Открытый урок «Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода»
презентация к уроку по геометрии (8 класс) по теме
урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 46 КБ |
архив презентации | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
«Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода»
урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации.
Цель: знакомство учащихся с золотой пропорцией и связанных с ней соотношениях, наблюдаемых в живой природе, живописи, скульптуре, архитектуре; развитие способности применять полученные знания и умения в самостоятельной работе; расширение сферы математических знаний учащихся; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою родину.
1.Оргмомент.
2.Лекция о золотом сечении, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором большая часть так относится ко всему отрезку, как меньшая часть относится к большей; или другими словами, меньший отрезок к большему как больший ко всему c : b = b : a. (Демонстрация слайда.)
Согласно мнению Иоганна Кеплера, геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора, другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении.
С историей золотого сечения связано имя итальянского математика Фибоначчи. Ряд чисел 0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. (Демонстрация слайда.) Его особенность заключается в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. Отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления (21:34=0,617; 34:55=0,618).
Скульпторы, архитекторы, художники использовали и используют золотое сечение в своих произведениях. Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон – храм Афины. Многие исследователи, стремившиеся раскрыть секрет гармонии Парфенона, искали и находили в соотношении его частей золотую пропорцию. (Демонстрация слайда.)
Мотивы золотого сечения просматриваются в картинах И.И. Шишкина. Ярко освещенная солнцем сосна делит картину по золотому сечению. Справа – освещенный солнцем пригорок также делит картину по горизонтали по золотому сечению. (Демонстрация слайда.)
Холст, на котором написана «Тайная вечеря» Сальвадора Дали, имеет форму золотого прямоугольника, стороны которого находятся в золотом отношении. (Демонстрация слайда.)
Золотой прямоугольник обладает многими интересными свойствами. Если, например, от золотого прямоугольника АВСD отрезать квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника, то снова получим золотой прямоугольник EFCD и т.д. (Демонстрация слайда.) Если этот процесс продолжить, то получим «вращающиеся квадраты». Когда соединим их вершины плавной кривой, то получим золотую спираль. (Демонстрация слайда.)
Если золотой прямоугольник использовался художниками для создания у зрителя ощущения покоя, уравновешенности, то золотая спираль, напротив, применялась для выражения тревоги, бурных событий, как на картине Рафаэля «Избиение младенцев», 1509г. (Демонстрация слайда.)
Рассматривая расположение листьев на стебле растений можно заметить, что между каждыми двумя парами листьев (А и С) третья расположена в месте золотого сечения (В). (Демонстрация слайда.)
В природе золотую спираль представляют раковины многих моллюсков, улиток, а также рога архаров закручиваются по золотой спирали. Паук эпейра сплетает паутину по золотой спирали. (Демонстрация слайда.)
Золотое сечение заложено в пропорциях человеческого тела.
Примером является статуя Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света). (Демонстрация слайда.)
Подведем итоги нашей лекции. Итак, золотое сечение, золотой прямоугольник и золотая спираль являются математическими символами идеального соотношения формы и роста. В. Гете считал их даже математическим символом жизни и духовного развития.
3.Демонстрация фрагмента кинофильма «Новгород Великий» о памятниках архитектуры Великого Новгорода.
4. Демонстрация слайдов некоторых архитектурных сооружений Великого Новгорода с кратким рассказом о них.
Наш город являлся культурным и торговым центром на протяжении многих веков. На его территории расположено огромное количество памятников архитектеры.
Главная церковь Великого Новгорода—Софийский Собор(1045—1050годы). За свое долгое существование он множество раз перестраивался, горел, был разрушен при авианалетах во время Великой Отечественной войны, но при его восстановлении первоначальные размеры сохранились.
