Конспект занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны
план-конспект урока информатики и икт (5 класс) по теме

Тихонова Ольга Александровна

Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О.А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с техникой создания витражей. Используя полученные ранее знания о симметрии, отображении, копировании, рисуют в графическом редакторе Paint свои узоры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятий «Витражи» и «Узоры оград и решеток»                Тихонова О.А.

Материалы

Тихоновой Ольги Александровны,

педагога дополнительного образования

ГОУДОД  ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга

2010 год


Образовательная программа «Основы информационных технологий «Мой друг - компьютер»

 предназначена для изучения основ информационных технологий. По своему тематическому построению она даёт возможность для каждого обучающегося выявить свои наклонности, развить их, определиться с выбором своей дальнейшей деятельности, овладеть современными информационными технологиями. Инструментарием информационных технологий являются многочисленные программные продукты.  

Одним из важнейших условий реализации моей образовательной  программы является системный подход к разработке педагогических технологий, которые должны решать дидактические проблемы в рамках процесса обучения, направленного на достижение поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач каждым обучаемым в соответствии с его реальными возможностями. Все компоненты педагогического процесса: организационные формы, методы, приёмы, средства и содержание обучения разрабатываются мною на принципах последовательности, системности, доступности;  учитывают  мотивационные и психологические сферы личности воспитанников. Компьютерная графика является интересным и плодотворным  видом современного искусства. Даже не имея художественного образования, обладая только врождённым чувством композиции и цвета, которые систематически и целеустремлённо развивать, можно получить прекрасные результаты. Для творческой фантазии открываются необозримые просторы. Изучая графические редакторы, дети применяют знания, полученные на занятиях по рисованию, но в совершенно другой среде с широкими возможностями: они могут использовать растяжку тона (плавное изменение цвета), цветосложение, быстро менять варианты композиционные, колористические. Таким образом, в процессе обучения на моих занятиях появляется  возможность развития кругозора и способностей ребёнка.

При разработке занятий я ориентируюсь на образовательные, развивающие, воспитательные задачи, заявленные в моей программе. Компьютерная графика включена в мою программу для того, чтобы воспитанники научились воплощать свои творческие замыслы средствами программ Paint (в 11-12 лет) и Adobe PhotoShop (в 13-14 лет).

В представленной разработке я использую одну из форм ведения занятий – творческое задание, которое формирует навыки исследовательской деятельности, стимулирует творческую инициативу, расширяет кругозор за счёт использования интернет – ресурсов, чтения соответствующей литературы.

На занятия «Витражи» и «Узоры оград и решеток» отводится 4 часа, для работы используется графический редактор Paint. В соответствии с тематическим планированием занятие проводится в 5 классе в конце января после освоения воспитанниками всех инструментов графического редактора Paint, приёмов копирования выделений, создания симметричных изображений.  При разработке занятия я придерживаюсь продуманного плана действий, пункты которого выделены жёлтым цветом.

В конце предшествующего занятия я сообщаю тему следующего занятия и предлагаю ознакомиться со справочно-информационными источниками по указанной теме на «Российском общеобразовательном портале» (www.school.edu.ru), рекомендую адрес союза образовательных сайтов(http://allbest.ru), рекомендую использовать для работы электронные библиотеки, словари, энциклопедии. Для получения информации о современном витражном искусстве и просмотра галереи известных мостов и решеток Санкт-Петербурга предлагаю воспользоваться сайтом «Мой любимый Питер» и другими, полученными с помощью поисковых систем, .

 

В начале занятия обсуждается полученная информация:

Витражи – это прозрачные картины, узоры, рисунки, которые выполняются из стекла (или на стекле, стеклянные).

Витражи – это произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла.

Воспитанники узнали, что витражами люди веками украшали культовые и общественные строения.  Витражи - настоящее достояние культуры и искусства, находятся во фронтальных и купольных частях средневековых храмов эпохи Готики и Ренессанса, украшают дома и замки знатных вельмож.
Витражи в современном мире - это, как и любое произведение искусства, тонкая грань между духовным и материальным миром, являются достойным украшением любого дома. Витраж как элемент интерьера рассчитан на сквозное освещение, предназначен для заполнения проёма.

О современном витражном искусстве можно узнать на соответствующих сайтах интернета, поскольку выставки, посвящённые витражам, проводятся довольно редко.

