Рабочая программа по учебному предмету ХИМИЯ на уровень основного общего образования 8-9 КЛАССЫ
рабочая программа по химии (8, 9 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  составлена на основе Примерной программы по учебным предметам основного общего образования «Химия. 8 – 9 классы», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения. .Рабочая программа составлена на основе  предметной линии учебников под редакцией Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана. Данная линия учебников рекомендована Министерством просвещения Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 Р.П.ПРИЮТОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(МАОУ СОШ №16 Р.П.ПРИЮТОВО)

РАССМОТРЕНО                                     СОГЛАСОВАНО                                       УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                                 Заместитель директора по УВР                Директор МАОУ СОШ № 16 р.п.Приютово

Протокол № 1                                          ________   ______________                   ____________________ Р. З. Габдуллина

от « ___» ____ 20 ___ г.                        « ____ » _________ 20 ___ г.                       Приказ от  «___» ______ 20 ___ г. № _____

_______   _______________                        

Рабочая программа

по учебному предмету ХИМИЯ

на уровень основного общего образования 8-9 КЛАССЫ

(Приложение к основной образовательной программе основного  общего образования МАОУ СОШ № 16 р.п.Приютово)

Срок реализации: 2 года (8,9 кл.)

Составитель:Низамова Альбина Рашитовна, учитель химии

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  составлена на основе Примерной программы по учебным предметам основного общего образования «Химия. 8 – 9 классы», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения. .Рабочая программа составлена на основе  предметной линии учебников под редакцией Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана. Данная линия учебников рекомендована Министерством просвещения Российской Федерации.

Описание места  учебного предмета «Химия» в учебном плане: в соответствии с  Учебным планом МАОУ СОШ №16 р.п.Приютово  химия изучается с 8 по 11 класс. Общая недельная нагрузка  обучения составляет 2 часа. Химия  входит в предметную образовательную область «естественно-научные предметы»

Изучение учебного предмета «Химия» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание   общероссийской   идентичности,   гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (14—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • освоение  на уровне функциональной грамотности системы знаний,  необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных  национальностей  и  вероисповеданий;   самостоятельной познавательной деятельности;  правоотношений;  семейно-бытовых отношений.

Задачи предмета:

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
  • осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Рабочая программа  позволяет направить    образовательный процесс  на реализацию и достижение планируемых результатов, которые основаны на дифференциации требований к подготовке как одаренных обучающихся, так  и обучающихся с ОВЗ. Содержание учебного материала для школьного урока учитель  отбирает  и адаптирует с учетом особых образовательных потребностей всех обучающихся. Для обучающихся  освоение учебного материала на уроке  осуществляется с помощью различных  методов и приемов. В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты.

Личностные результаты - индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).

Метапредметные результаты - овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Предметные результаты определяются совместно с учителем - овладение содержанием ООП ООО  с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ.

Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихсявсего  класса.

 Важным моментом в урочной деятельностис одаренными детьми  является развитие интеллектуальных умений учащихся, раскрыть которые помогают личностно-ориентированный, дифференцированный, исследовательский подход. Основные формы работы с одаренными учащимися: участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, исследовательская работа, индивидуальные проекты и др.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» в 8-9 классах

Личностные результаты:

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливоеотношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А. Г. Асмолов).

Ниже раскрыто содержание указанных критериев.

Самоопределение включает в себя:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

  • чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
  • осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

  • ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразованиевключает формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирования мотивов достижения и социального признания;
  • мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

  • формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
  • ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  • формирование моральной самооценки;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Исходя из данных направлений, обозначены критерии сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Данные результаты конкретизированы для обучающихся пятого, шестого, седьмого, восьмого и девятого классов (таблица 1).

Учитывая социальную ситуацию развития подростка, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов основного общего образования.Они отражают особенности развития его личности в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».

Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л. С. Выготский). В подростковом возрасте она определяется особенностями ведущей деятельности данного возраста интимно-личностным общением.

В этот период происходит второе рождение «личностного Я в социуме». Формируется важное системное новообразование – «чувство взрослости», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, формируется личностная самооценка. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».

Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются его семейные отношения, в качестве второго блока определен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации подростка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии подростка и его определяют отношение к учебной деятельности и межличностному общению. Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и значимостью семьи для подростка. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Он учит подростка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других. При этом возникновение подростковый возраст характеризуется возникновением новых ценностных ориентаций, конфликтами с родителями из-за неприятия его стремления к независимости.

Учебная деятельность, которая была ведущей в младшем школьном возрасте, сменяется на значимость интимно-личностного общения. Меняется отношение к школе, она становится местом активных взаимоотношений со сверстниками. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие подростка зависит от того насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками. Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность подростка с точки зрения успешности его адаптации в основной школе и в дальнейшем в социуме.

