Конспект открытого урока: "Золотая хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Подготовила: Еремина Екатерина Алексеевна. Учитель изобразительного искусства МБОУ Обуховская СОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrtogo_uroka_zolotaya_hohloma.docx | 145.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по изобразительному искусству Тема: «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА».
Подготовила: Еремина Екатерина Алексеевна. Учитель изобразительного искусства МБОУ Обуховская СОШ.
Форма проведения: Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.
Задачи:
- Образовательные: Выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления композиции в традициях народного промысла.
- Воспитательные: Воспитать нравственные, эстетические качества, пробудить интерес к народному промыслу.
- Развивающие: Развить образное мышление, творческое представление, фантазию.
Технические средства обучения.
- Для учителя: Конспект урока, проектор, экран, презентация, образцы посуды хохломского промысла.
- Для учащихся: Простые карандаши, ластики, лист тонированной бумаги желтого цвета, кисти белка №2, краски гуашь.
Ход урока
I. Организационный момент. Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к уроку.
II. Изучение новой темы
Сегодня мы продолжим наше знакомство с народными промыслами России. Тема нашего урока: “Золотая хохлома”, именно так называют этот промысел в народе. (Слайд №1).
На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с его историей, узнаете приемы, способы и виды этой росписи. И, на один урок, превратитесь в мастеров по росписи деревянной посуды. (Слайд №2).
Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. (Слайд №3).
Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена “Знак Почета” “Хохломская Роспись” (Слайд № 4).
С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие “Хохломская Роспись” является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы. (Слайд №5).
Город находится в 68 километрах на северо-восток от Нижнего Новгорода. Семеновский район расположен в лево-бережной части Нижегородской области в бассейне извилистой лесной реки Керженец. Восемьдесят процентов территории района покрыто лесами. (Слайд №6).
В этом городе сохранилось много интересных старинных зданий и сооружений, представляющих историческую и архитектурную ценность. (Слайд №7). Одной из главных достопримечательностей города стал открытый в 2008 году Музейно-туристический центр “Золотая Хохлома”. (Слайд №8).
Ручная хохломская роспись изделий показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка. (Слайд №9).
В росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Прежде чем стать золотым изделие проходит несколько стадий производства. (Слайд №10).
Стадии производства изделий хохломской росписи.
1. На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая “бельем”. “Белье” еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке. (Слайд №11).
2. Лужение. В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. (Слайд №12).
3. Покрытие лаком. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в “золото”, и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. (Слайд №13).
4. Роспись готового изделия. Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски. Кроме черного, красного и золотого цвета – традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. (Слайд №14).
В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое" и "верховое".
“Фоновая” роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или
красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. (Слайд № 15)
При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента: "травка", роспись"под листок" или "под ягодку ". (Слайд №16).
“Травка” - главный мотив хохломской росписи. "Травная роспись" напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фон. (Слайд № 17).
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. ( Слайд №18).
Сегодня хохломскую роспись можно увидеть не только на деревянной посуде. В этом стиле можно расписывать и другие современные вещи. Например новогодние шарики, компьютерную клавиатуру и даже автомобиль. (Слайд №19).
Где используется “верховая” роспись, а где “фоновое” письмо? (Слайд №20).
Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей. (Слайд №21).
В настоящее время ЗАО “Хохломская роспись” стабильно работает и развивается, шиите увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. (Слайд №22).
III. Практическая работа
Придумайте интересную форму предмета и распишите его травным орнаментом с ягодами или цветами. На желтой бумаге наведите стебель плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Припишите к стеблю кудреватую травку, тонкую осоку. Следите за колоритом рисунка. (Слайд №23).
IV. Закрепление полученных знаний.
Вопросы:
1. Почему хохломские изделия называют золотыми?
2. Что значит образ в росписи?
3. Какой город считают столицей золотой хохломы?
4. Назовите виды хохломской росписи.
5. Почему эта посуда до сих пор живет, а промысел известен по все России?
6. Пользуетесь ли вы в быту хохломской посудой? (Слайд №24).
V. Итог урока. Демонстрация наиболее удачных работ. Выставка. Оценки.
Методическая литература.
- Изобразительное искусство. Н.А.Горяева, О.В.Островская “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”. 5 класс. Рабочая тетрадь по основам народного искусства “Хохломская роспись”.
Интернет-ресурсы.
- http://hohloma-style.ru/page/articles/5
- http://www.samoffar.ru/
Форма проведения: Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.
Задачи:
- Образовательные: Выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления композиции в традициях народного промысла.
- Воспитательные: Воспитать нравственные, эстетические качества, пробудить интерес к народному промыслу.
- Развивающие: Развить образное мышление, творческое представление, фантазию.