Витражные технологии:

  1. Классический витраж представляет собой большое количество цветных стекол, соединенных с помощью металлического профиля в определенный рисунок.

  1. Экспресс-витраж или как его еще называют пленочный витраж – это самая молодая и одновременно самая перспективная технология витража. Суть технологии довольно проста. На обычное стекло наносятся разнообразные пленки, имитирующие цветное стекло. Затем на стыки с обеих сторон будущего витража аккуратно наносится свинцовая лента.

  1. На сегодняшний день самое большое распространение получила технология, изобретенная Луи Комфортом Тиффани. Изготовление витражей Тиффани отличается от изготовления классических художественных витражей, способом соединения стекла. Если в классическом художественном витраже стекла скрепляются протяжкой, то в витражах Тиффани каждый кусок стекла тщательно обрабатывается, по периметру обрамляется медной лентой, а затем выкладываются на кальке. Как только рисунок выложен, витраж начинают спаивать оловянным припоем.
  2. Фьюзинг. Или, проще говоря, спекание. Данная технология изготовления витража состоит в следующем: кусочки разноцветного стекла складываются в определенный рисунок на одном большом куске стекла. Затем будущий витраж отправляют в печь, где кусочки стекла спекаются при температуре 850С.

Затем воспитанники знакомятся с подборкой современных витражей, представленных на сайтах Интернета.


Перед выполнением творческих заданий раздаются карточки, на которых изображён симметричный узор. Воспроизведение этого узора в графическом редакторе Paint позволяет выявить степень усвоения пройденного ранее материала .

Дети должны выявить основу узора – четверть изображения, сделать его копию, отобразить зеркально, затем скопировать верхнюю половину изображения, отобразить её. Раскрасить указанным образом или придумать свой вариант. Как показывает практика, это задание не вызывает проблем, если предшествующие занятия не пропускались.

Примеры выполненных заданий создают ощущение «стеклянного» рисунка:

Макшеева Катя

Гришаев Влад

Ехрышев Саша

Бобкова Алиса

После успешного выполнения задания воспитанники приступают к созданию витражей. Каждый самостоятельно определяет сюжет, цветовую гамму, стиль исполнения.

Ниже приводятся несколько выполненных творческих заданий «Витражи»:

Ромашова Вика

Ледяева Ника

Колосова Инес


После выполнения задания «Витражи» ребята приступают к выполнению задания

 «Узоры оград». В этом задании они осваивают приём переноса изображения из одного файла в другой в режиме «без фона»:  создаётся файл с основным рисунком, который сохраняется, затем создаётся файл, используемый для рисования деталей. Этот приём в дальнейшем ребята применяют для создания сложных рисунков. В данном случае, в качестве основы выбирается рисунок парка, а в дополнительном файле рисуется фрагмент решетки, узор которой придумывается самостоятельно с использованием всех полученных знаний. Далее полученная решетка переносится в основной файл.

Пример фрагмента узора ограды

Копии фрагмента

 

Примеры созданных на занятии узоров оград:

Жарова Саша

Бобкова Алиса

Звонарёв Коля

Примеры оград на фоне:

        

Фролова Настя

        

Бобкова Алиса

Зайцев Сергей

После анализа и оценки выполненных заданий обсуждается возможность углубить полученные знания и умения, обратившись к специальной литературе или сайтам Интернета, и создать своими руками или с помощью родителей (важное сотворчество!) витраж в своём доме или витражные сувениры: подвесы, светильники, блюда. Раньше стоимость изготовления витражей была очень велика, но сейчас появились витражные плёнки, специальные металлические ленты, которые позволяют украшать стёкла более дешёвым способом, чем ранее.

Сообщаю воспитанникам о том, что с аналогичными заданиями мы встретимся при изучении графического редактора PhotoShop, выполняя имитацию резьбы по дереву с инкрустацией и создавая витражи с помощью инструмента «Перо».



Предварительный просмотр:

Разработка занятий «Витражи» и «Узоры оград и решеток»                Тихонова О.А.

Материалы

Тихоновой Ольги Александровны,

педагога дополнительного образования

ГОУДОД  ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга

2010 год


Образовательная программа «Основы информационных технологий «Мой друг - компьютер»

 предназначена для изучения основ информационных технологий. По своему тематическому построению она даёт возможность для каждого обучающегося выявить свои наклонности, развить их, определиться с выбором своей дальнейшей деятельности, овладеть современными информационными технологиями. Инструментарием информационных технологий являются многочисленные программные продукты.  