Однако подросток не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство. Блок «Родной край» отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности подростка с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.

Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями подростка о стране, в которой он проживает, ее культурно исторических ценностях и традиция многонационального народа.

Выделенные выше личностные результаты конкретизированы для обучающихся шестых-девятых классов в соответствии с социальными блоками (Таблицы 1-2).

Таблица 1

Блоки личностных планируемых результатов (8 класс)

Критерии

сформированности

Блок

«Я»

Блок

«Семья»

Блок

«Школа»

Блок

«Родной край»

Блок

«Россия и мир»

        Результат

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству

  Осознанное следование ценностным установкам многонационального российского общества

 . Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России

1.6. Сформированность целостного мировоззрения, включающего  осознание жизненных позиций людей, их убеждений, идеалов, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

Сформированность чувства ответственности в совершении осознанных поступков перед Родиной

     Наличие знаний технологий выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона

Смыслообразование

Сформированность ответственного отношения к учению, стремление к саморазвитию

        Готовность и способность вести диалог с другими людьми

      . Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и других видов деятельности

Сформированность безопасного поведения  и направленность на поддержание здорового образа жизни

           Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных особенностей

Сформированность индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

Нравственно-этическая ориентация

Принятие ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, развитие способов реализации собственного лидерского потенциала

  Принятие ценности семьи и ее значения в жизни человека и общества

     Готовность к занятию туризмом и экотуризмом, поведение, направленное на природоохранную деятельность

 . Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, вере, гражданской позиции; традициям, языкам, ценностям народов родного края, России

    Осуществление личностного выбора на основе нравственных чувств и нравственного поведения, ответственность за совершенные поступки

Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России, творческой деятельности эстетического характера

таблица 2

Блоки личностных планируемых результатов (9 класс)

Критерии

сформированности

Блок

«Я»

Блок

«Семья»

Блок

«Школа»

Блок

«Родной край»

Блок

«Россия и мир»

        Результат

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

1Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной

Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов ипотребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Смыслообразование

Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

           Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Готовность к соблюдению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

Нравственно-этическая ориентация

 Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

 Осознание значения семьи в жизни человека и общества,принятие ценности семейной жизни,уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира.

Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты:

В соответствии с требованиями Стандарта метапредметные планируемые результаты отражают:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Структура метапредметных результатов определяется перечнем регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (таблица 1).

Таблица 1

Метапредметные планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Метапредметные планируемые результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)

Р1.1Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

Р1.2Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

Р1.3Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Р1.4Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Р1.5Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Р1.6Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование)

Р2.1Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

Р2.2Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Р2.3Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

Р2.4Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

Р2.5Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

Р2.6Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Р2.7Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения

Р2.8Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

Р2.9Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию

Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция)

Р3.1Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности

Р3.2Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

Р3.3Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

Р3.4Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

Р3.5Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата

Р3.6Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

Р3.7.Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

Р3.8.Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка)

Р4.1Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

Р4.2Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Р4.3Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий

Р4.4Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Р4.5Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

Р4.6Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)

Р5.1Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

Р5.2Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

Р5.3Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Р5.4Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Р5.5Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

Р5.6Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)

Познавательные универсальные учебные действия

П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)

П6.1Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

П6.2Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов

П6.3Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

П6.4Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

П6.5Выделять явление из общего ряда других явлений

П6.6Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

П6.7Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

П6.8Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

П6.9Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

П6.10Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

П6.11Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

П6.12Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения)

П6.13Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

П7Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование)

П7.1Обозначать символом и знаком предмет и/или явление

П7.2Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

П7.3Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

П7.4Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения

П7.5Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

П7.6Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

П7.7Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

П7.8Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

П7.9Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

П7.10Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

П8 Смысловое чтение

П8.1Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

П8.2Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

П8.3Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

П8.4Резюмировать главную идею текста

П8.5Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction)

П8.6Критически оценивать содержание и форму текста

П8.7Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах

П8.8Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов)

П8.9Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

П9.1Определять свое отношение к природной среде

П9.2Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов

П9.3Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций

П9.4Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

П9.5Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды

П9.6Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы

П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

П 10.1Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

П 10.2Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями

П 10.3Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска

П10.4Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные универсальные учебные действия

К11Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)

К11.1Определять возможные роли в совместной деятельности

К11.2Играть определенную роль в совместной деятельности

К11.3Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

К11.4Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации

К11.5Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

К11.6Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

К11.7Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

К11.8Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

К11.9Выделять общую точку зрения в дискуссии

К11.10Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

К11.11Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

К11.12Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога

К12Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация)

