Конспект занятия "Украсим платьице чувашским узором"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Яковлева Татьяна Анатольевна

Конспект непосредственно-организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2021.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Ибресинский детский сад «Солнышко»

Ибресинского района Чувашской Республики

Конспект

непосредственно организованной

 образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию

(декоративное рисование)

«Украсим платьице чувашским узором»

(средняя группа)

                                                                           

                                                                               

                                                                          Подготовила и провела:

                                                                          Яковлева Татьяна Анатольевна

                                                                          Воспитатель первой квалификационной  

                                                                          категории

п. Ибреси

2021 г.

Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте.

Программное содержание: Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия изделий декоративно – прикладного искусства. Формировать интерес к украшению силуэтов предметов знакомыми чувашскими геометризированными узорами солнц. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество. Формировать чувство цвета. Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам и желание помогать им.

Словарная работа: закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке (кепе, масмак, саппун)

Форма проведения: творческое задание.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Чувашская национальная одежда», посещение мини-музея ДОУ «Чувашская изба», экскурсия в Ибресинский этнографический музей под открытым небом, чтение чувашской детской художественной литературы.

Материал: 2 мольберта, ноутбук,  Кукла Илемпи в чувашской национальной одежде, карточка с чувашским узором и его значение: солнце; прорезные силуэты чувашских кукол, наложенные на листы, бумага А4,  карточка с чувашским узором, схема рисования узора – солнце, гуашь красного, зеленого и желтого цветов, кисточка, подставка для кисточек, большая и маленькая баночка, салфетки, ватные палочки, тарелочка для ватных палочек, поясок для мальчиков, головная повязка для девочек, готовый образец платья из бумаги, подставки для шаблонов кукол.

Методические приемы: беседа о чувашском узоре, физкультминутки, пальчиковая гимнастика: «Паучок», показ техники рисования, самостоятельная деятельность детей, хоровод, рефлексия, сюрпризный момент.

Ход занятия:

Звучит чувашская музыка. Дети с воспитателем входят в группу встают в круг.   Воспитатель: Ребята,  давайте поздороваемся с друг с другом!

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день (встали)

Нам здороваться не лень.

Дети садятся в круг на стулья.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ой, кто-то к нам стучит. Интересно, кто это?  

Выходит и вносит куклу в чувашской национальной одежде.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла чувашская кукла Илемпи.

Дети здороваются с куклой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивый чувашский наряд у нашей куклы Илемпи. Какого цвета платье у Илемпи?

Ответы детей: белый.

Воспитатель: Правильно, белый.  Посмотрите, что тут есть? (платье кепе, фартук-саппун, головной убор – масмак).

Воспитатель: Ребята, каким цветом украшены узоры на платье?

Ответы детей: красным, желтым.

Воспитатель: Правильно. Чувашские узоры чуваши украшали красным, желтым, зеленым, синим, черным и белыми цветами. Каждый цвет имеет свое значение. Красный является знаком любви, отваги, жизни. Синий – свод неба, желтый – солнце, дарующая жизнь. Зеленый цвет символизирует растительный мир. Белый цвет считался признаком чистоты, правдивости и мудрости. Черный цвет  связан с землей.  Сейчас мы с вами рассмотрим элемент чувашского узора и его значение(Воспитатель показывает карточки с чувашским узором : солнце).

Воспитатель: Ребята, что означает этот чувашский узор?

Ответы детей: солнце.

Воспитатель: Правильно, солнце. В далеком прошлом изделия были  своеобразным посланием: их красивый, иногда сложный многоцветный узор мог нести определенную тайну. Например, чуваши в узоре солнца видели добрый знак. И если дарили вещь, на которой был узор солнца, значит, желали добра и счастья человеку. Солнце чуваши изображали желтым и красным цветом.

Воспитатель: Ой, ребятки, что-то у нас Илемпи  грустная. Скажи нам Илемпи, что случилось?

Кукла Илемпи: Я собралась на праздник с подружками, но они что-то задерживаются. Может быть, с ними что-то случилось?

Воспитатель: Ребята,  поможем кукле встретить  подружек?

Ответы детей: Да, поможем.

Воспитатель: А вот и  они. Только они не готовы идти на праздник, потому что мастерицы не успели украсить платье чувашским узором. Как же быть? Праздник вот-вот  начнется. Ребята,  поможем подружкам украсить платья?

Ответы детей: да.

 Воспитатель: Ребята, хотите  вы побывать мастерами? (ответы детей). Чтобы красиво разукрасить платья, нам нужно превратиться в мастеров. Давайте встанем для этого в круг.

Раз, два, три, четыре, пять,
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись,
Все друг другу улыбнулись
Две пружинки, три прыжка,
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов,
И превратились в мастеров.