1439 год — дата строительства звонницы Софийского собора, принятая уже в середине прошлого века. Колокола звонницы уже не висят в ее пролетах, а помещаются перед ней на постаменте. Самые древние — два меньших колокола в 80 и 200 пудов весу. С одним из древних, несохранившихся колоколов связана легенда об Иване Грозном. Согласно легенде, Иван Грозный как-то направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Едва царский конь вступил на мост, как усердный звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Казненный колокол получил поэтому прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице.
Памятник «Тысячелетие России»--монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь .Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Осипович Микешин и И. Н. Шредер и архитектор В. А. Гартман. Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора.
Церковь Жен мироносиц заложена в 1508 году по заказу московского купца. Это четырехстолпный одноглавый храм с тремя алтарными выступами, трехэтажный. В нижних этажах разместились обширные склады для хранения товаров.
К востоку от церкви Жен-мироносиц в непосредственном соседстве с ней стоит миниатюрная отлично сохранившаяся церковь Прокопия «с погребом», выстроенная гостем Дмитрием Ивановичем Сырковым. Подобно церкви Жен-мироносиц, этот храм имеет три этажа. Кроме подклета на уровне земли, под церковью устроен подвал, или, как назвал его летописец, «погреб». Как и в храмах XV века, этажность постройки на фасадах не выражена.
Территория Торга простиралась значительно дальше к северу. Об этом свидетельствует каменная церковь Георгия на Лубянице, расположенная на Знаменской улице, севернее церкви Успения. Каменная церковь Георгия была выстроена на месте более древней деревянной церкви того же имени в 1356 году, то есть жителями Лубяницы - улицы, проходившей через Торг.
К западу от церкви Георгия стоит недавно восстановленная из руин, известная в истории древнего Новгорода церковь Ивана на Опоках, возведенная в 1127 - 1130 годах князем Всеволодом Мстиславичем. Вскоре после окончания постройки Всеволод специальной грамотой передал церковь новгородским купцам-вощаникам. При церкви Ивана на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трех старост от бояр и двух от купцов. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам. В церкви Ивана хранились контрольные эталоны мер - «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для взвешивания драгоценных металлов, «скалвы [весы] вощаные» и пр.
5.Самостоятельная работа. Учащимся выдаются иллюстрации вышеперечисленных архитектурных сооружений. Проводя необходимые измерения, ученики должны найти на них золотую пропорцию.
6. Проверка самостоятельной работы. Вновь демонстрируются слайды с изображением памятников архитектуры, но с уже нанесенными на них числами ряда Фибоначчи. Выходя к доске, ребята рассказывают, где им удалось найти золотую пропорцию.
7. Итог урока. Итак, как вы сами убедились, памятники архитектуры Великого Новгорода построены по законам золотого сечения, именно поэтому они выглядят так красиво и гармонично. Кроме того, вы поняли, какую роль играет математика в искусстве и что геометрия является необходимым элементом общего образования и культуры.
8. Домашнее задание. В нашем районе города расположена церковь Александра Невского. Сфотографируйте ее, выполните необходимые измерения и узнайте, использовались ли при ее построении пропорции золотого сечения.
Подписи к слайдам:
Конкурсное направление: создание собственных ЦОРовОбразовательная область: дополнительное образование
ЗайцеваЛюбовьСергеевна «Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода» урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации Золотое сечение в архитектуре Новгородских храмов
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором большая часть так относится ко всему отрезку, как меньшая часть относится к большей; или другими словами, меньший отрезок к большему как больший ко всему c : b = b : a
с
а
в
= 0,618
«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора, другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении.» Иоганн Кеплер.
Ряд чисел: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, и т. д. известен как ряд Фибоначчи.Отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. 3:5=0,6; 5:8=0,625; 8:13=0,615 и так далее.
месяцы
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
И т. д.
Пары кроликов
0
1
1
2
3
5
8
13
21
34
55
89
144
И т. д.
Скульпторы, архитекторы, художники использовали и используют золотое сечение в своих произведениях.К примеру, в храме Парфенон в Афинах отношение высоты здания к его длине равно .