К12.1Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

К12.2Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

К12.3Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

К12.4Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

К12.5Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога

К12.6Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

К12.7Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

К12.8Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления

К12.9Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя

К12.10Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

К13Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)

К13.1Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

К13.2Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

К13.3Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи

К13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

К13.5Использовать информацию с учетом этических и правовых норм

К13.6Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Заданная структура метапредметных результатов является основой для определения оценочных процедур и выбора типовых задач применения универсальных учебных действий. Взаимообусловленные связи между структурными компонентами основной образовательной программы «Метапредметные планируемые результаты», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», «Программа развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Способы развития и оценки метапредметных планируемых результатов

Универсальные учебные действия

Типовые задачи применения УУД (программа развития УУД)*

Оценочные процедуры (система оценки достижения метапредметных результатов)

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)

Постановка и решение учебных задач

Учебное сотрудничество

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Эколого-образовательная деятельность

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Групповой проект

Индивидуальный проект

Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование)

Постановка и решение учебных задач

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Индивидуальный проект

Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция)

Постановка и решение учебных задач

Поэтапное формирование умственных действий

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Групповой проект

Индивидуальный проект

Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка)

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Групповой проектИндивидуальный проект

Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)

Постановка и решение учебных задач

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Эколого-образовательная деятельность

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)

Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий

Стратегии смыслового чтения

Дискуссия

Метод ментальных карт

Эколого-образовательная деятельность

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Дебаты

Кейс-метод

Письменная работа на межпредметной основе

П7Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование)

Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование

Поэтапное формирование умственных действий

Метод ментальных карт

Кейс-метод

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Письменная работа на межпредметной основе

Практическая работа с использованием ИКТ

П8 Смысловое чтение

Стратегии смыслового чтения

Дискуссия

Метод ментальных карт

Кейс-метод

Дебаты

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Письменная работа на межпредметной основе

Групповой проект

Индивидуальный проект

П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Эколого-образовательная деятельность

П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

Применение ИКТ

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Коммуникативные универсальные учебные действия

К11Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Дискуссия

Эколого-образовательная деятельность

Кейс-метод

Метод проектов (групповые)

Дебаты

Экспертный лист

Групповой проект

К12Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация)

Организация учебного сотрудничества

Дискуссия

Кейс-метод

Дебаты

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию

Учебно-исследовательская деятельность

Групповой проект

Индивидуальный проект

К13Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)

Применение ИКТ

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Групповой проект

Индивидуальный проект

Практическая работа с использованием ИКТ

Предметные результаты.

      Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
  • различать химические и физические явления;
  • называть химические элементы;
  • определять состав веществ по их формулам;
  • определять валентность атома элемента в соединениях;
  • определять тип химических реакций;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
  • составлять формулы бинарных соединений;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
  • получать, собирать кислород и водород;
  • распознавать опытным путем газообразного вещества: кислород, водород;
  • раскрывать смысл закона Авогадро;
  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
  • характеризовать физические и химические свойства воды;
  • раскрывать смысл понятия «раствор»;
  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
  • распознавать опытным путем растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;
  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
  • определять степень окисления атома элемента в соединении;
  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;
  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
  • определять окислитель и восстановитель;
  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  • классифицировать химические реакции по различным признакам;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
  • распознавать опытным путем газообразного вещества: углекислый газ и аммиак;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
  • для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических формул
  • с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
  • для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в химии.

     Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Содержание учебного предмета «Химия»

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

    Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных знаний при решении практических задач.

В соответствии с ФГОС СОО химия может изучаться на базовом и углубленном уровнях.

   Изучение химии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.

     Содержание базового курса позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; возрастающая роль химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды.

     Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Базовый уровень

Основы органической химии        

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.

Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.

Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.

Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.

Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.

Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.

Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.

Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.

Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.

Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.

Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.

Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Теоретические основы химии

Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.

Химия и жизнь

Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.

Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.

Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.

Тематическое планирование по учебному предмету «Химия»

с указанием количества часов, отводимых на изучение разделов

8 класс (2 часа в неделю, в год 68 часов)

Номера уроков

Количество часов

Изучаемый раздел программы

Наименование уроков

1-19

19

Первоначальные химические понятия

Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Предмет химии. Вещества. Методы познания в химии. Чистые вещества и смеси. Практическая работа №1 «Очистка поваренной соли». Физические и химические явления. Химические реакции. Атомы, молекулы и ионы. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Обобщение по теме «Первоначальные химические понятия». Контрольная работа № 1 «Первоначальные химические понятия».

20-29

10

Периодический закон и строение атома

Анализ контрольной работы. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Строение атома. Распределение электронов по энергетическим уровням. Характеристика химических элементов по положению в таблице Д.И. Менделеева. Значение периодического закона. Обобщение по теме «Периодический закон и строение атома».