Одним из важнейших условий реализации моей образовательной  программы является системный подход к разработке педагогических технологий, которые должны решать дидактические проблемы в рамках процесса обучения, направленного на достижение поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач каждым обучаемым в соответствии с его реальными возможностями. Все компоненты педагогического процесса: организационные формы, методы, приёмы, средства и содержание обучения разрабатываются мною на принципах последовательности, системности, доступности;  учитывают  мотивационные и психологические сферы личности воспитанников. Компьютерная графика является интересным и плодотворным  видом современного искусства. Даже не имея художественного образования, обладая только врождённым чувством композиции и цвета, которые систематически и целеустремлённо развивать, можно получить прекрасные результаты. Для творческой фантазии открываются необозримые просторы. Изучая графические редакторы, дети применяют знания, полученные на занятиях по рисованию, но в совершенно другой среде с широкими возможностями: они могут использовать растяжку тона (плавное изменение цвета), цветосложение, быстро менять варианты композиционные, колористические. Таким образом, в процессе обучения на моих занятиях появляется  возможность развития кругозора и способностей ребёнка.

При разработке занятий я ориентируюсь на образовательные, развивающие, воспитательные задачи, заявленные в моей программе. Компьютерная графика включена в мою программу для того, чтобы воспитанники научились воплощать свои творческие замыслы средствами программ Paint (в 11-12 лет) и Adobe PhotoShop (в 13-14 лет).

В представленной разработке я использую одну из форм ведения занятий – творческое задание, которое формирует навыки исследовательской деятельности, стимулирует творческую инициативу, расширяет кругозор за счёт использования интернет – ресурсов, чтения соответствующей литературы.

На занятия «Витражи» и «Узоры оград и решеток» отводится 4 часа, для работы используется графический редактор Paint. В соответствии с тематическим планированием занятие проводится в 5 классе в конце января после освоения воспитанниками всех инструментов графического редактора Paint, приёмов копирования выделений, создания симметричных изображений.  При разработке занятия я придерживаюсь продуманного плана действий, пункты которого выделены жёлтым цветом.

В конце предшествующего занятия я сообщаю тему следующего занятия и предлагаю ознакомиться со справочно-информационными источниками по указанной теме на «Российском общеобразовательном портале» (www.school.edu.ru), рекомендую адрес союза образовательных сайтов(http://allbest.ru), рекомендую использовать для работы электронные библиотеки, словари, энциклопедии. Для получения информации о современном витражном искусстве и просмотра галереи известных мостов и решеток Санкт-Петербурга предлагаю воспользоваться сайтом «Мой любимый Питер» и другими, полученными с помощью поисковых систем, .

 

В начале занятия обсуждается полученная информация:

Витражи – это прозрачные картины, узоры, рисунки, которые выполняются из стекла (или на стекле, стеклянные).

Витражи – это произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла.

Воспитанники узнали, что витражами люди веками украшали культовые и общественные строения.  Витражи - настоящее достояние культуры и искусства, находятся во фронтальных и купольных частях средневековых храмов эпохи Готики и Ренессанса, украшают дома и замки знатных вельмож.
Витражи в современном мире - это, как и любое произведение искусства, тонкая грань между духовным и материальным миром, являются достойным украшением любого дома. Витраж как элемент интерьера рассчитан на сквозное освещение, предназначен для заполнения проёма.

О современном витражном искусстве можно узнать на соответствующих сайтах интернета, поскольку выставки, посвящённые витражам, проводятся довольно редко.

Витражные технологии:

  1. Классический витраж представляет собой большое количество цветных стекол, соединенных с помощью металлического профиля в определенный рисунок.

  1. Экспресс-витраж или как его еще называют пленочный витраж – это самая молодая и одновременно самая перспективная технология витража. Суть технологии довольно проста. На обычное стекло наносятся разнообразные пленки, имитирующие цветное стекло. Затем на стыки с обеих сторон будущего витража аккуратно наносится свинцовая лента.