Золотое сечение в природе
Рассматривая расположение листьев на стебле растений можно заметить, что между каждыми двумя парами листьев (А и С) третья расположена в месте золотого сечения (В).
Золотое сечение в живописи
Мотивы золотого сечения просматриваются в картинах И.И. Шишкина. Ярко освещенная солнцем сосна делит картину по золотому сечению. Справа – освещенный солнцем пригорок также делит картину по горизонтали по золотому сечению.
«Корабельная роща»
Холст, на котором написана «Тайная вечеря» Сальвадора Дали, имеет форму золотого прямоугольника, стороны которого находятся в золотом отношении.
«Тайная вечеря» С. Дали
Золотой прямоугольник
Золотой прямоугольник обладает многими интересными свойствами. Если, например, от золотого прямоугольника АВСD отрезать квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника, то снова получим золотой прямоугольник EFCD и т.д.
Золотая спираль
Если этот процесс продолжить, то получим «вращающиеся квадраты». Когда соединим их вершины плавной кривой, то получим золотую спираль.
Если золотой прямоугольник использовался художниками для создания у зрителя ощущения покоя, уравновешенности, то золотая спираль, напротив, применялась для выражения тревоги, бурных событий.
«Избиение младенцев» Рафаэль, 1509 г.
Золотая спираль в природе
В природе золотую спираль представляют раковины многих моллюсков, улиток, а также рога архаров закручиваются по золотой спирали.Паук эпейра сплетает паутину по золотой спирали.
Золотое сечение заложено в пропорциях человеческого тела. Примером является статуя Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света).
Итак, золотое сечение, золотой прямоугольник и золотая спираль являются математическими символами идеального соотношения формы и роста.В. Гете считал их даже математическим символом жизни и духовного развития.
Софийский собор Новгородского кремля
Новгородская звонница
1439 год — дата строительства звонницы Софийского собора, принятая уже в середине прошлого века. Колокола звонницы уже не висят в ее пролетах, а помещаются перед ней на постаменте. Самые древние — два меньших колокола в 80 и 200 пудов весу. С одним из древних, несохранившихся колоколов связана легенда об Иване Грозном. Согласно легенде, Иван Грозный как-то направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Едва царский конь вступил на мост, как усердный звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Казненный колокол получил поэтому прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице.
Памятник “Тысячелетие России”
монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь (это событие часто считают началом русской государственности, хотя достоверность его не установлена). Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Осипович Микешин и И. Н. Шредер и архитектор В. А. Гартман. Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора.
К востоку от церкви Жен-мироносиц в непосредственном соседстве с ней стоит миниатюрная отлично сохранившаяся церковь Прокопия «с погребом», выстроенная гостем Дмитрием Ивановичем Сырковым. Подобно церкви Жен-мироносиц, этот храм имеет три этажа. Кроме подклета на уровне земли, под церковью устроен подвал, или, как назвал его летописец, «погреб». Как и в храмах XV века, этажность постройки на фасадах не выражена.
Церковь Георгия на Торгу
Территория Торга простиралась значительно дальше к северу. Об этом свидетельствует каменная церковь Георгия на Лубянице, ныне расположенная на Первомайской (ранее Знаменской) улице, севернее церкви Успения. Каменная церковь Георгия была выстроена на месте более древней деревянной церкви того же имени в 1356 году, то есть жителями Лубяницы - улицы, проходившей через Торг. Ныне существующую церковь Георгия нельзя отнести ранее, чем к концу XVII - началу XVIII века. Только нижняя часть церкви сохранилась от постройки XIV века.
К западу от церкви Георгия стоит недавно восстановленная из руин, известная в истории древнего Новгорода церковь Ивана на Опоках, возведенная в 1127 - 1130 годах князем Всеволодом Мстиславичем. Вскоре после окончания постройки Всеволод специальной грамотой передал церковь новгородским купцам-вощаникам. При церкви Ивана на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трех старост от бояр и двух от купцов. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам. В церкви Ивана хранились контрольные эталоны мер - «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для взвешивания драгоценных металлов, «скалвы [весы] вощаные» и пр.