30-36

7

Кислород. Горение.

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение. Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Тепловой эффект химических реакций. Обобщение по теме «Кислород. Горение». Контрольная работа № 2 по темам «Периодический закон и строение атома» и «Кислород. Горение»

37-39

3

Водород.

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение. Свойства и применение водорода. Практическая работа № 2 «Получение водорода и исследование его свойств».

40-43

4

Вода. Растворы.

Вода. Химические свойства и применение воды. Вода – растворитель. Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Практическая работа № 3 «Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества».

44-48

5

Количественные отношения в химии.

Вычисление с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса». Закон Авогадро. Молярный объем газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Обобщение тем «Водород» и «Вода. Растворы». Контрольная работа № 3 по темам «Водород» и «Вода. Растворы».

49-57

9

Важнейшие классы неорганических соединений

Классификация неорганических веществ. Состав оксидов, оснований, кислот, солей. Оксиды. Гидроксиды. Основания. Химические свойства оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты. Химические свойства кислот. Соли. Химические свойства солей. Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». Обобщение темы «Важнейшие классы неорганических соединений. Обобщение темы «Важнейшие классы неорганических соединений». Контрольная работа № 4 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

58-68

10+ 2 часа резерв*

Строение вещества. Химическая связь

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Типы окислительно-восстановительных реакций. Обобщение темы «Строение вещества. Химическая связь». Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. Анализ контрольной работы. Решение задач. Подведение итогов за год

Всего часов

68

69-70*

2

Резерв

Из них:

5

Контрольные работы:

- «Первоначальные химические понятия »

- «Периодический закон и строение атома» и «Кислород. Горение»

-«Водород» и «Вода. Растворы».

-«Важнейшие классы неорганических соединений»

- «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»

4

Практические работы:

-«Очистка поваренной соли»

-«Получение водорода и исследование его свойств»

-«Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества»

-«Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

*при 35 часовой учебной нагрузке

9 класс (2 часа в неделю, в год 66 часов)

Номера уроков

Количество часов

Изучаемый раздел программы

Наименование уроков

  •                   1-10

10

Введение.Вводный инструктаж: поведение в кабинете химии, ТБ на уроках. Оказание ПМП.Строение атома.Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Амфотерные оксиды и гидроксиды.Окислительно – восстановительные реакции.Решение  типовых задач

11-24

14

Металлы.Положение металлов  в П С Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов.Общие химические свойства металлов.  Сплавы. Коррозия металлов.

Получение металлов. Электролиз расплавов.Электролиз растворов.

Щелочные металлы. Важнейшие соединения.Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы.Важнейшие соединения.Алюминий. Соединения алюминия.Железо.Генетические ряды железа (2)  и железа (3). Важнейшие соли железа.

25-51

27

Неметаллы. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.

Водород. Галогены. Соединения галогенов. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. Общая характеристика халькогенов.  Кислород. Сера – простое вещество.

Бинарные соединения серы. Серная кислота. Производство серной кислоты.

Азот – простое вещество. Аммиак. Соли аммония. Кислородные соединения азота. Азотная кислота. Соли азотной кислоты - нитраты и нитриты.

Фосфор: значение и применение. Соединения фосфора.

Углерод. Кислородные соединения углерода. Угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.

52-62

11

Органические вещества. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Предельные углеводороды.

Непредельные углеводороды: алкены. Непредельные углеводороды: алкины.

Ароматические углеводороды. Бензол. Спирты. Альдегиды

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.  Сложные эфиры. Жиры. Мыла.Аминокислоты и белки.

63-64

2

Химия и жизнь. Минеральные удобрения: азотные, калийные, фосфорные.

Химия и здоровье.

65-66

2

Повторение

Всего часов

66

67-68*

2

Резерв

Из них:

4

Контрольные работы:

- «Металлы»;

- «Неметаллы»;

-  «Органические соединения»;

- Итоговая контрольная работа.

5

Практические работы:

- «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»;

-  «Качественные реакции на ионы металлов»;

- «Изучение свойств соляной кислоты»;

- «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»;

- «Получение углекислого газа и изучение его свойств».

*при 34 учебной нагрузке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по химии на уровень основного общего образования (8-9 класс)

рабочая программа по химии на уровень основного общего образования 8-9 классы (по О.С. Габриеляну)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету технология на уровень основного общего образования (5-8 классы)

Обучающийся научится:•          называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании:Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Ст...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...

Рабочая программа по учебному предмету ХИМИЯ на уровень среднего общего образования 10-11 КЛАССЫ

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  составлена на основе Примерной программы по учебным предметам основного общего образования «Химия. 10 – 11 классы», соот...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...