтальная, групповая. |
Основные понятия и термины | Троицына неделя, Троица, традиции. |
Демонстрационный материал | Учебник, мультимедийная презентация по теме. |
Оборудование | Мультимедийная установка, художественные принадлежности (на выбор учащихся) |
Планируемые | Предметные: общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение образов-символов в народном искусстве); логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, презентации, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта); овладеют необходимыми знаниями, умениями и навыками художественной творческой деятельности. Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному плану; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, видеоряде, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: мотивация к учебной и творческой деятельности, уважение к национальным традициям; чувство гордости за свою страну, свой родной край. |
Литература | Изобразительное искусство 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с. |
Интернет ресурсы | Видео Андрей Рублев «Троица» https://youtu.be/-HCF4CI23CU https://fb.ru/article/199413/prazdnik-troitsyi-obyichai-troitsa-traditsii-i-obryadyi Праздник Троицы: обычаи. Троица: традиции и обряды https://www.syl.ru/article/330611/istoriya-i-traditsii-prazdnika-troitsyi-narodnyie-gulyaniya-na-troitsu |
Организационная структура 1 урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации взаимодействия | Формирование УУД |
I. Организационный | Приветствие, проверка готовности, настроения (сигнальные смайлики). - Ребята, цвет вашего смайлика поможет вам объединиться в группы (рассаживаются по группам) | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. | Фронтальная | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Постановка целей и задач | - Ребята, скажите, какие великие церковные праздники, вам известны? (Пасха, Рождество Христово) - А знаете ли вы как называется праздник встречи лета и прощания с весной? - Вот вам подсказка (демонстрируется икона «Троица») - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Что вы знаете о Троице? - Тема сегодняшнего занятия «Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве». - Давайте попробуем поставить цель урока и определить задачи. Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урок | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Фронтальная | Регулятивные: целеполагание; планирование. обще учебные – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Личностные: интерес к предметно- |
III. Актуализация знаний | - Троица – один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. Известный русский иконописец Андрей Рублев посвятил образу святой Троицы свою самую известную икону. Демонстрация видео https://youtu.be/-HCF4CI23CU Ребята, хотели бы вы узнать про традиции этого праздника? | Слушают, просматривают видео | Фронтальная | Выделять существенную информацию из визуальных источников Выделять существенную информацию из визуальных источников Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать учителя. Личностные: интерес к предметно- |
IV. Изучение нового материала | - Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю. Удивительно, но многие россияне до сих пор с трудом представляют, откуда пришел к нам этот праздник, а также в чем заключается его главный смысл. Давайте разбираться вместе. - Какие же существовали традиции встречи Троица, вы узнаете из текста учебника (каждая группа работает с отдельной частью текста используя прием чтение с пометками). | Анализируют информацию, формулируют выводы Читают текст в учебнике стр.175-180), делают пометки. | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: проявляют интерес к предметно- |
V. Физкультминутка | Выделять существенную информацию из визуальных источников | Выполняют разминку | Фронтальная | |
VI. Первичная проверка понимания | Ребята, сейчас на основе прочитанного текста, вы должны совместно продумать и создать общую композицию. Обсудите план действий, распределите между собой кто какую часть композиции выполняет, определите расположение объектов на бумаге. - Сегодня на уроке выполняете карандашный набросок, а на следующем работаете в цвете. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. | Фронтальная групповая | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: интерес к предметно- вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Первичное осмысление и закрепление Творческая практическая работа | Во время выполнения практической работы напоминает правила композиционной компоновки изображения на листе бумаги, дает советы, консультирует, наблюдает. - не забывайте, что начинать рисунок предмета сложной формы надо с передачи его основных (больших) форм; наметив большие формы фигуры человека (туловище, голову, ноги), переходят к изображению характерных деталей; -вспомните некоторые сведения об основных пропорциях фигуры человека. | Выполнение творческого практического задания. | Фронтальная групповая | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность. Личностные: проявляют интерес к предметно- Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. |
VIII. Итоги урока Обобщение сведений, оценивание результатов работы. | Просмотр, обсуждение выполненных эскизов. - Ребята, давайте посмотрим, что получилось у каждой группы. Представляя свой эскиз расскажите, какую традицию празднования Троицы вы изобразили. | Просмотр, обсуждение выполненных работ. | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию, оценочного характера о готовом рисунке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
IX. Рефлексия | - Что нового, интересного и полезного вы узнали? - Какая традиция встречи Троицыной недели вам запомнилась более всего? | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Фронтальная |
Организационная структура 2 урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации взаимодействия | Формирование УУД |
I. Организационный | Приветствие, проверка готовности к уроку (рассаживаются по группам). | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. | Фронтальная | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Постановка целей и задач | - Сегодня мы продолжаем тему «Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве». - Давайте попробуем поставить цель урока. Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урок | Отвечают на вопросы учителя Формулируют цели урока. | Фронтальная | Регулятивные: целеполагание; планирование. |
III. Актуализация знаний | - История праздника Троицы начинается в те времена, когда христианство еще только начинало зарождаться. Считается, что в один знаменательный день на апостолов снизошел Святой Дух, спустившийся с небес в виде языков пламени и наделивший апостолов невероятной силой. Она дала им возможность нести благую весть по всему миру и вести проповеди о Христе любому, кто готов слышать о Спасителе. Считается, что именно этот день является днем основания Церкви на земле. К тому же праздник символизирует тот факт, что Бог един в трех лицах. Эта истина является одной из самых сложных для понимания в православии. Не каждый верующий может с первых дней осознать, что Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух существуют в единстве и творят добро на земле, озаряя всех живущих божественной благодатью. Интересно, что основы того, как отмечают праздник Троицы, заложили сами апостолы. Они ежегодно устраивали пышные торжества по этому поводу и завещали всем своим последователям ни в коем случае не пропускать этот день (демонстрация презентации). | Слушают, анализируют информацию, формулируют выводы. | Фронтальная | Выделять существенную информацию из визуальных источников Выделять существенную информацию из прослушанного. Коммуникативные: научатся, слушать учителя. Личностные: интерес к предметно- |
IV. Физкультминутка | Выделять существенную информацию из визуальных источников | Выполняют разминку | Фронтальная | |
V. Творческая практическая работа | Во время выполнения практической работы контролирует правильность и безопасное использование художественных средств, дает советы, консультирует, наблюдает. По окончании работы все выполненные эскизы объединяются в одну композицию. | Выполнение творческого практического задания. | Фронтальная групповая | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность. Личностные: проявляют интерес к предметно- Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. |
VIII. Итоги урока Обобщение сведений, оценивание результатов работы. | Выставка композиции. - Какие из работ на ваш взгляд наиболее удачные? Почему? Докажите свой выбор. - Ребятпа, как вы думаете, знания о народных праздниках и традициях нужны вам? | Просмотр, обсуждение выполненных работ | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию, оценочного характера о готовом рисунке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
IX. Рефлексия | - Довольны ли вы результатом своей работы? - Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайлика. - Спасибо за работу! | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Фронтальная |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»
Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии
Организация проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ...
Технологическая карта урока в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Школы Англии" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Урок в 5 класс...
Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии». Урок проектной деятельности.
Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г. Учитель биологииМакарова Анна МихайловнаОУМБОУ &l...
Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии
Использование проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках географии...
Технологическая карта урока по русскому языку (с элементами проектной деятельности)
Целевые установки на достижение результата: - Личностные: осознание богатства и насыщенности, разнообразия русского языка, интереса к его истории, позитивная моральная самооценка, учебно-познават...