Софийский собор Новгородского кремля
8
21
8
21
34
34
13
55
〔мղ栔ਂГbґǯЂҳ…‡їƿǀяǿ̿쎀οAutoShape 23ڥࡃܭ॓RྟྡAྪྦрǔːϰԐмղ栕ਂГbґǯЂҳ…‡їƿǀяǿ̿쎀οAutoShape 24يٽڥܲRྟྡAྪྦрǔːϰԐмղ栖ਂГbґǯЂҳ…‡їƿǀяǿ̿쎀οAutoShape 25ಫൠRྟྡAྪྦрǔːϰԐУಢ栗ਂѓHǯЂҳїƿǿ̿쎀οText Box 26ےٽݤSྟྨ5ꄀ∏ȀਨĀ㈀܀ȀĀ䔀ĀĀĀюꘀఏ퐀퀁ဃ༅Ѐퟰሀࣰ᠀hȀ錀僰缀老萀똁蔄Ȁ뼀뼀ᄀ᠀㼀ࠀ耀᫃뼀Ȁ刀攀挀琀愀渀最氀攀 ㈀㜀ༀჰ娀瀀Ḁ圀ༀഀ俰鼀ЏЀꠀď㠀ྡEя︀ྦрǔːϰԐЧ栙ਂ“PǯЂؼҶ…їƿǿ̿쎀οRectangle 28ඎਸ਼๒ଝOྟྨ8ꄀḏȀ܀ȀĀ䔀ĀĀĀюꘀఏ퐀퀁ဃ༅Ѐ爀ਅࣰᨀhȀ쌀拰Ѐ됀缀老똄蔄Ȁ蜀Ā뼀ЀЀ뼀ᄀ쀀!᠁᠀㼀ࠀ耀᫃뼀Ȁ䄀甀琀漀匀栀愀瀀攀 ㈀㤀ༀჰ뼀⤀䜀瘀ༀഀ勰鼀ЏЀꄀ᠏Ā܀Ā䄀ĀĀꨀਏĀĀꘀఏ퐀퀁ဃ༅Ѐ爀ਅࣰᬀhȀ쌀拰Ѐ됀缀老ꐀ돹蔄Ȁ蜀Ā뼀ЀЀ뼀ᄀ쀀!᠁᠀㼀ࠀ耀᫃뼀Ȁ䄀甀琀漀匀栀愀瀀攀 ㌀ ༀჰ踀堀ༀഀ勰鼀ЏЀꄀ᠏Ā܀Ā䄀ĀĀꨀਏĀĀꘀఏ퐀퀁ဃ༅Ѐ퓰ꈀࣰᰀhȀ茀䣰缀老저똟뼄뼀ᄀ᠀㼀ࠀ耀ᣃ뼀Ȁ吀攀砀琀 䈀漀砀 ㌀ༀჰ䜀눀ༀഀ哰鼀ЏЀꠀȏ㈀1ꄀ∏̀ਨĀ㈀܀̀Ā䔀ĀĀĀюꘀఏ퐀퀁ဃ༅ЀሀࣰᴀhȀ錀僰缀老鰀똢蔄Ȁ뼀뼀ᄀ᠀㼀ࠀ耀᫃뼀Ȁ刀攀挀琀愀渀最氀攀 ㌀㈀ༀჰ踀錀ꈀ稀ༀഀ僰鼀ЏЀꠀȏ㈀1ꄀḏ̀܀̀Ā䔀ĀĀĀюꘀఏ퐀퀁ဃ༅Ѐ䣰ሀࣰ h茀ヰ脀茈ԁ錈踁讟鐀梽뼀ሁሀࠀЀः㼀ăĀ
5
8
8
21
21
Ряд Фибоначчи
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т.д.