  1. На сегодняшний день самое большое распространение получила технология, изобретенная Луи Комфортом Тиффани. Изготовление витражей Тиффани отличается от изготовления классических художественных витражей, способом соединения стекла. Если в классическом художественном витраже стекла скрепляются протяжкой, то в витражах Тиффани каждый кусок стекла тщательно обрабатывается, по периметру обрамляется медной лентой, а затем выкладываются на кальке. Как только рисунок выложен, витраж начинают спаивать оловянным припоем.
  2. Фьюзинг. Или, проще говоря, спекание. Данная технология изготовления витража состоит в следующем: кусочки разноцветного стекла складываются в определенный рисунок на одном большом куске стекла. Затем будущий витраж отправляют в печь, где кусочки стекла спекаются при температуре 850С.

Затем воспитанники знакомятся с подборкой современных витражей, представленных на сайтах Интернета.


Перед выполнением творческих заданий раздаются карточки, на которых изображён симметричный узор. Воспроизведение этого узора в графическом редакторе Paint позволяет выявить степень усвоения пройденного ранее материала .

Дети должны выявить основу узора – четверть изображения, сделать его копию, отобразить зеркально, затем скопировать верхнюю половину изображения, отобразить её. Раскрасить указанным образом или придумать свой вариант. Как показывает практика, это задание не вызывает проблем, если предшествующие занятия не пропускались.

Примеры выполненных заданий создают ощущение «стеклянного» рисунка:

Макшеева Катя

Гришаев Влад

Ехрышев Саша

Бобкова Алиса

После успешного выполнения задания воспитанники приступают к созданию витражей. Каждый самостоятельно определяет сюжет, цветовую гамму, стиль исполнения.

Ниже приводятся несколько выполненных творческих заданий «Витражи»:

Ромашова Вика

Ледяева Ника

Колосова Инес


После выполнения задания «Витражи» ребята приступают к выполнению задания

 «Узоры оград». В этом задании они осваивают приём переноса изображения из одного файла в другой в режиме «без фона»:  создаётся файл с основным рисунком, который сохраняется, затем создаётся файл, используемый для рисования деталей. Этот приём в дальнейшем ребята применяют для создания сложных рисунков. В данном случае, в качестве основы выбирается рисунок парка, а в дополнительном файле рисуется фрагмент решетки, узор которой придумывается самостоятельно с использованием всех полученных знаний. Далее полученная решетка переносится в основной файл.

Пример фрагмента узора ограды

Копии фрагмента

 

Примеры созданных на занятии узоров оград:

Жарова Саша

Бобкова Алиса

Звонарёв Коля

Примеры оград на фоне:

        

Фролова Настя

        

Бобкова Алиса

Зайцев Сергей

После анализа и оценки выполненных заданий обсуждается возможность углубить полученные знания и умения, обратившись к специальной литературе или сайтам Интернета, и создать своими руками или с помощью родителей (важное сотворчество!) витраж в своём доме или витражные сувениры: подвесы, светильники, блюда. Раньше стоимость изготовления витражей была очень велика, но сейчас появились витражные плёнки, специальные металлические ленты, которые позволяют украшать стёкла более дешёвым способом, чем ранее.

Сообщаю воспитанникам о том, что с аналогичными заданиями мы встретимся при изучении графического редактора PhotoShop, выполняя имитацию резьбы по дереву с инкрустацией и создавая витражи с помощью инструмента «Перо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

Портфолио педагога дополнительного образования Никулиной Инги Александровны

В данном портфолио  размещены, информация о коллективе, победы на конкурсах, сотрудничество, выпускники, методические сборники, и.т.д....

Разработка занятий "Витражи" и "Узоры оград" педагога дополнительного образования Тихоновой Ольги Александровны

Описывается занятие, проводимое для детей 11-12 лет, в рамках авторской программы "Мой друг - компьютер" педагога Тихоновой О. А. в учреждении дополнительного образования. Воспитанники знакомятся с те...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Коваленко Ольги Валерьевны.

Cоздание педагогических условий для развития способностей и воспитания личности обучающегося средствами декоративно-прикладного творчества....

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Олейникова Оксана Александровна Д/О «Технология обработки материалов. Обработка древесины» 1, 2 год обучения За 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

АНАЛИЗ  РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОлейникова Оксана Александровна Д/О «Технология обработки материалов. Обработка древесины» 1, 2 год обученияЗа 2021-2022 УЧЕБНЫ...


 

Комментарии

Тихонова Ольга Александровна

Развитие детского творчества, фантазии осуществляется на этих занятиях очень эффективно.