Воспитатель:  Теперь, ребята, давайте  пройдем в творческую мастерскую «Сар пике».

Воспитатель: А сейчас мы сядем за столы, поставим ножки вместе, спинку держим прямо, ладошки на стол и внимательно меня послушаем.

Воспитатель: Посмотрите, а вот этой подружке я уже украсила платье чувашским узором.

 Воспитатель: Скажите, каким чувашским узором я  украсила платье?

Ответы детей: солнце.

Воспитатель: Каким цветом я украсила чувашский узор солнце?

          Ответы детей: желтым цветом.

Воспитатель:   Сначала я покажу вам, как мы будем украшать наши платья чувашским узором. Беру кисточку, смачиваю  водой,  и излишки воды убираю салфеточкой.  Затем набираю на кисточку краску нужного цвета и, не отрывая кисть от бумаги, кончиком кисти прорисовываю линии и составляю узор.  Теперь я промываю кисть в большой банке с чистой водой, затем смачиваю кисть в маленькой баночке, излишки воды убираю салфеткой. И кладу  кисть на подставку. Вот такое нарядное платье получилось.

Воспитатель: Ребята, давайте,  сначала разомнем наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика «Паучок»)

Паучок ходил по ветке,         (Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
А за ним ходили детки.     По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
Паучков на землю смыл.        движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,           
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять,    пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки,         (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке.
                          (“Паучки” ползают по голове.)

Воспитатель: Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей, музыка «Илемле»)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте примерим наши нарядные платьица подружкам Илемпи. Посмотрите,  какие красивые получились у нас платья. Давайте дополним праздничный наряд  бусами и украсим головную повязку.

Воспитатель: Для этого возьмем ватную палочку, смочим в маленькой баночке, наберем желтую гуашь и нанесем на головную повязку. Теперь эту палочку кладем на  салфетку и берем другую палочку, также смачиваем ее в баночке, набираем  гуашь и рисуем бусы.

Воспитатель: Молодцы. Давайте возьмем своих куколок и поставим их вместе. Ребята, посмотрите на куколок-подружек, какие они красивые! Теперь они с Илемпи смогут пойти на праздник.

Воспитатель: Ребята, на чувашских праздниках водили хороводы, играли в разные игры, пели песни. Давайте и  мы поводим хоровод под чувашскую мелодию. (Пояски для мальчиков, для девочек головную повязку) 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотри на Илемпи, какая она стала веселая и теперь вместе с подружками отправится на праздник. Ну а сейчас подошло время попрощаться с нашими гостями,  до свидания, Илемпи. (Дети прощаются с Илемпи)

Рефлексия:

Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости?

Ответы детей: кукла Илемпи.

Как мы помогали Илемпи?

Ответы детей: украсили платья подружкам чувашским узором.

Какими элементом узора мы украсили платья?

Ответы детей: солнце.

Какими цветами мы украсили платья?

Ответы детей: красным и желтым.

Ребята вам нравятся ваши работы?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, спасибо вам за работу. Илемпи и ее подружкам очень понравились украшенные вами платья, и они в знак благодарности угостили нас сладостями.

Использованная литература:

1. Васильева Л. Г. Детское орнаментальное творчество: учебно-методическое пособие / Л.Г. Васильева. - Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015.-96 с.:цв.ил.

2. Васильева Л. Г.  Рабочая программа воспитателя детского сада. Модуль «Этнохудожественное  развитие детей 3-4 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» / Л.Г. Васильева. – Чебоксары: Новое Время, 2016. – 48с.

3.  Васильева Л. Г. Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет: учебно-методическое пособие / Л.Г. Васильева. - Чебоксары: Новое время, 2016. - 128 с.: 16 цв.ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Создание геометрических узоров в круге. Мандала».

Формирование универсальных учебных действий.№Этап урока Используемые ЭОРДеятельность учителяДеятельность ученикаУУДВремя1Организационный момент  Задает вопросы. Создает положитель...

Конспект занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны

Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О.А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с тех...

План-конспект урока "В чувашском театре"

План-конспект урока "В чувашском театре"...

Симметрия в чувашских узорах

интегрированный урок математики и крк...

Конспект урока по чувашскому языку «Глаголсен çĕршывĕнче» 7 класс

Урок тĕллевĕсем:пĕлÿ тĕллевĕ: сăпатлă тата сăпатсăр глаголсем çинчен вĕреннине аса илсе çирĕплетесси;сапăрлăх тĕллевĕ:тăван тавралăхпа, унăн историйĕпе тата культурипе паллаштарасси;аталантару тĕллевĕ...

КОНСПЕКТ открытого занятия «Морозные узоры на окне»

КОНСПЕКТ открытого занятия «Морозные узоры на окне»...