2
3
1
8
5
5
2
2
1
Новгородская звонница
1439 год — дата строительства звонницы Софийского собора, принятая уже в середине прошлого века. Колокола звонницы уже не висят в ее пролетах, а помещаются перед ней на постаменте. Самые древние — два меньших колокола в 80 и 200 пудов весу. С одним из древних, несохранившихся колоколов связана легенда об Иване Грозном. Согласно легенде, Иван Грозный как-то направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Едва царский конь вступил на мост, как усердный звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Казненный колокол получил поэтому прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице.
Памятник “Тысячелетие России”
8
3
13
3
2
8
8
3
2
5
монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь (это событие часто считают началом русской государственности, хотя достоверность его не установлена). Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Осипович Микешин и И. Н. Шредер и архитектор В. А. Гартман. Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора.
8
5
5
3
1
5
5
3
3
8
8
5
3
2
2
2
2
1
К востоку от церкви Жен-мироносиц в непосредственном соседстве с ней стоит миниатюрная отлично сохранившаяся церковь Прокопия «с погребом», выстроенная гостем Дмитрием Ивановичем Сырковым. Подобно церкви Жен-мироносиц, этот храм имеет три этажа. Кроме подклета на уровне земли, под церковью устроен подвал, или, как назвал его летописец, «погреб». Как и в храмах XV века, этажность постройки на фасадах не выражена.
13
3
3
3
1
1
5
2
2
34
8
5
Церковь Георгия на Торгу
Территория Торга простиралась значительно дальше к северу. Об этом свидетельствует каменная церковь Георгия на Лубянице, ныне расположенная на Первомайской (ранее Знаменской) улице, севернее церкви Успения. Каменная церковь Георгия была выстроена на месте более древней деревянной церкви того же имени в 1356 году, то есть жителями Лубяницы - улицы, проходившей через Торг. Ныне существующую церковь Георгия нельзя отнести ранее, чем к концу XVII - началу XVIII века. Только нижняя часть церкви сохранилась от постройки XIV века.
1
5
3
3
2
1
5
3
К западу от церкви Георгия стоит недавно восстановленная из руин, известная в истории древнего Новгорода церковь Ивана на Опоках, возведенная в 1127 - 1130 годах князем Всеволодом Мстиславичем. Вскоре после окончания постройки Всеволод специальной грамотой передал церковь новгородским купцам-вощаникам. При церкви Ивана на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трех старост от бояр и двух от купцов. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам. В церкви Ивана хранились контрольные эталоны мер - «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для взвешивания драгоценных металлов, «скалвы [весы] вощаные» и пр.
Темы докладов и сообщений
Золотые спирали в природе.Золотое сечение в математическом анализе музыки.Загадка русских саженей.Ритмы стихосложения и золотое сечение.Тайны египетских пирамид.Золотое сечение в технической эстетике.Ритмы сердца и мозга.Золотое сечение в пентаграмме.Ритмы Земли.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое сечение в архитектуре
Презентация раскрывает тему Золотого сечения в архитектуре Древнего мира, архитектуре разных стран мира, архитектуре России и города Батайска Ростовской области. Работа может быть использована на урок...
Урок "Золотое сечение в работе сердца"
Урок интегрированныйпо биологии и математики Золотое сечение в работе сердца....
Урок истории 7 класс "Господин Великий Новгород"
Данный урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида...
Презентация к уроку "Золотое сечение"
Презентация к уроку "Золотое сечение"...
Симметрия и золотое сечение в архитектуре зданий р.п. Хохольский
Симметрия и золотое сечение в архитектуре зданий р.п. Хохольский...
Открытый урок по истории России: "Господин Великий Новгород".
Этот материал представляет собой набор разных видов взаимодействия с учащимися: презентация, тест, игра.Материал был собран на основе информации Интернета и моего личного опыта работы. Использовался н...
Статья по истории математики "Золотое сечение в архитектуре"
Интересный материал по истории математики....