Технические средства обучения.
- Для учителя: Конспект урока, проектор, экран, презентация, образцы посуды хохломского промысла.
- Для учащихся: Простые карандаши, ластики, лист тонированной бумаги желтого цвета, кисти белка №2, краски гуашь.
Ход урока
I. Организационный момент. Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к уроку.
II. Изучение новой темы
Сегодня мы продолжим наше знакомство с народными промыслами России. Тема нашего урока: “Золотая хохлома”, именно так называют этот промысел в народе. (Слайд №1).
На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с его историей, узнаете приемы, способы и виды этой росписи. И, на один урок, превратитесь в мастеров по росписи деревянной посуды. (Слайд №2).
Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. (Слайд №3).
Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена “Знак Почета” “Хохломская Роспись” (Слайд № 4).
С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие “Хохломская Роспись” является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы. (Слайд №5).
Город находится в 68 километрах на северо-восток от Нижнего Новгорода. Семеновский район расположен в лево-бережной части Нижегородской области в бассейне извилистой лесной реки Керженец. Восемьдесят процентов территории района покрыто лесами. (Слайд №6).
В этом городе сохранилось много интересных старинных зданий и сооружений, представляющих историческую и архитектурную ценность. (Слайд №7). Одной из главных достопримечательностей города стал открытый в 2008 году Музейно-туристический центр “Золотая Хохлома”. (Слайд №8).
Ручная хохломская роспись изделий показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка. (Слайд №9).
В росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Прежде чем стать золотым изделие проходит несколько стадий производства. (Слайд №10).
Стадии производства изделий хохломской росписи.
1. На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая “бельем”. “Белье” еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке. (Слайд №11).
2. Лужение. В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. (Слайд №12).
3. Покрытие лаком. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в “золото”, и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. (Слайд №13).
4. Роспись готового изделия. Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски. Кроме черного, красного и золотого цвета – традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. (Слайд №14).
В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое" и "верховое".
“Фоновая” роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или
красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. (Слайд № 15)
При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента: "травка", роспись"под листок" или "под ягодку ". (Слайд №16).
“Травка” - главный мотив хохломской росписи. "Травная роспись" напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фон. (Слайд № 17).
Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. ( Слайд №18).
Сегодня хохломскую роспись можно увидеть не только на деревянной посуде. В этом стиле можно расписывать и другие современные вещи. Например новогодние шарики, компьютерную клавиатуру и даже автомобиль. (Слайд №19).
Где используется “верховая” роспись, а где “фоновое” письмо? (Слайд №20).
Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей. (Слайд №21).
В настоящее время ЗАО “Хохломская роспись” стабильно работает и развивается, шиите увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. (Слайд №22).
III. Практическая работа
Придумайте интересную форму предмета и распишите его травным орнаментом с ягодами или цветами. На желтой бумаге наведите стебель плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Припишите к стеблю кудреватую травку, тонкую осоку. Следите за колоритом рисунка. (Слайд №23).
IV. Закрепление полученных знаний.
Вопросы:
1. Почему хохломские изделия называют золотыми?
2. Что значит образ в росписи?
3. Какой город считают столицей золотой хохломы?
4. Назовите виды хохломской росписи.
5. Почему эта посуда до сих пор живет, а промысел известен по все России?
6. Пользуетесь ли вы в быту хохломской посудой? (Слайд №24).
V. Итог урока. Демонстрация наиболее удачных работ. Выставка. Оценки.
Методическая литература.
- Изобразительное искусство. Н.А.Горяева, О.В.Островская “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”. 5 класс. Рабочая тетрадь по основам народного искусства “Хохломская роспись”.
Интернет-ресурсы.
- http://hohloma-style.ru/page/articles/5
- http://www.samoffar.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Золотая хохлома".
План-конспект урока в коррекционной школе VIII вида...
Открытый урок «Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода»
урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации....
Конспект урока "Золотая хохлома"
Тип урока: урок ознакомления с новым материаломПредмет: Изобразительное искусствоКласс: 3-а (дети с легкой умственной отсталостью) УМК «Школа России»Дата проведения: 2013 г.Учитель: Кокоул...
План-конспект открытого урока "Золото России"
Данный урок разработан для предмета по выбору "Мастерство декоративного оформления" и ставит цель формировать интерес к народным промыслам, продолжить знакомство с хохломским промыслом; учить вы...
конспект к уроку «Золотая клетка» или свобода? (По сказке-притче В.М. Гаршина «Attalea Princeps»)
конспект к уроку «Золотая клетка» или свобода? (По сказке-притче В.М. Гаршина «Attalea Princeps»)...
Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.
Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...
Открытый урок "Золотая хохлома"
Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе....